Правонарушение
Актуальность темы исследования связана с важнейшей для государства проблемой – проблемой реформирования законодательства об административных правонарушениях. В настоящее время ученые и практики предлагают свои решения по совершенствованию данного вида законодательства и критикуют ряд его современных положений, появившихся на свет в результате многочисленных попыток законодателя внести различного рода изменения ввиду изменившихся обстоятельств в государственной и общественно-политической жизни России.
Предупреждение совершения административных правонарушений, привлечение виновных лиц к административной ответственности, своевременная актуализация положений административно-деликтного законодательства затрудняется в настоящее время по ряду причин.
Первая – это нестабильность и постоянно вносящиеся поправки и дополнения в федеральный акт. Только за 2019-2020 годы изменения в КоАП РФ были внесены 79 федеральными законами, которыми введено множество новых составов административных правонарушений в различных сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия населения, информационной безопасности, валютного регулирования, общественного порядка, охраны окружающей среды, транспортной безопасности, обращения лекарственных средств и других. Субъекты РФ в буквальном смысле не успевают за изменениями законодательства на федеральном уровне. Введение запретов, формирование новых составов административных правонарушений в КоАП РФ влечет внесение изменений в региональные акты, что представляет огромную работу законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Вследствие этого, административно-деликтные законы «худеют», в виду устранения дублированных составов федерального и регионального уровней, а также весьма стремительно утрачивают силу подзаконные акты, которые составляют организационную основу производства.
Возникновение на федеральном уровне новых административных запретов, а, соответственно, наполнение Особенной части КоАП РФ новыми составами происходит, в большинстве случаев, без учета их регулирующего воздействия на социально-культурную и экономическую сферы отдельных регионов России, которые отличаются многонациональностью, дифференциацией климатических, природно-геологических, финансово-экономических, демографических условий и уровнем развития.
Вторая – несогласованность действий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, что проявляется при заключении соответствующих соглашений между указанными органами публичной власти о передаче соответствующих полномочий. Так, до настоящего времени соглашения между Министерством внутренних дел РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законом субъекта РФ, заключены не у всех регионов. Соответственно, ежегодно продлевается срок передачи отдельным органам исполнительной государственной власти субъекта РФ полномочий по составлению протоколов по таким правонарушениям. Указанное значительно затрудняет и делает невозможной практическую реализацию положений отдельных статей административно-деликтных законов субъектов РФ, рискуя оставить их мёртвыми и неработающими на практике, а, следовательно, права граждан – не защищёнными. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что региональные и муниципальные должностные лица не имеют реальной возможности оперативно и эффективно реализовывать полномочия по составлению таких протоколов.
В свою очередь, сотрудник полиции, выявив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена законом субъекта РФ, и приняв меры к его пресечению, не вправе составить по данному факту протокол об административном правонарушении, что не только приводит к безнаказанности правонарушителей и ставит под угрозу правовые гарантии регулирования общественных отношений, но и значительно подрывает авторитет и доверие граждан ко всем уровням власти.
Третья – это финансовая проблема. Для того чтобы полноценно и качественно выполнять все обязанности, в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны находиться имущество, имущественные права, а также средства бюджета. Денежные средства, необходимые органам для осуществления организации производства по делам об административных правонарушениях, ежегодно предусматриваются законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ежегодно, в соответствии с методикой расчета, местным бюджетам предоставляются субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. К сожалению, муниципальные образования часто испытывают недостаток в финансовых ресурсах, а бюджет муниципалитетов исполняется с ощутимым дефицитом, что влечет невозможность выполнения ими всех взятых на себя публичных обязательств. Соответственно, основной задачей чиновников в отношении бюджетных ресурсов является достижение их сбалансированности – распределение и расходование имеющихся средств необходимо производить с учетом их поступлений. Стоит отметить и положительный опыт, с 2020 года на территории Вологодской области изменены принципы финансирования в деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Финансирование деятельности коллегиальных органов административной юрисдикции увеличено более чем на 9 миллионов рублей, что прогнозирует увеличение количества рассматриваемых ими дел, обеспечение соблюдение принципа неотвратимости наказания и профилактики правонарушений на территории региона.
Правонарушение – это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Признаки правонарушения:
1.Совершается людьми.
2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.
3.Правонарушение — это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.
4.Правонарушение — это виновное деяние.
5.Правонарушение это общественно вредное деяние.
6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность.
Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.