Оперативно-розыскное обеспечение подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции дел об экономических преступлениях, совершенных в социальной сфере
Аннотация. В данной статье обозреваются оперативные, розыскные действия, этапы их реализации в отношении выявления, анализа, проверке необходимой для грамотной работы сотрудников информации о правонарушениях в области социального обеспечения граждан.
Ключевые слова: Социальная политика, социальное обеспечение, комплекс социального обеспечения граждан, социальная область, казна государства, финансовая политика, поиск информации, оперативно-разыскные мероприятия, экономическая безопасность, коррупция.
Annotation. The article discusses the stages and operational investigative measures to identify, search and obtain primary operational investigative data on the facts of crimes in the field of social protection of the population and the persons committing them.
Keywords: Social policy, social security, social protection system of the population, social and budgetary spheres, financial policy, financial institutions, public finance system, sources of funds, search signs, search activity, operational investigative measures, economic security, corruption.
Обнаружение граждан и фактов, попадающих в поле зрения оперативных сотрудников, представляет собой одну из ключевых организационных видов оперативно-розыскной деятельности. В виде специфики данного вида работ ОВД необходимо выделить то, что раскрытие базовой розыскной информации производится как при наличии конкретизированных фактов правонарушений и преступлений, так и в их отсутствии, опираясь на внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на содержание оперативной ситуации относительно противодействия преступлениям в области охраны граждан. Сущность оперативной ситуации делает возможным найти информацию о временном интервале совершения преступления или правонарушения, его месте и способах осуществления, специфики производимых действий правонарушителей и методах сокрытия следов преступления, о местонахождении преступников, местах сокрытия и реализации похищенного имущества, о мотивах преступников и ситуации, подвергшей к совершению правонарушения.[1]
Оперативно-разыскные действия, производимые ОЭБиПК по обнаружению базовой оперативно-розыскной информации в области социальной защиты представлены как многоцелевыми и направлены по определенному пути. Полагаясь на организационные, правовые нормы, распоряжения и иные документы подразделений ЭБ, вся розыскная работа, распределенная относительно структурных элементов подразделений экономической безопасности и четко направленная на осуществление тех или иных действий относительно каждого элемента, включает в себя следующие компоненты:
- поисковые и следственные мероприятия, направленные на розыск и получение основополагающей оперативной информации о характерных особенностях правонарушений в области социального обеспечения граждан;
- поисковые и следственные мероприятия, направленные на установление фактов достоверности полученной базовой информации, определение круга лиц, возможно причастных к совершению противоправных действий и отнесение преступления к определенной категории;
- ключевые направления и методы применения полученной базовой информации после установления ее достоверности.
Нужно заострить особое внимание на то, что на добросовестность осуществления оперативных, розыскных действий по выявлению необходимой информации о событиях правонарушений в области социального обеспечения граждан, оказывает воздействие факт получения достоверных сведений о параметрах, обозначающих вероятные подготовительные работы и сам факт совершения правонарушения. Полагаясь на проверенных оперативных данных, производится прогнозирование розыскных мероприятий по определению преступной направленности и граждан, причастных к подготовке и совершению преступлений.[2] Силовые подразделения внутренних дел, прибегая к выжидательной позиции, даже имея в своей основе оперативные розыскные и следственные мероприятия, зачастую являются провальными в силу участия в преступных схемах субсидирования из государственной казны мероприятий социальной сферы множества взаимозависимых юридических лиц.
Принципы оперативно-розыскного противодействия должны строиться на эффективном использовании способов формирования системы методов государственного надзора в соответствии с прогнозами распространения преступных угроз.
Механизм оперативно-розыскного противодействия, по нашему мнению, должен базироваться на результатах применения программноцелевого метода и риск-ориентированного подхода к его организации с учетом потенциальных криминогенных факторов и угроз. Как показывает правоприменительная практика, в тех случаях, когда сведения о рискориентированных участниках государственных контрактов изучаются и анализируются в целях пресечения противоправных посягательств на бюджетные средства совместно с Росфинмониторингом, то отмечается ощутимая результативность.
