Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Возрастные особенности сенсорных систем детей

Реферат

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Возрастные особенности зрительной сенсорной системы   3

3.     Возрастные особенности слуховой сенсорной системы   6

4.     Возрастные особенности других сенсорных систем  7

5.     Заключение  8

Список литературы   10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Элементарная рефлекторная деятельность человека его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных

 функций человеческого организма ,так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы.

Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

 

Возрастные особенности зрительной сенсорной системы

 

После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные изменения.  Например,  длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 0,8 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок.  Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.

Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру.  Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни.  Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно.  В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга,  и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев.  Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка,  по другим - несколько позже.

Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется.  Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении,  а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

Аккомодация (способность глаза к четкому видению предметов,  находящихся на различных расстояниях) у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается,  и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так,  у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей,  а близорукость -  у 2,5%.  С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается,  достигая к 14-16 годам 11%.  Важным фактором,  способствующим появлению близорукости,  является нарушение гигиены зрения: чтение лежа,  выполнение уроков в плохо освещенной комнате,  увеличение напряжения на глаза и многое др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки,  колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных,  видимо,  есть,  но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года.  Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка.  Интересно то,  что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее - синий.  Узнавание формы предмета появляется раньше,  чем узнавание цвета.  При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.

С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия.  Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 19-22 годам своего оптимального уровня.  С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше,  чем у мальчиков.  Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек,  в 7-8лет наблюдается обратное соотношение.  В последующие годы размеры поля зрения одинаковы,  а с 13-14 лет его размеры у девочек больше.  Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей,  т.  к.  поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и,  следовательно,  учебные возможности) определяет объем информации,  воспринимаемой ребенком. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также изменяется.  До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше,  и это различие сохраняется в последующие годы.  Интересно,  что уже к10-11  годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека,  который в норме составляет 2-4 бит/с.

 

Возрастные особенности слуховой сенсорной системы

 

Уже на 8-9 месяцев внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 708недель после рождения,  а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков.  Слова дети слышат много хуже,  чем звуковые тоны,  и в этом отношении сильно отличаются от взрослых.  Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха,  которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости,  и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков.

Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков.  Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности,  снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60%дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ н 15-55%, а в 60дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%.

Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

 

 

 

Возрастные особенности других сенсорных систем

 

Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений.  Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют данные о том,  что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

Проприоцептивная сенсорная система также участвует в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека -  от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков.  В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития.  К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы достигают высокой степени зрелости и способны к выполнению своих функций.

Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет.  С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции,  идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон.  Формирование проприорецепторов,  расположенных в суставах и связках,  заканчивается к 13-14 годам,  а проприорецепторов мышц -  к 12-15 годам.  К этому возрасту,  они уже практически не отличаются от таковых у взрослого человека.

Под соматосенсорной системой понимают совокупность рецепторных образований,  обеспечивающих температурные,  тактильные и болевые ощущения.  Температурные рецепторы играют важную роль в сохранении постоянства температуры тела.  Экспериментально показано,  что чувствительность температурных рецепторов на первых этапах постнатального развития ниже,  чем у взрослых.  Тактильные рецепторы обеспечивают восприятие механических воздействий,  чувство давления,  прикосновения и вибрации. Чувствительность этих рецепторов у детей ниже,  чем у взрослых. Уменьшение порогов восприятия происходит до 18-20 лет.

Боль воспринимается специальными рецепторами,  представляющими собой свободные нервные окончания. Болевые рецепторы у новорожденных детей имеют более низкую чувствительность,  чем у взрослых.  Особенно быстро,  возрастает болевая чувствительность с 5 до 6-7 лет.

Периферическая часть вкусовой сенсорной системы - вкусовые рецепторы расположены в основном на кончике,  корне и по краям языка.

Новорожденный ребенок уже обладает способностью дифференцировать горькое,  соленое,  кислое и сладкое,  хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.

Периферическая часть обонятельной сенсорной системы – обонятельные рецепторы располагаются в верхней части носовой полости и занимают не более 5 см2.

У детей обонятельный анализатор начинает функционировать уже в первые дни после рождения.  С возрастом чувствительность обонятельного анализатора нарастает особенно интенсивно до 5-6 лет,  а затем постоянно снижается.

 

Заключение

 

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде.  Рефлекторные акты,  связанные с активностью этого анализатора,  отмечаются у плодов и недоношенных детей.  Также рано созревает кожный анализатор.  Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого. Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни.  Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни.  До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.  Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств.  Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения.  Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни.  Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и,  следовательно,  развитие проводящего отдела анализатора.  Позже других корковые звенья органов чувств.  Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте.  Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.  При изучении движения глаз ребенка установлено,  что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. 

По мере созревания корковых нейронов и их связей,  в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным,  совершенствуется процесс опознания сложных стимулов.  Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен.

Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией.  Известно,  что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации,  то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Ċ

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте,  т.  е.  сенсорная информация,  имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения,  но и является важным фактором развития ребенка.

 Список литературы

 

1.     Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников: - Эксмо; 2009 г., 176 стр.

2.     Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология. Учеб. Пособие. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 2009 г., 154 л.

3.     Кулагина И. Ю. Младшие школьники: Особенности развития: - Эксмо; 2009 г., 176 стр.

4.     Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: - Академия; 2012 г., 384 стр.


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика