Организация и тактика борьбы с незаконным изготовлением, хранением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Введение
Преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, представляют серьезную угрозу для жизни людей и безопасности государства. Нередко тяжким и особо тяжким преступлением предшествуют незаконные ношение, хранение, приобретение, изготовление, передача, сбыт, перевозка, хищение либо вымогательство оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Исходя из этого определим актуальность темы данной курсовой работы.
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время в нашей стране идет активным образом реформируются многие стороны общественной жизни: военные реформы, реформы в сфере образования, обеспечения национальной безопасности. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность. Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из угроз безопасности нашего государства. В сложившейся ситуации особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер. Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности органов безопасности, так как она характеризуется двойным аспектом: помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются и тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы обуславливается проведением в России реформ, наличием у органов безопасности, наряду с другими, задачи по линии борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, а также нарастающей преступностью в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов и представлением серьезной угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение и анализ особенностей применения сил и средств органов безопасности по линии борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:
1.Рассмотреть и изучить понятие, сущность и виды незаконного оборота оружия и боеприпасов;
2.Изучить силы и средства органов безопасности по линии борьбы с незаконным оборотом оружия;
3.Исследовать правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;
4.Раскрыть особенности использования сил и средств по линии борьбы с незаконным оборотом оружия.
Объектом исследования данной курсовой работы является общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов.
Предметом исследования являются теория и практика борьбы органов безопасности с незаконным оборотом оружия и боеприпасов (уголовное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, исторические примеры борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, инструкции по применению той или иной тактической особенности при борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов).
- Современная обстановка по линии борьбы с незаконным изготовлением, хранением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Современный анализ преступности показывает, что среди многих преступлений серьезную общественную опасность причиняет незаконный оборот оружия и боевых отравляющих веществ, так как именно эти противоправные деяния существенно влияют на криминогенную обстановку в стране. В результате этого основная задача правоохранительных органов заключается не только в защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, но и в решении проблем, связанных с продажей, хранением, сбытом огнестрельного оружия без соблюдения требований, установленных в нормативно-правовых актах России.[1] В действующем российском законодательстве правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, базируются не только на конституционных положениях, которые определяют порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов и иного военного имущества, но и основывается на Федеральном законе от 13 декабря 1996 г № 150-ФЗ «Об оружии». В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оружии» оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия — это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, транспортировка, вывоз, уничтожение, ввоз оружия на территорию России и его вывоз.
Объективной стороной незаконного оборота оружия считается осуществление лицом хотя бы одного из альтернативных действий, упомянутых в п. 1 ст. 222 УК РФ (противозаконное приобретение, передача, продажа, хранение, перевозка либо ношение оружия и иных запрещенных предметов). А.А. Чинёнов[2] выделил области деятельности прокуратуры по борьбе с противозаконным оборотом оружия. К ним следует отнести контроль за выполнением законодательства об обороте оружия; контроль за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; координацию правоохранительной деятельности.
С принятием ФЗ «Об оружии» на территории Российской Федерации отмечается рост лиц, которые приобрели легальным способом такие виды огнестрельного оружия как: пистолеты, травматическое оружие, охотничьи, спортивные и иные ружья. Легальный оборот оружия означает, что оно подлежит обязательной регистрации в подразделении лицензионно- разрешительной работы (ОЛРР), который выдает владельцу лицензию на приобретение, хранение, а также использование данного предмета в предусмотренных законом целях. Но при этом за непродолжительный период времени количество преступлений, которые были совершены с применением огнестрельного оружия, находящегося в легальном обороте, т.е. зарегистрированных в правоохранительных органах, выросло почти в 2 раза.
Судебная практика показывает, что в последние годы преступления против личности, собственности, а также иные преступления все чаще совершаются с применением различных видов оружия. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 11.06.2019).