Так, например, такая форма работы в 2020 г. применялась при проведении почти 8 тыс. проверок получателей средств из федерального бюджета. В общей сложности тем самым удалось задокументировать свыше 2,5 тыс. преступлений в части освоения бюджетных ассигнований и 800, связанных с национальными проектами. Как видим, благодаря слаженной совместной работе удалось обезопасить бюджет от расхищения его средств.[3]
Анализируя применяемые меры и используемые средства, невозможно не акцентировать особое внимание на постоянно присутствующую опасность, не позволяющих решить возникшие вопросов. К примеру, к таковым, можно отнести:
- взяточничество в данной сфере, незаконный вывод бюджетных средств, предназначенных для приобретения медицинских препаратов и оборудования для оснащения медицинских учреждений в условиях национальных договоров;
- критически нерезультативные методы управления руководящего состава медицинской организации в части расчетов на оплату труда;
- снабжения медицинской сферы поддельными препаратами.
С целью установления первенствующих путей осуществления оперативной, розыскной деятельности отделами экономической безопасности в области защиты социальной сферы, необходимо обращаться к различным формам правомочия на социальную защиту: обязательное социальное страхование; целенаправленное финансирование из средств федеральной казны, социальная поддержка.
Вместе с тем, выявляются цели и передовые пути поисковой деятельности. Разница в имущественных и процессуальных взаимоотношениях заключается в том, что в последних одним участником выступает частное лицо, а другой представлен не только в виде государственной власти, но и бюджетные учреждения Довольно-таки часто взаимоотношения касаемо определения юридически значимых фактов наступают между частными лицами и следующими учреждениями и органами: [4]
– отделение медицинской социологической экспертизы - в зависимости от установления предпосылок и степени инвалидности;
– всевозможные типы организаций лечебной направленности – об установлении факта нетрудоспособности временного характера;
– органами ЗАГС – в связи с установлением смерти или доказыванием своего возраста;
– организациями жилищно-коммунальной сферы – в случае подтверждения факта иждивенства;
– организациями архивных фондов разной направленности.
К примеру, в комплексе обязательного страхования здоровья, правонарушители используют различные противозаконные комбинации. В большинстве случаев применялся своего рода «треугольник»: региональные отделы ФФОМС далее страховщики далее организации лечебной и оздоровительной сферы. Региональный фонд ОМС направляет необходимые средства из казны в адрес страховых организаций. Из общего количества бюджетных средств, руководителями выделяется часть и направляется безналичным расчетом в адрес кэптивных страховых организаций, где данные руководители имеют часть уставного капитала. Остаток средств, несмотря на утвержденный запрет, приобретаются медицинские препараты, которые в последствии реализуются по завышенной цене. В конечном итоге, коммерческие компании, владельцами которых является топ менеджер страховой организации, извлекают прибыль, а казна государства несет огромные убытки.
Предполагается, что детальный анализ сущности криминалистической обстановки финансового направления в области финансирования их казны государства социального обеспечения населения должен учесть информацию, предоставляемую другими подразделениями силовых подразделений для более эффективного использования в работе по конкретному социальному направлению.
По данным статистики, в 2020 г. было пресечено 105,5 тыс. преступлений экономической направленности, основная часть которых задокументирована сотрудниками полиции. Треть от числа выявленных противоправных деяний совершена в крупном и особо крупном размерах.
На основании проведенного анализа, оперативные розыскные действия экономических преступлений в сфере финансирования из казны государства социального обеспечения населения предполагают:
– формирование подразделением экономической безопасности внутренних дел оперативной направленности совместно с другими подразделениями, проводящими розыскную и следственную деятельность, условий для эффективной проверти всех стадий выделения, расходования средств государственной казны для освоения программ социального обеспечения. Для реализации данных мероприятий исследуется цепочка перехода денежных средств от начальной точки (федерального органа) до конечного комитент с изучением подтверждающих расходную часть документов;
– применение мер воздействия по возврату средств, используемых по нецелевому назначению в условиях проведения мероприятий по мониторингу, определив его комплексный характер;
– системное применение инструментов, присущих только сотрудникам экономической безопасности внутренних дел для раскрытия и расследования фактов взяточничества, фальсификации результатов конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг в области финансирования их средств государственного бюджета социального обеспечения населения.
