ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация.
Ключевые слова: деструктивные поведенческие отклонения, неформальные молодежные объединения, общеобразовательное учреждение, профилактика, старшие подростки, условия.
В современных социально-экономических и социально-политических условиях России проблема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения. Дети – это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Рост различных форм деструктивного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. Цель данной статьи – рассмотреть возможности профилактики деструктивных поведенческих отклонений старших подростков из неформальных молодежных объединений в условиях общеобразовательного учреждения. Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах. Это может привести к необратимым последствиям, т.к. преступность несовершеннолетних очень часто перерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность. В этой связи особую значимость приобретает профилактика деструктивного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь.
Молодежное объединение в современной науке и практике понимается как культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Специфики российских молодежный объединений в подростковой среде определяют следующие факторы:
- социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;
- особенности социальной мобильности в российском обществе.
Подростки пока не получили возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки; потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. На этом фоне широчайшее распространение приобретают различные социальные отклонения, в том числе правонарушения и преступность несовершеннолетних [3].
Важной составляющей криминологической характеристики преступности несовершеннолетних является характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. Преступность несовершеннолетних, несмотря на уменьшение количества преступлений, по-прежнему является серьезной проблемой российского общества. Это обусловливает совершенствование имеющихся и поиск новых мер предупреждения преступлений несовершеннолетних [2].
При этом необходимым условием эффективной профилактической работы является ее систематичность, поскольку разовыми мероприятиями позитивных результатов в этой сфере достичь невозможно. По данным Росстата, за прошлый год выявлено 42,5 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними. Это на 12,5% меньше, чем в 2019 году. Такая статистика, по некоторым оценкам, закономерна. Так, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Пётр Шелищ в ходе круглого стола в ОП РФ предположил, что эта общая тенденция связана с изменением мировосприятия подростков и повышением культуры в обществе. В то же время, по его словам, для дальнейшей детальной работы по профилактике преступлений необходима более определенная статистика, например, по каким именно статьям Уголовного кодекса подростки совершают преступления, в каких регионах уровень подростковой преступности выше, а также каков процент рецидива. По мнению эксперта, такие данные позволят в дальнейшем принимать более конкретные меры.
Профилактика – это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае со взрослыми людьми.
Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка, связанные с периодом полового созревания [1]. Политика защиты несовершеннолетних от криминального влияния и вовлечения их в преступную деятельность должна соответствовать идее справедливости и гуманному отношению к подрастающему поколению.
В настоящее в российском образовании существуют разнообразные подходы и методы профилактике деструктивного поведения подростков. Разнообразие определений деструктивного поведения, методов и способов его профилактики, с одной стороны, порождает некий методологический «хаос», а с другой, свидетельствует о недостаточной разработанности обеспечения процесса профилактики деструктивного поведения подростков, которые состоят в НМО.
Исследователями выделены универсальные условия по эффективному предупреждению и коррекции деструктивного поведения подростков. Это должно быть стимулирование, поддержка усвоения подростками общественно одобряемого опыта; обеспечение самореализации и социокультурной активности; привлечение к добровольческой, волонтерской деятельности. Необходимо повышать уровень нормативно-правового сознания у подростков, формировать нравственно-правовую культуру. Развивать у подростков критическое мышление и социальную компетентность с целью недопущения злонамеренного вовлечения в деструктивные объединения; включение в разрешение различные социальные противоречия, конфликты в имитируемых и реальных ситуациях. Учитывая данные требования, можно придти к необходимой профилактике деструктивного поведения подростков – членов НМО [4].
И.Б. Умняшова считает, что при профилактике деструктивного поведения необходимо обеспечение подросткового досуга, стремления подростков к получению дополнительного образования; поощрение разработок и реализации ими собственных социально значимых проектов. Также должно быть слаженное взаимодействие образовательного учреждения с семьей, обеспечивающее единство и согласованность воспитательных усилий; обеспечение ценностно-ориентационной преемственности поколений; педагогического сопровождения при затруднениях семейного воспитания.
Список литературы
- Волков, В.Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В.Н. Волков // Закон и право. - 2009. - № 11. – С. 20-23.
- Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/ Ю.А. Клейберг: уч.пособие для вузов. 2-е изд. стереотипное – М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 304 с.
- Мировский, Э.Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность / Э.Л. Мировский // Закон и право. – 2010. - № 7. – С. 17- 19.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2012. – 120 с.
Anisimova I.A.
Student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Vladimir State University
named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov" (VlSU)
PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIORAL DEVIATIONS OF OLDER ADOLESCENTS FROM INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION
Annotation.
Keywords: destructive behavioral deviations, informal youth associations, educational institution, prevention, older adolescents, conditions.
In the modern socio-economic and socio-political conditions of Russia, the problem of juvenile delinquency has become particularly acute and urgent. Experts from various fields express concern about the degradation of the younger generation. Children are one of the most vulnerable groups of society, which can be negatively influenced by the adult population, which often leads to certain consequences: the child's mental development is disrupted, various forms of pathologies appear, such as drug addiction, drunkenness, crime. The growth of various forms of destructive behavior, crime, immoral manifestations worries the whole society. The purpose of this article is to consider the possibilities of preventing destructive behavioral deviations of older adolescents from informal youth associations in a general education institution. It is very important to prevent the spread of crime among children and adolescents at an early stage, to prevent the spread of the cult of violence and cruelty in families, schools, orphanages. This can lead to irreversible consequences, because juvenile delinquency very often develops into recidivism, that is, recurring crime. In this regard, prevention of destructive behavior of children and adolescents is of particular importance. Such activity ensures the protection of society from criminal encroachments, does not allow unstable members of society to choose the wrong path.