Анатомия
Часть 1
1. Охарактеризовать нарушения слуха
Состояние слуха |
причины |
профилактика |
· сенсорная тугоухость |
поражаются органы внутреннего уха (улитки) – специальные волосковые клетки-рецепторы, отвечающие за восприятие звука |
развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это усложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного ее лечения и профилактики. Врачи детской практики разных специальностей (педиатры, нефрологи, невропатологи, эндокринологи, клинические фармакологи и др.) должны быть осведомлены о многообразных причинах развития тугоухости и глухоты в детском возрасте. |
· нейросенсорная, или сенсоневральная, тугоухость |
поражаются ветви слухового (преддверно-улиткового) нерва, который передает слуховые импульсы от внутреннего уха в головной мозг |
Основной профилактической мерой по предупреждению глухоты и тугоухости является массовое обследование. Регулярные обследования показаны всем работникам шумных производств и другим категориям населения, которые входят в группы повышенного риска. Очень важно своевременно выявлять признаки тугоухости у детей, поскольку не обнаруженные вовремя нарушения слуха могут стать причиной задержки формирования речи и отставания в интеллектуальном развитии. |
· тугоухость центрального генеза |
поражаются слуховые центры, которые воспринимают приходящую из внутреннего уха информацию (эти центры располагаются в стволе и коре головного мозга) |
Основной профилактической мерой по предупреждению глухоты и тугоухости является массовое обследование. Регулярные обследования показаны всем работникам шумных производств и другим категориям населения, которые входят в группы повышенного риска. Очень важно своевременно выявлять признаки тугоухости у детей, поскольку не обнаруженные вовремя нарушения слуха могут стать причиной задержки формирования речи и отставания в интеллектуальном развитии. |
1. Какие заболевания органа слуха вызывают подобные нарушения. Причины и предрасполагающие факторы многообразны:
· различные инфекционные заболевания, в результате которых снижение слуха наступает или на фоне заболевания, или вскоре после него. Развивающаяся при этом тугоухость или глухота имеет сенсоневральный или смешанный характер. Среди них на первом месте по частоте стоят острые вирусные инфекции, включая грипп, вследствие высокой их нейротропности. Тугоухость может развиваться как в период заболевания на 3-4-й день от его начала, так и через 2-3 недели после ликвидации острой симптоматики. На второе место следует поставить менингит, который приводит часто к гнойному лабиринтиту и необратимой тугоухости. Особенно часто поражение слухового анализатора наблюдается при микотическом менингите. Так, последствиями перенесенного клещевого энцефалита может быть развившаяся через 1,5-2 года тугоухость. Эпидемический паротит является также достаточно частой причиной развития тугоухости вследствие тропизма вируса, его вызывающего, к слуховому анализатору, причем, как правило, односторонней, соответствующей стороне поражения. Сроки развития тугоухости могут быть различными, как на 4-5-й день от начала заболевания, так и на 3-4-й неделе болезни, поэтому необходимо проводить контрольное аудиологическое обследование всем детям, перенесшим эпидемический паротит, через месяц от начала заболевания. Такие детские инфекции, как скарлатина, корь, дифтерия, также могут вызвать снижение слуха. Инфекционный гепатит вследствие интоксикации, развивающейся при нем, может привести к тугоухости. Сифилис и токсоплазмоз могут явиться причиной тугоухости. Лепра также нередко сопровождается сенсоневральной тугоухостью, причем, как правило, прогрессирующего типа.
· инородные тела наружного слухового прохода и серные пробки. Так, при наличии серной пробки, которая формируется постепенно, даже взрослые не сразу отмечают снижение слуха, а оно может быть значительным (до 20-30 дБ). Длительное пребывание в наружном слуховом проходе инородного тела может привести к воспалительным явлениям не только местного характера, но и в барабанной полости, что в свою очередь может влиять на слуховую функцию.
· заболевания полости носа и носоглотки (аденоиды, острый и хронический ринит, острый и хронический синусит, полипоз носа, искривление перегородки носа). Эти состояния в силу ряда причин приводят к полному или частичному закрытию устья слуховой трубы вследствие чего нарушается аэрация барабанной полости, что в свою очередь ведет к ограничению подвижности барабанной перепонки и нарушению звукопроведения.
· воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (фурункул или диффузный наружный отит, острый средний отит с экссудацией и без, хронический экссудативный и адгезивный средний отит, <БЦЖ-отит>, тубоотит), которые приводят, к временной кондуктивной тугоухости. При этом тугоухость при хроническом экссудативном и адгезивном среднем отите может быть смешанной, стойкой, и нередко требует оперативного лечения.
· травматические факторы, при этом может пострадать любой отдел слухового анализатора (разрыв барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, травмы овального или круглого окон, перелом пирамиды височной кости, контузия, приводящая к кровоизлияниям в улитку, и др.). В эту же группу следует отнести ожоги наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Баротравма и акустическая травма (получаемая на концертах рок-музыкантов, при игре с пневматическим пистолетом, длительном ношении аудиоплеера с внутриушными вкладышами и др.) также не являются редкостью среди причин, приводящих к тугоухости, как правило, к сенсоневральной, при этом может развиваться изолированное понижение слуха лишь на какой-либо диапазон частот. Черепно-мозговая травма также является достаточно частой причиной развития сенсоневральной тугоухости, причем степень потери слуха определяется тяжестью травмы. При этом обычно слух снижается с двух сторон и не восстанавливается.
· различные аллергические заболевания и состояния. При выраженном аллергическом процессе возможно появление внезапной тугоухости, обычно преходящего характера.
· общесоматические заболевания, на фоне которых может произойти изменение слуха. К таким заболеваниям относятся, прежде всего, сахарный диабет, патология почек, сниженная функция щитовидной железы, высокие концентрации жиров и холестерина. Например, считается, что при хронической почечной недостаточности в терминальной стадии у 50% развивается тугоухость.
· интоксикации, развивающиеся в результате воздействия экзогенных ототоксичных веществ (моноокись углерода и др.). При острых и хронических отравлениях поражение слуха выявляется и фиксируется далеко не всегда, так как при большинстве отравлений задача заключается в спасении жизни больного, сохранении жизненно важных органов и систем. Изменения слуха, наступающие в острой стадии отравления и носящие преходящий характер, как правило, не определяются. Если же изменения слуха сохраняются и после ликвидации других последствий отравления, возникает необходимость в их лечении и реабилитации больных по слуху. Наиболее часто интоксикации вызваны побочным эффектом лекарственных препаратов. Прежде всего это антибиотики, особенно выражен ототоксический эффект у препаратов аминогликозидного ряда (стрептомицин, мономицин, неомицин, гентамицин, канамицин и др.). В составе таких сложных препаратов, как софрадекс и анауран, которые выпускаются как ушные капли, предназначены для использования при отитах, а в состав их входит мономицин. Несмотря на профилактику, поражения слуха под действием ототоксичных антибиотиков составляют около 50% приобретенной тугоухости детского возраста. По данным зарубежных авторов, при использовании аминогликозидов снижение слуха отмечается в 2-12% случаев, а глухота - в 0,5%. Особенно подвержены ототоксическому воздействию недоношенные новорожденные. Нередко поражения слуха у детей при лечении ототоксичными антибиотиками сопровождается вестибулярными расстройствами с характерной симптоматикой (головокружением, тошнотой, неустойчивостью походки и др.). Обычно они появляются раньше, но слуховые расстройства имеют прогрессирующее развитие.
Вначале отмечаются шум в ушах и их заложенность, а затем снижение слуха всегда по сенсоневральному типу. Усиление ототоксического действия антибиотиков отмечается при одновременном применении других лекарственных средств (препараты брома, сульфат магния). Риск поражения слуха у детей под влиянием ототоксичных антибиотиков возрастает при наличии травмы черепа в анамнезе и заболеваниях других систем организма, в частности почек. Другую группу лекарственных препаратов, оказывающих ототоксическое побочное действие, составляют диуретики (производные этакриновой кислоты, лазикс, фуросемид). Необходимо отметить, что ототоксическое действие усиливается при одновременном назначении антибиотиков и мочегонных препаратов, дающих этот побочный эффект. Мышьяковистые препараты (осарсол, стоварсол и др.) также оказывают ототоксическое действие и должны назначаться исключительно по витальным показаниям. Особое внимание следует уделить хинину, оказывающему выраженное ототоксическое действие. Этот препарат до настоящего времени используется при лечении малярии, но кроме этого он применяется для стимуляции родовой деятельности и при затяжных родах может вызвать поражение слухового анализатора, как у матери, так и у плода и привести к рождению ребенка с тугоухостью или глухотой. Кроме того, выпускаются комбинированные препараты, в состав которых входит хинин (например, анальгин-хинин).
