ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМ И МЕТОДОВ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ДАННОЙ СФЕРЕ
Сложившаяся в экономике России обстановка обусловливает необходимость определения путей совершенствования работы правоохранительных органов по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, а также последовательного ужесточения внутренней политики, направленной, в том числе, на обеспечение строгого соответствия должностным требованиям правоохранительных органов, которые в свою очередь должны разработать комплекс оперативно-разыскных мер по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств.
Государственные средства в России выделяются на всевозможные цели и в разной последовательности.
Выделение материальных средств представляет собой ни что иное, как безотдаточное расходование части государственных средств, которые направляются для использования на производствах, организациями, учреждениями с целью обеспечения своей деятельности. Выделение материальных активов в виде денежных средств простирается главным образом на предмет, финансирующийся из разного рода источников: их материальных активов казны, из материальных активов, сформированных не за счет средств федеральной казны и региональных бюджетов, из личных средств производств и организаций.
Влияние бюджетного распределения денежных средств на современном этапе развития государства распространяется на огромную сферу отраслей, включая образовательную деятельность, медицинскую сферу, научную сферу и прочие.
Согласно официальным данным, ежегодный урон, причиняющийся в результате хищений казенных средств, составляет приблизительно один триллион рублей, а если проанализировать широкий спектр сфер деятельности на нужды которых выделяются государственные средства и недостатки, сопровождающиеся получением заемных кредитных средств на выгодных условиях, можно сделать вывод о том, что убытки от криминальных ухищрений в прогнозируемые пару лет возрастут в несколько раз.
Назревшая в экономической сфере страны обстановка определила целесообразность выявления способов модернизации характера работы экономических подразделений по обеспечению гарантий безопасности бюджетных средств от различного рода посягательств, в том числе постоянного увеличения влияния внутриполитических механизмов, нацеленных главным образом на гарантии комплексного соотнесения должностным обязанностям правоохранительных органов, которые должны внедрить систему розыскных и следственных мероприятий по противодействию хищениям государственных бюджетных средств.
Главенствующее место в противодействии преступлениям, связанных с незаконным хищением казенных средств, занимают подразделения экономической безопасности и противостояния коррупции , которые, согласно возложенных на них обязанностей и строго соблюдая исполнения федерального законодательства, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, сочетая в своей работе гласные и негласные методы и используют совокупность мер, нацеленных на раскрытие преступных схем хищения казенных средствам.
Используя анализ полученных данных, у подразделений экономической безопасности в составе правоохранительных органов в противодействии преступлениям, связанных с хищением государственных средств на сегодняшний день образовались нерешенные вопросы, решение которых всецело зависит от уровня модернизации законодательной базы, включая уголовное законодательство. Тем не менее, мы понимает, что, внося определенные изменения и дополнения в федеральные законы, разрешить достаточно широкий круг задач все же не представляется возможным.
Предполагается, что детальный анализ сущности криминогенной обстановки экономической деятельности в области финансирования из казны государства сферы социального обеспечения населения, должен учесть информацию, предоставляемую смежными отделами правоохранительных органов для более эффективного реагирования по конкретному социальному направлению.
По данным статистики, в 2020 г. было пресечено 105,5 тыс. преступлений экономической направленности, основная часть которых задокументирована сотрудниками полиции. Треть от числа выявленных противоправных деяний совершена в крупном и особо крупном размерах.[1]
На основании проведенного анализа, оперативные розыскные действия экономических преступлений в сфере финансирования из казны государства социального обеспечения населения предполагают:
– формирование подразделением экономической безопасности внутренних дел оперативной направленности совместно с другими подразделениями, проводящими розыскную и следственную деятельность, условий для эффективной проверти всех стадий выделения, расходования средств государственной казны для освоения программ социального обеспечения. Для реализации данных мероприятий исследуется цепочка перехода денежных средств от начальной точки (федерального органа) до конечного комитент с изучением подтверждающих расходную часть документов;
– применение мер воздействия по возврату средств, используемых по нецелевому назначению в условиях проведения мероприятий по мониторингу, определив его комплексный характер;
– системное применение инструментов, присущих только сотрудникам экономической безопасности внутренних дел для раскрытия и расследования фактов взяточничества, фальсификации результатов конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг в области финансирования их средств государственного бюджета социального обеспечения населения. Назревшая в финансовой сфере страны атмосфера определила целесообразность выявления способов модернизации характера работы силовых подразделений по обеспечению гарантий безопасности государственных материальных активов от различного рода посягательств, в том числе перманентного усиления влияния внутриполитических механизмов, нацеленных главным образом на гарантии комплексного соотнесения должностным обязанностям силовых ведомств, которые должны внедрить систему розыскных и следственных мероприятий по противодействию хищениям государственных материальных активов.
