АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фамилия И.О.[1] ,
доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Проблемы и несовершенства правового регулирования и правоприменительной практики при осуществлении оперативно-розыскной деятельности имеют вполне ощутимые формы проявления. Недостаточная эффективность оперативно-розыскной деятельности неизбежно приводит к увеличению числа преступлений и снижению уровня общественной безопасности в целом. Настоящая статья посвящена некоторым наиболее актуальным проблемам оперативно-розыскной деятельности. Автором рассмотрены проблемы противодействия преступлениям в области информационных технологий, а также вопросы внедрения в практику оперативно-розыскной деятельности новейших технологий, включая системы искусственного интеллекта.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, предупреждение преступлений, преступления в сфере информационных технологий.
Одним из главных предназначений существования государства и залогом стабильности его политической системы было и остается обеспечение общественной безопасности и общественного порядка. Состояние равновесия, при котором созданы условия для стабильного развития личности, экономического роста, совершенствования институтов гражданского общества, характеризуется в первую очередь чувством защищенности перед угрозой совершения противоправных действий. В этой связи эффективность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выступает индикатором способности государства противостоять угрозам общественной безопасности.
Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД), рассматриваемая в контексте факторов, имеющих ключевое значение в процессе борьбы с преступностью, на современном этапе должна реализовываться не просто в виде набора конкретных мероприятий, применяемых в целях выявления и раскрытия преступлений. В настоящее время развитие общества находится на таком уровне, который требует признания в качестве приоритетной задачи ОРД профилактики, предупреждения совершения противоправных действий и как следствие, снижение уровня преступности в целом.
Учитывая ключевое значение ОРД в обеспечении общественной безопасности, следует признать, что деятельность по предупреждению, выявлению, раскрытию преступлений должна отвечать признакам системности, а также гибко и своевременно реагировать на меняющиеся условия. Мировые и внутригосударственные процессы в последние годы вполне отчетливо демонстрируют характер угроз и вызовов, с которыми нашему обществу предстоит столкнуться. В этой связи можно выделить ряд проблем ОРД, которые в настоящее время являются наиболее актуальными и болезненными.
Среди основных направлений совершенствования ОРД в настоящее время наиболее обсуждаемыми являются обеспечение безопасности и социальная защита лиц, содействующих оперативно-розыскным мероприятиям, возможности расширения взаимодействия с общественными институтами при осуществлении ОРД, проблема безвестного исчезновения граждан, которая в последнее время стоит достаточно остро. Однако наиболее чувствительной в силу своего масштаба остается проблема раскрытия преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Противодействие IT-преступлениям в настоящее время стало, по сути, целым направлением государственной политики, ядром которой должна по праву считаться ОРД. Огромный масштаб приобрели звонки с использованием телефонии, совершаемые от имени сотрудника службы безопасности банка с целью хищения денежных средств путем мошеннических операций. Несмотря на достаточно обширную разъяснительную работу, проводимую с населением как правоохранительными органами, так и представителями кредитных организаций, число подобных преступлений не снижается. Глубокие познания в сфере IT, наличие технических возможностей у мошенников позволяет находить новые способы совершения преступлений, совершенствовать используемые методы. По оценкам специалистов, ущерб от IT-преступлений в Российской Федерации в 2022 году составил астрономическую сумму и превысил 65 млн. рублей.
Согласно статистическим данным за 2022 год, которые приводит Министерство внутренних дел Российской Федерации, число IT-преступлений за первое полугодие 2022 года снизилось на 8,2 % и составило 249 тыс. [4]
Наилучший показатель снижения количества преступлений выявлен в категории мошеннических действий с применением пластиковых карт. Преступления, совершенные с помощью средств мобильной связи сократились в первом полугодии 2022 года на 12,7% [4]. Снижение числа IT-преступлений было зафиксировано впервые с 2017 года.
