Заболевания нервной системы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие данные о патологии нервной системы
2. Черепно-мозговая травма. Виды, особенности, появления. Профилактика
4. Ринолалия. Механизм возникновения ринолалии. Виды ринолалии
Введение
Нервная система человека похожа на сеть проводов, команды по которым поступают из мозга и осуществляется связь с каждой частью тела. Мозг является своеобразным центром такой системы. Команды из мозга через нервные волокна поступают наружу, отчего и возникает смех, возбуждается аппетит, возникает половое влечение и т. д. Нервы обслуживают мозг, как посыльные. Через специальные участки нервной системы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом. Спинной мозг является основным путем сообщения между головным мозгом и всем организмом.
1. Общие данные о патологии нервной системы
В центральной и периферической нервной системе, как и в других отделах организма, могут возникать разнообразные патологические процессы. Среди них различают воспалительные, обусловленные, как правило, бактериями или вирусами. Обширную группу инфекционных поражений нервной системы объединяют под названием нейроинфекций. Различают первичные нейроинфекции, при которых возбудитель проникает в нервную ткань непосредственно, и вторичные, для которых характерен занос в нервную ткань возбудителя из уже имеющихся в организме инфекционных очагов. Примером первичной нейроинфекции может служить эпидемический гнойный менингит, примером вторичных — осложнения при кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д. Другую группу патологических процессов составляют наследственно-дегенеративные поражения нервной системы. Для них типичны разнообразные наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, приводящие к нарушению нормального функционирования нервной системы в целом или ее отдельных образований. Дегенеративный процесс обычно выражается в распаде нервных клеток или их отростков, разрастании соединительной ткани на месте погибших элементов нервной системы, накоплении в клетках или межклеточных пространствах побочных продуктов обмена. Многие дегенерации развиваются постепенно, в связи с чем болезнь продолжается многие годы.
Важный раздел патологии составляют нарушения внутриутробного развития нервной системы (дизэмбриогенез). Эти нарушения вызываются разнообразными вредоносными воздействиями на плод во время беременности. Существует закономерность: чем в более ранние сроки беременности действовал вредный фактор, тем общирнее и множественнее поражения. Варианты дизэмбриогенеза весьма разнообразны: от множественных грубых пороков развития до сравнительно изолированных аномалий, поддающихся коррекции. В следующую группу заболеваний входят травматические повреждения нервной системы. Невропатологи наиболее часто имеют дело со случаями сотрясения мозга и ущемления или разрывов отдельных нервных стволов. Особое место занимает родовая травма, при которой наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Кроме того, родовая травма часто наслаивается на дизэмбриогенез.
Другую группу заболеваний составляют интоксикации, т.е. от равления нервной системы. Обычно от интоксикаций страдает весь организм. Однако некоторые вещества воздействуют преимущественно на нервную ткань. К таким веществам прежде всего следует отнести алкоголь. Встречается также отравление солями свинца, ртути. Из лекарственных средств токсическое воздействие на нервную систему оказывает стрептомицин в высоких дозах. При этом часто поражается слуховой нерв. Опухоли нервной системы встречаются относительно редко. Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями развития головного мозга, органов слуха. речи, последствиями родовых и бытовых травм, нейроинфекций. некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения. В таких случаях принято говорить о наличии органического поражения врожденного или прибретенного характера. Наряду с органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью, некоординированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т. е. о рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев.
2. Черепно-мозговая травма. Виды, особенности, появления. Профилактика
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — повреждение костей черепа или мягких тканей, таких как ткани мозга, сосуды, нервы, мозговые оболочки. Черепно-мозговые травмы бывают нескольких типов:
· Открытые ЧМТ - повреждения головы, при которых нарушена целостность мягких тканей, костей черепа. Если при этом повреждается еще и твердая мозговая оболочка, то ранение называется проникающим. Иными словами, травмирующий агент проникает не только в полость черепа, но и достигает мозга. Возникает угроза инфицирования, что резко утяжеляет течение заживления травмы.