· психогенные факторы, способные вызвать расстройства слуха вплоть до полной глухоты
· сосудистые расстройства, особенно в препубертатном и пубертатном возрасте, могут приводить к ишемии лабиринта и развитию сенсоневральной тугоухости. Это наблюдается при развитии у ребенка гипертонического или вегетососудистого кризов.
· высокое кровяное давление и уплотнение артерий;
· травмы головы и опухоли мозга;нейрологические заболевания, н
· арушения метаболизма триптофана, мочевой кислоты, цистина, фосфорно-кальциевого обмена, а также различные дисфункции со стороны коры надпочечников. Одним из проявлений метаболических расстройств возможно является заболевание, носящее название отосклероз, которое в детском возрасте встречается редко и приводит к кондуктивной тугоухости, требующей исключительно хирургической коррекции.
· заболевания крови (например, лейкемия и повышенная свертываемость крови).
Тугоухость может развиться в результате воздействия шумов, она может быть временной и постоянной. Нарушения слуха возникают при длительном воздействии шумов (85-90 дБ) и кратковременном воздействии очень громких шумов (более 90 дБ). Такая форма тугоухости распространена у рабочих, подвергающихся постоянному воздействию промышленных шумов, а также у военных, охотников и рок-музыкантов. Старческая тугоухость развивается и прогрессирует с возрастом. Она вызывается потерей волосковых сенсорных клеток в улитке - рецепторном аппарате слухового анализатора. Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это усложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного ее лечения и профилактики. Врачи детской практики разных специальностей (педиатры, нефрологи, невропатологи, эндокринологи, клинические фармакологи и др.) должны быть осведомлены о многообразных причинах развития тугоухости и глухоты в детском возрасте.
2.
А)От строения какой части уха зависит острота слуха
От строения внутреннего уха
Б) при повреждении какой части уха слух не пропадает, но ослабевает?
Изменения восприятия звуков могут проявляться в разной степени снижения чувствительности ко всем звукам или только к отдельным из них, вплоть до полной глухоты, в результате поражения мозговых речевых зон.
Следует отметить, что, поскольку восприятие звука напрямую связано с корой головного мозга, глухота может наступить вследствие поражения определенных отделов головного мозга, особенно височной части. Это могут быть нарушения мозгового кровообращения, возникающие при инсульте, или механические повреждения этих отделов мозга при травме. В таких случаях восстановить слух практически невозможно. Слух можно утратить частично или полностью из-за закупорки или механического повреждения органов слуха, а также в результате различного происхождения заболеваний как всего организма, так и самих органов слуха. При разрыве барабанной перепонки возникает временная утрата слуха. Разрыв барабанной перепонки может произойти по разным причинам. К ним относятся тяжелые инфекционные заболевания уха и занятия спортом, когда ухо подвергается сильному перепаду давления, - при погружении под воду, прыжках с парашютом и поднятии тяжестей. Вредное влияние на органы слуха оказывают простуда, нервное потрясение, дифтерия, скарлатина, корь, свинка, отит, менингит, ветряная оспа, насморки, гайморит, грипп, ревматоидный артрит, сифилис, болезнь Меньера и отосклероз. Болезнь Меньера представляет собой относительно редкое заболевание, при котором страдает внутреннее ухо. При этом заболевании отмечаются головокружения и шум в ушах. Отосклероз отмечается главным образом у лиц молодого возраста. Причем женщины страдают этим недугом в два раза чаще, чем мужчины. При отосклерозе происходит отложение кальция во внутреннем ухе. У людей возникает ощущение, как будто у них в одном ухе находится пробка. Иногда звуки извне они воспринимают как бы доносящимися из бочки. Иногда снижение слуха может происходить вследствие использования некоторых очень сильных антибиотиков, например из группы аминогликозидов. Прежде всего запомните - не всякое снижение слуха является необратимым.
