ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАЗНАЧАЕМЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Цель: Исследование актуальной проблемы незаконного оборота алкогольной продукции и эффективности мер законодательства, направленных на предупреждение, возбуждение и расследование преступлений в данной сфере.
Ключевые слова: незаконный оборот алкогольной продукции, административная и уголовная ответственность, реализация алкогольной продукции, акцизы
Материалы и методы: нормативной основой исследования являются статистические данные административного и уголовного регулирования, направленные на предупреждение и пресечение нарушений закона в области производства и сбыта алкогольной продукции.
Новизна/оригинальность/ценность: Результаты исследования всецело позволили сформулировать предложения в законодательство, которые, по мнению автора, смогут в полной мере поспособствовать более результативному предупреждению правонарушений в исследуемой сфере.
Orlova T.
THE EFFECTIVENESS OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL LEGISLATION MEASURES IMPOSED FOR THE COMMISSION OF OFFENSES AND CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL ALCOHOL TRAFFICKING
Objective: To study the actual problem of illegal alcohol trafficking and the effectiveness of legislative measures aimed at preventing, initiating and investigating crimes in this area.
Keywords: illegal turnover of alcoholic beverages, administrative and criminal liability, sale of alcoholic beverages, excise taxes
Materials and methods: the normative basis of the study is the statistical data of administrative and criminal regulation aimed at preventing and suppressing violations of the law in the field of production and sale of alcoholic beverages.
Novelty/originality/value: The results of the study completely allowed us to formulate proposals to the legislation, which, according to the author, will be able to fully contribute to a more effective prevention of offenses in the studied area.
В современном обществе применяется огромное количество нормативно-правовых актов, позволяющих регулировать производство и реализацию алкоголя, и несомненно предполагающая ответственность за правонарушения в данной области. Несмотря на это, законодательного определения незаконного оборота алкогольной продукции нет. В основанной на общих принципах науке, также не выработано единого мнения по данному вопросу. Главным образом, под незаконным оборотом алкогольной продукции нами понимается совокупность виновных противоправных деяний, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции, совершенных на определенной территории, за определенный промежуток времени, обладающих качественными и количественными характеристиками.
Стоит отметить, что в масштабном смысле незаконный оборот алкогольной продукции рассматривается как деятельность юридических либо физических лиц по производству, закупке, поставке, хранению и реализации алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением действующего законодательства, устанавливающего правила и порядок производства и оборота алкогольной продукции. Нарушения законодательства, относящиеся к незаконному обороту алкоголя, представляют собой виновные угрожающие жизни и здоровью действия, преследуемые уголовным наказанием, вторгающиеся на принятые законодательством общественные отношения в области производства и реализации алкоголя [2, с. 7]
Нелегальный компонент производства и реализации алкогольных напитков в нашей стране составляет порядка 30-40%. В различных регионах нашей страны наблюдается реализация нелегальной продукции. Должностные лица Федеральной службы Росалкогольрегулирования наряду с сотрудниками различных силовых ведомств перманентно устанавливают случаи незаконного оборота алкоголя. Исходя из многочисленных отчетов, в основном деятельность ведется с нарушениями лицензионных норм или, к примеру, используется подложная документация. Сведения, представленные ФС Росалкогольрегулированием, указывают на то, что многогранно ведется борьба со сбытом поддельной продукции. В Московской области на территории города Дмитров и района было выявлено подпольное производство и, как следствие, реализация алкогольной продукции. В Тульской области было конфисковано около пятидесяти тысяч бутылок контрафакта. В различных регионах мы наблюдаем нарушение учета производства и сбыта алкогольной продукции. В Нижнем Новгороде и области были установлены противоправные действия, направленные на производство и сбыт нелегального алкоголя. В 2017 году было оформлено порядка 4 протоколов об административных правонарушениях за противоправную деятельность в данной области. Суммарно штрафные сборы составили приблизительно 400 тысяч рублей. [3, с. 11]
В настоящее время применяются эффективные меры по противодействию нелегального оборота алкогольной продукции. Как считают представители органов власти, значительное ужесточение норм направлено на защиту жизни и здоровья нашей наших граждан. Активное противодействие незаконному сбыту контрафактной продукции дает возможность увеличить собираемость платежей в различных регионах. В последние годы законодатель значительно ужесточил уголовную и административную ответственность за нелегальное производство и реализацию алкоголя. Эксперты в данной области считают, что в результате реализации нелегального контрафакта государственная казна теряет миллиарды рублей. Так, в Омске и области, контрольные органы наряду с силовыми структурами проводят проверки предприятий и организаций на предмет подпольного производства и реализации поддельной алкогольной продукции с целью дальнейшего закрытия каналов распространения контрафакта. В области имеет место быть положительная динамика противодействия контрафактной деятельности.
