Право
Задание №1. Государственная Дума РФ приняла федеральный закон, одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Президент не согласен только с одной статьей. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите варианты развития событий в соответствии с положениями Конституции РФ.
Задание №2. КС РФ вынес постановление, согласно которому смертная казнь не может назначаться до тех пор, пока суды присяжных (к ведению которых она относится) не начнут функционировать во всех субъектах РФ. В дальнейшим, в связи с созданием судов присяжных во всех субъектах РФ КС РФ нашел другую правовую основу признания невозможности применения в Российской Федерации смертной казни. В резолютивной части Определения КС РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р он отметил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите правовые последствия данной правовой позиции КС РФ.
Задание №3. Проанализируйте нижеследующие нормы права, определите и охарактеризуйте проиллюстрированное ими средство нормотворческой техники:
1) п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»;
2) п. «ж 1» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации: «…защита института брака как союза мужчины и женщины…»; ч. 1 ст. 12 Семейного кодекса Российской Федерации: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста»; ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации: «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет»; ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации: «Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками…; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».
Задание №4. Сравните философско-правовые концепции Платона и Аристотеля. Определите сходства и различия этих концепций. Укажите, чем обусловлено различие их взглядов?
Задание №5..«Право есть минимум морали» – такое определение дает русский философ В. С. Соловьев: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад». Такой преждевременный ад грозит, по Соловьеву, с двух противоположных сторон: со стороны личных произволов, разрывающих общественную солидарность (угроза анархии), или, напротив, со стороны сил общественной опеки, подавляющей личность (угроза деспотизма). Дайте Вашу интерпретацию определения В. С. Соловьева «право – минимум морали». Обоснуйте суть возможного «земного ада» и покажите, и каким образом право может его предотвратить.
Задание №6. Авторы учебника «История первобытного общества» В.П. Алексеев и А.И. Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после или только вместе с возникновением государства? Как Вы оцениваете идею существования «догосударственного права»? Аргументируйте свой ответ.
Задание №7. Характеристика каких социальных норм приведена в каждом из нижеследующих определений:
1. правила поведения, которые сложились исторически на протяжении жизни многих поколений жизни и вошли в привычку в результате многократного повторения;
2. правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправления обрядов и отправления религиозного культа;
3. регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти;
4. регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования (структуру, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т. п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями;
5. нормы, отражающие идейные начала и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни;
6. нормы, охватывающие взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости;
7. регулируют наиболее важные общественные отношения, гарантированные государством?
Дайте определение и приведите примеры технической нормы. Аргументированно объясните ее взаимосвязь с социальной нормой.
Задание №8. С использованием справочно-информационных систем найдите и охарактеризуйте федеральные законы, принятые в 2019 и 2020 годах в целях реализации Федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды». Проанализируйте, какие задачи Федерального проекта решены с их помощью.
Задание №9. ООО «Быстрый Интернет», являющееся оператором связи, по иску Роскомнадзора было привлечено к административной ответственности за то, что не осуществляло выгрузку информации из единой автоматизированной информационной системы «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» о перечне доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет». Проанализируйте данную ситуацию, и используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс» или другие СПС (с копированием в отдельный файл нормативных правовых актов и других документов), дайте ответ. Объясните, возможно ли привлечь оператора связи к административной ответственности за совершение указанных действий. Если да, то на каких правовых основаниях?
Задание №10. Проанализируйте политическая мысль Древнего Востока и приведите аргументы, что власть зародилась в русле религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. Определите, основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем. Докажите, что происхождение власти у мыслителей Древнего Востока трактуется как порождение сверхъестественной силы. Объясните, каков характер верховной власти в древнекитайских мифах и чем вызван вывод мыслителей Древнего Востока о вечности земных законов?
Задание №11. Северный Кавказ отличается поликультурностью и многоконфессиональностью, но имеет общую черту сохранения традиционной культуры и соблюдения обычаев. Ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Найдите общие признаки обычно-правовых систем народов Северного Кавказа. Оцените тезис о живучести адатных норм в качестве дополняющего закон регулятора социальных отношений в современной жизни, и укажите, в каких сферах общественной жизни он сохраняется? Обоснуйте мнение об использование нормы адата при разрешении конфликтных ситуаций.