· Закрытые ЧМТ - повреждения головы, при которых не нарушена целостность мягких тканей и костей черепа. Чаще всего при падении с высоты дети первого года жизни получают закрытые ЧМТ. В свою очередь закрытые травмы делятся на:
- сотрясение головного мозга (без деления на степени тяжести);
- ушиб головного мозга легкой, средней и тяжелой степеней;
- сдавление мозга.
Особенности клинической картины ЧМТ у детей обусловлены с одной стороны повышенной ранимостью незрелого мозга и его гидрофильностью, с другой, — большими компенсаторными и пластическими возможностями вследствие незавершенной дифференциации структуры нервных центров и системы кровообращения мозга, малой кальцинации и эластичности костей черепа с открытыми швами между ними. Когда травме подвергается ткань незрелого еще мозга, часто нарушается его дальнейшее развитие, что может привести в последующем к разного рода уклонениям в нервно-психической сфере. Нередко отмечается несоответствие между перенесенной травмой, которую у взрослых можно было бы трактовать как «легкая ЧМТ», и возникающими тяжелыми последствиями, приводящими к инвалидизации пострадавшего ребенка. Одним из признанных главных критериев степени тяжести повреждения головного мозга у взрослых является глубина и длительность нарушения сознания. Но у детей раннего и младшего возраста при ЧМТ не только легкой, но и среднетяжелой потеря сознания нередко отсутствует. У них чаще незначительны клинические проявления неврологических симптомов. Несмотря на тяжесть поражения головного мозга очаговые симптомы могут быть невыраженными или отсутствовать. Лишь при тяжелой ЧМТ с очаговым или диффузным поражением мозга длительность потери сознания, выраженность других клинических симптомов и тяжесть поражения мозга коррелируют между собой.
Состояние ребенка при ЧМТ отличается значительной динамичностью как в положительную, так и отрицательную сторону. При этом в сжатые сроки, иногда в течение 1 часа, возможен переход из удовлетворительного в крайне тяжелое состояние и даже быстрый смертельный исход. Применительно к пострадавшим детского возраста целесообразно внести следующие изменения и дополнения в классификацию ЧМТ:
1) К легкой черепно-мозговой травме отнести только сотрясение головного мозга.
2) С учетом сложности дифференциации и характера последствий в понятие «ЧМТ средней степени тяжести» включить ушибы мозга легкой и средней степени.
3) Линейные переломы костей свода черепа даже без очаговой неврологической симптоматики отнести к признакам ушиба мозга (обычно локализующегося соответственно месту перелома).
4) Добавить к характеристике закрытой черепно-мозговой травмы понятие «закрытая черепно-мозговая травма с разрывом твердой мозговой оболочки».
5) В рубрикацию травматических гематом ввести понятие «эпидурально-поднадкостничная гематома».
Таким образом, у детей соотношение степени тяжести ЧМТ и ее основных клинических форм может быть представлено в следующем виде.
1. Черепно-мозговая травма легкой степени тяжести — Сотрясение головного мозга.
2. Черепно-мозговая травма средней степени тяжести — Ушиб мозга (легкая и средняя степени). Эпидурально — поднадкостничная гематома (без сдавления мозга). Поднадкостничная гигрома.
3. Черепно-мозговая травма тяжелой степени — Ушиб мозга тяжелой степени (очаговые размозжения).
4. Внутричерепные гематомы со сдавлением мозга: эпидуральная, субдуральная, внутримозговая. Внутричерепные гигромы со сдавлением мозга. Диффузное аксональное повреждение мозга.
Специфическая профилактика отсутствует. В более широком смысле профилактика черепно-мозговой травмы это:
· При ДТП соблюдение правил дорожного движения и безопасности.
· При спортивной травме это обучение спортсменов падению, ношение защитных средств, обучение (в боксе и рукопашном бое) методам пассивной и активной зашиты от ударов.