В ряде случаев слух восстанавливается после очень простого лечения. Так, иногда у детей можно установить зависимость между снижением слуха и нахождением в ухе инородного тела. Это могут быть такие предметы, как кусочки резинки или бумаги. К другим причинам сниже- ния слуха относятся попадание воды в уши пловцов, образование серной пробки и воспаление среднего уха - отит. Отиты часто наблюдаются у детей. Снижение слуха при этом заболевании связано с накоплением большого количества жидкости за барабанной перепонкой. Заболевания женщин во время беременности, в частности краснухой, очень вредно сказываются на слухе новорожденных. Кроме того, вам обязательно следует знать и о том, что слух ослабевает от сна с переполненным желудком и от сырой погоды, от больших доз аспирина, психотропных и снотворных средств, при недостатке витамина А, от длительного пребывания в шумной обстановке и, наконец, просто от старости. Когда речь идет о возрасте человека, то лучше заняться определением его слуха, чем подсчетом седых волос у него на голове. Примерно с 60 лет почти у каждого человека отмечается ухудшение слуха. После 70 лет начинается дальнейшее неуклонное его снижение. Существует, по крайней мере, один фактор, который приводит к снижению слуха еще до возникновения обусловленных возрастом расстройств. Этим фактором является продолжительное воздействие сильного шума. Вызываемое шумом снижение слуха присоединяется к естественному возрастному снижению слуха. Действительно, при повторяющемся воздействии шума, измеряемого большим числом децибел, например шума мотора, звуков выстрелов из огнестрельного оружия или ударных инструментов современных оркестров, происходит отмирание чувствительных нервных окончаний барабанной перепонки, благодаря которым человек имеет возможность слышать.
В) в какой части слуховой системы происходит различение звуков разной высоты?
При колебании основной мембраны происходит также и перемещение слуховых клеток кортиева органа, сопровождающееся возникновением в них процесса возбуждения, или нервного импульса. Этот момент и является началом слухового восприятия. До этого момента в наружном, среднем и отчасти внутреннем ухе происходит лишь передача физических колебаний, возникших в окружающей среде. При раздражении волосковых клеток кортиева органа происходит превращение физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. В этом превращении и состоит функция кортиева органа как периферического отдела слухового анализатора.
Слуховой орган человека воспринимает звуки различной высоты, т. Е. различной частоты колебаний. Область слухового восприятия ограничена звуками, частота которых расположена между 16 колебаниями в секунду — нижней границей и 2000 колебаний в секунду — верхней границей.
Часть 2.
1. Укажите органы участвующие в образовании речи. Выделите активные и пассивные.
На рис. 1 мы показали сильно упрощенную схему речевого тракта человека [1]. «Двигателем» этой системы, необходимым для ее функционирования, являются легкие. При выдохе воздух из легких поступает через трахею в гортань, а затем в ротовую и носовую полость.
Рис. 1. Речевой тракт человека.
Схематически движение воздуха показано на рис. 2. Как видите, на выходе из гортани поток воздуха может раздваиваться, поступая одновременно в носовую и ротовую полость.
Рис. 2. Схема прохождения воздуха при образовании голоса.
Органы, расположенные в ротовой полости, наряду с голосовыми связками, играют решающую роль в формировании звуков. Что же касается носовой полости, то она служит резонатором, усиливая колебания определенных частот.
Голосовые связки. Колебания голосовых связок, расположенных на входе в гортань, наполняет речь человека голосом (мелодичным или не очень, это у кого как). Голосовые связки не работают, когда человек говорит шепотом. При повреждении голосовых связок в результате болезни или травмы человек способен только шептать. К счастью, специально для этого случая были придуманы электронные устройства с излучателем звука, который прикладывается к горлу и добавляет к шепоту голос. Нельзя сказать, чтобы результаты были потрясающими, так как голос получается тихий и слова бывает трудно разобрать, однако это лучше, чем ничего.
В зависимости от того, какие звуки и как произносит человек, может работать либо одна из полостей, либо обе полости. Носовые звуки произносятся при закрытом рте. Что же касается остальных звуков, то в их формировании принимают участие как носовая, так и ротовая полость. В самом деле, при насморке голос человека заметно изменяется — он начинает говорить «в нос». Из этого следует, что в формировании речи активно участвует и полость рта, и носовая полость.
Активные и пассивные органы речи. Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:
· голосовые связки;
· язык;
· губы;
· мягкое небо;
· язычок;
· задняя спинка зева;
· нижняя челюсть.
Пассивные органы речи играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:
· зубы;
· альвеолы;
· твердое небо;
· верхняя челюсть.
Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).
