Криминологические особенности преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной и табачной продукции на современном этапе
Криминологические особенности преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной и табачной продукции на современном этапе
Ключевые слова: незаконный оборот, алкогольная продукция, табачная продукция, криминологические особенности
Настоящая научная статья посвящена криминальной составляющей в сфере оборота табачной и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, исследованию возникновения её причин и определению мер вывода производства и торговли этой области из теневой экономики. Меры, связанные с предупреждением незаконного производства, закупки, транспортировки, хранения и продажи алкогольной продукции и табачных изделий, рассматриваются в статье в двух аспектах - социальном и экономическом. Также, автором статьи сформулированы предложения по повышению мер, направленных на профилактику данного вида преcтуплений.
Solovyova N. A.,
Candidate of Legal Sciences, Associate
Professor
Criminological features of crimes in the sphere of illicit trafficking in alcohol and tobacco products at the present stage
Keywords: illicit trafficking, alcohol products, tobacco products, criminological features
С тех пор, как продажа алкоголя и табака начала приносить колоссальные прибыли, государства многих стран, так или иначе, пытались и пытаются до настоящего времени контролировать эту область торговли путем взимания пошлин, налогов и акцизов.
Правовые основы производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции в настоящее время в нашей стране регламентируются Федеральным законом (далее - ФЗ) «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[1], а также ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».[2] Осуществление деятельности по производству, транспортировке, хранению, реализации табачных изделий регламентируются ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции»[3].
Естественно, что предпринимаемые государством меры по обеспечению контроля над этой сферой, прямым или косвенным образом, всегда затрагивали интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которую, в соответствии с требованиями законов государства, нужно было вести по определённым правилам. А потому, чтобы минимизировать свои затраты, многие из предпринимателей данной отрасли всегда находили всевозможные «лазейки» в законодательстве, и изобретали новые, всё более ухищрённые способы ухода от налогов. Несмотря на совершенствующееся во многих странах законодательство, такая тенденция продолжается и сейчас. Данная проблема, как никогда, актуальна и для нашей страны. Можно с полной уверенностью утверждать то, что торговля алкоголем и табачными изделиями, осуществляемая подпольно на протяжении длительного времени, прочно завоевала свои позиции, отойдя в теневой сектор. Она имеет чётко простроенную организационную структуру, отлаженный рынок, включающий в себя производство в промышленных масштабах, что, в совокупности, образует теневую экономику. К сожалению, факт её существования в нашей стране необходимо признать как уже давно устоявшийся. Она успешно развивается и имеет тесные связи с мировой теневой экономикой, подрывающей как национальную экономику. В этой связи, закономерно возникают различные криминальные подоплёки, которые создают «благоприятную» почву для совершения преступлений.
В чём же заключаются криминологические особенности преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной и табачной продукции именно в нашей стране? Этот вопрос не даёт однозначного ответа. Чтобы его получить, для начала необходимо выяснить, в чём состоит отличительная особенность преступлений при осуществлении экономической деятельности, связанной незаконность этого оборота, а также определить виды ответственности, определяемой за нарушения оборота алкогольной и табачной продукции.
За нарушения оборота алкогольной и табачной продукции законом предусмотрена как административная (глава 14 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации» - далее КоАП РФ)[4], так и уголовная ответственность для юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), деятельность которых по производству, хранению, закупке, транспортировке и реализации осуществляется с нарушением установленных ограничений, без соответствующей маркировки или лицензии.
В частности, КоАП РФ выделяет следующие виды административных нарушений: нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16), нарушения требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.17), незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (ст.14.17.1), незаконного перемещения физическими лицами алкогольной продукции в объеме более десяти литров (ст.14.17.2), производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции (ст.14.17.3), использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, спиртосодержащей непищевой продукции, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18), нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.19). В сфере незаконного оборота табачных изделий законодательством предусмотрена ответственность за следующие нарушения: несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции (ст.14.53). Кроме того, производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, относящихся к обороту алкогольной продукции и табачных изделий, определяются санкциями статьи 15.12 КоАП РФ, а статьёй 15.13 КоАП РФ - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее –УК РФ) предусматривается ряд наказаний за правонарушения в сфере оборота алкогольной продукции и табачных изделий. Так, пункт 1 ст.171.1 УК РФ[5] определяет, что незаконным оборотом табачной продукции является: «производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере». В отношении алкоголя и алкогольной продукции пунктом 1 статьи 171.3 УК РФ даётся определение о том, что незаконным производством и (или) оборотом этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции является «производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершённая в крупном размере»[6].
Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что под незаконным оборотом в сфере торговли алкогольной и табачной продукцией понимается деятельность юридических и физических лиц (индивидуальные предприниматели) по производству, закупке, поставке, хранению и реализации алкогольной[7] и табачной продукции, осуществляемой с нарушением действующего законодательства, устанавливающего правила и порядок производства и оборота алкогольной продукции, что является общим характеризующим признаком как для административных, так и уголовных правонарушений. Однако, отличительная особенность преступлений от административных правонарушений состоит в неоднократности совершения данных правонарушений и крупном размере.
Почему данные производственные отрасли всё более и более криминализируются, не смотря на принимаемые активные меры по усовершенствованию правового регулирования? Кем осуществляется контроль указанной сферы экономики? Пока вопросов больше, чем ответов, но, если не пытаться отвечать на них, бороться с подобными проявлениями в будущем станет ещё сложнее. Для того, чтобы разобраться и дать определённые чёткие ответы, необходимо установить причины, позволяющие осуществлять криминальную деятельность в указанном направлении.
Основная причина возникновения устойчивых криминальных сегментов теневого рынка в нашей стране, встраивающихся в процессы производства, хранения, транспортировки, реализации алкогольной и табачной продукции, прежде всего, связана с распадом СССР и последовавшей за ним в 90-х годах прошлого века беспорядочной, во многих случаях осуществляемой вне правого поля приватизацией государственных предприятий и передачей их в частные руки, в том числе и иностранным компаниям. Вследствие утраты государственной монополии в производстве табака и алкоголя, непродуманной реформации государственных структур, произошло вполне закономерное ослабление соответствующего государственного контроля в данной экономической области, что также отразилось на снижении качества производимой и реализуемой продукции, а также её фальсификации.
Таким образом, вполне обоснованно, можно говорить на то, что все эти взаимосвязи, в совокупности с политическими процессами, явились первопричиной становления в нашей стране теневой экономической отрасли в сфере производства табачной и алкогольной продукции, со всеми вытекающими последствиями.
Существующие пробелы в законодательстве, которыми активно пользуются представители теневого рынка, в полной мере не дают правоохранительным органам контролировать и проводить соответствующую профилактическую работу. Принимаемые сотрудниками полиции меры носят, чаще всего, поверхностный характер, и направлены в большей степени на борьбу со следствием, а не причиной. На это оказывает влияние излишняя бюрократизация процесса, связанного с фиксацией факта выявления незаконного оборота табачной или алкогольной продукции, чрезмерное усложнение этапов передачи собранного материала для осуществления административного расследования или отправления правосудия, в том случае, если задокументированый факт является нарушением нормы уголовного права, и недостаточность объемов технического оснащения для сопровождения мероприятий, направленных на борьбу с нарушениями в этой сфере. Всё это порождает нежелание сотрудников полиции активно заниматься выявлением обозначенных правонарушений, принимая во внимание их латентность, а также то, что в их совершении участвует неопределённый круг лиц, осуществляемые мероприятия, в большинстве случаев, носят несистемный эпизодический характер. По-прежнему нерешенной, остаётся проблема, связанная с хранением изъятой продукции.
Следующим значимым фактором является коррупционная составляющая. Именно коррумпированность некоторых государственных служащих, занимающих высокие посты государственной власти, способствует процветанию теневого бизнеса. Кроме того, подобный служащий, являющийся представителем правоохранительных органов или даже судебной власти, может напрямую или косвенным образом влиять на ход расследования, тем самым низводя на нет усилия, потраченные на выявление правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности. Учитывая, что личные интересы таких государственных деятелей превалируют над интересами государства, криминальная структура очень долгое время может оставаться довольно устойчивой, не поддающейся разрушению. Коррупция подрывает рыночные механизмы и преобразования российского общества, приводит к резкому социальному расслоению и криминализации социума, к глубокому кризису нравственно-правового индивидуального и общественного сознания, поэтому она может быть отнесена к одному из самых опасных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности государства [1].
Третьим фактором или причиной, которые позволяют осуществлять незаконный оборот алкоголя и табачной продукции является несовершенство международного законодательства, отсутствие чётко простроенных экономических и торговых взаимоотношений стран- участников, непомерное завышение акцизов на фоне резкого снижения доходов населения, пробелы в административном и уголовном законодательстве Российской Федерации.
