Философия
- Самоочевидные основания – аподиктическое знание. Самоочевидный – характеристика суждения, в котором, по мнению его автора, утверждается нечто столь понятное, что это не требует никаких фактических и логических доказательств. Особенно часто такого рода суждения принадлежат личностям эгоцентрического склада, для которых понятное самому должно быть столь же понятным и другим людям. Ссылки на очевидность чаще всего указывает на тенденцию самого индивида верить тому, что его собственное мнение всегда является более близким к истине, чем оно есть на самом деле. Ф.Ницше говорил по этому поводу, что люди ни в чём не обманываются так часто, как в том, что им кажется очевидным.
- Сущность отношения «множественное – единое». Поскольку единое всегда является единицей «из» множества в объективном смысле, то должны быть множественность единого и единство множественного, на этот раз в субъективном смысле. Отсюда цикличность, «Omnis in unum», ибо отношения «единое-множественное» и «множественное-единое», дополняются отношениями «единое-единое» и «множественное-множественное». Этот квадрат находит свое разрешение в дистрибутивном характере единого как индивидуального единства или Каждого, и в совокупном характере множественного, как составного единства, «сообщества» или скопления. Именно принадлежность и ее инверсия демонстрируют, каким образом множественное принадлежит к дистрибутивному единству, но также и как совокупное единство принадлежит к множественному.
- Соотношение ума и мира. Философы имеют в виду, что есть ум и есть мир, при условии, что смысл высказывания соответствует тому, что есть на самом деле. Но какие вообще есть основания говорить о том, что столь разные сущности как мысль (в уме) и предмет (в мире) соотносятся. Ум связан с миром и способен, тем самым, соотносить высказывания индивида с действительным положением дел. Ум – это умение глубоко смотреть на мир и извлекать из него действительно важную информацию.