УИС как социальная система управления
Введение
Уголовно-исполнительная система (далее — УИС) создается для реализации определенных обусловленных объективными потребностями общественного развития задач, многообразие и масштабность которых требуют рассмотрения ее как сложного социального организма, состоящего из большого количества составных частей, разнообразно взаимосвязанных друг с другом. Это позволяет подходить к уголовно-исполнительной системе как к функционирующей системе, т. е. как к ограниченному множеству взаимодействующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Оценивая уголовно-исполнительную систему, можно выделить два ее основных свойства: наличие взаимосвязанных между собой элементов и процесс функционирования. В первом случае речь идет о структуре УИС, во втором — о различных направлениях ее деятельности. Именно поэтому одним из определений системы в науке управления является понимание ее как структуры функционирующей.
УИС как социальная система
Уголовно исполнительная система Минюста России включает в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
УИС, создается для удовлетворения определенных социальных потребностей, которые характеризуют роль института в обществе.
Общество заинтересовано в УИС прежде всего в качестве института, обеспечивающего защиту от преступности. Выделение такой характеристики, как социальное назначение УИС, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Дело в том, что цели и задачи данной системы должны соответствовать ее социальному значению: защите общества от преступности. Наделение УИС несвойственным этому назначению задачам (как, например, в недалеком прошлом, возложение на систему решения народно-хозяйственных планов) может обусловить существенные недостатки в ее деятельности и, в конечном счете, несоответствии потребностям развития общества в целом. В принципе такая ситуация и случилась с исправительно-трудовой системой советского государства, которая вопреки ее социальному назначению играла важную роль в экономике страны. Поэтому выделение понятия «социальное назначение УИС» является далеко не теоретическим вопросом, от его правильного решения во многом зависит конечная направленность деятельности системы и ее социальная эффективность.
Важным вопросом УИС является ее функционально-структурное построение. Анализируемая система носит четко выраженный характер: она решает правоохранительные задачи (охрану осужденных, конвоирование, организует оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает розыск бежавших осужденных), организует воспитательную работу с осужденными, производственно-хозяйственную деятельность, медицинское и материально-бытовое обеспечение.
Уголовно-исполнительная система является многоуровневой системой, что во многом определяется национально-государственным устройством страны.
Одной из особенностей УИС является ее многокомпонентность. Наряду со структурами, которые связаны непосредственно с организацией исполнения наказания, в ее составе имеется немало подразделений, которые в той или иной мере обеспечивают нормальное функционирование УИС, среди них: медицинские учреждения, коммунально-бытовые службы, высшие и средние специальные образовательные учреждения, занятые подготовкой кадров для УИС, учреждения связи, транспорта и т.п.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что УИС можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. В первом случае речь идет об органах и учреждениях, которые непосредственно связаны с исполнением наказания: исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, аппараты управления. Во втором, широком значении понятие УИС, в нее включаются также и структуры, в той или иной мере обеспечивающие нормальное функционирование УИС.
Функционирование любого социального института регулируется определенными нормами: правовыми, моральными, а также уже сформированными традициями и т.п. В силу особенностей порядка исполнения наказания, которое всегда связано с ограничениями, данный признак УИС как социального института приобретает особое значение. Выражается это в том, что данная сфера регламентируется различными правовыми актами, которые с точки зрения юридической силы можно представить следующими уровнями:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
- Уголовно-исполнительное законодательство и иные законодательные акты Российской Федерации;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации;
- нормативные правовые акты центрального органа УИС.
Поскольку деятельность УИС осуществляется на основе и в рамках права, то при ее реформировании существенно меняется и ее правовое обеспечение по всем указанным выше направлениям. Конкретные пути совершенствования правового обеспечения реформы УИС зависит от этапов ее проведения, возникающих при этом проблем. Нас же в данном случае интересовала характеристика правового обеспечения как важнейшего условия нормального функционирования УИС.
Деятельность УИС регулируется не только юридическими нормами, но и нормами морали, а также подвержена влиянию субкультуры, которая складывается в среде осужденных. Неофициальные нормы поведения осужденных носят во многом объективный характер: они не только регулируют поведение среди осужденных, но и оказывают значительное влияние на взаимоотношения персонала с осужденными. Недостатки в организации исполнения наказания во многом обуславливают негативное проявление субкультуры среди осужденных. Неслучайно, данные явления приобрели массовый характер в исправительно-трудовых лагерях, когда и появились так называемые «воры в законе».
Нельзя недооценивать данное явление и в современных условиях реформирования УИС, когда значительно ухудшается состав осужденных, растет организованная преступность на свободе.
Опыт проведения тюремных реформ также показывает, что в условиях гуманизации исполнения наказания, расширения прав осужденных повышается риск возрождения, усиления влияния различного рода воровских группировок. Причины здесь различны, включая недостатки в организации самого управления УИС, быстроты проводимых преобразований, к которым оказываются не готовы сотрудники исправительных учреждений.