2. Роль органов речи, участвующих в речеобразовании и голосообразовании
Органы |
Функции |
корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного) |
участвуют в речевом акте |
сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке |
возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков; |
афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. |
Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов; |
корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. |
От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи. Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка; |
специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока), |
отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи |
подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга) |
ведают ритмом, темпом и выразительностью речи |
эфферентные (центробежные) проводящие пути |
соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт |
3. Что такое голосовые связки? Где они находятся? Как изменяется их положение при дыхании, речи, пении и шепоте?
Вибрации голосовых связок и создание подглоточного избыточного давления происходят в гортани, за счет чего и обеспечивается модуляция воздушного потока. Гортань (larynx) — это своего рода клапан, который находится на конце трахеи (узкой трубки, по которой воздух поднимается из легких). Гортань образована с помощью набора хрящей и мышц, спереди ее охватывает щитовидный хрящ (thyroid), сзади — перстневидный хрящ (cricoid), на котором находятся два подвижных черпаловидных хряща. Сверху гортани расположен еще один хрящ — надгортанник (epiglottis), типа клапана, который опускается при глотании и закрывает гортань. Все эти хрящи соединены мышцами, от подвижности которых зависит скорость поворота хрящей (с возрастом подвижность мышц уменьшается, хрящи также становятся менее эластичными, поэтому возможности виртуозного владения голосом при пении уменьшаются). Внутри гортани находится мышечная перегородка, прикрепленная основанием к нижнему краю перстневидного хряща. На верхнем крае ее находятся две складки, образующие щель. Они прикреплены к переднему щитовидному хрящу гортани (в точке, называемой «адамово яблоко») и протянуты к задним подвижным черпаловидным хрящам, образуя V-образную щель, которая при дыхании обычно открыта. Эти складки называются голосовыми связками (термин принят в акустической и вокальной литературе, в медицинской литературе они называются голосовыми складками). Они образуют голосовую щель (glottis). Размеры голосовой щели в открытом состоянии: примерно 20 мм в длину и 10 мм в ширину.
При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель (рис. 1).
Рис. 3.Горловая щель нормальной гортани: А — при фонации; Б — при дыхании (вдох)
При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу (рис. 4)
Рис. 4. Схема действия голосовых складок:
А — при дыхании; Б — при голосообразовании; В — при фальцете (стрелки указывают направление колебаний голосовых складок)
Колебания голосовых связок при фонации можно сравнить с колебаниями пружинных язычков органной трубы (рис. 5). Под действием пружин язычки плотно прижимаются друг к другу. Нагнетаемая мехом струя воздуха попадает в трубу и давит снизу на язычки. Уступая этому давлению, язычки расходятся в стороны и пропускают часть воздуха наружу. Тогда давление на язычки снизу несколько уменьшается и они вновь прижимаются под действием пружин друг к другу. Воздух продолжает поступать из меха в трубу, и весь цикл повторяется снова. Размыкания и смыкания язычков вызывают периодические сгущения и разреживания воздуха в верхней части трубы, т. е. создают воздушные волны, которые воспринимаются как звук определенной силы и высоты.
Рис. 5. Схема язычковой трубы
Подобным же образом колеблются и голосовые связки. В результате их колебаний движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.При каждом расхождении голосовых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной струи. В этом можно убедиться посредством очень простого опыта: при обычном выдохе поднесенная ко рту полоска бумаги сильно отклоняется вперед, а при фонации даже легкая пушинка возле рта остается совершенно неподвижной.
Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых связок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то голосовые связки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота. Следует отметить, что, в отличие от обычной голосовой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.
Рис. 6. Положение голосовых связок при шепоте
Механизм фальцета. Фальцетом (от итал. falsetto — фистула, тонкое звучание) называется неестественно высокий мужской голос. Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель (рис. 5).
Рис. 5.Положение голосовых связок при фальцете
Сила, высота и тембр голоса. Как и звуки другого происхождения, голос обладает силой, высотой и тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок невозможно. Тогда начинает действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лишаются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.
4. Дайте определение понятиям артикуляция и фонация.
Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать. Фонация (греч. phone – звук) – продуцирование звуков речи посредством вибрации голосовых связок, а также результат такой работы, - голос, звучание речи.
ЧАСТЬ 3. ЗРЕНИЕ
1. Укажите функции хрусталика.
Выделяют 5 основных функций хрусталика:
1. Светопроведение: Прозрачность хрусталика обеспечивает прохождение света к сетчатке.
2. Светопреломление: Являясь биологической линзой, хрусталик является второй (после роговицы) светопреломляющей средой глаза (в покое преломляющая сила составляет около 19 диоптрий).