К примеру, производство, реализация табачных изделий в соседних Белоруссии (цена пачки сигарет составляет 50 рублей, у нас такая же пачка стоит от 120), Армении и Казахстане не обременено высокими акцизными сборами. Учитывая, что в нашей стране они постоянно повышаются, это способствует тому, что производить их экономически целесообразнее становится на территории указанных государств, что влечёт за собой импорт готовой продукции. Кроме того, всё нарастающее повышение акцизного сбора не укрепляет, а ослабляет отечественную экономику, создавая неравные конкурентные условия между участниками табачного рынка. Белорусские или казахстанские сигареты, о которых знает любой российский курильщик, легко можно приобрести по всей стране, хотя данный товар и является нелегальным. Это не относится к сетевым магазинам, в то время как в небольших магазинчиках сигареты из Белоруссии или Казахстана можно приобрести по вполне себе приемлемой цене. Учитывая всё нарастающий спрос, ввиду дороговизны легальной табачной продукции, примерно каждые четыре часа государственную границу пересекает грузовой автомобиль с сигаретами, предназначенными для нелегальной продажи. Один такой грузовик приносит бюджету страны примерно на 33 миллиона рублей убытков.[8]
В целях устранения существующего пробела в отечественном законодательстве, который позволял осуществлять вполне свободное перемещение нелегальных сигарет, без российских акцизов, из той же Белоруссии, в которую провоз сигарет строго ограничен длительное время, был разработан, одобрен Госдумой РФ и подписан Президентом РФ закон, устанавливающий ограничения на перемещение табака, в том числе и в рамках единой таможенной зоны Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС)[9], хотя в отношении алкоголя такой лимит обозначен уже давно.
Кроме того, в соответствии с административным законодательством, статья 15.12 КоАП РФ не позволяет сотрудникам полиции составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном за оборот товаров без акцизов. Это право относится к прерогативе Роспотребнадзора, в котором катастрофически не хватает сотрудников. По мнению некоторых экспертов, увеличение штрафов и наделение полномочиями составлять протоколы за данное правонарушение, способствовало бы резкому снижению незаконного оборота сигарет. Помимо этого, существующая судебная практика показывает, что и за совершение преступления по ст.171.1 УК РФ, часто следует довольно мягкое наказание, ввиду чего на смену одним торговцам приходят другие.
Реже, путём кропотливой оперативной работы, удаётся возбуждать дела по более серьёзным составам преступлений. Так, например, в июне 2020 года в Брянской области оперативниками ФСБ и МВД была задержана группа из семи человек, которая в течение четырёх лет ввозила в Россию табачные изделия из Белоруссии и изготавливала поддельные акцизные марки. В основном, работа полицейских сводится к выявлению и привлечению к ответственности лиц, находящихся на последней ступени серого рынка табака, а не его организаторов.
В век развитых цифровых технологий нельзя обойти стороной вопрос использования в преступной среде их практически неограниченных возможностей для реализации и распространения нелегального товара. И это является ещё одним фактором, способствующим развитию теневого рынка. В настоящее время можно вовсе обойтись без посредников.
Нередко, при реализации нелегальных табачных изделий, предприимчивые дельцы договариваются с клиентами через Telegram, другие мессенджеры или социальные сети, а физическую перевозку осуществляют курьерские службы, такие как СДЭК или «Деловые линии». Вот здесь и проявляется криминальная составляющая. В данном случае, чаще используется похищенный паспорт, по которому оформляется нелегальный груз, так как нет никакого контроля над документами. Сами же перевозчики, которые, по сути, являются соучастниками нелегальной торговли, никакой ответственности не несут. Такую возможность им даёт пробел в законодательстве, который не обязывает доставителей груза проверять документы отправителя на подлинность. Этим пробелом хорошо пользуются так называемые «дальнобойщики», которые, как правило, при прохождении таможенной зоны, поясняют, что товары предназначены для личных нужд или показывают документы, указывающие на то, что сигареты завезены с целью транзита в третью страну. Не смотря на то, что сотрудники таможни хорошо знают тех, кто занимается контрабандой нелегального товара, у них нет права на то, чтобы запретить им приезжать в страну или конфисковать грузовик.
Немаловажной причиной, способствующей незаконному обороту табачной продукции является системная недоработка: в стране до настоящего момента нет единого госреестра технологического оборудования, предназначенного для табачной промышленности. Собственники этого оборудования могут беспрепятственно сдавать его в аренду третьим лицам и не нести никакой ответственности в случае его использования для подпольного производства. Такая обязательная регистрация действует не только в экономически развитых странах, например в Великобритании, но и в Белоруссии.
Несмотря на установление минимальной цены[10], а также проработанным мерам о цифровой маркировке табачной продукции,[11] нелегальный оборот сигарет продолжается, хотя и их доля значительно снизилась. В 2020 году она сократилась вдвое по сравнению с 2019 годом[12]. Федеральный бюджет по итогам прошлого года не дополучил порядка 60 млрд. рублей из-за неуплаченных акцизов и НДС.[13] Таким образом, объём прямых экономических потерь от сбыта нелегального табака с 2014 по 2020 год превысил 280 млрд. рублей. При этом, с 2014 по 2019 год вырос почти в 30 раз[14] и только за один 2019 год составил 118-133 млрд. рублей.[15]
По мнению некоторых экспертов, доля контрофактной продукции снизилась благодаря введению обязательной цифровой маркировки табачной продукции, а также ограничительным мерам, связанным с пандемией: закрытию границ, самоизоляции и др[16]. В связи с этим, на основе итогов 2020 года, нельзя осуществлять дальнейшее прогнозирование ситуации.
Принимая в расчет рост доли контрафакта на рынке, и вытекающего из этого снижения рентабельности легального производства, в России за последние 10 лет закрылись, как минимум, четыре крупные табачные фабрики: «Бат-Ява», и «Лигетт-Дукат» в Москве фабрики Imperial Tobacco Group в Ярославле и British American Tobacco в Саратове, что в первую очередь, сказалось потерей крупных налогоплательщиков и сокращением большого количества рабочих мест[17]. Закрытие фабрик, связанное с нелегальным оборотом табачной продукции, нанесло значительный урон экономике России.
Кроме этого, внеплановое повышение ставки акциза на табачные изделия в 2021 году на 20% вместо запланированных ранее 4%[18], по прогнозам тех же экспертов, приведёт только к увеличению до 30% доли контрафактной продукции на российском рынке, учитывая резкое падение доходов населения, и, как следствие, снижение покупательской способности, последующее открытие границ.[19] Прямые потери для отечественной экономики в 2021 году могут превысить 130 млрд. рублей, а в 2022 – 282- 339 млрд. рублей.[20] Другие эксперты придерживаются менее драматичного сценария и ожидают умеренного роста нелегальной продукции. В настоящий момент всё ещё закрытые из-за пандемии границы и введение комплексных ограничительных мер препятствуют ввозу контрафакта, однако, принимая во внимание то обстоятельство, что значительно возросла разница в акцизах между Россией и другими странами ЕАЭС, поставка контрафактных сигарет из соседних стран становится более выгодной. В случае развития событий по такому сценарию
на российском рынке приблизительно до 11%, объем прямых экономических потерь составит 94-112 млрд рублей, в 2022 – 133-157 млрд рублей.
Так или иначе, проблемы с нелегальным оборотом табака возникают у всех стран, борющихся с курением, поэтому наиболее важным является изменение отношения общества к нелегальному товару. В Бразилии пытаются противостоять этому системой маркировки, аналогичной российской. Однако, несмотря на это половину рынка составляет контрафакт. В ЮАР наладили взаимодействие силовиков с представителями табачных компаний, ввиду незаконного ввоза сигарет из Зимбабве и попыток подкупа пограничников. В странах ЕС введены жесткие ограничения для курящих туристов: въезжающим в Евросоюз наземным транспортом, с собой можно взять две пачки сигарет, а для тех, кто летит – один блок. В Латвии, самой курящей стране Европы, через которую в ЕС идёт транзит дешевых сигарет из Белоруссии, с Украины и Китая, данная проблема решается путём изъятия пограничниками и муниципальными полицейскими нелегальных сигарет. Так в 2019 году ими изъято 92, 1 миллион сигарет, а в 2020 – 112, 1 миллион.
По фактическим объемам продающихся нелегальных сигарет Россия в тройке мировых лидеров, уступает место только Бразилии, где каждая вторая пачка продается незаконно.
В нашей стране криминальные структуры извлекают незаконные доходы от незаконного оборота алкогольной продукции. Они составляют около 20 миллиардов в год.[21] Около 40 тысяч людей ежегодно получают острые отравления от спиртосодержащей продукции и более 10 тысяч из них гибнет.[22] При этом, наблюдается тенденция к увеличению количества правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции. Основная масса нарушений выявляется в розничной торговле, но, при этом, возрастает и их количество на предприятиях, производящих алкогольную продукцию [2, с.141]. Незаконный оборот алкогольной продукции – это явление, обладающее отрицательной общественной направленностью, обуславливаемой участием трех сторон: государства, организатора незаконного оборота и потребителя [2, с.142].
