Проблемные вопросы выявления ненадлежащего контроля за организацией назначения наркотических препаратов в медицинской организации в рамках борьбы с незаконным приобретением наркотических веществ
Аннотация. Статья посвящена обзору проблем, существующих в сфере контроля за назначением наркотических лекарственных препаратов в медицинских организациях. Нередко злоупотребления в данной сфере становятся причиной распространения употребления наркотиков, поскольку низкий уровень контроля за порядком назначения лекарственных препаратов, относящихся к категории наркотических, делает возможным придать легальную форму незаконному приобретению данных препаратов. Автор приводит наиболее распространенные проблемы в данной сфере и формулирует ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства.
Ключевые слова : наркотические средства, незаконное приобретение, лекарственные препараты, рецепт, проверочные мероприятия, оперативно-розыскная деятельность.
Введение. Оборот наркотических веществ в Российской Федерации ограничен законодательством, что означает наличие легально установленных оснований и процедур для их приобретения. Сфера легального оборота наркотических средств в основном представлена медицинскими целями. В медицинских целях наркотических лекарственные препараты применяются в большинстве случаев для купирования сильных болей у онкологических больных, а также в некоторых других случаях. На протяжении длительного периода времени порядок назначения наркотических средств в медицинских целях был строго, по оценкам многих специалистов, даже жестко, регламентирован, однако в последние годы в этой сфере наблюдается некоторое смягчение принципов правового регулирования, что имеет оборотную сторону в виде нарушения порядка назначения наркотических лекарственных препаратов.
Актуальность контроля за назначением лекарственных препаратов, содержащих наркотические вещества, обусловлена сложной ситуацией в стране. Как следует из ежегодного доклада Национального антинаркотического комитета, в 2022 году наркоситуация в стране значительных изменений не претерпела, принимаемые государством меры, в том числе профилактического характера, на данный момент радикального эффекта не имеют. Число лиц, которым поставлен диагноз «синдром зависимости», в 2022 году возросло [1]. По мнению ряда экспертов, достаточно заметную роль в расширении возможностей приобретения наркотических средств играет низкий уровень контроля за медицинским назначением указанных препаратов.
В настоящее время Порядок назначения лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 N 1094н (далее - Порядок), который содержит, в том числе и правила, касающиеся назначения наркотических лекарственных препаратов, а также устанавливает форму рецептурного бланка, порядок его заполнения, учета и хранения, поскольку рецептурные бланки являются документами строгой отчетности. С точки зрения Порядка, можно сформулировать ряд правил назначения лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства. Во-первых, назначение данных лекарственных препаратов подлежит оформлению с помощью специального рецептурного бланка, который также утвержден Министерством здравоохранения. Этот бланк отличается от бланка, который используется при назначении иных рецептурных препаратов.
Во-вторых, установлен запрет на назначение наркотических лекарственных препаратов медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Такой запрет, очевидно, связан с особым положением индивидуальных предпринимателей в части контроля за их деятельностью, что в случае с оборотом наркотических средств неприемлемо.
В-третьих, запрещено назначение данных препаратов при отсутствии медицинских показаний. Кроме того, руководитель медицинской организации вправе принять решение о необходимости назначения наркотических лекарственных препаратов на основании заключения медицинской комиссии. Данный порядок распространяется лишь на случаи первичного назначения указанных препаратов и только в рамках амбулаторного лечения или паллиативной помощи. При этом повторное назначение наркотических препаратов происходит уже без решения комиссии лечащим врачом самостоятельно[2].
Либерализация законодательства в этой сфере выразилась в том, что в 2015 году было принято решение об удлинении сроков, на которые назначаются наркотические лекарственные препараты, а также о предоставлении возможности получать рецепт родственникам или иным лицам, осуществляющим уход за больным. Безусловно, такой подход основан на понимании особенностей паллиативной помощи и отвечает требованиям ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством.
