Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Диагностика сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Реферат

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Тест «Взятие ребенком на себя роли»  3

3.     Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)»  4

4.     Тест « Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре (по Д. Б. Эльконину)»  5

5.     Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»  5

6.     Тест « Игровая комната»  6

7.     Заключение  6

Список литературы   7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Вообра­жаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.    Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.

Ниже представлены некоторые тесты, используемые для диагностики сюжетно-ролевой игры.

 

Тест «Взятие ребенком на себя роли»

 

Цель. Изучение особенностей взятия ребенком на себя роли. Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу». Ход проведения исследования. Проводится 3 экспериментальные серии игр с детьми 3-7 лет. Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей». Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций. В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада. Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнений ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием; в «детский сад», в «больницу», в «Семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп. Третья серия. Игры с нарушением" смысла роли. Роль ставится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать 2 ситуации.

Оценка результатов. В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения. Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения. На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры для каждого ребенка. В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражаю­щее логику реального действия и реальных отношений.

 

Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)»

 

Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу. Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных». Ход проведения исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируют с учетом возраста и пола детей. Взрослый организует следующие ситуации: ситуация - экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играю­щим оставить своих дочек в детском саду; ситуация — экспериментатор Организует игру в «по­жарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

 

Тест « Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре (по Д. Б. Эльконину)»

 

Цель диагностики. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры. Экспериментальный материал. Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кош­ки-мышки». Ход проведения исследования. Исследователь организует несколько серий. Во второй серии появляется роль, а в четвертой — еще и сюжет.

Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу. Рассматриваются особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения пра­вилу.

 

Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»

 

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно - ролевой игры. Ход проведения исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно - ролевой игрой детей 2—7 лет. Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:

1.  Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

2.  Содержание игры.

3. Сюжет игры.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

5. Игровые действия и игровые предметы.

6.  Игровые правила.

7.  Достижение результата игры.

8.  Особенности конфликтов в игре.

9.  Игровая среда.

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

 

Тест « Игровая комната»

 

Цель диагностики. Выявление особенностей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Ход проведения исследования. Взрослый вызывает к себе одного ребенка, дает определенную инструкцию и задают последовательные вопросы. Оценка результатов. При анализе данных могут рассматриваться следующие параметры.

·        Инициатива и позиция в общении.

·        Благополучие общения.

·        Развитие игровых навыков.

·        Способы разрешения конфликтной ситуации.

 

Заключение

 

  Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. «Возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

 

Список литературы

 

1.     Виноградова Н., Позднякова Н. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: - Айрис-Пресс; 2011 г., 128 стр.

2.     Деркунская В., Харчевникова А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4–5 лет. Учебно-методическое пособие: - Центр педагогического образования; 2012 г., 144 стр.

3.     Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: - Феникс; 2014 г., 256 стр.


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика