Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Кабинет психолога

Отчет по практике

Введение

 

Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

1.           Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении всего периода обучения, в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.

2.           Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе.

3.           Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

 

 

 

 

Кабинет психолога:

 

Кабинет создан на базе обычного класса, находится на первом этаже. Кабинет разделен на зоны:

   1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска.

   2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы.

   3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер.

 Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.

Температурный режим:

Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная.

 

Освещенность и цвет:

Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.

 

Методические материалы:

 В кабинете находится литература по направлениям:

   - Общая психология

   - Психологические процессы

   - Методология

   - Диагностика

   - Коррекция

   - Педагогическая психология

   - Основы медицинской психологии

   - Основы конфликтологии

   - Возрастная психология

   - Методическое обеспечение (учебники)

  

План-сетка работы психолога на неделю

день

часы

Работа с учителями

Работа с учащимися

Работа с родителями

понедельник

 

 

9-12

 

 

12-14

15-16

18-19

 

 

 

 

Индивидуальное консультирование

Психодиагностика

(обработка результатов)

 

 

Психологическая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

Школа для родителей учащихся1-4 класса

вторник

9-12

 

12-14

15-16

18-19

 

 

психодиагностика

Психодиагностика

(обработка результатов)

 

 

Факультатив для девушек(тренинг)

 

 

 

 

 

Школа для родителей учащихся 5-8 классов

среда

9-12

12-14

 

15-16

18-19

 

Модульные курсы

 

 

 

Факультатив для юношей

Телефон доверия, I смена

Индивидуальные консультации

Четверг

 

 

 

 

 

 

9-12

12-14

15-16

18-19

 

Педконсилиум

Телефон доверия, II смена

 

Психологическая гимнастика

 

 

 

Индивидуальные консультации

 

пятница

9-10

 

11-12

15-16

 

18-19

Консультативное совещание с администрацией

 

психотерапия

 

 

 

Телефон доверия

 

Школа для родителей 9-11 классов

суббота

Самообразование и обработка материалов психодиагностики

 

План работы школьного психолога на день:

 

(из недельного плана-сетки)

9-10 Целевое посещение урока математики в 8 «Б» классе (работа со слабоуспевающими учащимися).

10-12 Психологическое исследование учащихся 8 «Б» класса (мотивация учения, отношение к учителю).

11-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).12-13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».

16-18 Индивидуальные консультации для родителей учащихся, составляющих группу риска.

18-19 Школа для родителей подростков («Трудный ребенок или трудные обстоятельства?»).


Продолжительность различных видов работ психолога образования

 

№

Вид работы

Среднее время, ч.

Примечание

1

Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

3,5 - 6,0

Из расчета на одного человека

2

Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

16 - 20

Из расчета на 15 человек

3

Индивидуальная и консультативная работа с учащимися, оформление результатов

1,5 – 3,0

На одну беседу

4

Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 - 60

На один цикл

5

Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов

5,0 – 7,0

На один консилиум (без учета диагностической работы)

6

Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов

1,5 – 2,5

На одну беседу

7

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов

1,0 – 2,5

На одну беседу

8

Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 - 40

На один цикл

9

Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов

1 - 4

На одно мероприятие

10

Подготовка и проведение «психологических часов» для детей, оформление результатов

1,5 – 3,0

На одно занятие

11

Ежедневное итоговое оформление документации

0,5 – 1,0

 

12

Методическая работа

12

В неделю

 

 

Требованиями к организации психологической службы в общеобразовательном учреждении

 

Психологическая служба школы – специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.

Основные направления деятельности педагогической службы школы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование.

Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении.

Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности.

Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

Можно выделить следующие аспекты психолого-педагогической работы в школе.

Специфика деятельности психолога учреждения: психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании Положения о школьно психологе.

Функциональные обязанности психолога: психодиагностика, консультирование, психокоррекция.

Должностные обязанности психолога: работа с коррекционным классом; работа по запросам учителей, детей, родителей, администрации. Тестирование, коррекция трудностей обучения и воспитания. Совершенствование личности подростка. Ведение документации, создание рабочих материалов психолога (бланков, тестов) с использованием персонального компьютера.

Основные направления в работе:

·              осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении;

·              способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации;

·              оказание помощи обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

·              составление психолого – педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

·              определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и проведение их психолого – педагогической коррекции.

В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.