Одним из важных признаков УИС является наличие у системы определенных ресурсов. В общем виде под ресурсами понимают имеющиеся у системы пенитенциарные возможности, средства для достижения поставленных перед нею целей. К ним относятся: материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Основу ресурсов УИС составляет ее материально-техническое устройство (помещения для осужденных, охранные сооружения, административные здания). Данные характеристики во многом определяют и порядок исполнения наказания.
Рассмотренные отличительные признаки УИС (социальное назначение, функционально-структурное построение, нормативное регулирование, включая неформальные нормы поведения, ресурсное обеспечение) позволяют дать следующее определение анализируемого понятия:
Уголовно-исполнительная система как социальный институт — это совокупность органов и учреждений, деятельность которых направлена на достижение целей наказания в рамках правовых предписаний и определенной среды функционирования, которая обладает для этого соответствующими материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.
Предложенное определение УИС существенно отличается от широко распространенного рассмотрения данной системы с позиции только правового или управленческого аспектов, когда акцентируется внимание на порядке исполнения наказания, либо деятельности персонала. Важное значение имеет такое понимание УИС и для исследования проблем ее реформирования, поскольку оно ориентировано на комплексный анализ данной системы.
УИС как социальный институт оказывает влияние на многие отношения, которые целесообразно анализировать на следующих трех взаимосвязанных уровнях: общесоциальном, правоохранительном и организационном. Уголовно-исполнительная система является частью общества, которая обладает значительными ресурсами и обеспечивает изоляцию, контроль за поведением осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Поэтому значимость общесоциального уровня анализа взаимодействия УИС с внешней средой определяется прежде всего тем, что ее влияние на общество многогранно и проявляется в различных формах.
Итак, возможности реформы УИС во многом предопределяются общим состоянием общества, данная система должна соответствовать тем отношениям, которые складываются в обществе. Поэтому реформу УИС следует проводить постепенно и поэтапно с учетом изменений среды ее функционирования.
Социальное управление уголовно-исполнительной системы
Социальное назначение уголовно-исполнительной системы - это роль и функции, реализуемые учреждениями и органами, исполняющими наказания в обществе и регулируемые нормами права, а также отношение общественности к такому явлению, как исполнение наказания, осознание их роли через сохранение и развитие уголовно-исполнительной системы и контроль за ее деятельностью. На сегодняшний день правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительной системы, в частности исправительных учреждений, составляет Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ряд законов и ведомственных нормативных актов.
Соответствующие нормы содержатся и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В нем к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия на них. Исходя из этого, последующие нормы УИК РФ закрепили возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, содействии в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, в контроле за их деятельностью (ст. 23). Также осужденные имеют право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные формирования, в том числе и международные (ст. 12).
Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний предусмотрено ст. 142 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Для организации помощи администрации ВК в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при ВК создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации. В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают содействие в работе свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций. Они принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом воспитании осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.
Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, являются правовое просвещение осужденных и сотрудников, оказание им юридической, социальной, психологической, медицинской, материальной помощи, а также помощи в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Ряд общественных организаций содействуют также в организации трудовой занятости осужденных, их досуга, в получении образования, участвуют в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии. Представители общественных формирований участвуют в работе комиссий по вопросам помилования, созданных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1500 в субъектах Российской Федерации. Наряду с предварительным рассмотрением ходатайств о помиловании осужденных и подготовкой материалов по ним комиссии осуществляют общественный контроль за условиями содержания осужденных.
В целях координации взаимодействия учреждений и органов УИС Минюста России с международными неправительственными и российскими общественными объединениями (организациями), религиозными конфессиями, использования их потенциала при обеспечении дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы в июле 2003 г. создан Общественный совет при Министре юстиции Российской Федерации.
Задачами взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными организациями являются:
- формирование положительного общественного мнения о деятельности системы;
- привлечение общественных организаций к процессу исполнения наказаний;
- помощь общественных организаций в постпенитенциарном воздействии и адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, а также отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы;
- осуществление объективного и независимого общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.
Но на сегодняшний день скоординированные комплексные меры по взаимодействию с общественными организациями, которые позволили бы решать не только задачи, стоящие перед исправительными учреждениями, но и реализовывать социальные функции уголовно-исполнительной системы, недостаточно эффективны.
Заключение
Нынешнее исправительное учреждение — это важнейший государственный социальный институт, в котором в целом узаконен набор инструментов, предусматривающих реабилитацию правонарушителя. Отбывающему наказание человеку предоставлено законом право на получение образования, профессии, охрану здоровья, социальную, правовую и другую защиту, чтобы он, выйдя на свободу, смог адаптироваться к условиям нормальной жизни. Реализация этих прав предоставляет хорошие возможности для совместных действий. Разовая помощь также необходима, но куда лучше, если эта работа строится на комплексной основе. Надо оказывать конкретную помощь по каждому направлению, знать реальные проблемы и вовремя их решать.
Список литературы
- Аксенова А. В., Дроздова Е. А. Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе // Социально-политические науки. 2018. №4. С. 168-170
- Упоров А. Г. Основы организации управления в уголовно-исполнительной системе // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. №3. С. 87-95