Развитие малого бизнеса и его роль в обеспечении экономической безопасности
В современных реалиях стабильное и устойчивое развитие национальной экономики и экономическая безопасность определяются прежде всего состоянием развития хозяйственной системы. Экономическая безопасность как условие и цель развития национальной экономики обеспечивает возможности экономического роста, устойчивость к влиянию внешних и внутренних угроз и стимулирование деловой активности. В этом контексте проблемы формирования и поддержания устойчивой экономической безопасности приобретают особое значение в отношении малых и средних предприятий, которые призваны стать основой функционирования национальной экономики. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Цель доклада – изучение роль малого бизнеса в обеспечении экономической безопасности. Задачи:
- описать развитие малого бизнеса;
- изучит роль малого бизнеса в обеспечении экономической безопасности.
МБ, как и любой другой развивающийся объект, прошел следующие этапы своего становления, указанные на слайде 3.
В России принадлежность организации к малому и среднему бизнесу определяется значениями двух основных показателей (слайд 4).
Факт роста количества индивидуальных предпринимателей по сравнению с юридическими лицами обусловлен рядом объективных причин (рисунок 5).
Традиционно в сфере малого и среднего бизнеса фиксируется низкий удельный вес таких отраслей экономики, как обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, услуги жилищно-коммунального хозяйства, информационные услуги и услуги связи, здравоохранение и образование.
Из чего можно сделать вывод о негативной тенденции, развивающейся в сфере малого и среднего звена предпринимательства, обусловленной резким сокращением его субъектов. Анализ научной литературы позволил сгруппировать негативные факторы по внешним и внутренним признакам (слайд 6).
Деятельность малого бизнеса приобрела особое значение в сфере инновационного развития.
Сложился целый экономический сектор — малые инновационные предприятия (МИП), как генератор новых разработок и стартапов, обеспечивающих поступательное инновационное развитие национальной экономики в целом.
Вопросы инновационного, а в последующем и цифрового развития экономики сопровождается активизацией предпринимательской деятельности малых предприятий и ростом количества и качества их компетенций. Предпринимательская деятельность должна быть полезна для общества в целом, и в первую очередь она тесно связана с развитием цифровых технологий.
Генерация инноваций в деятельности компании, обеспечивающая её конкурентоспособность, должна стать естественным процессом. Сама система управления должна быть инновационной, это распространяется на нововведения в сфере организационной структуры, стиля и методов принятия решения, использования новых средств обработки информации и т.п. (слайд 7)
Малые и средние предприятия (МСП) являются одним из основных сегментов рыночной экономики, которые оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики, рост конкурентоспособности отрасли, интенсификацию инновационной деятельности, создание рабочих мест и обеспечение доходов значительной части населения, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния населения.
Как следствие, темпы экономического роста и структура ВВП во многом зависят от уровня эффективности МСП в стране.
Малый и средний бизнес является основой рыночных отношений, которая во многом определяет социально-экономическое положение государства и является одним из способов решения комплекса проблем в различных сферах деятельности.
Рассмотрим статистику развития малого предпринимательства в России. На слайде 8 отражено количество действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2019-2022 гг.
Всего в Российской Федерации за период 2019-2022 гг. снизилось количество действующих малых предприятий с 224105 ед. в 2019 г. до 212716 ед. в 2022 г. (на 11389 ед.).
В этот период отмечается устойчивая тенденция снижения предприятий малого бизнеса, что связано с пандемией коронавируса в 2020 году и мерами по ее противодействию, вследствие которого были приостановлены деятельности предприятий сферы услуг и торговли.
На карте РФ по федеральным округам отражено количество малых и средних предприятий на 10.12. 2022 г. (слайд 9).
В целом, среди действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации на 10.10.2022 г. (5969046 ед.), малое предпринимательство занимает 3,6% (212716 ед.). Наибольшая доля принадлежит микропредприятиям 96,1% (5738336), на долю средних предприятий приходится 0,3% (17994).
Так же ФНС зафиксировал в 2022 году сокращение числа ИП поскольку в октябре число закрытых ИП впервые за полтора года превысило число открытых.
Число действующих индивидуальных предпринимателей (ИП) в России за октябрь 2022 года сократилось на 1,53 тыс., следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС).
Рассмотрим наглядно на слайде 10 динамику создания и ликвидации ИП. Как видно за октябрь в России было ликвидировано 52,3 тыс.
ИП и крестьянских фермерских хозяйств — это на 34% больше, чем в октябре 2021 года, хотя по сравнению с предыдущим месяцем лишь на 1,7% больше.
