Институты развития: особенности, проблемы функционирования
Институты развития сегодня являются одним из инструментов государственной экономической политики, стимулирующих продвижение инновационных процессов и развитие инфраструктуры экономики с использованием основных механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель становления институтов развития – это преодоление проблем, так называемых «провалов рынка», для решения задач, которые не могут оптимальным образом реализоваться рыночными механизмами, для обеспечения стабильного экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития являются стимулом активизации частных инвестиций в приоритетных секторах, областях и отраслях экономики, а также создают условия для формирования эффективной инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ предприятиям, работающим в приоритетных сферах экономики, к нужным финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Ключевую роль играют так называемые универсальные банки развития. Их деятельность распространяется на всю национальную экономику, они могут использовать достаточно широкий инструментарий поддержки производителей. На них часто возлагается функция управления и координации действий всех остальных институтов развития. Для достижения поставленных целей банки развития используют следующие инструменты:
- долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, которые могут конкурировать с продуктами частных банков;
- организация синдицированного (совместного) кредитования для масштабных значимых проектов;
- секьюритизация (трансформация) активов (например, ипотечных кредитов) и позитивное воздействие на фондовый рынок;
- взаимопомощь компаниям-партнерам в размещении акций и облигаций на рынке;
- создание и финансовая поддержка деятельности инвестиционных фондов;
- направление частных инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Являясь институтами, которые призваны устранять «провалы рынка», такого рода структуры достаточно быстро и гибко перенастраиваются для решения актуальных задач и проблем текущего момента. В экономике России в настоящее время подобным образом и осуществляется реорганизация ключевых федеральных институтов развития: ОАО «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию»; Внешэкономбанка (ВЭБ); «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства».
На сегодняшний момент уже стало очевидным - активность приведенных и других возникающих федеральных институтов развития будет в ближайшие годы направлена, прежде всего, на реализацию приоритетных проектов, которые все в большей мере становятся эффективными инструментами обеспечения стратегического развития страны. Среди них можно выделить следующие проекты:
- «малый бизнес и поддержка предпринимателей»,
- «безопасные и качественные дороги»,
- «обеспечение качества ЖКХ»,
- «комфортная городская среда»,
- «ипотека и арендное жилье»,
- «экология»,
- «моногорода»,
- «международная кооперация и экспорт»,
- «образование»,
- «здравоохранение».
В российских условиях есть четыре ключевые проблемы функционирования региональных институтов развития.
1. Стала очевидной необходимость комплексного стратегического планирования на уровне регионов и соответствующее целеполагание для институтов развития. Совокупность институтов поддержки должна быть целостной, т.е. блокировать «провалы рынка» на всех ступенях развития инноваций, где они имеют место быть. В ином случае неизбежно могут возникнуть «узкие места», которые мешают продвижению и становлению инновационных бизнес-проектов. Во всех развитых странах, которые успешно решали проблемы становления инновационного бизнеса, одновременно создавались соответствующие институты, ориентированные на поддержку различных групп участников проекта и на разные этапы инновационного процесса.
2. Не отлажено в достаточной мере взаимодействие отдельных региональных и федеральных институтов развития. Непонимание правил игры федеральных институтов развития со стороны РИР продолжает оставаться одной из важнейших проблем и крайне сложно преодолевается.
3. Должны быть приняты нормативные стандарты деятельности региональных институтов развития (РИР), которые бы позволили учредителям, во-первых, ставить перед РИР четкие целевые ориентиры. Во-вторых, интегрировать РИР в систему управления инвестиционным процессом в регионе. Иначе кроме проедания бюджетных средств деятельность РИР ничего не принесет.
4. Региональные институты развития не имеют устойчивых источников финансового обеспечения деятельности. В настоящее время таковыми могут быть:
- Региональные и муниципальные источники финансового обеспечения);
- Через включение в программы федеральных институтов развития;
- Через участие в программах и проектах ВЭБ (Внешэкономбанка), АИЖК, корпорации «СМП», Россельхозбанка в качестве региональных агентов;
- Заимствования на рынке капитала для выполнения уставных задач тех РИР, которые имеют организационно-правовую форму акционерных обществ.