3. Психические расстройства на фоне травм черепа. Остаточные явления перенесенных травм. Значение возрастного аспекта
I. Непсихотические психические нарушения, возникающие вследствие черепно-мозговой травмы:
1. Постконтузионный синдром: астенический, астеноневротический, астеноипохондрический, астенодепрессивный, астеноабулический синдромы; травматическая церебрастения; травматическая энцефалопатия с непсихотическими нарушениями; органический психосиндром без психотических нарушений.
II. Психотические психические нарушения, развивающиеся вследствие травмы:
1. Острое преходящее психотическое состояние -делириозный синдром, сумеречное состояние сознания.
2. Подострое преходящее психотическое состояние -галлюцинаторное, параноидное и др.
3. Другое (более 6 мес) преходящее психотическое состояние - галлюцинаторно-параноидный, депрессивно-параноидный, маниакально-параноидный, кататоно-параноидный синдромы.
4. Неуточненное по длительности преходящее психотическое состояние.
5. Хронические психотические состояния - галлюцинаторно-параноидное и др.
III. Дефектно-органические состояния: синдром лобной доли, корсаковский синдром, слабоумие вследствие травмы головного мозга, эпилептиформный (судорожный) синдром.
Последствия травмы в картине остаточных явлений нередко выражаются в резком ослаблении памяти, что снижает успеваемость ученика. Другим нередким патологическим симптомом являются расстройства со стороны письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Чаще встречаются формы акустической дисграфии в связи со снижением фонематического анализа. Диктант таких детей изобилует массой ошибок, перестановками букв и слов, смешением глухих и звонких звуков. Чтение резко затруднено, ребенок путает буквы, заменяет другими, читает по догадке.
Проявление, диагностика ЧМТ и особенно лечение пострадавших в значительной мере определяются их возрастом. Негативное влияние черепно-мозговой травмы усугубляется с возрастом, обусловливая дезорганизацию интегративной деятельности детского мозга, прогрессирующие вегетативные, интеллектуальные и другие нарушения, препятствующие полноценному развитию и социальной адаптации.
Реакция организма на ЧМТ у пожилых и стариков отличается от реакции пострадавших детского, молодого и среднего возраста. У пожилых и, особенно, стариков преобладают гипоэргические реакции и преимущественно гемодинамические нарушения, в то время как у молодых—гиперэргические реакции с преобладанием нейродинамических сдвигов.
4. Ринолалия. Механизм возникновения ринолалии. Виды ринолалии
Ринолалия (гнусавость, палатолалия) — дефект звукопроизношения. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном "в", самое сильное - при "с", обычно в 6-7 раз сильнее, чем при "а". При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии:
· Открытая ринолалия
· Закрытая ринолалия
· Смешанная ринолалия.
Заключение
Патологические изменения нервной системы весьма разнообразны не только в количественно, но также и клинических проявлениях, этим они и отличаются от заболеваний других систем. Черепно-мозговая травма — механическое повреждение черепа и (или) внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). При черепно-мозговых травмах (коммоциях, контузиях и сдавлениях мозга) возникают функциональные и органические, локальные и диффузные изменения: разрушения структуры мозговой ткани, ее отек и набухание, кровоизлияния, в дальнейшем - гнойное или асептическое воспаление, процессы атрофии клеточных элементов и волокон, рубцовое замещение поврежденной ткани. Отмечаются нарушения гемо- и ликвородинамики, нейрорефлекторных механизмов, регулирующих обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Список литературы
1. Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И., Виноградов С. В. Основы медицинских знаний: - СпецЛит; 2009 г., 304 стр.
2. Крюков Н. Н., Качковский М. А., Бабанов С. А., Вербовой А. Ф. Справочник терапевта: - Феникс; 2012 г., 448 стр.
3. Основы медицины: - Эксмо; 2010 г., 1488 стр.
4. Патология / Под редакцией В. А. Черешнева и В. В. Давыдова: - ГЭОТАР-Медиа; 2009 г., 1248 стр.
5. Повзун С. А. Важнейшие синдромы: патогенез и патологическая анатомия: - "ИПК "Коста"; 2009 г., 480 стр.
6. Соколова Н. Г. Справочник школьного врача и медсестры: - Феникс; 2012 г., 288 стр.