Начали работу в прошлом месяце 50,8 тыс. ИП. Для сравнения: в сентябре 2022 года было создано почти 68 тыс. ИП, в августе — 70,7 тыс.
В результате чистое изменение числа индивидуальных предпринимателей (разница между открытиями и закрытиями) в октябре составило минус 1,53 тыс.
В последний раз отрицательная динамика наблюдалась в апреле 2021 года: тогда ИП стало меньше на 10,5 тыс.
На выходе из пандемического кризиса такая ситуация была типичной: так, в феврале 2021 года чистый отток ИП составил 42,2 тыс., а в январе — 132,8 тыс.
Впрочем, основная часть январского снижения тогда была связана с ревизией госреестра ИП, следует из данных ФНС.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сокращение количества открытий новых ИП связано с выжидательной и консервативной позицией людей, не принимающих на себя риск, связанный с предпринимательской деятельностью на фоне кризиса. Также стоит учесть тот факт, что часть бизнесов закрывается из-за невозможности работать с увеличившимися издержками, санкциями, ограничениями по экспорту. Сюда можно и отнести мобилизацию, поскольку из доклада министра обороны известно, что были мобилизованы 27 тыс. предпринимателей и соответственно процент закрывшихся увеличивается.
На ноябрь 2022 года экономика России проходит сложный период экономической трансформации, которая оказывает многофакторное воздействие на малые предприятия (МП).
От успешного функционирования субъектов МП, обеспечивающих около 40% оборота и общего числа занятых, будут во много зависеть темпы адаптации российской экономики.
Более того, в условиях почти тотального охвата санкциями крупного российского бизнеса роль МП в социально-экономическом развитии будет возрастать.
Экономическая ситуация в целом свидетельствует о низком уровне совокупного спроса в экономике. Малый бизнес продолжает работать в неблагоприятных условиях внешней среды, а внутренние резервы роста практически исчерпаны.
Устойчивое состояние малого и среднего бизнеса во многом зависит от его финансового обеспечения, которое может формироваться за счет собственных или бюджетных средств, а также кредитования, и недостаток финансового обеспечения является одной из наиболее значимых проблем поддержания устойчивости малого и среднего бизнеса.
Основными проблемами развития малого бизнеса в России, на которые стоит сделать упор в целях их устранения, является недостаточность инновационного развития.
Проблема инвестирования предприятий малого бизнеса имеет исключительную актуальность для регионов, в которых основные отрасли экономики сосредоточены в данном секторе экономики.
Однако, отсутствие первоначальных денежных вложений ведет к невозможности создания своей деятельности и ее дальнейшей реализации. По–настоящему хороший рост предприятия возможен только в том случае, если имеются как краткосрочные, так и долгосрочные финансовых средства. Но привлечение необходимого количества финансов невозможно без государственной поддержки в развитии кредитных и финансовых институтов по всей стране.
То есть поддержка малого предпринимательства должна быть направлена на формирование инвестиционной привлекательности фирм для банков.
Нормативно–правовая нестабильность является также актуальной для малого бизнеса, поскольку существует неполноценная четкость и ясность нормативных документов, а также чрезмерная частота изменения налогового законодательства, что осложняет работу самих налоговых служб и ставит налогоплательщика бесправным.
Чтобы избегать этой проблемы, абсолютно все изменения в налоговом законодательстве должны в обязательном порядке отражаться совместно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно посредством внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.
Также в целях решения данной проблемы государственные должны всячески оказывать поддержку в развитии малого бизнеса, но для этого необходимо сформировать наиболее приемлемые законодательные условия и при этом брать во внимание влияние различных факторов на деятельность малого бизнеса.
Не менее важной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей, поскольку отсутствие знаний, а также неточность законодательства в отношении этих вопросов служат для начинающих предпринимателей существенной проблемой в виде больших штрафных санкций.
Не менее важная проблема кадровой нехватки. Тот, кто «не рожден предпринимателем», но хочет им стать, должен упорно трудиться, получать навыки в этой сфере, накапливать их в течение долгого времени и затем применять их на практике, то есть в своей предпринимательской деятельности. (слайд 11)
Подводя итоги, можем сделать вывод о том, что имеются проблемы в области МП, которые влияют на социально-экономическое развитие и устойчивость национальной экономики.
А они, в свою очередь ставят под угрозу экономическую безопасность государства. К ним можно отнести:
- нарушение цепочки поставок;
- усложнение схемы оплаты;
- резкий спад клиентов;
- снижение выручки;
-потеря рабочих мест.
