Виды правонарушения
Актуальность изучения – понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях. Поэтому значение рассмотрения видов правоотношения имеет большое значение для понятия такой ключевой категории права, как правонарушение. Полностью искоренить правонарушения не может ни одно общество. Но в современной России проблемы неправомерного поведения являются особенно актуальными и практически значимыми. Появляются новые виды правонарушений, неизвестные ранее отечественному правоведению (например, налоговые, банковские, таможенные и др.). Теоретико-правовое исследование состояния, структуры, динамики правонарушаемости требует четкости в определении классификационных признаков, по которым происходит дифференциация видов правонарушений. При этом нельзя не учитывать условность такого выделения, поскольку между различными видами правонарушений существует определенная связь. В качестве оснований классификации правонарушений выступают юридический, социологический и смешанный критерии. Юридическая классификация проводится на основе выделения двух главных признаков: по виду юридической ответственности, которая устанавливается на законодательном уровне за совершение тех или иных правонарушения, по форме противоправного деяния.
В зависимости от устанавливаемой юридической ответственности все правонарушения подразделяют на уголовные правонарушения (преступления), а также трудовые, административные и гражданские правонарушения. Эта классификация получила в юридической науке наибольшее распространение.
Формальным критерием разграничения указанных видов противоправных деяний служит мера правового принуждения или содержание и характер карательного воздействия, присущего тому или иному виду юридической ответственности, применяемой к субъекту нарушения нормы той или иной отрасли законодательства. Особенности того или иного вида юридической ответственности устанавливаются нормативно-правовыми положениями законодательства, которые органически связаны со спецификой предусматриваемых законом правонарушений. Уголовные правонарушения (преступления) характеризуются значительно большей степенью общественной опасности по сравнению с остальными видами правонарушений. Но это лишь одна, количественная сторона характеристики. Более важная особенность заключается в правильной квалификации преступлений как деяний, посягающих на наиболее существенные интересы общества, посредством угрозы применения уголовной ответственности.
К числу других существенных особенностей преступления следует отнести наличие уголовно-правовых запретов, исчерпывающий перечень которых дан в уголовном законе. Субъектами преступления могут быть только физические лица (вменяемые, достигшие определенного возраста).
К административным правонарушениям относятся деяния, наносящие материальный либо иной ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Общественная вредность их в том, что они меняют осуществление нормальной координационной и распорядительной деятельности государственных органов, дестабилизирует ее, посягают на общественный порядок. К особенностям данного вида правонарушений относится возможность применения административного принуждения государственными органами.
Гражданско-правовые правонарушения в отличие от преступлений и административных проступков не имеют четко зафиксированной в законодательстве дефиниции, также отсутствует их перечень. В юридической науке и практике под гражданским правонарушением обычно понимается социально вредное деяние, противоречащее нормам гражданского права, регулирующим имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Характерной чертой гражданско-правовых нарушений является их запрещенность гражданским законодательством под угрозой применения имущественных и неимущественных санкций, носящих, как правило, правовосстановительный характер (например, отмена незаконных сделок, возмещение нанесенного имущественного ущерба и т. д.). Специфика дисциплинарных проступков в том, что они влекут за собой применение к нарушителям дисциплины основных видов дисциплинарной ответственности: ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка за нарушение трудовой дисциплины, ответственность в порядке подчиненности и ответственность на основании специальных уставов и положений.
Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. В связи с этим не вызывает сомнения, что совершение объективно-противоправного деяния не может являться основанием привлечения лица к уголовной ответственности. С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получило законодательное закрепление, что основанием административной ответственности является административный проступок, то есть противоправное, виновное деяние. Что касается гражданско-правовой ответственности, то нормы этой отрасли права допускают юридическую ответственность за невиновное деяние, если это предусмотрено законом или договором. В подобных случаях основанием юридической ответственности может быть и объективно-противоправное деяние.
Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.