 

Календарно-тематическое планирование работы психолога с преподавателями, учениками, родителями:

 

Направления работы

Содержание, тема

Сроки

Методическое Объединение

1.     Составление плана на год

2.     Анализ школьной зрелости (1, 3 класс)

3.     «Психологическое здоровье педагогов»                                                         

4.     Проблема психологического сопровождения  одаренных детей                                                                             

5.     Научно практическая конференция

6.     Уточнение пакета методик по «Школьной готовности»                                     

7.     Психологическая работа с родителями (из опыта работы)        

8.     Подведение итогов. Годовой отчет

сентябрь

октябрь

октябрь

январь

 

февраль

март

 

апрель

 

май

Работа  с                     1. Родительские собрания по  теме                           

родителями               

1. Родительские собрания по  теме              «Семьеведение»                                                      

2. «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (родительские собрания с родителями 9-11 классов)

3. Причины дезадаптации (1, 5 классы)                                                  (родительские  собрания)  

4. «Агрессивный ребенок» (групповая консультация для родителей начальной школы)           

5. Групповые консультации по проблемам воспитания детей: «Больной ребенок: причины и пути взаимодействия с ним в процессе обучения», «Трудный подросток. Как с ним общаться?», «Синдром дефицита внимания» (1 классы)       

6. Индивидуальное консультирование по               вопросам воспитания и обучения детей                  

7. Работа в городской  ассоциации  педагогов - психологов           

 

в течение года

декабрь

 

 

октябрь,              ноябрь

декабрь

 

в течение года

 

 

в течение года

в течение года

 

 

 

Работа   с  учащимися

1.     Определение удовлетворенности изучаемыми предметами, успешности обучения и мотивационной сферы

2.     Изучение креативности учащихся 3-х классов для работы в группе «Эрудит»

3.     Изучение эффективности ведения элективных курсов в 8-10 классах

4.     Изучение уровня социальной зрелости, готовности к профессиональному самоопределению учащихся старших классов.

5.     Определение степени адаптации у учащихся 1–х классов.

6.     Определение уровня развития мыслительных операций у учащихся 8-х кл.

7.     Комплексная диагностика готовности учащихся 3-х классов к переходу  в среднее звено.

8.     Классные часы на тему «Профилактика зависимостей» (компьютерная зависимость) 5-е,  6-е классы

9.     Классные часы по проблеме повышения самооценки успешности и мотивации учебной деятельности  5-е, 9-е классы

10.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися  3-а, б, в; 5-а,б,в,г; 6-а,б,в; 8-а,б  классов.

11.Элективный курс «Самосовершенствование личности» 6-а,б,в; 8-а,б; 11-а,в

12.Работа с группой учащихся по подготовке к предметным олимпиадам  

13.Подготовка учащихся 5-х классов к школьному туру НПК

14.«Основы психологии и социального                    взаимодействия»  10-е  классы                            

15.Индивидуальное консультирование по вопросам самосознания, самоопределения, саморазвития, взаимодействия с                         педагогами и родителями.

16.Работа с будущими первоклассниками по психологической подготовке к обучению в школе «Стартовая школа»

сентябрь- октябрь

 

сентябрь

 

декабрь

 

май

ноябрь

 

 

декабрь

 

февраль                                                                                                                                                                                                          март

 

апрель

 

 

в течение года

 

в течение

года

 

в течение

года

 

в течение года

 

октябрь-

февраль

октябрь-декабрь

в течение года

в течение года

 

 

 

октябрь- апрель

 

Работа   с

педагогами

1.     Оказание помощи классным  руководителям в составлении плана воспитательной работы по направлениям: работа со специалистами, работа с родителями

2.     Адаптация учащихся 1 классов к условиям образовательного процесса (консультация)               

3.      «Активизация познавательных процессов через личностно-ориентированный подход и здоровьесберегающие технологии»                   (МО учителей начальной школы)

4.     «Психологические особенности обучения мальчиков «женскому делу» (МО учителей технологии)   

5.     Адаптация учащихся пятого класса при переходе из начального звена в среднюю школу (педсовет по преемственности)                                        

6.     Оказание помощи педагогам в написании аналитического отчета                                           

7.     «Повышение познавательной активности учащихся на уроках математики»

8.     «Школьные трудности «нестандартных детей» (причины школьной дезадаптации) (МО учителей естественнонаучного цикла и учителей русского и литературы)                    

9.     Участие в работе «Совета профилактики» ( по совместному  плану с завучем ПВ и СВ)                  

10.    Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам позитивного воспитательного воздействия «Учитель - ученик», «Взаимодействие с родителями»

 

   Сентябрь

 

 

 

Сентябрь-декабрь                                           

Октябрь- декабрь

 

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

 

  

октябрь- ноябрь

декабрь

 

январь

 

 

 

в течение года            

 

в течение года

Педсоветы,

Семинары,

Конференции

1. Семинар «Психология в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

2.  Городские Педагогические чтения

3.  «Адаптация учащихся младших классов при переходе в среднее звено обучающегося»

октябрь

 

ноябрь

ноябрь

 

Диагностическое исследование, направленное на выявление уровня развития логико-количественного мышления у учеников 6-го класса.

 

Методика «Логико-количественные отношения»

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. Все эти задачи представлены в таблице 1.

В каждой из этих задач необходимо отметить, какая величина больше или, соответственно меньше другой, и результат записать под чертой виде соотношениями между величинами «А» и «В» с помощью знаков «>» или «<». Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок.

На решение всех 20 задач в целом отводится всего 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных  испытуемых задач за это время.

Примечание. Ниже для контроля приводятся правильные решения всех задач с указанием номера задачи и правильного решения.

1.     В больше А  6. В больше А  11. В больше А  16. А больше В

2.     А больше В  7. А больше В  12. А больше В  17. В больше А

3.     В больше А  8. А больше В  13. В больше А  18. В больше А

4.     А больше В  9. В больше А  14. А больше В  19. А больше В

5.     А больше В  10. А больше В 15. В больше А  20. В больше А.

Оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает по 0, 5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до ближайшего целого числа. Например, результат 8, 5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.

 

Выводы об уровне развития

10 – очень высокий

8-9 – высокий

4-7 – средний

2-3 – низкий

0-1           – очень низкий

Таблица 1

Задачи к методике «Логико-количественные отношения»

 

1.     А больше Б в 6 раз

Б меньше В в 7 раз,   В      А

2.     А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 6 раз,   В       А

3.     А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз,   В       А

4.     А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 5 раз,  В        А

5.      А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 5 раз,  В        А

6.     А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз, В       А

7.     А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 4 раза,   В        А

8.     А меньше Б в 3 раз

Б больше В в 7 раз,   В        А

9.     А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 6 раз,   В        А

10.                       А меньше Б в 2 раза

Б больше В в 8 раз,   В        А        

11.                       А меньше Б в 3 раз

Б больше В в 4 раза,   В        А

12.                       А больше Б в 2 раза

Б меньше В в 5 раз,   В       А

13.                       А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 3 раза,   В       А

14.                       А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 2 раз,   В       А

15.                       А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 3 раза,   В       А

16.                       А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 2 раза,  В        А

17.                       А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 7 раз, В          А      

18.                       А больше Б в 4 раза

          Б меньше В в 3 раза, В        А

19.                       А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 8 раз,   В        А

20.                       А больше Б в 7 раз

          Б меньше В в 3 раза, В        А

                                

Результаты исследования представлены в таблице 2:

Ф.И.

Илья В.

Андрей З.

Катя Б.

Наташа П.

Артем Ч.

Результаты тестирования

  8

 

  9 

 

  3

 

    5

 

   6

 

Результаты данного исследования показали что, у 2 подростков средний уровень развития логико-количественного мышления, у 2человек высокий и у одного низкий.

Протокол №1:

Илья В.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

 

Протокол №2:

Андрей З.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

 

  Протокол №3:

Катя Б.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

      Протокол №4:

Наташа П.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

 

   Протокол №5:

Артем Ч.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

 

         


Приложение 1

Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога

1.Общие положения

1. Кабинет школьного психолога представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психолоической реабилитации и адаптации.

Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

·         Помощь детям в обычных условиях

·         Помощь детям и их родителям в экстремальных условиях

·         Помощь детям с отклонениями в развитии

Адекватность и полноценность функционирования кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей кабинета –учащиеся в обычных и экстремальных условиях.

Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере.

3. Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:

·               Поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей

·               Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей

·               Выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях

5. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе образовательного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинетаучащимися, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.

7.Руководство деятельностью кабинета психолога образовательного учреждения осуществляется учебно-методческим центром окружного управления образования.

 

 

2. Направления деятельности и содержание работы кабинета психолога

Магистральное направление деятельности кабинета психолога – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:

Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач, в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания, нарушениями их поведения и социальной адаптации; предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, проводится когнитивное и поведенческое «лечение», коррекция нарушений поведения, общения, познавательной деятельности ребенка/

Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию, разработкой прологированных развивающих и психокоррекционных личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конктретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; Основными формами работы психолога здесь являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.

Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:

Психопрофилактическая работа

·               формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры /лекции, беседы, тренинги/

·               своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка /периодическая психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска/

·               оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/

·               определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции

·               предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы школы/

·               создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

Психодиагностическая работа

·               психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями

·               изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку

·               дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/

·               диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения

·               диагностика проявлений последствий травматического стресса, сензитивности к нему.

Развивающая и психокоррекционная работа

·               развитие личности в целом и отдельных его сторон

·               коррекция отклонений в психическом развитии

·               коррекция посттравматических нарушений с учетом специфики и типов травмирующих ситуаций

·               обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций

Консультативная работа

·               консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания

·               проведение совместных консультаций для работников образовательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми

3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета психолога

 

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

3.1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:

·               Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых

·               Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками

·               Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/

·               Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/

3.2. Методическое обеспечение

·               Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным является:

·               Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме

·               Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента

·               Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий

Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционлаьного перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции /ауди-видуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапиии терапии движением

 

3.3. Организационно обеспечение

Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы

3.3.1. Оборудование кабинета

Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

3.3.2. Технические средства

Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов

Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей

Компьютер

3.3.3. Методические материалы

Кейс практического психолога /набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/

Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./

Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/

Бибилиотека практического психолога

Раздаточный материал для детей, родителей, учителей

3.3.4. Документация

График работы

Перспективный план работы

Учебный план на неделю

Журналы учета /первичного приема, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами/

Бланки для регистрации результатов обследования /обобщенные на группу детей/

3.3.5. Мебель

Рабочий стол для психолога

Шкаф для пособий

Рабочие места для детей

Стулья

Журнальный стол

Кресла

3.3.6. Дополнительные средства для дизайна интерьера

Цветы

Клетки для птиц

Аквариум

4. Требования к материально-техническому оснащению кабинета

Организация пространства

С учетом задач психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

Зона ожидания приема /в оформлении рекомендуется использовать цветы, картины; на стенах не должно быть никаких плакатов медицинского содержания/

Зона первичного приема и беседы с клиентом /рабочий стол; картотека с данными о клиентах /детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению

Зона игровой терапии /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения /свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, возможность перемонтировки подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформация пространства с помощью временных перегородок/

5. Описание перечня методического обеспечения

Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:

Клиент – ребенок

Блок 1 Материалы для взаимодействия психолога и педагога /выявление проблем ребенка глазами педагога/

Анкеты для выявления проблемных и трудных детей

Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей

Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка /Т.Юферева/

Карта наблюдений Д.Стотта для программированного наблюдения за адаптацией ребенка /адаптированный вариант/

Блок 2 Материалы для взаимодействия психолога и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/

Анкеты по изучению развития ребенка

Анкеты готовности ребенка к школе

Тест-опросник родительского отношения /А.Варга, В.Столин/

Опросник АСВ /анализ семейного воспитания/Э.Эйдемиллер

Блок 3 Материалы для психодиагностической работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика нарушений эмоционально-личностного развития/

Раздел 1-ситсема методик для определения степени готовности ребенка к обучению в школе

Ориентировочный тест Керна-Йирасика по определению школьной зрелости

Методика определения ведущего типа мотивации /Н.Белопольская/

Задания для проверки речемыслительной деятельности /С.Шаховская/

Графический диктант

Методика определения умственной работоспособности

Раздел 2 –система методик для анализа успешности обучения и выявления причин его затруднений

Анкета для определения школьной мотивации /Н.Лускалова/

Таблицы для диагностики буквенного гнозиса /А.Лурия/

Диагностические диктанты /слуховые, зрительные/

Методика определения самооценки /модификация В.Шур/

Социометрия и оценка группы

Задания на исследования творческих возможностей ребенка

Тест «Нарисуй человека» /сокращенный вариант в адаптации И.Демидовой/

Тест «Рисунок семьи» /Г.Хоментаускас/

Блок 4 Материалы обобщения результатов работы психолога, отчетности и нормативные документы

Карта психологического обследования ребенка

Речевая карта

Психологический профиль группы

Психологический профиль группы детей, поступающих в первый класс

Схема первичного анализа социально-психологической ситуации в группе детей

Бланк регистрации результатов комплексного обследования детей

Функциональные обязанности психолога ДОУ

График нагрузки психолога

Продолжительность различных видов работы психолога

Бланк протокола обследования

Клиент – педагог

Блок 5 Набор методик для работы с педагогом как клиентом. Его применение дает возможность оценить индивидуальные особенности личности педагога /эмоционально-волевую сферу, степень психологической устойчивости и тревожности личности, сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения/

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика