Управленческая экономика
ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»
Факультет подготовки магистров
Направление 38.04.03 «Управление персоналом»
(направление «Стратегическое управление персоналом»)
Задания для промежуточной аттестации
по дисциплине «Управленческая экономика»
Выполнил: студент 1 курса заочной формы обучения с применением ДТ,
Пуляев Андрей Владимирович__________
Проверил:
Рашидов Олег Ибрагимович______________
Курск 2022
БИЛЕТ 24
1. Эластичность спроса по доходу и ее практическое значение в принятии решений фирмы
2. Управление внешними эффектами рынка
1. Эластичность спроса по доходу и ее практическое значение в принятии решений фирмы
Эластичность спроса по доходу отражает зависимость количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня его дохода.
Классификация товаров, в зависимости от изменения спроса на них при изменении уровня дохода:
• нормальные товары – это такие, объем спроса на которые возрастает с ростом дохода потребителя;
• товары первой необходимости - это такие товары, объем спроса на которые незначительно будет изменяться при изменении уровня дохода потребителя;
• товары роскоши - это такие товары, объем спроса на которые изменяется более высокими темпами, чем меняется доход потребителя;
• неполноценные (некачественные товары) - товары, объем спроса на которые снижается с увеличением уровня потребительского дохода.
Различают следующие виды эластичности спроса по доходу: положительная эластичность – отражает рост потребительского спроса при увеличении дохода потребителя, данным видом эластичности обладают нормальные товары (одежда, предметы техники) и товары роскоши; отрицательная эластичность – отражает снижение потребительского спроса при увеличении дохода потребителя, таким образом констатируется обратная зависимость между объемом потребления и уровнем дохода. Характеризует некачественные товары; нулевая эластичность – отражает неизменность объема потребительского спроса при увеличении дохода потребителя, данный вид эластичности характерен для товаров первой необходимости (еда, лекарства).
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу можно разделить на следующие группы:
1 Значимость товаров: деление на товары первой необходимости, второй необходимости, товары-роскоши, «некачественные» товары. Например, товары роскоши обладают большей эластичностью, чем товары первой необходимости.
2 Объем расходов на искомый товар в бюджете потребителя (удельный вес). Если удельный вес товара занимает наибольшее место в семейном бюджете, то эластичность его низкая.
3 Временной фактор.
4 Консерватизм при проявлении спроса, который свидетельствует о том, что потребители привыкают к потреблению определенного блага и не сразу могут переключиться на потребление другого, даже если их доход изменился. Если потребители привыкли экономить, то их уровень потребления не увеличится сразу с увеличением уровня дохода; это будет происходить постепенно. И, наоборот, потребители, привыкшие к объемам потребления при уровне дохода выше среднего, не сразу могут снизить уровень этого потребления при снижении получаемого дохода.
Правительство каждого государства стремится к тому, чтобы доходы населения возрастали и население могло удовлетворять свои потребности качественными товарами и услугами.
Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на расширение производства в зависимости от ожидаемого изменения уровня доходов населения.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).
2. Управление внешними эффектами рынка
Решение проблемы внешних эффектов предполагает обеспечение равенства предельных общественных издержек (MSC) предельным общественным выгодам (MSB). В условиях рыночной экономики возможным способом решения проблемы экстернальных эффектов является их интернализация – перевод внешних издержек (выгод) во внутренние издержки тех, кто порождает эффекты, воздействующие на третьих лиц. Рыночный механизм позволяет использовать различные способы интернализации:
- Объединение (слияние) фирм в единый хозяйственный субъект, производящих, например, целлюлозу и рыбу. В этом случае, до объединения все внешние издержки первой фирмы перекладываются на вторую фирму.
- Механизм интернализации внешних эффектов на основе теоремы Коуза4 использует центральную идею микроэкономики, которая заключается в том, что при свободном обмене ресурсы перемещаются туда, где их применение является наиболее ценным.
- Расширенную версию рассмотренного принципа представляет собой теорема Коуза – Стиглера, которая утверждает: при строго установленных правах собственности и нулевых транзакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны.
- Перспективным способом интернализации отрицательных внешних эффектов является рынок прав на вредные выбросы.