3. Аккомодация: Способность изменять свою форму позволяет менять хрусталику свою преломляющую силу (от 19 до 33 диоптрий), что обеспечивает фокусировку зрения на различно удаленных предметах.
4. Разделительная: В силу особенностей расположения хрусталика, он разделяет глаз на передний и задний отдел, выступая «анатомическим барьером» глаза, удерживая структуры от перемещения (не дает стекловидному телу перемещаться в переднюю камеру глаза).
5. Защитная функция: наличие хрусталика затрудняет проникновение микроорганизмов из передней камеры глаза в стекловидное тело при воспалительных процессах.
2. Назовите и охарактеризуйте основные элементы оптической системы глаза.
По своей сущности и предназначению, человеческий глаз – это сложная оптическая система. В этой системе можно выделить несколько наиболее важных оптических структур. Это роговица, хрусталик и сетчатка. В основном, именно от состояния этих пропускающих, преломляющих и воспринимающих свет структур, степени их прозрачности зависит качество нашего зрения.
· Роговица больше всех преломляет световые лучи, которые далее проходят через зрачок, который выполняет функции диафрагмы. Образно говоря, как в хорошем фотоаппарате диафрагма регулирует поступление световых лучей и в зависимости от фокусного расстояния позволяет получать качественное изображение, так и зрачок функционирует в нашем глазу.
· Хрусталик также преломляет и пропускает световые лучи далее на световоспринимающую структуру – сетчатку, своеобразную фотоплёнку.
· Жидкость глазных камер и стекловидное тело также обладают преломляющими свет свойствами, но не такими значительными. Тем не менее, состояние стекловидного тела, степень прозрачности водянистой влаги глазных камер, наличие в них крови или других плавающих помутнений тоже может влиять на качество нашего зрения.
· Световые лучи, пройдя через все оптические среды, в норме прозрачные, преломляются так, что попадая на сетчатку формируют уменьшенное, перевернутое, но реальное изображение.
Окончательный анализ и восприятие полученной глазом информации, своего рода проявка фотоплёнки, происходит уже в нашем головном мозгу, в коре его затылочных долей.
3. Дайте определение понятиям фонация и аккомодация
Фонация (греч. phone – звук) – продуцирование звуков речи посредством вибрации голосовых связок, а также результат такой работы, - голос, звучание речи. Аккомодация зрения - способность глаза приспособляться или устанавливаться к предметам, находящимся от него на различных расстояниях. Чтобы быть видимым вполне отчетливо, изображение предмета должно падать на самую сетчатую оболочку, которая может быть уподоблена ширме камеры-обскуры.
4. Приведите графическую схему видов рефракции и аккомодации
Полезно напомнить хорошо известный факт из физики — луч света, проходя через призму, отклоняется к ее основанию (рис. 8).
Рис. 8. Преломление светового луча, проходящего через призму.
В глазной практике в основном употребляют два вида сферических стекол: стекла, собирающие свет (convex), которые обозначают знаком плюс ( + ), и стекла рассеивающие свет (concav), которые обозначают знаком минус (—).
Двояковыпуклое стекло можно представить как две призмы, соединенные основаниями. Луч света, проходя через верхнюю призму, отклонится к основанию. То же самое произойдет и при прохождении луча света через нижнюю призму. Таким образом, это будет стекло, собирающее свет,— convex. Двояковогнутое стекло тоже можно представить как две призмы, но соединенные вершинами. Лучи света, проходя через них, отклонятся к основанию, т. е. такое стекло будет рассеивать свет,— concav (рис. 9).
Рис. 9. Призматическое действие сферических стекол.
Все стекла, применяющиеся в настоящее время в офтальмологической практике, шлифованы так, что передняя поверхность их выпуклая, а задняя вогнутая. Разность радиусов кривизны передней и задней поверхностей подобрана так, что в одних случаях они действуют как собирающие свет, а в других — как рассеивающие. Такой вид стекол называется мениски.
Преломляющую силу стекла измеряют диоптриями и обозначают буквой D. Одна диоптрия равна силе стекла, фокусное расстояние которого составляет 1 м. Это надо понимать так, что параллельный пучок лучей, пройдя через такое стекло, соберется на расстоянии, равном 1 м.
