Отрасли прокурорского надзора
1. Отрасли прокурорского надзора
Отрасль прокурорского надзора — это в большей степени самостоятельная часть единого прокурорского надзора, которая в свое время характеризуется специфическим предметом и, что наиболее важно полномочиями прокуроров, а также характерными именно для этой сферы отношений общественного порядка целями и задачами, которые подлежат решению самими прокурорами. В прокурорской науке конкретный вопрос о том, какие именно направления прокурорского надзора имеют отношение к отраслям, до сих пор остается открытым. Вместе с этим, стоит отметить, что тут потребуется ориентироваться на гражданина, который является законодателем выделяя в Законе о прокуратуре индивидуально наиболее значимые, по его мнению, векторы отвечающие за воплощение в реальность прокурорами надзорных полномочий. На данный момент времени в едином прокурорском надзоре можно отметить основные направления прокурорского надзора, которые имеют свойственный им предмет.
Первая отрасль — надзор за исполнением законов. В качестве предмета данной отрасли в соответствии с 21 статьей пунктом 1 Закона о прокуратуре является: в первую очередь, соблюдение Конституции Российской Федерации и, что является наиболее важным исполнение определенных законов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, органами федеральной направленности исполнительной власти, законодательными (представительными), а также исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами основная задача которых осуществление контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия гражданам, которые в свою очередь находятся в местах принудительного содержания, исправительными органами и руководителями коммерческих, и, конечно, некоммерческих организаций; во-вторых, соответствие определенным законам актов правовой направленности, издаваемых специальными органами и лицами при должности, отмеченными выше.
Вторая отрасль — надзор за соблюдением конкретных свобод и, конечно, прав человека, и гражданина. Согласно 1 пункту 26 статьи Закона о прокуратуре предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод гражданина, а также человека органами федеральной направленности власти исполнительного характера, законодательными (представительными), и, что наиболее важно исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих, и некоммерческих организаций. В предмет этой отрасли контроля прокурорской направленности входит выполнение нескольких тысяч документов нормативного характера, объединенных сферой контролирования прав и свобод человека и гражданина, а выполняют данные документы многочисленные организации, учреждения, их лица при должности, а также и руководители коммерческих? и, что самое главное некоммерческие организации. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина занимает достаточно значимое место в общем объеме надзорной деятельности прокуратуры.
Отрасль третья — это надзор, за исполнением законов специальными органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. В роли предмета контроля надзора выступает соблюдение конкретных прав и свобод человека и гражданина, установленного в четком порядке разрешения заявлений, и сообщений о совершенных, и готовящихся деяниях правонарушительного порядка, выполнение розыскно-оперативных мероприятий, и проведение расследования, а также законность определенных решений, которые в свое время принимаются органами, осуществляющими ОРД, дознание, и предварительное следствие (об этом говорится в 29 статьей Закона о прокуратуре). Важность у этой отрасли прокурорского контроля определяется тем, что осуществление ОРД, дознания и предварительного следствия имеет отношение к правам конституционной направленности и свободы граждан, их нарушение влечет нередко за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия. Прокурорский надзор в данной области способствует, с одной стороны, соблюдению конкретных прав и свобод участников процесса уголовной направленности, а с другой — совершенствованию качества ОРД, дознания и предварительного следствия.
Четвертая отрасль — надзор за исполнением конкретных законов судебными приставами. Предметом в данной надзорной отрасли выступает соблюдение определенных прав, интересов законного характера, а также свобод физических и юридических лиц в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения конкретных решений судебных и каких-либо других органов, законность тех решений, которые были приняты ранее при осуществлении исполнительного производства, а также исполнение законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности органов судебной направленности Надзор который осуществляется законом за судебными приставами достаточно близок к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как одной из важнейших его задач является соблюдение прав граждан в ходе принудительного исполнения приставами решений органов судебной власти, и других органов.
Отрасль пятая — надзор за четким исполнение конкретно указанных законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями тех или иных мест содержания задержанных, и заключенных под стражу.
2. Назначение на должность Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур
В соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров. Приниматься на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе не могут лица, не только имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, но и вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.
На должность прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации", и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий).
3. Полномочия Верховного суда РФ, районного и мирового суда
Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:
- все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
- дела об административных правонарушениях.
- апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
- дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Основными полномочиями мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти.
4. Понятие и полномочия Совета Безопасности РФ
Совет безопасности РФ - конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Совет безопасности осуществляет подготовку решений президента России по вопросам стратегии развития РФ, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Основными функциями Совета безопасности являются:
- рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Росси, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
- анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
- разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
- осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
- рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета безопасности;
- подготовка проектов нормативных правовых актов президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
- организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета безопасности.
Президент России может возложить на Совет безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством.
5. Формы адвокатских образований
В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» такими формами являются:
— адвокатский кабинет;
— коллегия адвокатов;
— адвокатское бюро;
— юридическая консультация.
Адвокатский кабинет может быть учрежден адвокатом, имеющим стаж работы адвокатом не менее 5 лет. Несмотря на то, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Для размещения адвокатского кабинета адвокат может использовать жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.
Коллегия адвокатов учреждается двумя или более адвокатами, имеющими стаж работы адвокатом не менее 5 лет и сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для юридических лиц. Коллегия адвокатов имеет свой устав, самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Кроме того, коллегия адвокатов наделена правом создавать филиалы на всей территории Российской Федерации. Адвокаты, учредившие коллегию, не отвечают по обязательствам данной организации, равно как и наоборот — соответствующий субъект не несет ответственности за деятельность учредителей. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.
Адвокатское бюро, как и коллегии, учреждается двумя и более адвокатами. Деятельность бюро как формы адвокатских образований РФ в ключевых аспектах регулируется теми же положениями законодательства, что и работа коллегий — если иное не предусмотрено отдельными нормами законодательства. Кроме того, допускается преобразование бюро в коллегию в порядке, который установлен в отдельных нормах права. Работа рассматриваемых адвокатских объединений осуществляется на основе заключения между его учредителями договора в простом письменном варианте. В соответствии с ним юристы объединяют свои усилия в целях оказания юридической поддержки гражданам и организациям от имени всех специалистов в рамках бюро. Можно отметить, что партнерский договор между адвокатами в данном случае не подлежит государственной регистрации. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц. Основным отличием адвокатского бюро от коллегии адвокатов является солидарная ответственность его участников по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.
Юридическая консультация как форма адвокатского образования учреждается в случае, если на территории определенного судебного района общее количество адвокатов во всех типах юридических объединений составляет менее 2 на 1 федерального судью. Организует соответствующую структуру адвокатская палата по представлению компетентного исполнительного органа власти. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, в связи с чем ее деятельность регулируется соответствующим законодательством.