Перспективы развития внутреннего туризма России в условиях санкционных ограничений
Экономический кризис 2022 года привёл к негативным социально-экономическим последствиям. В условиях нестабильного развития всех отраслей экономики Российской Федерации одной из ключевых задач государства становится развитие внутреннего туризма. Вопрос о санкциях и их влиянии на экономику стран назначения в последнее время стал особенно актуальным после введения санкций в отношении России и Турции как основных туристических направлений и рынков сбыта. Данная тема вероятно, станет еще более значимой в будущем, учитывая популярность санкций как инструмента внешней политики. Санкции становятся все более популярным инструментом для осуществления внешнеполитического давления на целевых акторов. Они осуществляются на многостороннем уровне (в ООН), на региональном (в частности, в ЕС) и в одностороннем порядке одним государством. Они, вероятно, останутся основным инструментом внешней политики в обозримом будущем, поскольку они служат для ответа внутренней и международной аудитории, чтобы показать, что действия были предприняты, не подвергая опасности жизнь граждан путем проведения военных действий. Однако туризм, как правило, не является частью более широкой политики и дискурса средств массовой информации о санкциях, хотя на него прямо или косвенно влияют многие режимы санкций, введенные против стран.
Несмотря на потенциально далеко идущие последствия санкций, существует относительно мало литературы по этому вопросу в контексте конкретного туризма. Это исследование было направлено на то, чтобы восполнить этот пробел в знаниях, предоставив предварительный обзор, чтобы обобщить то, что в настоящее время известно о санкциях и туризме, и заложить основу для будущих исследований в этой области.
Выводы показывают, что туризм сильно страдает от санкций, которые могут отрицательно сказаться на бизнесе и репутации туристического
направления, резко ограничить международные поездки, нарушить финансовые инвестиции и цепочки поставок, а в самых всеобъемлющих формах санкций - столкнуться со значительными экономическими и личными трудностями. Анализ также показал, что исторически страны, на которые распространяются санкции, как правило, не являются основными туристическими направлениями или рынками, генерирующими туризм, хотя туризм часто составляет значительную часть их экономики. Санкции против России со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов и против Турции со стороны России представляют собой один из немногих случаев, когда мишенью становятся крупные туристические страны. Тем не менее, в большинстве случаев режимы санкций вводятся против гораздо более мелких стран крупными национальными или международными субъектами. Российская Федерация является важным туристическим рынком и направлением, которое подверглось санкциям после аннексии Крыма. После военно-политических событий февраля 2022 года были введены дополнительные санкции.
Кроме того, Турция пострадала от российских санкций в отношении поездок в Турцию после сбития российского военного самолета. Совсем недавно санкции, введенные Россией в отношении Турции в связи со сбитым военным самолетом в 2015 году, представляют собой еще один пример ограничения на поездки, введенного для достижения внутренних и внешнеполитических целей, когда Россия запретила продажу чартерных отпусков в Турцию для российских граждан. Учитывая, что на долю туризма приходится более половины поступлений по счету текущих операций в Турции, это стало важной экономической мерой. Санкции против России после российской военной интервенции на Украине и аннексии Крыма в 2014 году многими западными странами были расширены до запретов на поездки и замораживания активов для некоторых граждан Российской Федерации.
Новые условия поездок коснулись не только тех лиц, которые сыграли
важную роль в российской угрозе суверенитету Украины, но и повлияли на общую мобильность граждан России, желающих посетить ЕС и другие страны, на которые распространяются санкции. Введение дактилоскопической политики для граждан России, обращающихся за получением шенгенской визы, и дальнейшая эскалация конфликта в Украине также привели к резкому сокращению турпотока из России в страны ЕС в 2022 году. Наибольшее сокращение турпотока наблюдалось на европейских направлениях. таких как Финляндия, Греция, Австрия, Чехия. Например, после введения санкций ЕС и США против аннексии Крыма Россией поток туристов из России в Европу сократился. Санкции способствовали обвалу российского рубля, повлияли на имидж России в сфере туризма и инвестиций, а также способствовали российскому финансовому кризису, который привел к упадку ведущих российских игроков на туристическом рынке.
На мой взгляд, из-за действующих сегодня экономических санкций Российская Федерация оказалась изолированной от международного туристического рынка, что стало серьезной проблемой наряду с региональными и политическими изменениями на долгое время перспективного развития туризма в России. Девальвация валюты из-за санкций может затронуть даже ведущих игроков туристического рынка. В случае России, например, высокая конкуренция и многолетнее снижение стоимости валюты привели к ряду банкротств туроператоров и высокой напряженности на рынке организованного туризма. Однако недавние санкции в отношении России и Турции как двух основных игроков в мировой туристической системе могут открыть новые перспективы в вопросах санкций в отношении туризма. Россия была основным рынком сбыта туризма для Турции, и это способствовало значительной роли туризма в турецкой экономике и, в частности, в средиземноморских прибрежных регионах Турции. Страна была вторым по популярности местом отдыха россиян в 2014 г., собрав около 3,3 млн посетителей. Тем не менее Турция стала первой страной за пределами постсоветского пространства, к которой Россия в одностороннем порядке применила санкционный режим.
28 ноября 2015 года Президент Владимир Путин ввел запрет на чартерные авиаперевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и призвал турагентов воздержаться от продажи туров в Турцию, с 1 января 2016 года граждане Турции также обязаны иметь туристические визы. въехать в Россию. Хотя регулярные рейсы Turkish Airlines в Россию не пострадали. Количество россиян, побывавших в Анталии в январе 2016 года, сократилось на 81% по сравнению с предыдущим годом, а с января по март 2016 года общее количество россиян, побывавших в Турции, уменьшилось на 56% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В ответ на потерю российского рынка Турция стремилась развивать альтернативные рынки, такие как Китай, Гана, а также региональных туристов из Ирана, в то время как Россия также стремилась использовать санкции против Турции как средство поощрять внутренний туризм.
Следует также отметить, что использование пакетных отпусков в качестве объекта санкций со стороны России явно было тщательно продумано, поскольку Турция также сильно зависит от энергоносителей, импортируемых из России, которая не подпадала под действие санкций. Однако долгосрочное введение российских санкций будет зависеть от общего набора отношений между Турцией, Россией и другими региональными державами и от того, как это повлияет на экономическое сотрудничество и создание более широкой коалиции. В случае ответа России на наложенные на нее санкции одной из стратегий была переориентация с выездного на въездной туризм и использование государственно-частного партнерства для формирования, совершенствования и диверсификации продуктов внутреннего туризма. В ответ на санкции отдельные фирмы использовали различные тактики, такие как ценовые скидки, сезонные распродажи и демпинг, чтобы сохранить долю рынка. Демпинг – это продажа товаров и услуг по ценам ниже себестоимости. Все крупные туроператоры, впоследствии обанкротившиеся («Нева», «Южный крест», «Лабиринт»), использовали демпинговые схемы.
Хотя эта стратегия может быть успешной в краткосрочной перспективе для сохранения доли рынка и не является отрицательной для туристического рынка в целом, она оказывает значительное влияние на развитие различных форм организованного туризма. отметили, что банкротства туроператоров, считавшиеся надежными, подорвали доверие потребителей к работе туроператоров и агентов, в результате чего многие россияне перестали пользоваться услугами турагентств и начали организовывать свои собственные каникулы. Несмотря на неудобство санкций и создаваемую ими экономическую нестабильность, в том числе в случае с Россией и Турцией, как отмечалось выше, пришел к выводу, что «такие санкции обычно не достигают заявленной цели. В статье определены четыре основные темы взаимосвязи между санкциями и туризмом, а именно:
1) запреты на поездки и ограничение мобильности;
2) формирование негативного и нестабильного имиджа туристических направлений;
3) сужение рынков и ущерб для экономики;
4) меры реагирования на санкции.
Кроме того, он также обеспечивает всеобъемлющую основу для понимания связи между санкциями и туризмом и показывает, как туризм влияет на макроэкономическую среду страны, подвергшейся санкциям, и показывает прямое и косвенное влияние санкций на туризм в таком направлении. Экономическое воздействие санкций на туризм приводит к последующими социальными и экологическими последствиями. Воплощенные повседневные практики, такие как туризм, не могут быть отделены от геополитики государственного масштаба.
Хотя, с точки зрения налагающего санкции учреждения или государства, причиной введения экономических санкций является изменение политического поведения, они часто являются тупыми экономическими инструментами с очень небольшим количеством дискриминационных мер для уменьшения негативного воздействия на гражданское население. Санкции редко влияют на принудительные возможности правительства, против которого они направлены, и вызывают изменение политического поведения. Кроме того, санкции также служат для того, чтобы подчеркнуть геополитическое значение идентичности и сопротивления. Влияние санкций на идентичность, по-видимому, используется в контексте туризма как санкционированными, так и санкционирующими государствами для представления различных представлений о безопасности как международной, так и внутренней аудитории, включая туристов и инвесторов.
Действительно, политика идентичности также представляется чрезвычайно важной для развития сопротивляющихся экономик в ответ на санкции. Некоторые из обозначенных здесь тем и проблем явно приобретают все большее значение для изучения туризма и демонстрируют некоторые потенциальные идеи, которые геополитическая перспектива может принести в исследование многоуровневых отношений между международной геополитической системой и мобильностью человека. На макроуровне роль государства имеет очевидное значение для туризма. Однако на микроуровне геополитические аспекты перемещения, гостеприимства и попытки ограничения «мобильности и пересечения границ ясно дают представление о политическом воображении территории, туризма и пространства»[1]. Сохраняются значительные возможности для будущих исследований, особенно в отношении воздействия санкций на третьи страны, а также долгосрочного воздействия санкций на траектории развития туризма в санкционированных направлениях.[2] В условиях санкционных ограничений необходимо обозначить основные перспективы развития внутреннего туризма России.
1. Разработка привлекательных конкурентоспособных туристических продуктов и повышение качества туристических услуг, способствующих росту турпотока, а также стимулирующих к повторному посещению региона.
2. Формирование положительного имиджа туризма в регионах.
3. Развитие гостиничной инфраструктуры.
4. Улучшение транспортного сообщения, включая повышение доступности отдаленных туристических объектов и создание удобной системы пассажирских перевозок в привлекательные для туристов регионы.
5. Предоставление субсидий на внутрирегиональные поездки с целью стимулирования туристического спроса.
6. Использование региональных традиций, народных праздников, развитие событийного туризма.
7. Совершенствование механизмов учета туристов в регионах.
8. Сегментирование туристов, для которых предназначен региональный туристический продукт, и его соответствующее позиционирование.
Список использованной литературы
1. Гейдаров, Ф. Ф. Перспективы развития внутреннего туризма в российской Федерации / Ф. Ф. Гейдаров // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Сборник трудов по материалам X Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 05 декабря 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 113-119.
2. Seyfi S., Hall C. M. Sanctions and tourism: Effects, complexities and research //Tourism Geographies. – 2020. – Т. 22. – №. 4-5. – С. 749-767.
[1] Seyfi S., Hall C. M. Sanctions and tourism: Effects, complexities and research //Tourism Geographies. – 2020. – Т. 22. – №. 4-5. – С. 749-767.
[2] Гейдаров, Ф. Ф. Перспективы развития внутреннего туризма в российской Федерации / Ф. Ф. Гейдаров // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Сборник трудов по материалам X Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 05 декабря 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 113-119.