Практически не всегда возможно осуществить интернализацию внешних эффектов используя инструменты рыночного механизма. В этой ситуации возникает необходимость государственного регулирования последствий экономической деятельности рыночных агентов. Нерыночное регулирование предполагает использование ряда способов, которые можно классифицировать как методы прямого административного регулирования и косвенного экономического воздействия на последствия хозяйственной деятельности рыночных агентов. Традиционно применяется такой метод прямого государственного регулирования отрицательных внешних эффектов как стандарты – установленные законом пределы объема производимых внешних эффектов с использованием следующих видов ограничений:
1) на объемы загрязняющих выбросов (за счет прямого ограничения объема выпуска продукции);
2) установление норм содержания вредных веществ в выбросах (за счет
изменения величины предложения в связи с ростом издержек производства, вызванным применением нового оборудования и технологий по очистке выбросов).
К новым методам прямого регулирования относится экологическая паспортизация предприятий, деятельность которых связана с производством внешних эффектов для окружающей природной среды.
Экологический мониторинг – это комплекс выполняемых по научно-обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций, и вариантов управления, решений, необходимых и достаточных для обеспечения экологической безопасности страны.
К косвенным методам корректировки последствий отрицательных внешних эффектов относится установление специального налога (называемого налогом Пигу). Ставка налога устанавливается в размере равном величине внешних предельных издержек: T=MEC. В результате введения налога соотношение цен для потребителя и производителя изменяется.
Распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии – платежи потребителям или производителям блага. Если субсидии выплачиваются потребителям (продуктовые талоны, денежные выплаты многодетным семьям, стипендии на образование и т.д.), то они стимулируют спрос на благо, вызывающее положительные экстерналии.
3. Задача
На рынке монополистической конкуренции фирма осуществляет рекламную кампанию, в результате чего издержки на рекламу увеличились с 200 до 400 ед. До рекламной кампании функция спроса на продукцию фирмы имела вид: Q0 = 80– P, а в связи с проведением рекламной кампании приобрела вид: Q1 = 72 – 0,5P. Предельные издержки фирмы постоянны: МС = 18. Определите, как изменилась прибыль в результате рекламной кампании.
Решение.
1. До проведения рекламной кампании общие издержки фирмы TC0 = TFC+TVC = TFC+(200 +18q0).
Функция общей выручки TR0 = q0*P = q0*(80 – q0).
Функция предельной выручки MR0 = (ТR0)/= 80 – 2q0.
Условие равновесия фирмы MR0 = MC0 → q0, PF0. Равновесный выпуск до рекламы (q0): 80 – 2q0 = 18, отсюда q0 = 31.
Определим первоначальную прибыль до проведения рекламы (PF0)
PF0 = TR0 – TC0 = 31*(80 – 31) – TFС – (200+18*31) = 801 – TFC.
2. Выполним аналогичные действия в период проведения рекламной кампании.
TC1 = TFC+TVC = TFC + (400+18q1);
TR1 = q1*P = q1*(144 – 2q1); MR1 = (ТR1)/=144 – 4q1;
Условие равновесия фирмы MR1=MC1→ q1, PF1.
144 – 4q1 = 18, отсюда равновесный выпуск после рекламы (q1) q1 = 31,5.
Определим прибыль после проведения рекламы (PF1)
PF1 = TR1 – TC1 = 31,5*(144 – 2*31,5) – TFC –(400+18*31,5) = 1584,5 – TFC.
Таким образом, увеличение прибыли после рекламной компании составило ∆PF = PF1 – PF0 = 1584,5 – TFC – 801+ TFC = 783,5.
Список литературы
- Арцруни Р. А. Вертикальные внешние эффекты и их стратегические последствия в краткосрочной и долгосрочной перспективе при входе транснациональной компании на рынок // Вестник евразийской науки. 2020. №3. С. 25
- Ахророва М. Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования экономики: производство общественных благ и внешние эффекты // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2020. №1. С. 35-40
- Клинова С.П., Форофонтова М.А. Оценка эластичности спроса по доходу на услуги дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы развития отраслевых рынков: национальный и региональный уровень: статья в сборнике трудов конференции. – Воронеж. 2022. С. 41-46
- Туманянц К. Эластичность спроса населения на электроэнергию по доходам: нужно ли диверсифицировать тариф? // Экономическая политика. 2020. №4. С. 110-137
- Феофилактова Л. В. Микроэкономический анализ рынка: потребление и внешние эффекты // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления: статья в сборнике трудов конференции. – Самара. 2021. С. 93-97
- Шибанова А.А., Шибанов Е. И. Оценка эластичности спроса по цене и доходу на мясо и мясные продукты // Актуальные вопросы развития современного общества: статья в сборнике трудов конференции. – Курск. 2022. С. 370-373