Предупреждение и раскрытие преступлений на потребительском рынке подразделениями ЭБиПК МВД России
Вопросы лекции:
1. Характеристика сферы потребительского рынка в Российской Федерации.
Потребительский рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, возникающих между его участниками, по поводу купли-продажи потребительских товаров. Потребительский рынок отвечает за удовлетворение потребностей различных социальных групп населения, каждой семьи, каждого человека; выстраивается от колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения.
Потребительский рынок – понятие многогранное. Оно включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования, заканчивая утилизацией. Существенной характеристикой потребительского рынка служит то, что он является политическим индикатором благополучия государства в целом, критерием надежности проводимой им социально-экономической политики. Именно от состояния потребительского рынка, в первую очередь, от уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества, зависит уровень личного потребления, уровень развития производственных отношений, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий.
Потребительский рынок – центральное звено общей системы взаимосвязанных рынков, поскольку развитие потребительского рынка тесно связано с воспроизводством рабочей силы – главной производительной силы общества. Результаты его развития оказывают влияние на функционирование других рынков (рынок труда, информации, основных фондов и недвижимого имущества), во многом определяют их состояние и, следовательно, общее экономическое равновесие. Важной отличительной чертой потребительского рынка, отражающей его социальную характеристику, является то, что его покупатель является конечным потребителем, как правило, товаров личного потребления, направленных на удовлетворение комплекса личных потребностей человека.
Специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Для рынка потребительских товаров как системы товарно-денежных отношений характерны:
во-первых, экономическая обособленность производителей;
во-вторых, преимущество прямых связей между производителями, их экономичность;
в-третьих, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора;
в-четвертых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость, стихийность хозяйственных отношений.
Это некий экономический механизм, сформированный на триединстве товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимосвязи и взаимозависимости с другими. Развитие рынка должно характеризоваться сбалансированностью его элементов. Под насыщенностью потребительского рынка понимают количество товаров и объем услуг, которые могут быть предложены потребителям. Емкость потребительского рынка - это величина, обусловленная уровнем платежеспособного спроса. Таким образом, соотношение спроса и предложения на потребительском рынке находит конкретное выражение в соответствии таких показателей как его емкость и насыщенность. В роли заявок производству, ориентирующих его на определенный объем и структуру, выступают потребности населения. Структура:
- На микроэкономическом уровне структура потребительского рынка представляет собой взаимосвязь таких олицетворенных экономических единиц как покупатель (конечный потребитель - предъявитель спроса) и продавец в сфере обмена, с помощью которого происходит реализация товаров и услуг.
- На макроэкономическом уровне структура потребительского рынка представляет собой совокупность разнообразных потребительских рынков отдельных товаров и услуг. Каждый компонент макроструктуры имеет свою разветвленную подструктуру рынков товаров и услуг, которые взаимно заменяются и взаимно дополняют друг друга. В конце каждой цепочки находится разнообразие микроструктур, которые состоят из отдельных покупателей и продавцов. Макроструктура потребительского рынка характеризуется разнородностью природы составных частей, неурегулированностью их числа и порядка расположения. Хотя границы нижеуказанных отраслей достаточно размыты, в рамках потребительского рынка традиционно выделяют отрасли: торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Они имеют исторически сложившиеся границы, систему статистики и учета.
Исходя из характера товара/услуги, потребительский рынок подразделяется на три основных элемента:
- рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
- рынок непродовольственных товаров;
- рынок услуг.
Каждый элемент потребительского рынка имеет свою специфику, каналы товародвижения и другие характеристики. Соотношение между этими элементами потребительского рынка не остается постоянным. Взаимодействуя друг с другом, эти элементы обеспечивают потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики. Целью функционирования каждого из элементов является приближение к устойчивому равновесию на потребительском рынке посредством сбалансированности между объемом и структурой спроса населения и объемом, и структурой предложения материальных благ и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов. Функционирование потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения, а и производством; спросом и предложением на рынке; между показателями уровня дифференциации доходов и характером потребления; между текущим потреблением и накоплением и др. Национальный потребительский рынок и его региональные блоки превосходят другие виды товарных рынков по сложности и многообразию функций:
1. Реализация части валового национального продукта, предназначенного для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения и других участников рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями; Посредством этой реализации возмещаются затраты на производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход воспроизводственного процесса;
2. Обеспечение взаимодействия продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов в сделках купли-продажи.
3. Осуществление распределения потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения.
4. Определение количественных и качественных пропорций в структуре спроса и предложения.
5. Обеспечение участия страны в международных торгово-экономических связях.
6. Определение уровня равновесных цен и пропорций между ценами различных потребительских товаров и услуг.
7. Выполнение роли сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей.
8. Создание и поддержание конкурентной среды, стимулирующей роста производства, повышение его эффективности, через снижение затрат, внедрение достижений научно-технического процесса, специализацию и т.д.
Инфраструктура потребительского рынка – это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли материально-технического снабжения, кредитования, страхования, маркетинга, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде страны. К основным элементам инфраструктуры потребительского рынка относятся:
- организации оптовой торговли;
- организации розничной торговли (здесь высок удельный вес малых фирм);
- посреднические организации;
- предприятия общественного (внедомашнего) питания (здесь также высок дельный вес малых предприятий);
- складское хозяйство;
- товарные биржи;
- ярмарки;
- аукционы;
- выставочные комплексы;
- транспортные организации;
- банки;
- консалтинговые фирмы;
- аудиторские фирмы;
- страховые организации;
- рекламные агентства;
- информационно-методические центры;
- организации, оказывающие бытовые услуги (прачечные, парикмахерские, обувные мастерские и т.д.);
- организации, оказывающие различные жилищно-коммунальные услуги;
- организации, оказывающие платные медицинские услуги;
- организации, оказывающие платные образовательные услуги;
- организации, оказывающие туристско-экскурсионные услуги.
2. Современное состояние борьбы с преступлениями на объектах потребительского рынка.
Современный мир состоит из экономических, социальных, и политических проблем, которые проявляются в обществе. Эти проблемы затрагивают различные слои населения и образуют социально-опасные явления. Одним из таких явлений является преступность. Преступность как элемент общества была, есть и будет. И в этом заключается основной признак современного общества. Социальная нестабильность, негативность, слабое духовное развитие человека способствует развитию преступности как элемента общественных отношений. Общественные отношения затрагивают социально-экономические отношения в сфере потребительского рынка. Эти отношения способствуют росту преступлений в сфере потребительского рынка. Уровень таких преступлений с каждым годом растет. Правовое государство создает меры для обеспечения общественной безопасности в сфере потребительского рынка. Этой мерой является уголовная ответственность, которая выступает как барьер пресечения преступлений в сфере потребительского рынка.
Развитие рыночных отношений способствовало росту противоправных действий в этой сфере и росту преступлений. Данные преступления основаны на принципах развития современного общества и самоорганизации экономического рынка, где спрос рождает предложения, и являются социально-опасным явлением современного общества. Преступления в сфере потребительского рынка являются тем явлением, которое определяет развитие экономических отношений в государстве. Данные преступления определили трудноразрешимые социально-экономические и правовые проблемы, которые зародились в период реформирования экономики Российского государства. Преступления в сфере потребительского рынка – это индикатор взаимоотношения правоохранительных органов и жизнедеятельности государства и общества в целом, определяющий социально-экономический показатель развития уровня жизни в обществе.
Потребительский рынок как элемент отношений имеет свои противоправные деяния или посягательства. Уголовное законодательство является механизмом защиты потребителя. Противоправными деяниями в сфере потребительского рынка являются виновные общественно-опасные деяния субъектов правоотношений в сфере потребительского рынка, направленные на нарушение системы функционирования потребительского рынка и его отдельных элементов, охраняемых законом. Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи общие социально-правовые признаки: противоправность, виновность, наказуемость. Кроме общих признаков существуют и специфические признаки правонарушений в сфере потребительского рынка: специальный субъект, объект особого посягательства.
Преступления в сфере потребительского рынка относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности. Потребительский рынок представляет собой самостоятельную сферу экономической деятельности государства. Под преступлениями в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений. Основой потребительского рынка является свободные отношения купли-продажи, основанные на реализации рыночных отношений процесса конкуренции. Преступления в сфере потребительского рынка имеют свою характеристику и ряд критериев, которые определяют различные противоправные деяния как преступления в сфере потребительского рынка. К основным критериям действующий УК РФотносит экономическую сущность преступления, характер и степень общественной опасности, неблагоприятные последствия и административную преюдицию. Каждый критерий характеризуется диспозицией определенных статей УК РФ.
Преступление в сфере потребительского рынка признается противоправным деянием, которое посягает на основные права потребителей, создает угрозу здоровым конкурентным отношениям при купле-продаже товаров, связанные с производством, хранением, перевозкой либо сбытом некачественных, фальсифицированных товаров либо их фальсификацией в процессе реализации, а также деяния, препятствующие законной, предпринимательской деятельности.
Существует несколько групп преступлений в сфере потребительского рынка. Одной из таких групп являются преступления против прав потребителей. К таким преступлениям относятся подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, заведомо и мошенничество. Преступления против порядка и законной конкуренции на рынке относятся к преступлениям в сфере потребительского рынка. К таким противоправным деяниям, которые характеризуются, как преступления относятся недопущение, ограничение или устранение конкуренции, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм и незаконное получения и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Группа преступлений против установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации товаров или услуг по своему значению также относится к преступлениям в сфере потребительского рынка.
Она характеризуется незаконным предпринимательством, производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции, производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности, изготовлением, сбытом поддельных марок акцизного сбора или специальных марок. Преступления в сфере потребительского рынка – это деяния, посягающие на основные права потребителей, создающие угрозу здоровым конкурентным отношениям при купле-продаже товаров (работ, услуг), связанные с производством, хранением, перевозкой либо сбытом некачественных, фальсифицированных товаров (работ, услуг) либо их фальсификацией в процессе реализации, а также деяния, препятствующие законной предпринимательской деятельности.
3. Характеристика способов совершения преступлений в сфере потребительского рынка.
Преступления в сфере потребительского рынка – это деяния, посягающие на основные права потребителей, создающие угрозу здоровым конкурентным отношениям при купле-продаже товаров (работ, услуг), связанные с производством, хранением, перевозкой либо сбытом некачественных, фальсифицированных товаров (работ, услуг) либо их фальсификацией в процессе реализации, а также деяния, препятствующие законной предпринимательской деятельности. К основным признакам преступлений на потребительском рынке нами предлагается относить:
1) противоправность деяния;
2) общественную опасность деяния;
3) наличие ответственности за деяние, предусмотренной УК РФ;
4) наличие посягательства на общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям;
5) субъекта деяния – субъекта отношений на потребительском рынке.
Преступление, имеющее одновременно все указанные признаки, и относится нами к категории преступлений в сфере потребительского рынка. Выделяя группу преступлений в сфере потребительского рынка, мы в отличие от целого ряда исследователей не преследовали цели упорядочения или классификации норм уголовного права. Отнесение тех или иных составов к преступлениям на потребительском рынке в рамках настоящего исследования несет цель выявления тех деяний, предупреждение которых позволит достичь условий оптимального с точки зрения закона функционирования потребительского рынка. Именно поэтому внимание должно быть уделено предупреждению всех указанных преступлений, а их дифференциация возможна в первую очередь в рамках относительного соотнесения мер предупредительной деятельности, что будет рассмотрено нами в дальнейшем. Между тем классификация преступлений на потребительском рынке как с точки зрения построения статистических группировок, так и в теоретическом аспекте должна иметь место. Преступления, посягающие на права потребителей, в свою очередь, можно разделить на:
- преступления, причиняющие или могущие причинить прямой вред правам и законным интересам потребителя;
- преступления, причиняющие или могущие причинить косвенный вред правам и законным интересам потребителя.
В зависимости от субъекта исследуемую группу преступлений можно разделить на преступления, совершенные производителями, продавцами или исполнителями. Кроме того, преступления на потребительском рынке можно подразделять в зависимости от сферы, в которой они совершены:
- преступления, связанные с оборотом алкогольной продукции;
- преступления в сфере лицензируемых видов деятельности;
- преступления, связанные с оборотом контрафактной продукции.
В качестве критериев криминализации преступлений на потребительском рынке чаще всего использует:
а) экономические критерии, такие как размер полученного дохода, причиненного ущерба, стоимость предметов противоправной деятельности;
б) характер и степень общественной опасности деяния;
в) неблагоприятные последствия для жизни и здоровья человека, наступившие по неосторожности (ст. ст. 215.1, 235, 236 УК РФ);
г) административную преюдицию (ст. 180 УК РФ).
Квалифицирующие признаки преступлений в сфере потребительского рынка таковы:
- групповой характер посягательства;
- последствия для здоровья и жизни человека, которые могут проявляться в нанесении тяжкого вреда здоровью или причинению смерти человека;
- нанесение значительного ущерба или получение преступной выгоды в существенном размере;
- использование служебного положения.
Выделяют три группы преступлений в сфере потребительского рынка. Первая группа: преступления против прав потребителей. Это обман потребителей, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, заведомо ложная реклама, мошенничество. 8 декабря 2003 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" В соответствии с этим Законом ст. 182 УК России "Заведомо ложная реклама", ст. 200 УК России "Обман потребителей" утратили силу. В то же время до вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. заведомо ложная реклама, обман потребителей являлись преступлениями, по этим статьям возбуждались уголовные дела, правонарушителей привлекали к уголовной ответственности; сведения об этом регистрировались в государственной статистике. Вторая группа:
- преступления против порядка законной конкуренции на рынке;
- недопущение, ограничение или устранение конкуренции,
- принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения,
- незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК России),
- нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК России),
- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК России).
Третья группа: преступления против установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации товаров (работ, услуг). К ним относятся:
- незаконное предпринимательство (ст. 171 УК России),
- производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК России);
- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК России);
- изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 3271 УК России);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Приведенная классификация представляется достаточно операциональной, годной к использованию как в практических целях (например, при построении статистических группировок), так и в плане формулирования и решения теоретических задач. В плане изучения рассматриваемой темы следует выделить угрозы прогрессивному развитию рыночных отношений и личности потребителя. Как показывает анализ нормативно-правовых актов и литературы, эти угрозы имеют отношение к следующим факторам:
- теневизация экономики в сфере производства товаров потребления и их реализации;
- коррумпированность государственного аппарата и вымогательство взяток со стороны чиновников;
- произвол бюрократии в процессе лицензирования и других разрешительных процедур;
- криминализация рыночных отношений;
- контроль за определенными секторами рынка со стороны мафиозных структур;
- наличие сил, стремящихся захватить эффективно работающие предприятия любым путем, включая убийство их руководителей;
- обнищание населения, снижение его платежеспособного спроса, изменение структуры потребления, связанного с ориентацией на низкие цены;
- развитие инфраструктуры, производящей и реализующей фальсифицированные товары потребления;
- низкий уровень информированности населения о защите прав потребителя.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Главное, на что необходимо обратить внимание в данной связи, - это сложность и многомерность общественных отношений, определяющих реальное состояние рынка и прав потребителя. Объект преступлений в сфере потребительского рынка, если его рассматривать с точки зрения экономической безопасности государства, предпринимательских структур, производящих продукты потребления, и потребителей этих продуктов, становится "живым", встроенным в отношения самого различного плана.
Давая характеристику преступлениям против прав потребителей, отмечает те недостатки уголовно-правовых норм, которые, на его взгляд, требуют совершенствования. В этом плане обращают на себя внимание диспозиции ч. 1 и ч. 4 ст. 184 УК России. В них говорится о подкупе спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов, а также о незаконном получении денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконном пользовании услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов. Подкуп участников и организаторов спортивных состязаний является, по существу, элементом нелегальной экономики, связанной со спортом. Законодатель ограничил возможность применения комментируемой статьи рамками профессионального спорта.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Предприниматели от спорта стараются получить прибыль, спортсмены занимаются спортивной деятельностью за определенную плату, зрители получают чувство удовлетворения, наблюдая за состязаниями, эмоционально соучаствуя в них ("болея"). И конечно, заплатив деньги за посещение соревнований, зрители должны быть уверенны в том, что они не становятся жертвами закулисных махинаций, целью которых является "выкачать" из болельщиков максимум средств.
4. Взаимодействие подразделений ЭБиПК с государственными структурами с целью выявления, раскрытия, предупреждения преступлений на объектах потребительского рынка.
Оперативные подразделения в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) – это структурные подразделения ОВД, в компетенцию которых входят: предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также противодействия коррупции. Задачи:
1. Предупреждение преступлений, совершенных организованными преступными группами (ОПГ) в отношении инкассаторских служб, перевозчиков денежных средств, а также преступлений связанных с кражей денег из банкоматов;
2. Предупреждение преступлений в сфере экономики транспорта;
3. Предупреждение преступлений, направленных на нецелевое использование денежных средств, выделенных из бюджета государства на оборонно-промышленный комплекс, ракетно-космическую отрасль, авиастроение;
4. Предупреждение коррупционных преступлений;
5. Организация и проведение ОРМ, направленных на недопущение сбыта недоброкачественных и опасных для жизни людей товаров народного потребления и лекарственных средств;
6. Проведение комплекса мероприятий нацеленных на защиту магистральных нефтепроводов, газопроводов и рынка нефтепродуктов от преступных посягательств;
7. Взаимодействие с органами прокуратуры и органами ФСБ, ФНС в борьбе с коррупцией;
8. Взаимодействие с органами предварительного следствия;
9. Выявление и раскрытие преступлений в сфере организации незаконного игорного бизнеса.