«О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» рассмотрены вопросы судебной практики по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Основная проблема российского законодательства в сфере оборота оружия заключается в том, что в нем законодатель полностью не раскрывает предмет ее правового регулирования, вследствие чего данная норма может трактоваться в различных правовых аспектах. Так, например, в список оружия закон не вносит спортивные снаряды конструктивно сходные с оружием, которые хоть и не представляются собой травмирующими предметами, но являются устройствами, которые могут нанести вред. Незаконный оборот оружия – это процесс поступления, распределения, применения и использования оружия в обществе, проявляющийся в совершении действий с огнестрельным оружием без соответствующего разрешения уполномоченных компетентных органов, т.е. реализуемые с нарушением норм, установленных в законодательстве.[3]
В большинстве случаев вооружение, реализуемое на черном рынке, в основном является боевым огнестрельных оружием, стоимость которого определяется поставщиками, осуществляющими незаконный оборот оружия и боеприпасов. Несмотря на то, что к преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия относят: контрабанду оружия, незаконное хранение, передачу или сбыт оружия, к ним законодатель также относит такие действия, которые на первый взгляд не сопряжены с другими преступлениями, но сопутствуют их совершению: небрежное хранение оружия или халатность, ненадлежащие исполнение обязанностей по охране огнестрельного оружия и т.д. В юридической практике существуют случаи, когда субъекты правоотношений осуществляют самостоятельную модернизацию оружия. В соответствии с законом любые манипуляции с огнестрельным оружием, не предусмотренные нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, признаются незаконными, вследствие чего в отношении правонарушителей может быть применена административная и уголовная ответственность.
В соответствии со статьями 222, 223 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) незаконными являются действия граждан по изготовлению, переделке, а также нелегальной торговле огнестрельным оружием, которые могут повлечь наказание в виде лишения свободы от 4 до 6 лет со штрафом в размере от 100 до 200 тысяч рублей. В тоже время, статья 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует порядок использования, продажи, изменения оружия, а также ношения оружия лицами, которые находятся в состоянии алкогольного и иного опьянения. В таких случаях закон предусматривает вынесение в отношении субъектов права административного штрафа только в том случае, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния. Так основная проблема привлечения лиц, осуществляющих незаконный оборот оружия к ответственности, выражается в несоответствии уголовных и административно-правовых норм в данной сфере правового регулирования, вследствие чего сотрудникам правоохранительных органов достаточно сложно определить отношение ответственности правонарушителя, что непосредственно приводит к двойственности наказания, не смотря на различный уровень общественной опасности одни и те же преступления в сфере незаконного оборота оружия могут квалифицироваться по-разному. Особая общественная опасность незаконного оборота огнестрельного оружия заключается в создании условий, которые необходимы для совершения тяжких и особо тяжкий преступлений.
В последнее время в статистических данных, приводимых правоохранительными органами, можно наблюдать снижение показателей в сфере незаконного оборота оружия, однако это связано не с их реальным уменьшением или с эффективностью деятельности компетентных лиц, осуществляющих борьбу с ними, а с ростом увеличения их латентности.[4] Исходя из данных, предоставленных в таблице, можно сделать вывод о том, что количество выявленных лиц, участвующих в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, не соответствует количеству зарегистрированных преступлений, а именно, показатель количества выявленных лиц является меньше в 2 раза показателя зарегистрированных преступлений, что может говорить о неэффективной работе правоохранительных органов или об увеличении незаконного оборота оружия (табл. 1).
Таблица 1
Статистические показатели преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия на территории Российской Федерации
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество зарегистрированных преступлений |
26477 |
26965 |
26465 |
27320 |
27994 |
28916 |
27452 |
25557 |
24792 |
Количество выявленных лиц |
13532 |
14369 |
13630 |
13542 |
13168 |
13654 |
13329 |
12144 |
11758 |
Основной причиной незаконного оборота оружия является недостаточность технико-юридических норм, которые необходимы в процессе практической деятельности лицензионно-разрешительного подразделения. Недостатки законодательства, действующего в сфере оборота оружием, сказываются и на нежелании людей получать разрешение и регистрировать оружие в специально-установленных органах для получения лицензии на владение им, что прежде всего связано с длительностью процедуры, в ходе которой необходимо производить сложные правовые действия. Решение данной проблемы во многом зависит не только от совершенствования законодательства Российской Федерации, которое регламентирует порядок оборота оружия, но и от обновления технических регламентов, которые позволили бы сотрудникам правоохранительных органов ускорить процедуру, связанную с регистрацией и лицензированием оружия.
На сегодняшний день предупреждение преступлений в области незаконного оборота оружия реализуется как на общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровне, вследствие чего предупредительные меры, в первую очередь, должны быть направлена на осуществление контроля правоохранительными органами и иными уполномоченными компетентными органами государственной власти за спросом населения на приобретение огнестрельного оружия. В результате этого необходимо организовать не только перекрытие каналов связи, по которым реализуется поступление оружия в нелегальный оборот, но и предпринимать меры по изъятию огнестрельного оружия из незаконного оборота, а также всячески исключить возможность вступления граждан в нелегальные и преступные операции с оружием на территории всего мирового сообщества.
В настоящее время результативность борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота оружия зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов и их взаимодействия со специализированными структурами других стран. В результате этого необходима как качественная перестройка системы, осуществляющей борьбу с преступностью, так и создание наиболее эффективных средств, которые будут осуществлять борьбу не только с преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, но и с преступностью в целом. Это касается, в первую очередь, Федеральной службы войск национальной гвардии, которая наделена полномочиями по выдаче разрешений и лицензий гражданам на владение оружием, так как именно данный вид деятельности позволяет выявить лиц, владеющих оружием без соответствующего разрешения. Кроме этого, они устанавливают факторы, свидетельствующие об утрате оружия для того, чтобы вовремя его объявить в розыск с целью предотвращения совершения с ним преступлений, а также осуществляют деятельность, направленную на изъятия разрешений у граждан, злоупотребляющих наркотическими веществами и спиртными напитками.
Наиболее быстрому предотвращению незаконного распространения оружия на территории государства способствует своевременная постановка на учет правоохранительными органами каждого оружия, которое было похищено или утрачено гражданином при определенных обстоятельствах, так как проверка данных сведений позволила бы перекрыть все каналы, по которым осуществляется утечка оружия в руки преступников.[5]
Таким образом, развитие теневого рынка причиняет реальную угрозу общественной безопасности всех стран мира, в результате чего необходимо выработать единую законодательную базу и методику, которая установит единый порядок оборота оружия и взаимодействия сотрудников правоохранительных структур по предотвращению террористических актов и иных преступлений, связанных с нелегальным оборотом оружия.
- Оперативно розыскные мероприятия по борьбе с незаконным изготовлением, хранением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Методы расследования преступных посягательств, связанных с незаконным оборотом оружия, характеризуют определенное направление деятельности следователя по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию. Предварительное расследование представляет собой стадию уголовного судопроизводства, а, следовательно, осуществляется в форме доказывания, т.е. собирания, проверки и оценки доказательств для установления обстоятельств, закрепленных в ст. 73 УПК РФ.
Проверка доказательств осуществляется посредством проведения следственных и иных процессуальных действий (ст. ст. 86, 87). С этих позиций выдвижение версий и планирование не являются элементами содержания расследования. Они являются средствами организации расследования, а не его методом. В то же время положения о версиях и планировании, несомненно, являются элементом методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Согласно статистическим данным ФКУ ГИАЦ МВД России, с января по декабрь 2019 г. выявлено 26 557 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, из них 16 060 – незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов. Из указанного числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, 7365 преступлений остались нераскрытыми, при этом 4041 преступление связано с незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей и боеприпасов.
Судами общей юрисдикции каждый год рассматривается около 8-9 тыс. уголовных дел, связанных с незаконным оборотом оружия, из них около 10% прекращается, 1% уголовных дел возвращается прокурору в соответствии со ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий. Судами второй инстанции отменяется и изменяется около 2-3% приговоров.[6]
В настоящее время имеются существенные недостатки в деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, выражающиеся в недостаточно оперативном реагировании сотрудников полиции на указанные преступления, а также в неполном и некачественном проведении первоначальных следственных действий, что при- водит к отсутствию или неполноте собранной ин- формации о содеянном, особенно на первоначальном этапе расследования, что, в свою очередь, ведет к неверной оценке сложившейся следственной ситуации и влечет приостановление, прекращение или возвращение уголовного дела для дополнительного расследования.
