Актуальность темы “Совершенствование механизмы государственное регулирование рынка алкогольной продукции в РФ (субъекте РФ)”.
В современных условиях вопрос модернизации государственного подхода к регулированию экономики и рынков, наряду с развитием рыночных механизмов регулирования, приобретает особое значение. Это предопределено необходимостью нейтрализации провала рыночного регулирования, которое не обеспечивает баланс государственных, общественных и частных интересов. Рыночные механизмы не могут гарантировать оптимальную реализацию и сочетание принципов справедливости, эффективности и стабильности, а также не позволяют достичь адекватного уровня социальных гарантий и социальной защиты населения. В то же время роль государства важна в формировании соответствующей институциональной среды для функционирования рыночной экономики, рационализации действий хозяйствующих субъектов, создании системы нормативных правовых актов, регулирующих правила поведения, и соблюдении верховенства закона.
Рынок алкогольной и спиртосодержащей продукции является одним из главных ресурсов для пополнения бюджета страны. Этим определяется актуальность данной темы, поскольку в настоящее время государственные органы власти зачастую обеспокоены лишь жестким правовым контролем над участниками алкогольного рынка, оставляя при этом в тени социальные последствия, связанные с угрозой злоупотребления алкогольных и спиртных напитков населением страны. Между тем развитие алкогольного рынка приводит к негативным последствиям для общества, в числе которых можно, например, выделить снижение численности населения страны.
Анализ государственного регулирования алкогольного рынка на современном этапе является необходимым для оценки эффективности его регулирования и развития как с точки зрения обеспечения экономического роста, так и с точки зрения обеспечения безопасности потребления алкоголя, защиты граждан от влияния «теневого сектора алкогольного рынка». Предупреждение социально-экономических последствий негативного влияния потребления алкогольных и спиртных напитков (прежде всего на трудоспособный возраст населения) должно являться главной движущей силой активного принятия мер государственными органами власти по решению данной проблемы на современном этапе развития алкогольной отрасли в РФ. В настоящее время алкогольная отрасль характеризуется высокими темпами развития относительно других отраслей промышленности и сельского хозяйства. Даже в условиях пандемии КОВИД-19 Россия увеличила экспорт алкоголя и с долей 7,4% по итогам 2020 года заняла третье место среди мировых экспортёров. Также производство спиртных напитков крепостью выше 9% увеличилось на 7,3% до 9,3 млн. декалитров, тогда как рост производства сельскохозяйственного производства 2020 году составил лишь 4%.[1]
В этой связи одной из проблем государственного регулирования алкогольной отрасли также является сочетание условий доступности легального конкурентоспособного продукта и недопущение столкновение потребителей с производством некачественной продукции (суррогатов). К сожалению, в настоящее время при анализе рынка алкогольных напитков очень сложно найти баланс между данными условиями. Налоговая нагрузка по крупнейшим производителям варьируется от 68 % в 2018 году до 74,1 % в 2022 году (в том числе по акцизам – от 57,7 до 60 %). Налоговая нагрузка в 2022 году к 2018 году возросла на 6,1 п. п., в том числе за счет изменения ставки акциза на 2,3 п. п.[2]
Проблемы в этой сфере связаны с необходимостью установления оптимальных налоговых ставок, поскольку они высоки. Последняя информация о налоговых ставках по акцизам на подакцизные товары года подтверждают тот факт, что акцизы, уплачиваемые с деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции по-прежнему являются наибольшей доходной частью бюджета страны. Установление высоких акцизных ставок ограничивают активность участников алкогольного рынка по предложению конкурентоспособного продукта по доступной цене. Высокие ставки акциза также приводят к незаконному производству суррогатов, что представляет опасность для потребителей. Присутствие «теневого рынка» алкогольных напитков требует принятие дополнительных мер защиты для граждан со стороны государства, чтобы уберечь категорию населения, которая подвергла себя потреблению некачественных алкогольных напитков.
Основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Именно он определяет, что признается алкогольной продукцией и какие выделяются виды алкогольной продукции. В частности, к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (о видах алкогольной продукции см. п. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ)[3].
Совершенствование механизма государственного регулирования алкогольного рынка имеет большое теоретическое и практическое значение для обеспечения баланса интересов государства, производителей и потребителей и требует детального изучения, определяющего актуальность выбранных для изучения тем.
[1] Аналитический центр при Правительстве РФ: официальный сайт. Москва. Обновляется каждую неделю. URL: http://ac.gov.ru
[2] https://minfin.gov.ru/
[3] Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция от 28.04.2023 N 168-ФЗ)