Структура ЭБ и ПК: начальник управления, 5 заместителей, 5 оперативно-розыскных частей включающие в себя 16 отделов. Содержание организации предупреждения преступлений подразделениями ЭБиПК включается в себя:
- Организационный аспект – постоянную деятельность руководящего состава подразделений ЭБиПК по созданию условий, обеспечивающих решение задач предупреждения преступлений;
- Тактический аспект – непосредственное осуществление мероприятий по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений, поиска лиц, могущих совершить преступления оказания на них профилактического воздействия, предотвращения подготавливаемых преступлений.
Центральным звеном раскрытия преступлений в сфере ПР является документирование противоправных действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета:
- Первое направление документирования нацеливает оперативного сотрудника подразделений ЭБ и ПК на установление лиц, которым известны факты и обстоятельства преступной деятельности. К ним относятся лица, знающие о преступных замыслах и действиях, обладающие информацией о предметах и документах, а также других сведениях, которые будут иметь значение для уголовного дела. Эффективность раскрытия преступлений в сфере ПР во многом определяется именно успешным выявлением данной категории лиц. Наиболее типичная классификация данных лиц:
- группа – это лица, непосредственно видевшие факт совершения преступления в сере ПР;
- родственники, соседи, знакомые разрабатываемых лиц, располагающие сведениями, имеющими значение для установления преступной деятельности;
- лица, располагающие оперативно-значимой информацией в силу занимаемой должности в гос. органах и иных организациях;
- представители различных коммерческих предприятий и организаций, а также других объектов ПР, осведомленные о преступной деятельности либо о лицах причастных к ней;
- потребители товаров и услуг, которым могут быть известны факты преступной деятельности;
- лица, способные подтвердить наличие умысла преступников на совершение преступления.
- Второе направление документирования заключается в выявлении предметов и документов, которые могут быть доказательствами при расследовании. К предметам могут быть отнесены:
1) Предметы, предназначенные для совершения преступления.
2) Предметы, которые добыты преступным путем
3) Предметы, приобретенные на добытые преступным путем средства
4) Предметы и их части, оставленные на мечте происшествия.
Документы, которые выявляются оперативными сотрудниками в ходе документирования по делам оперативного учета в сфере ПР:
1. Документы с признаками подделки, исправлениями, которые отражают явно нереальные или несостоявшиеся хозяйственные, финансовые операции и сделки;
2. Документы, содержащие сведения о подготовке и совершению преступлений;
3. Записи чернового учета, так называемого неофициального учета преступлений, в которых отражается: реальное движение денежных средств, реальная зарплата работников, клиенты, осуществляющие покупку товаров;
4. Документы, относящиеся к хозяйственному и бухгалтерскому учету;
5. Документы, предназначенные для совершения преступления;
6. Документы, находящиеся в различные рода учреждениях, подтверждающие косвенным образом факты, имеющие доказательственное значение для дела.
- Третье направление документирования – фиксация действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета в сфере ПР, применение оперативной техники. Наиболее типичные приемы реализации материалов по делам ОУ в сфере ПР:
1. Задержание с поличным;
2. Проведение негласного обследования помещений, зданий, сооружений.
5. Организация профилактики преступлений в сфере потребительского рынка.
Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом, которые помогут при характеристике особенных мер предупредительной деятельности в отношении преступности в сфере потребительского рынка выделить специфику и особенности предупредительного воздействия. Меры профилактики преступлений в сфере потребительского рынка могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по содержанию решаемых вопросов;
- по направленности профилактического воздействия;
- по характеру воздействия на факторы, порождающие преступления в сфере потребительского рынка;
- по субъектам.
Общая профилактика преступных посягательств в сфере потребительского рынка включает следующие общегосударственные направления:
1) меры, направленные на стабилизацию политической ситуации в России, укрепление и повышение авторитета политической власти, выработке стратегии и тактики экономической и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия;
2) стабилизация экономической ситуации, равенство и добропорядочность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует осуществлению экономической деятельности на законных основаниях, добросовестной конкуренции; устойчивость российской валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства как важнейшего института экономики и т. д.;
3) создание правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшних реалий: принятие комплекса законов, внесение изменений в ряд действующих законодательных актов и нормативных документов, регулирующих не только уголовно-правовые отношения, но и отношения в области экономики, политики, здравоохранения, культуры, социальной сферы, а также административной и гражданско-правовой;
4) беспрепятственный финансовый контроль за деятельностью субъектов экономических отношений, проверка всех финансовых операций; розыск неучтенных финансовых ценностей, сосредоточенных не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом;
5) меры организационно-управленческого, криминологического и иного характера, подкрепленные адекватными правовыми средствами.