В широком смысле, под незаконным оборотом алкогольной продукции понимается деятельность юридических или физических лиц по производству, закупке, поставке, хранению и реализации алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением действующего законодательства, устанавливающего правила и порядок производства и оборота алкогольной продукции, которая включает в себя совокупность всех виновных (не только уголовно наказуемых) противоправных деяний, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции [3, с.89].
Несмотря на ряд принимаемых нормативных актов, направленных на устранение пробелов в законодательстве, регулирующих оборот алкогольной продукции (введение минимальной цены[23]), незаконный оборот алкогольной продукции всё также остаётся частью теневого сектора. Основная причина незаконного оборота алкогольной продукции имеют под собой те же основания, что факторы незаконного оборота табачных изделий: дешевизна, обусловленная низкими требованиями к качеству и, как правило, пользующаяся повышенным спросом у маргинальных слоев населения. Кроме того, как показывает практика, в рамках борьбы в условиях пандемии, принимаемые в некоторых регионах России дополнительные и часто необоснованные ограничения, к числу уже рекомендованных Минпромторгом России,[24] в отношении легальных добросовестных участников рынка ведут к сокращению числа малых и средних предприятий, что идёт вразрез с мерами, предпринимаемыми Правительством РФ и органами исполнительной власти в целях поддержки малого бизнеса[25]. А это, в свою очередь, ведёт к росту нелегального оборота алкогольной продукции. Между тем, уголовная политика должна быть переориентирована с защиты интересов бюджета на здоровье населения от потребления некачественной алкогольной продукции и борьбу с криминальным рынком алкоголя [7, 79].
Таким образом, исходя из полученных данных, к криминологическим особенностям преступлений в сфере оборота алкогольной и табачной продукции можно отнести следующие:
-латентность, которая характеризуется неопределённым кругом участвующих лиц и разветвленной структурой, включающей сырьевой рынок, промышленную базу по производству и переработке сырья, оснащенную необходимым техническим оборудованием, складские комплексы для хранения нелегальной продукции, транспорт для её перевозки, точки сбыта и т.д.;
- коммуникативность, обеспечивающая сбор и распространение информации, позволяющей функционировать и развиваться нелегальной структуре путём использования современных цифровых технологий и средств связи;
-адаптированость, позволяющая быстро приспосабливаться в условиях меняющегося законодательства;
- защищённость, определяемая подбором лиц, наделённых высоким уровнем профессионализма, способных реагировать и предпринимать необходимые меры в целях сохранения целостности структуры, в случае «поражения» какой-либо её отрасли органами правопорядка, в том числе путём физического устранения;
-структурированность, включающая в себя чётко выстроенную многоуровневую иерархию внутри криминальной организации, имеющая лидера (организатора незаконного оборота), посредников, обеспечивающих взаимосвязь между организатором преступного бизнеса и рядовыми исполнителями;
- прогрессивность, обусловленная наличием лиц, использующих достижения в разных научных областях, нередко являющихся представителями научной среды, но имеющих криминальную направленность;
- финансовая обеспеченность, позволяющая реализовывать цели и задачи, решение которых является жизненно необходимым фактором для функционирования и развития криминальной организации, осуществлять взаимодействие с другими криминальными группами и сообществами, лицами из числа сотрудников правоохранительных органов и судебной системы, включённых в деятельность по незаконному обороту алкогольной и табачной продукции, с целью защиты и продвижения своих интересов.
Как видно из сказанного, криминологические особенности имеют под собой как социальное, так и экономическое основание, ввиду чего и меры, направленные на профилактику данного вида преступлений, должны осуществляться с учетом этого. В случае, если государство, коренным образом, направить свою политику не на борьбу с последствиями, а на искоренение первопричины, в частности: привитие и воспитание у подрастающего поколения отторжения от алкоголя и табака, ужесточение мер с лицами, вовлекающими несовершеннолетних в распитие спиртных напитков и курение, в том числе и производных табака, занимающихся их незаконным распространением, то это, в значительной степени, скажется на уменьшение рынка нелегальной продукции, в связи с естественным падением спроса. Вовлечение детей в активную социальную среду, путём создания условий для самореализации и творчества в различных направлениях, будет только способствовать утрате у молодежи интереса к курению и распитию. Кроме того, реальное привлечение к уголовной ответственности вместо увеличения штрафов будет иметь более сильное воздействие на преступную среду. Меры, ужесточающие борьбу с коррупцией в целом, а не с её единичными проявлениями, имеющие системный характер также будут способствовать выводу незаконного оборота алкоголя и табачной продукции из-под влияния теневой экономики, что непосредственным образом улучшит экономическое состояние и, в конечном счёте, приведет к стабилизации микро и макроэкономических процессов.