В Самарской области осуществляется контроль со стороны органов администрации по выявлению различных нарушений в области учета оборота алкоголя и реализации контрафакта. Достигнуты необходимые договоренности с ФС РАР, позволяющие увидеть эффективность правоохранительных органов. [1, с. 83]
В Татарстане ведется «холодная» война с нелегальным сбытом алкоголя. В 2017 году было реализовано свыше 2,5 миллионов декалитров алкоголя, а поддельной продукции было изъято всего около 200 тысяч декал., что составляет около 10%. Активные действия инспекции по контролю в сфере производства и сбыта алкогольной продукции совместно с правоохранительными органами пресекают реализацию контрафакта. Огромная часть контрафактной продукции в Татарстан поступает из граничащих государств. В 2017 году возбуждено свыше 105 уголовных дел в области оборота АП в Республике Татарстан. Почти все судебные разбирательства велись к выплатам штрафных санкций в государственную казну. Более детальный анализ мер эффективности законодательства, назначаемых за совершение правонарушений в области незаконного оборота алкоголя, рассмотрим на примере статистических данных привлечения к уголовной ответственности по ст.327.1 УК РФ за период с 2018- 2020 г. и привлечения к административной ответственности по ст.14.1,14.43 КоАП РФ за 1 полугодие 2021 года.
В таблице 1 представлены статистические данные по количеству уголовных правонарушений, возбужденных, расследованных, направленных в суд в сфере незаконного оборота алкогольной продукции за 2018-2020 гг.
Таблица 1
Сведения о преступлениях, в сфере незаконного оборота алкоголя и табака
Ф.491 |
Количество выявленных преступлений |
количество предварительно расследованных преступлений |
в том числе |
количество преступлений, уголовные дела о которых приостановлены по ч.1. ст. 208 УПК РФ |
Выявлено лиц, совершивших преступления |
||||
уголовные дела и материалы, по которым находились в производстве в отчетном периоде |
количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде |
уголовные дела которых направлены в суд с обвинительным заключением, актом |
|||||||
в том числе |
|
||||||||
2018 год |
|
|
|
|
|
|
|||
производство, приобретение, хранение, сбыт товаров и продукции без маркирования (или) нанесения информации, предусмотренной ст. 171.1 УК РФ |
1793 |
1378 |
595 |
520 |
646 |
894 |
|||
нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - ст. 171.3 УК РФ |
647 |
570 |
199 |
174 |
208 |
236 |
|||
Нелегальная розничная реализация алкоголя и спиртосодержащей продукции - ст. 171.4 УК РФ |
1247 |
1210 |
959 |
745 |
24 |
865 |
|||
Производство, реализация поддельных акцизных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия - ст. 327.1 УК |
3953 |
3368 |
286 |
206 |
3075 |
288 |
|||
2019 год |
|
||||||||
производство, приобретение, хранение, сбыт товаров и продукции без маркирования (или) нанесения информации, пред. ст. 171.1 УК |
2214 |
1728 |
788 |
638 |
824 |
1167 |
|||
нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - ст. 171.3 УК РФ |
987 |
765 |
383 |
297 |
324 |
474 |
|||
Нелегальная розничная реализация алкоголя и спиртосодержащей продукции - ст. 171.4 УК РФ |
1693 |
1464 |
1408 |
1058 |
41 |
1292 |
|||
Производство, реализация поддельных акцизных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия - ст. 327.1 УК РФ |
2446 |
1931 |
213 |
178 |
1939 |
257 |
|||
2020 год |
|
|
|
|
|
|
|||
производство, приобретение, хранение, сбыт товаров и продукции без маркирования (или) нанесения информации, предусмотренной ст. 171.1 УК РФ |
2463 |
1917 |
887 |
682 |
878 |
1234 |
|||
нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - ст. 171.3 УК РФ |
1207 |
945 |
552 |
373 |
358 |
681 |
|||
Нелегальная розничная реализация алкоголя и спиртосодержащей продукции - ст. 171.4 УК РФ |
1421 |
1190 |
1151 |
865 |
23 |
1051 |
|||
Производство, реализация поддельных акцизных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия - ст. 327.1 УК РФ |
1922 |
1651 |
110 |
90 |
1490 |
143 |
|||
Исходя из данных таблицы мы наблюдаем увеличение количества выявленных правонарушений, предусмотренных ст. 171.1 УК РФ с 2018 по 2020 гг. на 37 %; предусмотренных ст. 171.3 УК РФ с 2018 по 2020 гг. на 86%; предусмотренных ст. 171.4 УК РФ с 2018 по 2020 гг. на 13%. Количество выявленных правонарушений в сфере изготовление, сбыта поддельных акцизных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия - ст. 327.1 УК РФ уменьшилось на 51 %.
Уменьшение количества выявленных нарушений, предусмотренных ст.327.1 КУ РФ вызвано в большей степени тем, что , акцизные марки для маркировки алкогольной продукции изготавливаются специальной организацией, находящейся в ведении Министерства финансов РФ (ФГУП "Гознак"), в точном соответствии с образцами и элементами защиты, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации и согласованными с Минфином РФ, по технологии, которая исключает возможность их подделки и многократного использования, а также обеспечивающей необходимую возможность нанесения на акцизные марки и считывания сведений о маркируемой алкогольной продукции с использованием технических средств ЕИС. Отметим, что требования к образцам марок для маркировки алкоголя утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции". [2, с. 14]
Статистические данные по мерам эффективности привлечения к административной ответственности по ст.14.1,14.43 КоАП РФ за 1 полугодие 2021 года рассмотрим на примере такого мегаполиса как город Москва. Так Управление Роспотребнадзора по г. Москве при проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 27.12.2019 №468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
За 1 полугодие 2021 года проведены проверки в отношении 599 объектов потребительского рынка, осуществляющих продажу алкогольной продукции, нарушения требований к обороту алкогольной продукции установлены в 349 объектах (41,7%). Для проведения лабораторных исследований отобрано 389 проб алкогольной продукции, согласно экспертным заключениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» 18 проб алкогольной продукции (в т.ч. импортной – 2) не соответствовало требованиям нормативных документов по микробиологическим показателям, по показателям идентификации. За нарушения обязательных требований к административной ответственности привлечено 451 лицо, в том числе 228 юридических лиц, 223 должностных лица и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9 млн. 508 тысяч рублей, из них на юридических лиц – 8 млн. 323 тысячи рублей. Чаще всего меры административного наказания применялись в связи с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований при реализации алкогольной продукции, ее складировании и хранении – 76,5% (вынесено 345 постановлений об административном правонарушении).
За нарушения Федерального закона от 27.12.2019 №468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции вынесено 77 постановлений об административной ответственности в виде штрафа по ч. 2.1 и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушения требований технических регламентов – 29 постановлений по ч. 1 и ч.2 ст.14.43 КоАП РФ. Контроль за соблюдением требований к обороту алкогольной продукции Управлением Роспотребнадзора по г. Москве будет продолжен.
Выводы и заключения: проанализировав эффективность мер административного и уголовного законодательства, автор приходит к выводу об их достаточном правовом воздействии на лиц, совершающих правонарушения, связанные с производством и реализаций алкогольной продукции, однако подчеркивает и необходимость наиболее эффективного нормативно-правового и исполнительского механизма именно предупреждения противоправных деяний в данной сфере.
Пристатейный библиографический список
- О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (ред. от 30.11.2018, с.137)
- Третьих не будет. Факторинговые компании исключат из расчетов за алкоголь // Коммерсантъ. 2017. №137. С. 17.
- Дуленкова А. "Алкогольный" возрастной ценз увеличат до 21 года // Российская газета. 2018, с.15
References (transliterated)
- On the state regulation of the production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products on the territory of the Russian Federation (ed. from 30.11.2018, p. 137)
- There will be no third parties. Factoring companies will be excluded from payments for alcohol / / Kommersant. 2017. No. 137. p. 17.
- Dulenkova A. "Alcoholic" age limit will be increased to 21 years / / Rossiyskaya Gazeta. 2018, p. 15