Раскрывая особенности общей профилактики преступности в сфере потребительского рынка, нельзя не остановиться на анализе мероприятий по противодействию этой преступности, применение которых играет важную роль в достижении ее эффективности. Это такие мероприятия, как социально-экономические, политические, организационно-управленческие, идеологические, правовые и т. п. Нормализация ситуации на потребительском рынке сегодня невозможна без решения стратегически значимых проблем, касающихся экономической жизни страны в целом. Среди них особое место занимает вопрос о разработке и принятии государственной доктрины по противодействию преступности в сфере потребительского рынка, которая бы явилась составной частью Концепции национальной безопасности РФ. Она может включать в свое содержание определения и положения, характеризующие:
- отношение государства к преступности в сфере потребительского рынка;
- угрозы, исходящие от преступности в сфере потребительского рынка;
- основные условия, от которых зависит обеспечение безопасности Российской Федерации и ее жизненно важных интересов;
- основные направления по предупреждению преступности в сфере потребительского рынка и ее движущих сил;
- основные принципы государственной политики России в отношении организованной преступности в сфере потребительского рынка;
- задачи, решаемые государством для обеспечения безопасности граждан и общества от угроз, исходящих от преступлений в сфере потребительского рынка.
В системе общесоциального предупреждения преступности в сфере потребительского рынка одну из основных ролей играет деятельность государства и общества по созданию базисных экономических условий, обеспечивающих наряду с решением программных социально-экономических задач наименьший уровень потенциальной криминогенности экономических отношений. Современный потребительский рынок России носит характерные признаки формирующихся отношений капиталистического хозяйства, имея при этом резко выраженные специфические особенности, которые проявляются в большей степени в его нелегальности, криминальности, стихийности и низком уровне организации реализации товаров и услуг, чем в развитой рыночной экономике. В свою очередь все это обусловливает трудности борьбы с противоправными явлениями и процессами в этой отрасли, во многом осложняет вывод ее из кризисного состояния. На первый план здесь выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре отечественной экономики.
Организационные меры предупреждения преступности в сфере потребительского рынка должны быть направлены прежде всего на:
- создание инфраструктуры, ограждающей общество от злоупотреблений со стороны государственных чиновников, а также от преступных действий в сфере потребительского рынка со стороны, как отдельных лиц, так и организованных преступных формирований;
- эффективную деятельность государственных структур, направленную на ограничение монополистической деятельности и создание условий для добросовестной конкуренции;
- организацию эффективной лицензионной работы;
- совершенствование деятельности контролирующих органов, в том числе по реализации необходимых мер по защите прав потребителей, соблюдению государственных стандартов и безопасности потребительских товаров и т. д.
Центральное место в системе государственной поддержки в настоящее время должна занять система программ, направленных на комплексную поддержку малого бизнеса. Особое внимание при их разработке и введении в действие следует уделить поддержке малых предприятий в так называемых «кризисных» и «слабо развитых» регионах России. Постепенный отход от «тотального субсидирования» и переход к приоритетному стимулированию инвестиционной активности отдельных предприятий, а также переход от прямого финансирования отдельных проектов к созданию льготных кредитных систем, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства, а выработка антикриминальных мер на их основе – предупреждению преступных проявлений в этой сфере. Ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа. Правильная налоговая политика государства способна оказать серьезное профилактическое воздействие на преступность в сфере потребительского рынка. Существующая система налогообложения наряду с другими факторами на данный момент является существенным препятствием для развития экономического потенциала.
Специалисты справедливо отмечали, что существующая система налогообложения, с одной стороны, сдерживает налоговые поступления в бюджет, с другой не позволяет развиваться в полной мере предпринимательской инициативе. С учетом особенностей складывающейся криминогенной обстановки в сфере оборота потребительских товаров одним из ключевых направлений рассматриваемой деятельности в ближайшие годы должна стать проблема обеспечения безопасности и качества потребительских товаров, поскольку с качеством потребляемых товаров напрямую связано как физическое, так и духовное здоровье нации, а, следовательно, и ее будущее. Современный этап экономического развития страны характеризуется нарушением многих кооперационных связей с партнерами по производственному процессу, насыщением потребительского рынка импортными товарами далеко не лучшего качества. На отечественных производственных предприятиях зачастую не имеют не только служб стандартизации, метрологии, технического контроля, но и самих регламентов, на основании которых должна выпускаться продукция. На рынке потребительских товаров и услуг это зачастую проявляется в прямом обмане граждан, касающемся не только качества товаров, но и системы гарантий и обслуживания покупателей.