При проведении анализа документации в экономическом подразделении или ином соответствующем органе, преемственность обозрения основных финансовых документов устанавливается относительно особенностей деятельности федеральных органов и учреждений социальной направленности. К таким относятся положения бухгалтерского учета, правдивость представленных сведений и данных, отражение основных средств, имущественных и неимущественных активов, порядок ведения кассовой дисциплины и так далее.[5]
Последней ступенью в работе отделов экономической безопасности ОВД в области социального обеспечения граждан, является принятие конкретного решения по итогам расследования:
– предупреждение совершения преступления на этапе его подготовки;
– заключение о возбуждении дела в рамках рассмотренного материала;
– вынесение решения об определении административного наказания злоумышленнику;
– реализация мероприятий, направленных на упразднение обстоятельств, содвигающих к преступным действиям в социальной сфере.
В время проведения предварительных оперативных мероприятий базовых данных и сведений зачастую не прилучается определить полноценно представленные фактические сведения, на которые можно опереться при принятии соответствующего решения. Иногда присутствуют обстоятельства, при которых базовые данные и сведения о подготовке или реализации преступных действий хоть и не заставляют усомниться в их подлинности, тем не менее, не позволяют предпринять определенные действия и санкции для расследования и предупреждения, или данная информация определяет причастность третьих лиц в преступной деятельности. В таких ситуациях отделы экономической безопасности продолжают осуществлять дальнейшую проверку граждан, попавших в список подозреваемых по данным правонарушениям о области социального обеспечения граждан.
С целью модернизации и развития оперативной, розыскной деятельности отделов экономической безопасности, надзорным органам необходимо заострить особое внимание на: [6]
– надзорная и контрольная деятельность в отношении организаций и отделами экономического и управленческого надзора отделов социального обеспечения основываясь на интеграции регионально-розыскного и поискового методов для определения самых криминалистических объектов, исследования представленных сведений, о методах, принципах и формах реализации преступной деятельности;
– регулирование действий относительно иных правоохранительных подразделений и надзорными инстанциями;
– повсеместный анализ, аудит, исследование и реализация обретенного удовлетворительного опыта в решении задач раскрытия правонарушений экономического характера в социальной сфере;
– поднятие уровня, законодательной, оперативной, розыскной, следственной подготовки специалистов отделов оперативной деятельности, контролирующих объекты в области социального обеспечения граждан, учитывая амплитуду изменений в ней;
– проведение специальных разработок преступного элемента в области социального обеспечения граждан с использованием большого набора специфических приемов, в том числе внедрения сотрудников в преступную группу;
– реализация оперативных мероприятий и обеспечение своевременного рассмотрения материалов в судебном органе, в первую очередь имеющих уголовную направленность, проявление динамичности и предприимчивости использования специальных форм и методов борьбы с экономическими преступлениями, применяя принцип трансгрессивного воздействия, совокупного направления средств и сил, установленных Федеральным законом, датированным 12.08.1995 г. за номером 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .[7]
Заблаговременное раскрытие преступной деятельности в области социального обеспечения населения, вызывающих огромный интерес со стороны оперативных сотрудников, методов их преступного поведения, в том числе, предпосылок и обстоятельств, подвигающих на совершение преступных действий, представляет собой один из путей модернизации оперативной, розыскной деятельности ОВД. Системное применение сил, средств и механизмов розыскного дела дает незначительный эффект при проведении оперативных мероприятий отделами экономической безопасности по раскрытию правонарушений в области социального обеспечения.
Используя анализ полученных данных, у подразделений экономической безопасности в составе силовых ведомств в противодействии преступлениям, связанных с завладением государственных средств на сегодняшний день зародились нерешенные задачи, которые всецело зависят от уровня модернизации законодательной базы, включая уголовное законодательство. Тем не менее, мы понимает, что, внося определенные изменения и дополнения в правовые нормы, разрешить достаточно широкий круг задач все же не представляется возможным. По нашему мнению, центральное место занимает все же преступное финансирование деятельности подразделений экономической безопасности в составе силовых структур, в том числе органов дознания и следствия, которые должны направить свой потенциал на подготовку и внедрение программ и методик по раскрытию и расследованию преступлений, сопряженных с хищением казенных средств.
