Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности
Исследование существующих проблем теории и практики оперативно-розыскной деятельности объясняется постоянной динамикой, развитием общественных связей, экономических и социальных сторон жизни общества, которые приводят к изменению структурной составляющей преступности, а в последствии и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность специализированных органов и организации, способы и методы ее осуществления.
Таким образом, на каждом этапе становления общественных отношений возникают новые проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности, требующие новых подходов и взглядов в своем решении.
Одной из важнейших функций государства является защита от любых внешних и внутренних факторов, угрожающих непосредственно самому государству, его населению, в целях поддержания общественного порядка. Над реализацией указанной функции работает ряд государственных органов и организаций, уполномоченных на осуществление правоохранительной деятельности.
Такая деятельность в первую очередь направлена на сохранение законности и правопорядка в процессе осуществления государством и его населением своей жизнедеятельности, охрану правовых основ[1]. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой составляющую правоохранительной функции государства, направленную на борьбу с преступностью, осуществляемую оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов, главной целью которой является защита жизни, прав и свобод, поддержание безопасного уровня жизни и защита от преступных посягательств[2].
Необходимость исследования проблем оперативно-розыскной деятельности обусловлена необходимостью дальнейшего исследования и изменения действующего законодательства Российской Федерации.
На сегодняшний день, на основании исторического течения развития оперативно-розыскной деятельности, можно выявить несколько проблемных моментов, требующих разрешения в целях повышения ее эффективности.
Так, в первую очередь, на разрешение научных деятелей и законодателей необходимо вынести вопрос об использовании оперативно-розыскной деятельности как инструмента в борьбе с преступностью и другими правонарушениями.
Насколько соизмеримы меры, принимаемые при осуществлении рассматриваемого рода деятельности с результатами ее реализации, поскольку зачастую, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности происходит вмешательство в частную жизнь граждан, проникновение в жилые помещения, являющиеся частной собственностью, что приводит к нарушению прав и свобод граждан, гарантированных государством.
Кроме того, государством не до конца проработан механизм защиты информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, что может привести к использованию какой-либо информации, ставшей известной в ходе такого мероприятия, в целях унижения достоинства личности граждан.
Таким образом, не смотря на то, что эффективное осуществление оперативно-розыскной деятельности приводит к предотвращению опасных противоправных деяний, раскрытия серьезных и тяжелых преступления, данные аспекты говорят о существующей необходимости в доработке методов, применяемых для реализации оперативно-розыскной деятельности, в целях минимизации нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, еще одной из проблем является ограничения, стоящие перед сотрудниками органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, касающиеся невозможности самостоятельного возбуждения уголовного дела.
Российским законодательством предусмотрена определенная процедура, которая предусматривает, что в случае установления сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оснований для возбуждения уголовного дела, ему необходимо подготовить соответствующий рапорт для предоставления сведений следователю, который в свою очередь инициирует проведение проверки в порядке статьи 144 УПК РФ[3].
Наличие возможности возбуждения уголовного дела у органов, производящих оперативно-розыскную деятельность, на основании выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий признаков преступления приведет к ускорению процесса раскрытия преступлений и восстановления прав потерпевших.
Из вышеуказанной проблематики вытекает еще один вопрос, требующий рассмотрения – невозможность использования материалов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств, что неоднократно было отмечено судебными решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года[4] суд пришел к выводу о том, что сведения, ставшие известными в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий это «сведения об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается статьями 49 и 50 Конституции Российской Федерации». Данный вывод Конституционного суда говорит о том, что на сегодняшний день существует необходимость тщательного рассмотрения и применения материалов проведенных оперативно-розыскных мероприятий.
Однако, стоит отметить, что данное Определение Конституционного суда не внесло никакой новизны в правоприменительную практику, поскольку данная позиция является довольно устоявшейся. Но указанная правовая позиция и отказ от ее перерассмотрения отдаляют правоприменителя от разрешения одного из серьёзнейших парадоксов современного доказательственного права – условия и формы перехода фактов, установленных посредствам проведения оперативно-розыскной деятельности, в доказательственную базу по уголовному делу.
Из рассматриваемого выше Определения Конституционного суда можно выявить еще одну существующую проблему при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий – проблема классификации оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности/негласности. Указанная проблема заключается в отсутствии единообразного подхода к тому, какой именной критерий является решающим при определении относится то или иное мероприятие к гласному/негласному.
Так, существуют научные труды, утверждающие, что гласностью признается осознание лицом, в отношении которого направлено оперативно-розыскное мероприятие, факта проведения такого мероприятия, однако, такой подход видится довольно неполноценным, поскольку, в таком случае форма проведения мероприятий никак не зависит от намерений лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а значит, не может быть им применена.