Своевременное выявление, раскрытие и расследование указанных преступлений становятся наиболее важной задачей для сотрудников органов внутренних дел, решение которой возможно лишь посредством проведения качественной предварительной проверки, а также выполнения точных и своевременных следственных действий на первоначальном этапе расследования.
В структуре криминалистической методики выделяются общие положения и методики расследования отдельных видов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Последние в теории криминалистики классифицируются по различным основаниям, прежде всего по родовому объекту посягательств. В таких случаях используются уголовно-правовые классификации преступлений, основанные на сведениях об особенностях объекта, отличающих их от иных посягательств. В то же время в уголовном законе внутри названной классификации выделяются отдельные виды преступлений, объекты которых характеризуются особенностями, являющимися основаниями для более детальной дифференциации. Соответственно этому в теории криминалистики предлагается выделять общую методику расследования преступлений, объединенных единым родовым объектом, и частные методики расследования посягательств на видовые объекты.[7]
С учетом изложенного методику расследования отдельных видов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия можно определить, как систему научных положений о закономерностях возникновения, собирания, проверки, оценки и использования доказательственной информации о преступлениях против общественной безопасности, включающую в себя разработанные на этой основе рекомендации, методы, приемы и средства установления обстоятельств и субъектов посягательств данного вида. Рассматриваемая методика как часть криминалистики должна содержать научные положения, отражающие закономерности возникновения доказательственной информации о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия. Эта информация обобщается и систематизируется в криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия Большинство ученых для обозначения этих закономерностей используют название стадий процесса доказывания в уголовном судопроизводстве, закрепленных в ст. ст. 86 - 88 УПК РФ.
Не возражая в целом против этого, полагаем в то же время возможным использование термина исследования доказательственной информации о преступных посягательствах, связанных с незаконным оборотом оружия, охватывающего, на наш взгляд, и проверку, и оценку. Изучение практической деятельности по досудебному производству обычно начинается с выделения ситуаций, типичных для различных стадий и этапов досудебного уголовного процесса.
Анализ практики свидетельствует о том, что основным поводом возбуждения уголовного дела рассматриваемой категории является рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный сотрудником оперативного аппарата. После получения материалов предварительной проверки, и детального их изучения, при наличии достаточных данных, указывающих на отдельные признаки объективной и субъективной стороны состава преступления, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела.
Для предварительной проверки по материалам, связанным с незаконным оборотом оружия и боеприпасов посредством сети Интернет, необходимо основание. Данным основанием, по непосредственному обнаружению признаков преступления, является получение какой-либо информации. В условиях современного развития общества одним из инструментов незаконного оборота оружия и боеприпасов выступает Интернет.
Преступники осуществляют поиск потенциальных клиентов-покупателей огнестрельного оружия, а также совершают иные незаконные действия, связанные с вовлечением в незаконный оборот оружия и боеприпасов других лиц – пользователей информационного пространства. Зачастую продавец, осуществляющий незаконную продажу огнестрельного оружия, и покупатель в реальном мире никак не взаимодействуют, передача оружия и денежных средств, происходит через курьера.
Все общение строится посредством переписок в социальных сетях или мессенджерах, где обсуждается стоимость оружия, его вид, количество, наличие боеприпасов и т. д. Для принятия должностными лицами правоохранительных органов законного и обоснованного процессуального решения по делам, связанным с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, необходимо проведение предварительной проверки. Если рассматривать преступления указанной категории, стоит отметить, что предварительная проверка по факту совершения действий, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.[8]
Для принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю необходимо установить обстоятельства совершения данного преступления.