Фокусное расстояние и сила стекла в диоптриях — величины, обратно пропорциональные, т. е. чем выше преломляющая сила стекла, тем меньше фокусное расстояние. Если у стекла в 1,0 D фокусное расстояние равно 1 м (100 см), то фокусное расстояние стекла в 2,0 D будет 50 см, а стекла в 20,0 D — 5 см. Зная фокусное расстояние, легко определить преломляющую силу стекла в диоптриях (и наоборот) по формуле:
Сила стекла = 100 см / Фокусное расстояние.
Фокусное расстояние = 100 см / Сила стекла в диоптриях
Эти величины у стекол convex легко определить и опытным путем. Для этого необходимо взять линзу и получить на экране или листке бумаги фокус лучей от какого-либо источника света. Разделив 100 на полученное расстояние в сантиметрах, определим силу стекла в диоптриях.
Для точного определения преломляющей силы стекла существует метод нейтрализации. Сначала определяют знак стекла (собирающее или рассеивающее свет). Это делают так. Стекло ставят на расстояние 10—15 см перед глазом и производят небольшие, но довольно резкие движения этим стеклом вверх — вниз или направо — налево. Если в руке стекло, собирающее свет, то изображений предметов, видимое через него, будет двигаться в обратном направлении: мы двигаем стекло вверх, а изображение будет двигаться вниз. Если же стекло рассеивает свет, то изображение будет двигаться в одну и ту же сторону с движением стекла.
Далее определяют преломляющую силу стекла. Для этого берут из пробного набора стекол, который имеется во всех глазных кабинетах, стекло обратного знака, т. е. если у неизвестного стекла определили знак плюс, то берут стекло со знаком минус. Приставив его к стеклу, опять производят движение уже двумя стеклами. Если движение еще получается, из набора берут стекло большей или меньшей силы, и так до тех пор, пока движение не прекратится, т. е. взятое из набора стекло нейтрализует преломляющую силу определяемого стекла. Сила стекла из набора обозначена на его оправе, а знак мы нашли раньше. Этим методом широко пользуются как оптики, так и окулисты.
Глаз представляет собой очень сложную оптическую систему. В зависимости от того, где после преломления собираются лучи, можно говорить о рефракции глаза. Под рефракцией (в клиническом смысле) понимают способность глаза при покойном состоянии аккомодации после преломления собирать идущий параллельно пучок лучей на сетчатке, перед сетчаткой или позади нее. Изображение на сетчатке получается ясным и четким только в том случае, если при указанных условиях оно фокусируется на сетчатке в месте наилучшего видения — в центральной ямке желтого пятна. В зависимости от преломляющей силы отдельных частей глаза и от длины передне-задней оси глаза различают три вида клинической рефракции глаза.
1. Соразмерный глаз с нормальной рефракцией называется эмметропическим (emmetropia, сокращенно обозначается буквой Е). В этом глазу указанные лучи собираются на сетчатке (рис.10).
Рис. 10. Ход лучей в глазу с нормальной рефракцией (схема).
2. Если преломляющие среды глаза изменяют направление луча сильнее нормального глаза или если передне-задний диаметр глаза больше, чем в эмметропическом глазу, то после преломления лучи соберутся перед сетчаткой. Такая рефракция называется близорукостью, или миопией (myopia, сокращенно обозначается буквой М; рис. 11). Чем сильнее степень близорукости, тем дальше от сетчатки будет находиться фокус лучей.
3. В случаях, когда преломляющая сила глазных сред меньше нормальной или передне-задний диаметр глаза меньше нормы, параллельный пучок лучей должен собираться за сетчаткой (рис.12). Это место условно называют отрицательным пространством. На сетчатке же получается нерезкое изображение предмета в лучах светорассеяния. Такая рефракция называется дальнозоркостью, или гиперметропией (hypermetropia, сокращенно обозначается буквой Н). Чем больше гиперметропия, тем дальше от сетчатки в отрицательном пространстве должен был бы располагаться воображаемый фокус.
Миопия и гиперметропия относятся к аномалии рефракции.
Рис. 11. Ход лучей в глазу при близорукости и ее коррекция схема).
I — ход лучей; II — близорукость, исправленная рассеивающим стеклом.
Рис. 12. Ход лучей в глазу при дальнозоркости и ее коррекция (схема).
I — ход лучей; II — дальнозоркость, исправленная собирающим стеклом.
5. Как исправляются нарушения рефракции и аккомодации?
нарушений рефракции существует несколько возможных способов:
• очки;
• контактные линзы;
• рефракционная хирургия (в детском возрасте показана редко).
