Судебная власть в РФ
Аннотация: в статье рассматриваются изменения судебной власти после принятия поправок к Конституции РФ от 14 марта 2020 г., в том числе деятельность, полномочия, состав Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Ключевые слова: судебная власть, судебная система, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Judicial power in the Russian FederationSokolowskaya Lyubov Dmitrievna,
Abstract: The article discusses changes in the judiciary after the adoption of amendments to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020, including the activities, powers, composition of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation.
Key words: the judiciary, the judicial system, the Constitutional Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation.
Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями) [1].
Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влекут установленную законом ответственность.
Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ. В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст.119 Конституции РФ. Занимать посты судьи вправе лица, достигшие 25 лет. Поправки к Конституции РФ ужесточили требования к претендентам на пост судьи. Поправками к Конституции РФ дополнен перечень требований к судьям, установленный в ст. 119: они должны постоянно проживать в Российской Федерации, не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Существенные изменения в полномочиях Президента РФ связаны с обновленным порядком формирования судебных и правоохранительных органов. Уточнения внесены в пункт "е", определяющий полномочия Президента РФ в сфере формирования органов судебной власти. Теперь в данном пункте, наряду с представлением Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, упоминается и о представлении кандидатур на должности председателей и заместителей председателя этих судов. Наряду с назначением судей других федеральных судов оговорены полномочия Президента по назначению председателей этих судов и их заместителей.
Данными полномочиями Президент РФ наделен ранее федеральными конституционными законами, регулирующими организацию судебной системы.
Значительным изменениям подверглась ст. 125 Конституции РФ, регулирующая статус, порядок формирования и компетенцию Конституционного Суда. Теперь в тексте Конституции определено место Конституционного Суда в системе государственной власти: это высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Статья дополнена пунктом "е.3", позволяющим Президенту вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных, предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Обновлена редакция ст. 128, в нее включены уже закрепленные в действующем законодательстве положения о назначении Советом Федерации председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного судов и о назначении Президентом РФ председателей и заместителей председателей других федеральных судов. Дополнена статья также нормой о регулировании судопроизводства актами процессуального законодательства.
Численность судей Конституционного Суда (включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя) уменьшена с 19 до 11. При этом все действующие судьи сохранят свои полномочия до окончания срока, на который они назначены. [2]
Ряд норм, определяющих компетенцию Конституционного Суда, изложен в новой, уточненной редакции. Так, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (п. "а" ч. 4 ст. 125). По запросам судов проверяется конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле (п. "б" ч. 4 ст. 125). Часть 7 ст. 125, согласно которой Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в процессе его отрешения от должности, дополнена нормой об участии Конституционного Суда и в процедуре лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Получил Конституционный Суд и новые полномочия. В соответствии с п. "а" ч. 5.1 ст. 125 Конституционный Суд по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых Федеральным Собранием законов до их подписания Президентом.
Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения
иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации (п. "б" ч. 5.1 ст. 125). Практическое значение этого пункта выходит далеко за пределы регулирования полномочий Конституционного Суда. Данная норма существенно уточняет действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Фактически закрепляется верховенство Конституции РФ и невозможность использования международно-правовых норм в целях, не совместимых с принципами российской правовой системы.
По запросу Президента РФ Конституционный Суд проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования главой субъекта (п. "в" ч. 5.1 ст. 125). Часть 6 ст. 125 Конституции дополнена нормой о том, что акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании. Здесь стоит отметить, что это правило уже в течение длительного времени закреплено в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» и применяется на практике. [3]
Статья 125 дополнена также новой частью 8, согласно которой Конституционный Суд может осуществлять иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом. Число членов Конституционного суда РФ сокращается с 19 до 11 человек. Компетенция инстанции уточнена. Здесь рассматриваются дела о соответствии основному закону страны:
– федеральных актов, документов, изданных Президентом, Правительством и иными органами власти;
– уставов краев, областей, округов, конституций республик, нормативных актов местного значения;
– соглашений между отдельными субъектами федерации, муниципалитетами, РФ;
– не приобретших силу международных договоров.
Конституционный Суд РФ продолжит рассматривать жалобы о нарушении прав и свобод людей, проверять законность спорных актов. На этом уровне будут оценивать допустимость исполнения решений межгосударственных объединений. Основаниями процессов станут противоречия таких документов Конституции России. Кроме того, инстанция начнет проверять порядок выдвижения обвинений против Президента РФ и оценивать конституционность актов, на которых наложено вето.
Статус Верховного Суда России тоже уточняется. Определение стало более полным. Верховный Суд в РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за всеми судами общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела по первой, второй надзорной инстанции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам субъектов РФ. Кроме того, в Верховном Суде создана коллегия для рассмотрения вопроса по даче заключения о наличие в действии судьи признаков преступления. Статья 126 Конституции РФ, определяющая правовой статус Верховного Суда, также изложена в новой редакции, отражающей произошедшие в последние годы изменения в судебной системе. Полномочия Верховного Суда РФ:
– рассматривает дела первой, кассационной и надзорной инстанции;
– изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснение судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;
– имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
– дает заключение о наличии в действии Президента РФ признаков преступления;
– решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров;
– другие полномочия.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.
Список литературы
1. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26 июня 1992 № 3132-I (с изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст.1179.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1994. – №13. – Ст.1447.