На этапе документирования преступных действий в случаях выявления факта незаконного оборота оружия и боеприпасов, совершённого с использованием Интернета. Каждая следственная ситуация определяет ход и развитие расследования по уголовному делу. Первоначальные следственные ситуации определяют направленность расследования, практическая деятельность показывает, что для расследования указанной категории преступлений проводят определённый набор следственных действий, из которых доминирующее место занимают осмотр места происшествия, осмотр предметов, назначение баллистической судебной экспертизы, обыск, допросы свидетелей (покупателя оружия, сотрудников оперативных подразделений проводивших задержание, очевидцев преступления), допрос подозреваемого, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Первичная информация о незаконном обороте оружия, совершённом с использованием сети Интернет, поступает оперативным сотрудникам от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внутренних дел, ранее судимых за аналогичные преступления, а также от сотрудников других служб и подразделений правоохранительных органов, которые получили её в результате осуществления своей служебной деятельности или посредством получения объяснений от задержанных, с указанием источника приобретения оружия. Немаловажным источником информации может быть мониторинг тематических или близких по тематике сайтов и форумов, рекламных и торговых сетевых площадок.
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан до возбуждения уголовного дела, в то время как УПК РФ предусматривает проведение следственных действий, наиболее важных для установления причастности лица к противоправному деянию, только после возбуждения уголовного дела. Проведение указанных мероприятий позволяют установить субъект преступного деяния, характер и способы организации незаконного оборота оружия и боеприпасов, определение роли каждого субъекта преступного посягательства, установление местоположения лица, а также установление лиц, владеющих информацией о совершении преступления. Именно указанные данные, зачастую, дают основание полагать, что имеются признаки преступления, связанного с незаконным оборотом оружия.
После проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий оперативный сотрудник принимает решение о передаче собранных материалов в следственное подразделение, где в дальнейшем принимается процессуальное решение о возбуждении уголовного дела. Совместно с оперативными сотрудниками следователем выдвигаются версии совершения преступления, и составляется план дальнейших действий, проведение которых необходимо по уголовному делу. После возбуждения уголовного дела, оперативный сотрудник продолжает вести оперативное сопровождение по уголовному делу, принимает все меры для установления обстоятельств совершения преступления, неизвестных фактов и причастности иных лиц к инкриминируемому деянию, также на основании поручения следователя, способствует раскрытию преступления и проведению отдельных следственных действий. Задержание покупателя может не помочь установить сведения о сбытчике.[9]
Существенную роль на установление сбытчика оружия влияет качество проведения допроса покупателя, где в подробностях нужно задокументировать показания допрашиваемого, связанные с процессом незаконного приобретения оружия: выяснить способ приобретения оружия или боеприпасов к нему, интернет-ресурс, логин продавца на интернет-ресурсе, наличие в телефоне переписки с продавцом, способ оплаты. В ходе доследственной проверки при выявлении незаконного оборота оружия, совершённого бесконтактным способом, практически всегда проводится такое оперативно-розыскное мероприятие, как «снятие информации с технических каналов связи».
Таким образом, фиксируется интернет-переписка сбытчиков и установление IP-адресов используемых ими технических средств. Современная преступная деятельность характеризуется использованием новых технологий, возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сотовой связи.
- Предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Древнегреческий философ Платон и выдающийся мыслитель древности Аристотель полагали, что в обществе должны действовать законы, отвращающие людей от преступлений. Просветитель XVIII в. Монтескье сформулировал требование, что «хороший законодатель заботится не столько о наказании за преступление, сколько о предупреждении преступлений».
В криминологии в зависимости от иерархии причин и условий выделяются три основных уровня предупреждения преступности: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный. Общесоциальное предупреждение призвано нейтрализовать комплекс причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Основой этого является преодоление кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Поскольку это сложный и длительный процесс, то на современном этапе предупреждение преступности может быть ничем иным, как сдерживанием масштабов ее роста, удержанием на социально терпимом уровне, «поддержанием наименее болезненного для общества равновесия».
Незаконный оборот оружия, равно как и преступность в целом, является результатом социальной дезорганизации. Поэтому от создания в стране эффективной системы общесоциального и кримино-логическогопредупрежденияпреступностизависитиположитель-ный эффект в деле предупреждения незаконного оборота оружия. Предупредительные меры должны проводиться на стадиях формирования молодых людей как личностей, с целью предотвращения антиобщественных проявлений в будущем. Для этого необходимо своевременное выявление лиц, склонных к агрессии, насилию.