Исследователями разработана стандартизированная процедура принятия решения о цифровизации, а также определены задачи, которые необходимо решить малому бизнесу при выборе сценария цифровизации как минимально необходимой последовательности действий, каждый элемент которой необходим для реализации цифрового перехода.
Представленный перечень задач, требует применения технологий управления проектами, и для малого предприятия интервал времени не должен превышать 30 дней, а при наличии доступных платформ не более 2 недель.
Для преодоления кризисных проблем рекомендовано использовать три сценария (слайд 12). Для целей оценки угроз предлагается рассматривать три типа компаний:
1) индустриальные,
2) трансформируемые
3) вновь созданные, с учетом их чувствительности к использованию цифровых решений.
Это может стать как возможностью их развития, так и существенной проблемой на очередном этапе жизненного цикла предприятия малого бизнеса, что отражается в 8 разработанных сценариях. Следовательно, необходимо обеспечивать готовность компании к кризису на уровне стратегических решений.
Для цифровой среды кризисное управление пока не позволит предотвратить кризис, но компании могут им воспользоваться более эффективно с минимальными потерями.
В целом, подтвержден вывод о том, что согласно принятому в исследовании системно-динамическому подходу, как минимум существует три группы аргументов, обосновывающих отход от наработанных методов кризисного управления в пользу индивидуализации сценариев: неоднородность бизнеса, недостоверность финансовой диагностики бизнеса выбравшего цифровой выход из кризиса, а также противоречивость государственного и рыночного регулирования кризисов.
Антикризисное управление должно отказаться от универсальных моделей и более широко внедрять индивидуализацию, иначе это приведет к двум типам проблем: либо недостоверной оценке чувствительности к различным угрозам; либо недостоверной оценке конкурентов в цифровой среде.
Задача постоянного мониторинга угроз деятельности малого бизнеса есть основное условие их выживания и обеспечения будущего, в том числе и цифрового прогресса.
В 2022 году на фоне санкций и внешнего давления правительство позаботилось о предпринимателях и ввело отраслевые, региональные и федеральные программы помощи. А в 2023 многие из них продлило и трансформировало6
- Программы поддержки на открытие и развитие бизнеса
- Льготные инвесткредиты по программе «1764»
- Кредитные каникулы для МСП
- Отсрочка по льготным кредитам в рамках программы ФОТ 3.0
- Программа льготного кредитования для импортёров
- Льготные кредиты IT-компаниям
- Другие льготы по кредитам
- Налоговые льготы для МСП в условиях санкций
- Субсидии для малого бизнеса
- Субсидии бизнесу на трудоустройство безработных и молодёжи
- Субсидии на открытие бизнеса от центра занятости
- Гранты для МСП
- Другие меры поддержки МСП в 2023 году
- Центры поддержки предпринимательства: «Мой бизнес» и цифровая платформа МСП. (слайд 13)
Таким образом, основой стабильной экономики страны является эффективное функционирование малого и среднего бизнеса.
Однако сектор МСБ не в состоянии самостоятельно решить текущие проблемы.
Поэтому важно не только сохранить существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса, но и создать новые эффективные механизмы, способствующие росту предпринимательства в России.
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует согласиться, что в данном случае речь должна идти не только о выделении каких-либо средств, но прежде всего о создании в стране соответствующего климата, способствующего развитию и эффективному функционированию малых предприятий, о последовательности и отсутствии противоречий в программах поддержки МП в Росси. Для совершенствования системы развития малого бизнеса необходимо:
- развитие действующей полноценной системы содействия малому бизнесу, появление и дальнейшее развитие действительно необходимых и эффективно функционирующих структур;
- сокращение количества разрешительных и требующих согласования административных процедур и правил;
- нормативное создание и закрепление льготных условий сдачи государственного имущества в долгосрочную аренду малым предприятиям, обеспечение ведения муниципального учета нежилых помещений и иного имущества, переданного малым предприятиям на конкурсной основе;
- поддержка в получении госзаказов для малого бизнеса;
- совершенствование выдачи кредитов предпринимателями для создания собственных предприятий;
- предоставление информационных и консультационных услуг по организации и ведению бизнеса.
Таким образом, проведенный анализ показал высокую роль и значимость малого и среднего предпринимательства, ведь он является эффективным инструментом для решения многих социальных и экономических проблем.
Уровень его развития во многом является определяющим фактором благосостояния как самой страны, так и ее жителей. В настоящее время Россия отстает по показателям развития сектора МП от развитых стран, но при этом сектор МП обладает значительным потенциалом, особенно с точки зрения перехода российской экономики на инновационный путь развития, поскольку именно малые и средние предприятия становятся проводниками новых технологий.