Например, при проведении обследования какого-либо помещения, сотрудник оперативно-розыскных органов будет относится к проводимым мероприятиям, как гласным, ведь он не будет преследовать цели по сокрытию своей личности, должности, цели своего нахождения в указанном помещении и осуществления определенных действий, однако, с точки зрения указанной позиции, если в данном помещении будет отсутствовать лицо, в отношении которого осуществляются мероприятия, оно не будет осознавать, что в отношении него осуществлялась оперативно-розыскная деятельность, следовательно, для него данное мероприятие свойством гласности обладать не будет.
Наиболее удачно представляется позиция научных деятелей, согласно которой деление оперативно-розыскных мероприятий на гласные и негласные производится в связи с принятием или непринятием сотрудником оперативного подразделения мер негласности, то есть, применения указанным сотрудником инструментов, не приводящих к осознанию, лицом, в отношении которого проводится оперативно-розыскное мероприятие, самого факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности.
При таком определении признака классификации внимание сосредоточено непосредственно на том, в какой форме сотрудником оперативного-розыскного органа планируется проведение оперативно-розыскного мероприятия и определяется исключительно им. Кроме того, нередко случаются ситуации, при которых оперативно-розыскные мероприятия, начинающиеся негласно, в процессе их проведения приобретают гласную форму.
До сих пор остается неразрешенным вопрос о том, насколько применение уполномоченными сотрудниками негласных мероприятий противоречит гарантируемым государствам правам и свободам человека и гражданина. Однако, к сожалению, вопрос насколько практика признания в качестве доказательств по уголовному делу результатов негласных мероприятий, произведенных без судебного решения, соответствует Конституции Российской Федерации, до сих пор остается без рассмотрения, что негативно сказывается на правах и свободах граждан, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченными лицами[5].
Закон, регламентирующий оперативно-розыскную деятельность был обнародован еще в 1995 году[6] и не отражает в достаточной мере те необходимые положения для быстрого реагирования уполномоченными органами на изменяющиеся вокруг них реалии.
Современный мир невозможно представить без современных информационных технологий. Проработка обеспечения информационной безопасности деятельности оперативно-розыскных органов на настоящий момент является одной из первоочередных задач.
Информационная безопасность оперативно-розыскной деятельности завязана на трех обязательных факторах:
- Информационная оснащённость оперативно-розыскных органов, качество такой оснащенности;
- Безопасность путей и способов получения информации, телекоммуникаций, снабжающих информацией;
- Меры защиты сотрудников оперативно-розыскных органов от возможных информационно-психологических воздействий.
Развитие теоретических основ противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере информационной безопасности) требуют ускоренного развития оперативно-розыскной тактики, поскольку такие преступления с каждым днем причиняют все более существенный вред охраняемым законодательством общественным отношениям.
В заключение данной статьи следует отметить, что настоящей работой достаточно обобщенно и кратко исследован узкий круг существующих проблем, возникающих при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и определены возможные направления ее дальнейшего развития, как в теории, так и на практике. Но одно, можно сказать с большой уверенностью – в современных реалиях особую значимость приобретает задача поиска оптимального соотношения между интересами личности и общества при осуществлении государственными органами оперативно-розыскной деятельности.
Список литературы
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023)/ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/a3d0f7ee6816ad8ac5a3a3975cf93b26a443c4f8/
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности"/ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/7b60d9c8cd285f18a71ee6bc10df9851d8cd5ea6/
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации №2810-О от 19.12.2017 года / URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision308757.pdf
- Адвокатская газета от 12.01.2018г. «КС РФ: Результаты ОРМ не являются доказательствами» / URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-rf-rezultaty-orm-ne-yavlyayutsya-dokazatelstvami/
- Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов / А. Г. Маркушин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 342 с.
[1] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности"/ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/7b60d9c8cd285f18a71ee6bc10df9851d8cd5ea6/
[2] Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов / А. Г. Маркушин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 342 с. — (Высшее образование)/ URL: https://urait.ru/bcode/510658
[3] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023)/ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/a3d0f7ee6816ad8ac5a3a3975cf93b26a443c4f8/
[4] Определение Конституционного Суда Российской Федерации №2810-О от 19.12.2017 года / URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision308757.pdf
[5][5] Адвокатская газета от 12.01.2018г. «КС РФ: Результаты ОРМ не являются доказательствами» / URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-rf-rezultaty-orm-ne-yavlyayutsya-dokazatelstvami/
[6] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности"/ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/7b60d9c8cd285f18a71ee6bc10df9851d8cd5ea6/