Лечение начинается с рациональной коррекции. При миопии до 6 Д, как правило, назначается полная коррекция. Если миопия 1,0—1,5 Д и не прогрессирует коррекцией можно пользоваться при необходимости.
Правила коррекции на близком расстоянии определяются состоянием аккомодации. , то назначают коррекцию на 1,0—2,0 Д меньше, чем для дали или назначают бифокальные очки для постоянного ношения.
При миопии выше 6,0 Д назначается постоянная коррекция, величина, которой для дали и для близи определяется по переносимости пациента.
При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии назначается полная и постоянная коррекция.
Для нормализации аккомодационной способности используют 2,5% раствор ирифрина или 0,5% раствор тропикамида. Его инсталлируют по 1 капле в оба глаза на ночь в течение 1—1,5 месяцев (желательно в периоды наибольшей зрительной нагрузки). При относительном повышенном ВГД дополнительно назначают 0,25% раствор тимолола малеата по 1 капле на ночь, что позволяет примерно на 1/3 снизит давление в течение 10—12 часов (А.В. Свирин, В.И. Лапочкин, 2001).
Важно так же соблюдать режим труда. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40—50 минут чтения или письма приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6,0 время зрительной нагрузки необходимо сократить до 30 мин., а отдых увеличить до 10 минут.
Предупреждению прогрессирования и осложнений миопии способствует применение ряда медикаментозных средств.
6. Дайте характеристику наиболее распространенным глазным заболеваниям
Глазные заболевания |
причины |
Основные симптомы |
профилактика |
Острый конъюнктивит |
попадание в глаз инфекции |
воспаление соединительной оболочки глаза Основные симптомы данного заболевания: слезотечение, светобоязнь, резь в глазах, ощущение инородного тела в глазу |
Заболевший должен обязательно обратиться к врачу. Окружающие должны иметь отдельные полотенца, подушки и пр., соблюдать меры личной гигиены. Заболевшего ребенка необходимо изолировать от детского коллектива. |
Блефарит |
возникает чаще при работе в пыльном или плохо освещенном помещении, на ветру, особенно у людей с измененным зрением, которые не пользуются очками. |
воспаление ресничного края века |
|
Язва роговицы |
Наши глаза защищены костными стенками орбиты и веками от попадания в них различных веществ. Но эта защита не является абсолютной и часто в глаза попадают мельчайшие соринки — кусочки угля, песчинки, мошки и т. д. Обычно это сопровождается резкой болезненностью глаза, поскольку роговица очень чувствительна ко всяким механическим внешним раздражителям. Следует отметить, что даже самая маленькая соринка может вызвать повреждение либо эпителия роговицы, либо ее вещества, а это влечет за собой образование на роговице ранки. Попадание на поврежденную роговицу микробов может способствовать развитию тяжелого заболевания глаза — язвы роговицы |
тяжелое заболевание органа зрения, которое может привести к гибели глаза. |
Даже при своевременно начатом лечении язва всегда оставляет после себя стойкие помутнения большей или меньшей интенсивности. Большие и грубые помутнения роговицы называются бельмами. Бельма остаются также после ожогов. |
7. Какие гигиенические правила надо выполнять для сохранения слуха, голоса и зрения.
Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена – это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.
Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:
1. Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
2. Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
3. Берегите глаза от излишне яркого света.
4. Старайтесь не читать, если в помещении темно.
5. Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
6. Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
7. Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
8. При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
9. При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.
Гигиена зрения, равно как и слуха, – это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.
Гигиена слуха: правила. Окружающий мир наполняет жизнь человека большим количеством всевозможных звуков, которые мы воспринимаем. Звуки и шумы, помимо полезной информативной направленности, могут привносить в нашу жизнь некоторый дискомфорт. В результате их негативное влияние может привести к снижению слуха, а также к различным заболеваниям уха. Поэтому гигиена зрения и слуха должна соблюдаться неукоснительно:
· нужно тщательно следить за чистотой ушных раковин;
· избегать мест с повышенной концентрацией шумов;
· при возникновении воспалительных заболеваний ушей незамедлительно обращаться за медицинской помощью;
· не рекомендуется засовывать в слуховой проход острые предметы;
· своевременно лечить заболевания носоглотки.
Факторы ухода за органами зрения и слуха включают в себя поддержание функциональных особенностей зрительного и слухового