Оперативно-розыскная деятельность в целях противодействия незаконного расходования государственных бюджетных средств подразумевает использование специальных навыков и знаний от сотрудников подразделений экономической безопасности, большие познания в области уголовного права, бюджетного и налогового законодательства, изучения преступных схем прокручивания и вывода государственных средств на собственные счета юридических и физических лиц.
Предполагается, что детальный анализ сущности криминогенной обстановки экономической деятельности в области финансирования из казны государства сферы социального обеспечения населения, должен учесть информацию, предоставляемую смежными отделами правоохранительных органов для более эффективного реагирования по конкретному социальному направлению.[8]
Модернизация правовых средств обеспечения безопасности в социальной и иных областях общественной деятельности, способствует поискам новых путей развития комплекса мер, направленных на противодействие преступлениям экономического характера, потому как, существующие межгосударственные правовые нормы способствуют увеличению знаний в сфере противодействия, акцентируя внимание на уголовном и административном аспекте.
Напомню, что если международно-правовые акты в сфере борьбы с коррупцией были в большой части имплементированы в российский правопорядок, то отдельные положения данных международно-правовых документов так и небыли заимствованы российским уголовным правом. Среди них положения международно-правовых актов: устанавливающие уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные преступления; устанавливающие гражданскую ответственность за коррупционные преступления; а также устанавливающие необходимость создания такого состава коррупционных преступлений как незаконное обогащение.
Невзирая на подготовку и утверждение как общезначимых, так и специфических межгосударственных законодательных актов, нацеленных на противодействие коррупционной составляющей, их полная реализация в отечественный государственный правопорядок так и не осуществилась относительно применения норм уголовного законодательства в отношении юридических лиц. Ядром раздора в данном случае является недостаток норм уголовного права, регламентирующих ответственность юридических лиц в рамках уголовного законодательства. Установление ответственности юридических лиц в рамках уголовного законодательства за правонарушения , коррупционной направленности определяется наиболее существенным направлением реализации, как в уголовном, так и административном праве, наиболее часто акцентируя внимание на противостояние интересов, образующееся по причине противозаконного участия государственных и местных чиновников в коммерческой деятельности.[9] В свою очередь субъекты предпринимательской деятельности причастные к коррупционным преступлениям чаще всего представлены именно юридическими, а не физическими лицами, а потенциальная возможность применения уголовного наказания в отношении них позволяет сократить коррупционную аффилированность предпринимателей с представителями государственной власти. Это тем более актуально для социальной сферы, где непосредственными участниками предоставления услуг являются частные медицинские и образовательные учреждения.
Говоря простым языком, в российском правопорядке отсутствует целый пласт юридической ответственности за коррупционные преступления наиболее заинтересованных в их совершении лиц – уголовной ответственности юридических лиц, что конечно же свидетельствует о несовершенстве уголовно-правовых методов борьбы с коррупцией и объясняет ее неэффективность.
Итак, подведем итоги: Принципы розыскного и следственного сопротивления должны строиться на эффективном использовании способов становления комплекса плановых решений и методов государственного надзора в соответствии с прогнозами распространения преступных угроз.
С учетом презумпции добросовестности, в тех ситуациях, когда информация о субъектах государственного надзора по национальным договорам исследуются с позиции выявления и противодействия незаконным посягательствам на государственные активы совместно с Федеральным органом финансового мониторинга, то наблюдается значительная эффективность.
Пристатейный библиографический список
- Бакун В., Савинский А. О межотраслевой методике пресечения коррупционных преступлений // Законность. 2019. № 7. С. 19.
- Бочков С.О. Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право // Право и безопасность. 2017. № 3-4. С. 19.
- Воронин В.В. Педагог и врач как субъекты получения взятки: взгляд против // Уголовный процесс. 2018. № 9. С. 15.
- Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под ред. С. П. Щербы. М., 2019. С. 318.
- Иванов Л. Принцип вины и публичная ответственность юридического лица (к вопросу об уголовной ответственности юридических лиц) // Уголовное право. 2019. № 1. С. 16.
- Козлова Н. Бастрыкин просит вернуть радикальные меры против коррупции // Российская газета. 2017. 24 ноября.
- Куракин А.В. О необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц за коррупцию в сфере здравоохранения // Административное и муниципальное право. 2019. № 12. С. 37.