Эффективность общего предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, обеспечивается в той мере, в какой наказания удерживают граждан от незаконного приобретения этого оружия, которое в дальнейшем может быть использовано в преступлениях.
В средствах массовой информации должен пропагандироваться образ законопослушного гражданина. При этом целесообразным было бы принять меры к ограничению демонстрации насилия на телевидении, увеличив трансляции познавательных, молодежных передач, способствующих нравственному оздоровлению, выработке установок, сдерживающих насилие. Важнейшее место и значение в комплексе мероприятий, на правленных на предупреждение рассматриваемых преступлений, имеет воспитание у человека высокого нравственного облика. В его формировании первостепенную роль играет устранение дефектов воспитания во всех сферах общественной жизни.[10]
Специальное предупреждение, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер, а его меры дополняют и конкретизируют общее предупреждение. Более того, они строго целенаправленны, специализированны и локализованы во времени и пространстве применительно к определенным сферам правового регулирования.
В связи с тем, что незаконный оборот оружия имеет свою специфику, то без ее учета предупреждение этих преступлений может оказаться безрезультатным. В связи с этим необходимо знать объект воздействия, изучить его специфику, разобраться, какому именно воздействию целесообразно его подвергнуть, подобрав оптимальные формы, средства и методы. Особенности предупреждения незаконного оборота оружия связаны не только с видом оружия, но и с особенностями лиц, совершающих такие преступления. Специально-криминологический уровень профилактики «предполагает осуществление государственными и негосударственными органами, их представителями, предприятиями, организациями, гражданами мер по выявлению и устранению детерминант правонарушений, оказанию корректирующего воздействия на лиц с криминально ориентированным поведением».
Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме программ по усилению борьбы с преступностью. Обеспечение предусмотренных программой мероприятий достигается во взаимодействии и взаимосогласованности работы различных субъектов профилактики, как связанных, так и не находящихся между собой в иерархических отношениях. Безусловно, что успех в предупреждении преступности будет зависеть от согласованности программы по борьбе с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.
Среди субъектов специального предупреждения незаконного оборота оружия ведущая роль принадлежит органам внутренних дел1. Основными направлениями координации деятельности правоохранительных органов являются: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики; прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности. Среди основных форм работ и взаимодействия подразделений МВД с другими правоохранительными и контрольно-надзорными органами в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия можно назвать:
а) выработку совместной стратегии борьбы с преступностью в данной сфере;
б) организацию и проведение совместных комплексных операций по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия.
Одним из источников пополнения арсенала преступных группировок является переделка газового или травматического оружия в боевое. Анализируя источники поступления в оборот предметов, используемых в преступных целях, многие авторы подтверждают увеличение темпов продаж газовых пистолетов, а также наличие многочисленных случаев изготовления оружия кустарным способом.
Некоторые эксперты отмечают, что модели самодельного огнестрельного оружия постоянно совершенствуются и за счет модернизации механизмов по своим боевым качествам приближаются к промышленным образцам.
В зависимости от особенностей криминогенной обстановки, складывающейся в приграничных и иных областях, необходимо разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению и раскрытию конкретных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и контрабандой. Среди них важное место занимает использование оперативно-розыскных возможностей для контроля за преступными формированиями, состоящими из членов этнических общин, временно или постоянно проживающих на территории региона.[11]
Индивидуальная профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, становится актуальной вследствие повышения криминогенности микросреды. Серьезной задачей для деятельности органов внутренних дел является разобщение сформировавшихся преступных групп, специализирующихся на совершении незаконных действий с оружием. Нередко к уголовной ответственности привлекаются рядовые исполнители, а организаторы, подстрекатели и пособники зачастую остаются на свободе. Как правило, большинство из них не прекращают заниматься преступной деятельностью, вновь подбирают новых членов преступных групп, то есть происходит процесс самовозрождения, порой более опасный, чем ранее. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны не оставлять без контроля участников групп, оставшихся на свободе, ставить их на учет, заводить специальные картотеки по способам и формам совершения преступления, своевременно пресекать их противоправную деятельность.