Во многом это определено недостаточной эффективностью механизма правового регулирования в сфере потребительского рынка и обеспечения защиты прав потребителей. В частности, следует обратить внимание на то, что сегодня на практике возникают серьезные проблемы в связи с несовершенством действующего законодательства о сертификации и стандартизации продукции и услуг. Основой для обеспечения эффективного функционирования системы обязательной сертификации является совершенствование стандартов. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязательными для соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности (вне зависимости от форм собственности) являются требования государственных стандартов, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, техническую и иную совместимость. Выполнение других требований стандартов определяется либо самим производителем продукции, либо совместно с заказчиком (потребителем).
Что касается проблем в данной области, то они, прежде всего, связаны с несовершенством нормативной базы, регламентирующей безопасность и качество многих изделий, и отсутствием действенного механизма государственного контроля. В зарубежном законодательстве особое внимание обращается на требования к информации о подлинном происхождении пищевого продукта, регионе его производства и связанные с этим специфические требования к условиям производства и контроля. Представляется, что введение таких же норм в России могло бы существенно улучшить ситуацию на потребительском рынке в рассматриваемом аспекте.
6. Меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений на объектах потребительского рынка.
В рамках социально-правовой действительности меры по борьбе с преступностью в сфере потребительского рынка в России представляют собой деятельность по контролю над противоправным поведением, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты преступности на потребительском рынке. Совершению названных преступлений в значительной степени способствуют недостатки в регистрационной деятельности. Поэтому выход их создавшегося положения видится в применении мер, адекватных криминогенной обстановке. В качестве таковых мер предлагает усиление контроля со стороны государственных и регистрационных органов, наличие ответственности за полное и точное отражение в документах всех данных, необходимых для регистрации предприятия, которые должны осуществляться при соблюдении ряда требований. В целях эффективного противостояния преступности в сфере потребительского рынка большое значение имеет деятельность парламента по предупреждению преступности. В Государственной думе с 1998 г. работает Комиссия по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов в коррупционной деятельности.
Ее деятельность оказывает существенное влияние на борьбу с преступностью. Немаловажен и контроль за финансовыми средствами, обеспечивающими выборные компании всех уровней. Необходимым фактором действенного предупреждения преступности в сфере потребительского рынка является гармоничное, сбалансированное сочетание действенных социально-правовых мер и соблюдением фундаментальных прав человека.
Реализация данной задачи требует осуществления комплекса неотложных мер по оздоровлению ситуации на потребительском рынке, и, прежде всего, борьбы с коррупцией, а также внедрения открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений государственными должностными лицами. Естественно, несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней, криминализации экономической системы государства, в том числе и потребительского рынка.
Именно поэтому следует направить комплекс предупредительных мер на противодействие коррупции в органах государственной власти и муниципального самоуправления. Здесь важно ликвидировать разрыв между денежным содержанием государственных служащих, служащих органов муниципального самоуправления и рыночными ценами на товары, услуги. Низкая оплата труда этих служащих создает статус наибольшего благоприятствования их коррумпированности. В последнее время государством проделана огромная работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Вместе с тем коренного перелома в области противодействия этому негативному явлению не наступило. Государству еще предстоит выработать действенные механизмы реализации антикоррупционного законодательства.
Отдельным и в то же время принципиальным направлением профилактических мероприятий является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в ближайшей перспективе это направление может дать большие результаты, чем превентивная деятельность в отношении отдельных лиц. Сложность проблемы состоит в том, что усиление избирательного применения мер воздействия является фактором коррупции и роста преступности в сфере потребительского рынка. Особую роль в предупреждении преступности в сфере потребительского рынка на современном этапе призваны играть правовые меры, поскольку сегодня правообеспечивающий механизм значительно отстает от хозяйственной практики. К основным приоритетным направлениям в этой области следует отнести:
1) подготовку и принятие основополагающих нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы общественно-хозяйственной деятельности, исходя из утвержденной стратегии политического развития государства, прежде всего, совершенствование административного законодательства;
2) обеспечение условий их соблюдения и выполнимости;
3) государственное гарантирование неизменности важнейших разделов и статей, принятых законов и постановлений относительно определенных временных рамок с учетом государственных программ развития.