Осветив основные правила, действующие при назначении лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, следует перейти к анализу проблем в сфере контроля за назначением наркотических средств медицинскими организациями. В первую очередь, следует отметить, что функции государственного контроля в этой сфере сосредоточены в Главном управлении МВД России по контролю за оборотом наркотиков, а также Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. Основным способом осуществления контроля в рассматриваемой отрасли выступает проведение проверок. Их порядок и процедуры урегулированы в том числе Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ[3], который ограничивает возможности плановых проверок необходимостью уведомления медицинской организации о предстоящей проверке не позднее, чем за три рабочих дня. Внеплановые проверки могут проводиться уполномоченными органами лишь при наличии сведений о наличии совершенных нарушений при назначении медицинских препаратов, отнесенных законодательством к Списку II.
В качестве следующей основной проблемы выявления ненадлежащего контроля за назначением лекарственных наркотических препаратов следует назвать сложность оценки медицинских показаний. Наркотические лекарственные препараты назначаются в строгом соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. В абсолютном большинстве случаев речь идет о паллиативной помощи онкологическим больным. При этом повторное назначение указанных препаратов осуществляется самостоятельно лечащим врачом при наличии таких показаний, как болевой синдром, нарушение сна и т.д. Врачебная комиссия при повторном назначении не участвует в этом процессе, в связи с чем установить реальное наличие описанных медицинским работником показаний представляется малореальным. В частности, это связано с отсутствием необходимой медицинской квалификации должностного лица контролирующего органа, а назначение экспертиз в рамках проверочных мероприятий затруднительно и финансово обременительно. Кроме того, наличие болевого синдрома у онкологического больного, как правило, предполагается и выводы о необходимости назначения наркотических средств делаются лишь со слов больного или его родственников.
Кроме того, немаловажной проблемой является срок и дозировка назначаемых препаратов. Стандарты оказания медицинской помощи содержат указания лишь на средние суточные и средние курсовые дозировки. Вместе с тем, доза препарата и срок его приема определяются врачом индивидуально, что также сложно оценить с точки зрения обоснованности назначения.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время система назначения наркотических лекарственных препаратов в целом направлена на облегчение положения больных, страдающих онкологическими заболеваниями и нуждающихся в паллиативной помощи, а также лиц, которые осуществляют уход за такими больными. Вместе с тем, упрощение процедуры назначения и продления препаратов, отнесенных к списку наркотических средств зачастую приводит к незаконному их приобретению лицами, которые не имеют медицинских показаний к их приему.
На наш взгляд, указанная проблема может быть решена путем ряда законодательных изменений. Во-первых, представляется целесообразным с учетом общественной опасности неконтролируемого распространения наркотических средств ужесточить процедуру назначения препаратов в медицинских целях, путем установления необходимости получения решения врачебной комиссии с участием руководителя медицинской организации в том числе и на повторное назначение наркотического лекарственного препарата.
Во-вторых, необходимо исключить действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ в отношении проведения проверочных мероприятий медицинских организаций в части организации назначения наркотических лекарственных препаратов, предоставив уполномоченным органам право проводить внезапные проверки.
Заключение. Подводя итог проведенному исследованию, следует сказать, ситуация, связанная с распространением употребления наркотических средств в нашей стране не данный момент положительной динамикой не отличается. Либерализация правил назначении наркотических средств в медицинских целях имеет свою оборотную сторону, поскольку способствует незаконному приобретению наркотических средств лицами, не имеющими для этого медицинских показаний. Проблемы контроля за назначением лекарственных препаратов, внесенных в Список II, носят системный характер и обусловлены спецификой отрасли, что, по нашему мнению, требует усиления государственного контроля.
Библиографический список.
- Внукова В. А. О правовом регулировании легального оборота наркотических средств и государственного надзора за его осуществлением. Медицинское право. 2012. №1. С. 34-39.
- Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2022 году [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://media.mvd.ru/files/embed/4905796 (дата обращения : 26.11.2023).
- Жуковский В.И., Довголюк Н.В. Делинквентность «Аптечной наркомании» как определяющий фактор усиления контроля над оборотом лекарственных средств // Гуманитарные и юридические исследования. – 2019. – С. 121-125.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://base.garant.ru/72206882/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения : 26.11.2023).
- Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения : 26.11.2023).
- Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/ (дата обращения: 26.11.2023).
[1] Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2022 году [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://media.mvd.ru/files/embed/4905796 (дата обращения : 26.11.2023).
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://base.garant.ru/72206882/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения : 26.11.2023).
[3] Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения : 26.11.2023).