Меры организационного характера, осуществляемые органами внутренних дел, в целях повышения эффективности борьбы с незаконными приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, по нашему мнению, должны заключаться в следующем:
- строгое соблюдение законодательства, регламентирующего выдачу лицензий на право приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- постоянный контроль за осуществлением установленного порядка торговли оружием и боеприпасами;
- выявление незаконно хранящегося у населения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- проведение разъяснительной работы среди населения о добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- организация эффективного розыска похищенного и утраченного оружия.
Таким образом, положение дел в сфере оборота оружия к настоящему времени достигло критического уровня. Только единая, целенаправленная, скоординированная и воплощенная в конкретных действиях политика всех ведомств и служб может оказать предупредительное воздействие на ситуацию с этим видом преступлений и будет способствовать стабилизации оперативной обстановки.
Заключение
Незаконный оборот оружия представляет серьезную угрозу безопасности Российской Федерации, оставаясь одним из главных катализаторов насильственной преступности, включая террористическую деятельность. Незаконное хранение любого оружия относится к тяжким преступлениям. Объект представлен в виде общественной безопасности в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Предметом преступления являются оружие и боеприпасы. После задержания виновный имеет возможность сообщить, где спрятано оружие. Дело прекращается при наличии определенных услови.
В предмет доказывания включаются конкретное действие, которое совершается виновным в сфере незаконного оборота оружия; способ, посредством которого реализован замысел; субъект, совершивший посягательство; наличие добровольной сдачи оружия; что способствовало совершению преступления.
Поводы для возбуждения дела: виновное лицо задержали при совершении посягательства, кроме того, в органы следствия поступил сигнал о совершении проступка. Если имеются данные о совершении противоправного посягательства, выполняется ряд первоначальных действий. В частности, обыски и выемки в помещениях, на которые указали свидетели или иные участники дела, где проживал виновный. Осматривается место преступления, допрашиваются виновный, пострадавшие, свидетели. При наличии существенных расхождений в показаниях перечисленных лиц проводится очная ставка. Если поводом для возбуждения уголовного дела выступает инициатива органов дознания, то планируются следственные действия. К ним также относятся обыски и выемки, допросы. В ходе допроса виновного выясняется, каким образом реализовывались противоправные действия. Также устанавливаются отягчающие или смягчающие обстоятельства, мотивы и цели.
[1] Шаров К.В. Элементы, характеризующие противодействие расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 97-101.
[2] Чинёнов А. А. Некоторые особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по мат-лам XXVII междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Туголукова. М., 2018. С. 174–175.
[3] Ищук А.Е. Незаконный оборот оружия на территории РФ: проблемы и способы борьбы с теневым рынком // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. №4 (43). С. 135-140.
[4] Шаров К.В. Элементы, характеризующие противодействие расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 97-101.
[5] Шаров К.В. Элементы, характеризующие противодействие расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 97-101.
[6] Ищук А.Е. Незаконный оборот оружия на территории РФ: проблемы и способы борьбы с теневым рынком // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. №4 (43). С. 135-140.
[7] Ищук А.Е. Незаконный оборот оружия на территории РФ: проблемы и способы борьбы с теневым рынком // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. №4 (43). С. 135-140.
[8] Истомин Е.В. Некоторые аспекты современного состояния преступности, связанной с незаконным оборотом оружия // Материалы ежегодной региональной научно- практической конференции. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Иркутск, 2021. С. 296-300.
[9] Истомин Е.В. Некоторые аспекты современного состояния преступности, связанной с незаконным оборотом оружия // Материалы ежегодной региональной научно- практической конференции. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Иркутск, 2021. С. 296-300.
[10] Истомин Е.В. Некоторые аспекты современного состояния преступности, связанной с незаконным оборотом оружия // Материалы ежегодной региональной научно- практической конференции. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Иркутск, 2021. С. 296-300.
[11] Самаркин, П.С. Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия / П.С. Самаркин, О.В. Фирсов // Молодой ученый – 2018. - № 38. С. 151-154.