Экономика
Постановка задачи
Торговое предприятие ООО «Электрон» осуществляет розничную продажу бытового оборудования и средств вычислительной техники (СВТ). Для продвижения товара предприятие организует рекламную кампанию, на осуществление которой формируется бюджет в зависимости от объема продаж и показателя отчислений на рекламу.
Цель решения задачи. Для высокой розничной продажи бытового оборудования и средств вычислительной техники нужно правильно организовать и рассчитать рекламную компанию.
Условие задачи. Исходным условием является объем продаж бытовой техники (руб.), объем продаж средств вычислительной техники (руб.) и показатели отчислений на рекламу (%) за каждый месяц. В таблицу объема продаж будут вводиться данные о продажах (руб.)
Таблица 1
Месяц |
Объем продаж бытовой техники, руб. |
Объем продаж СВТ, руб. |
Объем продаж всего за месяц, руб |
Январь |
121 562 |
278 365 |
|
Февраль |
165 897 |
456 325 |
|
Март |
459 325 |
258 963 |
|
Апрель |
256 987 |
333 478 |
|
Май |
128 965 |
236 985 |
|
Июнь |
222 655 |
325 654 |
|
Июль |
179 258 |
289 741 |
|
Август |
258 963 |
569 258 |
|
Сентябрь |
165 321 |
456 921 |
|
Октябрь |
147 852 |
324 512 |
|
Ноябрь |
236 654 |
258 963 |
|
Декабрь |
456 321 |
547 963 |
|
И дана таблица показателя отчислений на рекламу (%)
Таблица 2
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
3,2 |
3,5 |
3,4 |
4,1 |
4,8 |
4,9 |
3,9 |
4,5 |
3,2 |
3,3 |
4,2 |
4,9 |
Результаты из предыдущих таблиц (объем продаж всего за месяц, показатель отчислений на рекламу; с помощью функции ВПР или ПРОСМОТР) занести в третью таблицу и рассчитать рекламный бюджет
Таблица 3
Месяц |
Объем продаж всего за месяц, руб. |
Показатель отчислений на рекламу, % |
Рекламный бюджет, руб. |
Январь |
|||
Февраль |
|||
Март |
|||
Апрель |
|||
Май |
|||
Июнь |
|||
Июль |
|||
Август |
|||
Сентябрь |
|||
Октябрь |
|||
Ноябрь |
|||
Декабрь |
|||
Итого общий рекламный бюджет за год, руб. |
В процессе решения задачи необходимо использовать межтабличные связи для организации ввода и контроля исходных данных, а также для организации процессов расчета функции ВПР, ПРОСМОТР.
Кроме того, информацию, находящуюся в таблицах для анализа, необходимо представить в виде диаграмм.
Компьютерная модель решения задачи состоит из трех частей: информационной и аналитической моделей и технологии решения задачи.
Аналитическая модель решения задачи. Перечень функций, используемых при решении задачи:
- ГПР;
- ВПР;
- Математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление).
Для получения данных, затраченных на рекламный бюджет необходимо рассчитать следующие показатели:
- сумму объема продаж всего за месяц;
- рекламный бюджет за месяц;
- сумму общего рекламного бюджета за год.
Расчет рекламного бюджета за месяц будет вычисляться так: показатель отчислений на рекламу нужно разделить на 100 % и умножить на объем продаж всего за месяц, полученный результат занести в колонку 3 Таблицы 3.
Технология решения задачи. Решение задачи средствами MS Excel. Занести в ячейки формулы
* воспользоваться командой «Вставить функцию» меню «Формулы»;
* в поле «Категория:» выбрать «Ссылки и массивы»;
* в поле «Выберите функцию» нажать «ВПР» (рис. 1-3);
Рисунок 1 – Выберите функцию» нажать «ВПР
* нажать кнопку «OK»;
* ввести объем продаж в поле «Искомое_значение»;
* нажать «Enter»;
* ввести информацию в поле «Таблица»;
* выделить столбец объема продаж и сделать его абсолютным;
Рисунок 2 – Функция ВПР
* нажать«Enter»;
* ввести информацию - цифру 1 в поле «Номер_столбца»;
* ввести информацию - цифру 0 в поле «Интервальный_просмотр»;
* нажать кнопку «OK»;
* установить курсор на маркер в правом нижнем углу ячейки В3, щелкнуть левой клавишей мыши и протянуть его до ячейки В13.
10. Далее заполняется ячейка «Показатель отчисления на рекламу»
11. Рекламный бюджет вычисляется по формуле: = D4/100*C4
То есть «Показатель отчислений на рекламу делится на 100 % и умножается на объем продаж всего за месяц.
Представить наглядно результаты расчетов, создав диаграмму по данным таблицы:
Анализ полученных результатов. Таким образом, создание различных диаграмм (гистограмм, графиков) на основе данных таблиц средствами MS Excel позволяет не только наглядно представлять результаты обработки информации для проведения анализа с целью принятия решений, но и достаточно быстро осуществлять манипуляции в области их построения в пользу наиболее удобного представления результатов визуализации по задаваемым пользователем (аналитиком) параметрам.