- Мельников М.Г. Конфискация имущества как мера уголовно-правового обременения: правовая природа и законодательная регламентация // Общество и право. № 4 (31). 2017. С. 78.
- Окусова С.А. Конфликт интересов как внутренний источник развития коррупционных процессов // Государство и право. 2017. № 6. С. 109.
- Плохов С.В. Противодействие коррупции в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей): дисс … канд. юрид. наук. Саратов, 2019. С. 98.
- Сибгатуллина Л. И. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: некоторые правовые аспекты // Вестник ТИСБИ. 2018. № 3. С. 21.
- Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция 30.12.2021)
- Хабриева Т.Я. Правовые проблемы имплементации антикоррупционных конвенций // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4. С. 16.
- Шегабудинов Р. Ш. К вопросу об уголовной политике в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020
- Янишевский А. Б., Иванов П.И. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1
The article bibliographic list
- Bakun V., Savinsky A. On intersectoral methods of suppression of corruption crimes // Legality. 2019. No. 7. p. 19.
- Bochkov S.O. Elements of corruption crimes: implementation of international norms in Russian criminal law // Law and security. 2017. No. 3-4. p. 19.
- Voronin V.V. Teacher and doctor as subjects of receiving a bribe: a view against // Criminal process. 2018. No. 9. p. 15.
- Dodonov V.N. Comparative criminal law. General part / edited by S. P. Shcherba. M., 2019. p. 318.
- Ivanov L. The principle of guilt and public responsibility of a legal entity (on the issue of criminal liability of legal entities) // Criminal law. 2019. No. 1. p. 16.
- Kozlova N. Bastrykin asks to return radical measures against corruption // Rossiyskaya Gazeta. 2017. November 24.
- Kurakin A.V. On the need to introduce criminal liability of legal entities for corruption in the field of healthcare // Administrative and municipal law. 2019. No. 12. p. 37.
- Melnikov M.G. Confiscation of property as a measure of criminal encumbrance: legal nature and legislative regulation // Society and law. No. 4 (31). 2017. p. 78.
- Okusova S.A. Conflict of interests as an internal source of development of corruption processes // State and Law. 2017. No. 6. p. 109.
- Plokhov S.V. Anti-corruption in the social sphere (on the example of healthcare and education in the Volgograd and Saratov regions): dissertation ... cand. jurid. sciences'. Saratov, 2019. p. 98.
- Sibgatullina L. I. Convention on Civil liability for corruption: some legal aspects // Bulletin of TISBI. 2018. No. 3. p. 21.
- Federal Law "On operational investigative activities" dated 12.08.1995 N 144-FZ (last edition 30.12.2021)
- Khabrieva T.Ya. Legal problems of implementation of anti-corruption conventions // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2018. No. 4. p. 16.
- Shegabudinov R. S. On the issue of criminal policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption // Criminal policy and culture of combating crime: materials of the international scientific and practical conference. Krasnodar, 2020
- Yanishevsky A. B., Ivanov P.I. Undermining the economic foundations of organized crime of economic orientation // Education. The science. Scientific personnel. 2016. № 1
[1] Бакун В., Савинский А. О межотраслевой методике пресечения коррупционных преступлений // Законность. 2019. № 7. С. 19
[2] Бакун В., Савинский А. О межотраслевой методике пресечения коррупционных преступлений // Законность. 2019. № 7. С. 19.
[3] Янишевский А. Б., Иванов П.И. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1
[4] Куракин А.В. О необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц за коррупцию в сфере здравоохранения // Административное и муниципальное право. 2019. № 12. С. 37.
[5] Сибгатуллина Л. И. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: некоторые правовые аспекты // Вестник ТИСБИ. 2018. № 3. С. 21.
[6] Сибгатуллина Л. И. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: некоторые правовые аспекты // Вестник ТИСБИ. 2018. № 3. С. 21.
[7] Шегабудинов Р. Ш. К вопросу об уголовной политике в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020
[8] Шегабудинов Р. Ш. К вопросу об уголовной политике в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020
[9] Сибгатуллина Л. И. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: некоторые правовые аспекты // Вестник ТИСБИ. 2018. № 3. С. 21.