Что касается специально-криминологического уровня, то он представляет собой совокупность мер, непосредственно направленных на устранение не только и не столько общих причин преступности, сколько причины конкретных преступных проявлений. Такие меры, являясь менее масштабными в сравнении с общесоциальным уровнем, - более конкретны, поскольку их цели и задачи связаны не со всем обществом, а лишь с отдельной отраслью экономики или же конкретным регионом страны. Поэтому степень их эффективности значительно выше, нежели у общесоциальных мер. Из всего многообразия мер борьбы с преступностью (в том числе, экономической) наиболее часто используются уголовно-правовые меры. Причина данного феномена заключается в том, что именно эта группа мер по своей природе в наибольшей степени может быть ориентирована на борьбу с преступностью или отдельными ее видами. Нормы уголовного права очерчивают круг деяний, запрещенных уголовным законом, регулируют систему наказаний, назначение, а также освобождение от наказания и уголовной ответственности. Все это, помимо непосредственного регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением преступления, оказывает воздействие на правосознание граждан, что имеет несомненный предупредительный эффект.
Базовым ориентиром для определения направлений совершенствования уголовно-правовых мер с целью предупреждения преступности в сфере потребительского рынка является юридический анализ преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка и анализ, судебной практики при рассмотрении уголовных дел исследуемой категории. Чрезвычайно значимой представляется такая мера обшей профилактики преступлений в сфере потребительского рынка, как криминологическая экспертиза проектов, действующих законов, а также иных нормативных актов, которая проводится в целях определения их соответствия социальным потребностям в сфере предупреждения преступности, выявления возможных последствий криминогенного или антикриминогенного характера в результате принятия и применения указанных актов. Особенно актуально в настоящее время проведение законодательной экспертизы на предмет антикоррупционности положений законопроекта. Поэтому в сложившихся условиях трудно переоценить роль своевременной криминологической экспертизы.
Учитывая недостаточную урегулированность в законах оснований применения мер профилактики, полномочий субъектов профилактики, перечня мер профилактического воздействия, которые они могут применять, способов их осуществления, основных направлений, форм и методов предупреждения преступлений, представляется необходимым принятие закона, регулирующего сферу профилактики преступлений, в том числе совершаемых на потребительском рынке. В рамках общего предупреждения решаются проблемы оптимального физического, духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения, формированию нравственных с точки зрения господствующей морали норм и правил должного поведения. И здесь правоохранительным органам без активной помощи со стороны семьи, школы и ближайшего бытового окружения никак не обойтись. Существенное влияние на формирование личности, выработку социально-оправданных потребностей и умения их согласовывать с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости, призваны оказать средства массовой информации.
Особое внимание здесь заслуживают проблемы инвестиций в репутацию предприятий, реализующих населению товары и услуги. Главная идея состоит в том, что на тех рынках, где продавцы мало выигрывают от инвестиций в репутацию, у них могут отсутствовать побудительные мотивы поставлять высококачественные товары. К таким системам в современной российской действительности относятся мелкооптовые и розничные рынки с обилием палаток и маленьких магазинчиков, где отношения между продавцом и покупателем никак не персонифицируются и не отличаются постоянством. Итогом является чрезвычайно низкое качество продаваемой продукции, а нередко просто нелегальная, вредная и опасная для человека продукция. Выход в данном случае видится в жестком контроле государства за данной сферой и введение суровых санкций для продавцов, сбывающих низкокачественный или нестандартный товар под видом нормального.
Правовое воспитание в системе предупреждения преступности на потребительском рынке представляет собой целенаправленную деятельность по формированию правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения, реализуемую посредством правовой пропаганды, правового обучения, оказания юридической помощи гражданам. Система правового просвещения и воспитания, охватывающая все социально-демографические слои населения и реализуемая, в том числе, и через СМИ, предполагает:
-
- повышение правовой культуры общества, развитие системы знаний о правах потребителей, усиление общественной нетерпимости к криминалу в сфере потребительского рынка;
- демонстрацию стабильности правовой нормы и неотвратимости ее применения в отношении лиц, совершивших противоправные деяния;
- обеспечение осведомленности населения о тенденциях развития преступности на потребительском рынке;
- формирование целевых ориентиров потребления населения;
- активизация информирования по проблеме потерпевших, проведение антирекламных кампаний против применения опасных, вредных для здоровья потребителей товаров.