Такие обнадеживающие показатели эксперты связывали с повышением осведомленности граждан о способах мошенничества. Однако положительная динамика по итогам 2022 года существенно снизилась, и можно на данный момент констатировать, что число преступлений в сфере информационных технологий остается стабильным. Вызвано это тем, что преступники постоянно совершенствуют свои методики и применяемые технологии. В целом об актуальности данной проблемы говорит то, что каждое четвертое преступление в Российской Федерации совершается в сфере информационных технологий.
Степень важности противодействия IT-преступлениям обусловливает особенности осуществления ОРД. Осуществление ОРД исключительно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) не отвечает уровню угрозы и развития технологий. Преступления, совершаемые посредством информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИТТ) и сети Интернет характеризуются крайне высокой степенью латентности и анонимности. С учетом характера IT-преступности и наличия в арсенале мошенников огромного технологического ресурса, следует признать, что ОРД в настоящее время требует в этой связи как совершенствования нормативной основы, так и существенного повышения уровня технической оснащенности.
Системный анализ научных публикаций, действующего законодательства в рассматриваемой сфере, показателей практической деятельности органов внутренних дел позволяет говорить о том, что, несмотря на понимание эффективности таких мер, в недостаточной степени используется потенциал комплексных оперативно-профилактических операций (далее — КОПО) [12, c. 224]. Вместе с тем, следует отметить, что российское государство наметило в качестве вектора своего дальнейшего развития способность адекватно противостоять современным вызовам и угрозам цифровой преступности. Совершенствование отечественного законодательства в описанном ключе уже начинает приносить некоторые положительные результаты. Однако повышению эффективности данного процесса, безусловно, будет способствовать более активное использование ресурсов гражданского общества. Развитие общественного сознания сегодня находится на том уровне, который позволяет привлекать общественные институты, коммерческие организации, обладающие необходимым кадровым и технологическим потенциалом, к решению таких важных задач, как мониторинг ресурсов «теневой» части сети Интернет, где сосредоточена запрещённая в Российской Федерации информация, выявление анонимайзеров, блокирование ссылок на нежелательный контент и т.д. Однако одним лишь взаимодействием с операторами связи и иными организациями в сфере IT-технологий решение поставленных задач достигнуто быть не может.
Следует признать, что в числе основных факторов, оказывающих тормозящий эффект на процесс борьбы с цифровыми преступлениями, называются низкий уровень технического контроля государственных органов за ресурсами, распространяющими запрещенные законом товары, практически полную анонимность владельцев этих ресурсов, агрессивная и массовая реклама запрещенных ресурсов через распространенные мессенджеры. Однако главной причиной низкой эффективности ОРД в отношении цифровой преступности является низкий уровень знаний сотрудников органов внутренних дел о современных способах получения и исследования цифровых следов преступления, методах деанонимизации пользователей сети Интернет владельцев запрещенных ресурсов [11, c. 115]. Помимо этого в действующем законодательстве Российской Федерации не разработаны эффективные механизмы противодействия функционированию запрещенных ресурсов посредством ОРД.
Говоря об ОРД в контексте борьбы с так называемыми цифровыми преступлениями, следует отдельно остановиться на анализе нормативно-правовой основы внедрения новых технологий в правоохранительную деятельность. Принятие таких магистральных документов, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [6], Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [7], Стратегия научно-технического развития Российской Федерации [8], Национальная стратегия развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации [9] демонстрируют понимание на государственном уровне тех безграничных возможностей для развития, улучшения качества жизни, которые могут появиться в распоряжении государственных структур при осуществлении политики цифровизации. Очевидно, что потенциал информационных систем, новейших технологий искусственного интеллекта должен активно реализовываться и в ОРД. Надо сказать, что некоторые нормативные основы цифровизации ОРД уже заложены в действующем законодательстве. Так, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Однако законодательством до настоящего времени не регулируется такое перспективное направление в ОРД, как применение технологий искусственного интеллекта. Вместе с тем, с учетом успешного опыта внедрения искусственного интеллекта в рамках системы «Умный город», можно утверждать, что уровень технологий в настоящее время позволяет расширять сферу их применения и более активно ставить искусственный интеллект на службу государству. Вместе с тем, внедрение систем искусственного интеллекта может иметь и негативные проявления в виде неправомерного их использования в преступных целях. В этой связи следует согласиться с позицией Овчинского В.С., который обоснованно указывает на то, что в современных условиях применения правоохранительными органами сложных цифровых технологий, которые при неправомерном их использовании несут потенциальную угрозу информационной безопасности, общество должно иметь полномочия контроля за деятельностью правоохранительных органов, которые должны быть максимально открыты и подконтрольны обществу [10, c. 124 - 125].
Помимо этого для минимизации правоприменительных проблем при использовании технологий искусственного интеллекта и иных информационных технологий в ОРД требуется законодательная унификация ключевых понятий. В настоящее время основной в рассматриваемой сфере Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает достаточно широкую трактовку понятия «информационные системы», под которыми понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Очевидно, что широкое и эффективное применение новейших технологий, в том числе искусственного интеллекта, станет возможным после появления правовой основы в отраслевом законодательстве, регулирующем ОРД. В этой связи предстоит разработать целую систему способов обеспечения законности при использовании возможностей искусственного интеллекта при осуществлении ОРД [3, c. 145].
В качестве направления совершенствования оперативно-розыскного законодательства в этой связи, по мнению автора, необходимо внесение изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части предоставления органам внутренних дел нормативно обеспеченной возможности применения технологий искусственного интеллекта в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений.
В то же время внедрение новейших технологий в ОРД не является неким изолированным процессом, оторванным от общего уровня общественного развития. Для эффективного применения возможностей информационных технологий должно быть обеспечено надлежащее образование сотрудников органов внутренних дел. И в этой связи государство должно максимально развивать сотрудничество с профильными организациями на основе взаимной заинтересованности. Так, целесообразным было бы ориентироваться на отечественных разработчиков информационных систем, обеспечивая их государственным заказом, которые в свою очередь возьмут на себя обязанность по подготовке кадров к работе с новейшими технологиями.
Безусловно, проблемы современной теории и практики оперативно-розыскной деятельности не ограниваются рассмотренными в настоящей статье. Однако стремительная информатизация общественной жизни имеет наибольшее влияние как на структуру преступности, так и на необходимость реформирования оперативно-розыскной деятельности как государственной функции.
Таким образом, можно констатировать, что проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности детерминированы теми глобальными процессами и тенденциями, которые характерны для человеческого общества на конкретном историческом этапе развития. Появляющиеся новые прогрессивные технологии зачастую гораздо быстрее внедряются в практику противоправной деятельности, однако государство на настоящем этапе развития имеет все необходимые инструменты для эффективного противодействия этим процессам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Варданян А. В. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.
2. Кнаус О. А. Мотивирование сотрудников органов внутренних дел в системе оценки оперативно-служебной деятельности / О. А. Кнаус // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 1 (88). — С. 172—179.
3. Кондрашечкин Р. В. Правовое обеспечение применения технологий искусственного интеллекта в оперативно-розыскной деятельности // Вестник ВИПК МВД России. – 2023. – № 2(66). – С. 143-149.
4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2022 года. URL:https://мвд.рф/reports/item/32515852/ (дата обращения: 18.09.2023).
5. Невский Е. П. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Дневник науки. — 2019. — № 4 (28). — С. 138.
6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.09.2023).
7. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.09.2023).
8. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.09.2023).
9. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.09.2023).
10. Овчинский В.С. Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. – М.: РАНХиГС, 2020.
11. Тимофеев С. В. К вопросу добывания оперативно значимой информации в сети интернет: проблемы и пути их решения / С. В. Тимофеев // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 2 (18). — С. 111—117.
12. Тимофеев С. В., Пороховой Э. Ю. Выявление и предупреждение преступлений в сети интернет: проблемы и пути их решения // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2021. — № 4 (99). — С. 220—229.