ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Данная статья нацелена на разработку эффективных мер по выявлению и расследованию преступлений в области финансирования из средств бюджета. Эффективность розыскных мероприятий напрямую зависит от способов исследования полученной информации в ходе проведения анализа документов по выделению и расходованию государственных бюджетных средств.
Annotation. This article is aimed at developing effective measures of operational investigative and investigative actions to identify and investigate crimes in the field of financing from the effectiveness of investigative measures directly depends on the methods of analyzing the information received in the process of reviewing documents on the allocation and expenditure of state assets
Ключевые слова: розыскные и следственные мероприятия, бюджетное финансирование, социальное обеспечение, предотвращение преступной деятельности.
Keywords: investigative and investigative measures, budget financing, social security, prevention of criminal activity.
Комплекс обеспечительных мер социальной поддержки населения со стороны государства, который реализуется за счет бюджета страны, не является безупречным. К ключевым недостаткам в данном вопросе можно отнести: недостаток взаимосвязи направлений и методов поддержки социальной сферы с близкими по сути направлениями модернизации экономики и общества, недостатки формирования пенсионной реформы, низкое освоение фундаментальных инструментов и недостаточный уровень экономического обеспечения областных (региональных) обязательств в вопросе выделения средств социальной сферы. [1]
Принимаемые правоохранительными органами контрмеры, даже базирующиеся на оперативно-аналитических мероприятиях, на наш взгляд, не всегда успешны по причине использования криминальными структурами при совершении финансовых операций (сделок) аффилированных юридических лиц.
Механизм оперативно-розыскного противодействия, по нашему мнению, должен базироваться на результатах применения программноцелевого метода и риск-ориентированного подхода к его организации с учетом потенциальных криминогенных факторов и угроз. Как показывает правоприменительная практика, в тех случаях, когда сведения о рискориентированных участниках государственных контрактов изучаются и анализируются в целях пресечения противоправных посягательств на бюджетные средства совместно с Росфинмониторингом, то отмечается ощутимая результативность.
Так, например, такая форма работы в 2020 г. применялась при проведении почти 8 тыс. проверок получателей средств из федерального бюджета. В общей сложности тем самым удалось задокументировать свыше 2,5 тыс. преступлений в части освоения бюджетных ассигнований и 800, связанных с национальными проектами. Как видим, благодаря слаженной совместной работе удалось обезопасить бюджет от расхищения его средств.[2]
Анализируя применяемые меры и используемые средства, невозможно не акцентировать особое внимание на перманентно присутствующую опасность, ограничивающую разрешение возникших вопросов, направленных на обеспечение гарантий безопасности финансового блока.
К примеру, к таковым, относительно тактического государственного преимущества о области здравоохранения причисляются: взяточничество в данной сфере, незаконный вывод бюджетных средств, предназначенных для приобретения медицинских препаратов и оборудования для оснащения медицинских учреждений в условиях национальных договоров; критически нерезультативные методы управления руководящего состава медицинской организации в части расчетов на оплату труда; снабжения медицинской сферы поддельными препаратами.
Предполагается, что детальный анализ сущности криминалистической обстановки финансового направления в области финансирования из казны государства социального обеспечения населения должен учесть информацию, предоставляемую смежными подразделениями органов внутренних дел для более эффективного использования в работе по конкретному социальному направлению.[3]
По данным статистики, в 2020 г. было пресечено 105,5 тыс. преступлений экономической направленности, основная часть которых задокументирована сотрудниками полиции. Треть от числа выявленных противоправных деяний совершена в крупном и особо крупном размерах.
На основании проведенного анализа, оперативные розыскные действия экономических преступлений в сфере финансирования из казны государства социального обеспечения населения предполагают:
– формирование подразделением экономической безопасности внутренних дел оперативной направленности совместно с другими подразделениями, проводящими розыскную и следственную деятельность, условий для эффективной проверти всех стадий выделения, расходования средств государственной казны для освоения программ социального обеспечения. Для реализации данных мероприятий исследуется цепочка перехода денежных средств от начальной точки (федерального органа) до конечного комитент с изучением подтверждающих расходную часть документов;
– применение мер воздействия по возврату средств, используемых по нецелевому назначению в условиях проведения мероприятий по мониторингу, определив его комплексный характер;
– системное применение инструментов, присущих только сотрудникам экономической безопасности внутренних дел для раскрытия и расследования фактов взяточничества, фальсификации результатов конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг в области финансирования их средств государственного бюджета социального обеспечения населения.
[1] Янишевский А. Б., Иванов П.И. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1
[2] https://news.myseldon.com/ru/news/index/246603848
[3] Шегабудинов Р. Ш. К вопросу об уголовной политике в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020