Задание №12. Волгин, находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Дутова, совершившего хулиганские действия. Волгин, подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» он набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Дутовым они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых Волгина не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен, и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено. Волгин, 32 года, образование 8 классов, не смог продолжить образование из-за слабой успеваемости, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18- летнем возрасте, после того как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец инвалид, злостный пьяница, рецидивист, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома Волгин попал в компанию опытных воров. По собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. Считал, что не крадет, а берет свое, наказания не боялся, так как думал, что много не дадут. Утверждал, что слышит голоса, которые приказывают ему воровать, эти голоса вселяют силу и уверенность в себе. Освободившись из мест лишения свободы, Волгин пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. На работу устроиться не смог, знакомые и соседи смотрели косо. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Исходя из содержания и информации, обоснуйте причины преступного поведения Волгина с точки зрения следующих теорий: теория умственной отсталости; теория стигмы; генная теория; теологическая школа; антропологическая школа; теория криминальной субкультуры. Укажите, какого фактического материала Вам не хватает для более обоснованной аргументации? Покажите взаимосвязь между социальным положением и выбором социального поведения.
Задание №13. У обучающегося должна состояться первая встреча с руководителем, на которой будет определена и утверждена тема юридического исследования. Обучающийся должен самостоятельно составить и предложить 2 варианта темы для обсуждения и их краткую аргументацию. Обучающийся никак не может сформулировать название темы, так как ему представляется, что она не отражает проблематики и актуальность, но он точно определился с направленностью своей работы. Его интересуют преступления осуждённых, совершённые в период отбытия ими наказания без изоляции от общества. Предложите вариант темы проектной работы, на основе определённого направления будущего исследования. Аргументируйте её актуальность поведению
Задание №14. Научный руководитель, по просьбе обучающегося, подготовил для библиотеки справку по теме проектной работе, чтобы обеспечить доступ в библиотечные фонды и качественную работу по ней в течение года. Оцените, с чего начать работу обучающемуся в библиотеке? Сформулируйте, как ему правильно построить работу по юридическому проекту. Спланируйте работу обучающегося.
Задание №15. Культура речи юриста включает в себя применение юридической терминологии, которая показывает специфичность языка права. В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Объясните, где и при каких условиях юрист должен и может использовать юридическую терминологию? Истолкуйте Ваше понимание своеобразных словосочетаний, не употребляющихся за пределами правовой сферы общения: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона.
Приведите примеры употребления шаблонных словосочетаний в судебных речах прокурора (адвоката).
Задание №16. Следователь вызвал повесткой на допрос свидетеля к 9 часам утра. Свидетель был отпущен с работы по повестке до 11 часов. Начальник следственного отдела собрал экстренное совещание всего отдела, и занял всех сотрудников до 11 часов. Свидетель,
находясь в раздраженном состоянии, стал высказывать свои претензии следователю.
Следователь резко прервал свидетеля, и потребовал, чтобы тот приступил к даче
показаний. Свидетель ничего существенного по делу не показал. Оцените, правильно ли построил общение следователь в данной ситуации, допустил ли он ошибки и какие? Объясните, как бы Вы в роли следователя построили взаимодействие со свидетелем?
Задание №17. Проанализируйте ситуацию:
«Защитник (выступая в прениях): Речь прокурора это не его личное дело. Он выступает с обвинением от имени государства и, предлагая суду считать преступление доказанным, обязан представить суду абсолютно допустимые доказательства, обоснованно подтверждающие этот вывод.
Прокурор (выступая с репликой): Считаю, что вина Н. доказана. Дело суда оценить представленные мной доказательства, а дело адвоката не передергивать факты и не заниматься демагогией.
Защитник (выступая с репликой): Прошу суд занести в протокол оскорбительное высказывание прокурора и возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 297 УК РФ за неуважение к суду.
Председательствующий: Адвокат, пора знать, что в соответствии с решением Конституционного суда суд не возбуждает уголовные дела.
Прокурор (не вставая с места и без разрешения председательствующего): предлагаю адвокату пойти на курсы усовершенствования, где ему расскажут, что ответственность по ст. 297 УК РФ предусмотрена только за оскорбление состава суда или отдельного судьи и не имеет отношения к участникам процесса.
Председательствующий: Всё, всё, прения закончены». (Халдеев Л. С. Судья в уголовном процессе. М.: ЮРАЙТ, 2001. С. 403 – 404).
Оцените поведение участников возникшего конфликта. Укажите, кто из его участников действовал вопреки требованиям юридической этики? Обоснуйте, справился ли с ситуацией судья? Разработайте свой вариант действий судьи в этом случае.
Задание №18. Проанализируйте ситуацию. Широко распространено мнение, что требования профессиональной этики юриста нередко находятся в конфликте с общественной моралью. Выделите в этом тезисе рациональное зерно (если считаете, что оно существует). Выявите связь этого тезиса с объяснением причин деформации правовой культуры юриста.