Главенствующее место в противостоянии преступлениям, связанных с незаконным завладением казенных средств в структуре силовых подразделений внутренних дел, занимают ведомства экономической безопасности и противостояния коррупции, которые, согласно возложенных на них обязанностей и строго соблюдая исполнение федерального законодательства, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, сочетая в своей работе гласные и негласные методы, используют совокупность мер, нацеленных на раскрытие преступных схем хищения казенных средств.
Руководящий состав местных подразделений силовых структур внутренних дел, в частности подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, направляя все силы на выявления случаев незаконного расходования бюджетных средств, обязательно должны анализировать не только криминогенные ситуации, но и в целом экономическую ситуацию и финансовую ситуацию в регионе, уделяя особое внимание проявлению негативного влияния иностранных государств, повышенному уровню коррупции должностных лиц в сфере бюджетного финансирования, низкому уровню финансовых вложений в производственные мощности страны, несовершенство налоговой политики государства, увеличение затрат малого и среднего предпринимательства, высокий уровень бюрократии в государстве, наличие недостатков в сфере имущественных прав; большой прирост теневой экономики.
Данные факторы, рассматриваемые совокупно, в большей мере чинят препятствия продуктивному развитию государственной программы «Экономический рост».
На этом фоне процессы выделения, расходования и освоения казенных средств требуют оперативно-розыскного вмешательства и отслеживания, потому как существует огромная вероятность их растраты и использования не по назначению. Президент России не один раз акцентировал внимание руководящего состава органов внутренних дел на необходимость своевременного реагирования на сообщения в сфере освоения бюджетных средств, на пресечение попыток реализации преступных замыслов в процесс выделения и распределения средств, выявление преступных элементов, предпринимающих попытки хищения федеральных, региональных бюджетных средств. Особое внимание, в силу сложившейся эпидемиологической ситуации в стране уделить фактам хищения бюджетных средств, выделенных на цели борьбы с коронавирусной инфекцией, пресечение попыток вывода государственных средств в иностранные государства.
Данные факты подтверждаются и данными статистики. Рассмотрим некоторые показатели на основе статистических данных за последние два года.
Итак, в 2020 г. подразделениями экономической безопасности было выявлено 2500 преступлений в сфере хищения бюджетных средств, в том числе, 800 из них – это коррупционные преступления. Ущерб государству по данным видам преступлений составил более 10 миллиардов рублей. В 2021 году было выявлено на 10 % больше преступлений, связанных с хищением и растратой бюджетных средств. В общей сложности их количество достигло приблизительно 2750, 880 из которых – это коррупционные преступления. Ущерб государству по данным видам преступлений в 2021 году составил более 13 миллиардов рублей.
Процессы оперативно-розыскного противодействия, по нашему мнению, должны строиться на результатах использования программно-целевого метода и риск-ориентированного подхода к его организации с учетом прогнозируемых преступных угроз. Основываясь на результатах расследования экономических преступлений, в ситуациях, когда данные о рискориентированных участниках национальных контрактов изучаются и анализируются в целях пресечения противоправных посягательств на государственные средства совместно с Росфинмониторингом, то наблюдается значительная эффективность.
Так, например, такая форма работы в 2020 г. применялась при проведении почти 8 тыс. проверок получателей средств из государственной казны. В общей сложности тем самым получилось зафиксировать более 2500 преступлений в сфере расходования бюджетных средств и 800, связанных с национальными проектами. Как видим, благодаря четко ориентированным совместным действиям удалось сохранить львиную долю бюджета от хищений и растрат.