- Изотов М.О. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: автореф.дис…канд. филос. наук.-Иваново, 2015.-С.10
- Кравцов И.А. Современное состояние основные причины и условия оборота алкогольной продукции//Вестник Воронежского института МВД России. 2018. №3. С.141-142
- Емельянов В.М., Новичкова Е.Е. Общие меры предупреждения преступления, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой и продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции//Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41). С.89
- Глазкова Л.В. Взаимодействие систем организованной преступности и коррупции//Актуальные проблемы российского права. 2019. №7(104).
- Прохоров Э.А. Коррупционная преступность в сфере государственных закупок: причины общего характера //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. №1(22)
- Шайдулина Э.Д. Состояние преступности, связанное с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №1.
- Разогреева А.М., Чуклина Э.Ю. Противодействие преступления в сфере нелегального оборота алкогольной продукции: уголовный закон и (или) ЕГАИС // Сибирский юридический вестник. 2019. №1(84). С.79.
[1]Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
[2] Федеральный закон от 22.12.2020 №436 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
[3] ст.13 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции»
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 31.12.2014 года №530-ФЗ)
[6] введена Федеральным законом от 26.07.2017 № 203-ФЗ
[7] Криминальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней.- Долгов А.В., Иванченко Р.Б., Милюков А.Ф.- Изд.-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс».- 2005. – [Электронный ресурс]: https://fictionbook.ru/online.html. (21.08.2021)
[8] Россию просто завалят контрафактом. – [Электронный ресурс]: htpp:// lenta.ru ( 21.08.2021)
[9] Федеральный закон 30.12.2020 №506-ФЗ «О внесении изменений в ст.18 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции»
[10] ст. 13 Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции»
[11]Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»
[12] С 15,6% до 7%. Данные на основе отчета компании Nielsen были подтверждены экспертизой НАФИ при анализе реалистичного сценария динамики доли нелегальной табачной продукции на рынке РФ.
[13] Кабинетное исследование было проведено Аналитическим центром НАФИ в октябре-ноябре 2020 года и включало два этапа: анализ данных из открытых источников (ФНС, Росстат, Министерство финансов РФ, ФТС, Transparency International, Nielsen и др.) и опрос экспертов по вопросам экономической безопасности.
[14] Расчеты по данным статистики Росстата https://rosstat.gov.ru/
[15] Сумма экономических потерь различается в зависимости от того, что берется при расчете в качестве альтернативы нелегальной табачной продукции: самые дешевые «легальные» сигареты
или сигареты средней ценовой категории.
[16]Т.Романова. В России стали курить в два раза меньше нелегальных сигарет [Электронный ресурс]// Forbes.АО «АС Рус Медиа», 2020. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes( дата обращения 23.08.21)
[17] Оценка потерь российской экономики от продаж нелегальных сигарет. Обзор статистики [Электронный ресурс]// Москва: Аналитический центр НАФИ, 2021. URL: https://nafi.ru (дата обращения 23.08.21)
[18] К.Анохин. Контрафакт распространяется как вирус [Электронный ресурс] //Партнерские приложения и тематические проекты РБК+ Ростов-на-Дону, 2020. URL: https://plus.rbc.ru (дата обращения 23.08.2021)
[19]Е.Разумный. Чем пандемия помогла борьбе с контрафактом табака и почему рано расслабляться [Электронный ресурс]// Ведомости. СПб, 2020. URL: https://www.vedomosti.ru (23.08.21)
[20] Оценка потерь российской экономики от продаж нелегальных сигарет. Обзор статистики [Электронный ресурс]// Москва: Аналитический центр НАФИ, 2021. URL: https://nafi.ru (дата обращения 23.08.21)
[21]О состоянии санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2016 году: государственный доклад.- М.- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017.- 220с.
[22] О состоянии санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2015 году: государственный доклад.- М.- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2016.- 200с.
[23]Приказ Минфина России от 11 декабря 2019 г. N 225н “Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
[24] Письмо Минпромторга России от 03.04.2020 №МД- 23185/15
[25] [Электронный ресурс]: https://fas.gov.ru/news/29665 (23.08.21)