Организационно-правовые аспекты охраны исправительных колонии УИС
Актуальность данного направления находит свое подтверждение в концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года, в которой одним из магистральных направлений является обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы в целом и, соответственно, всех возникающих правоотношений. Общая тенденция к гуманизации при выборе уголовных наказаний также не приводит к улучшению криминогенной обстановке в исправительных учреждениях нашей страны, что проявляется в увеличении показателей преступности и правонарушений в местах лишения свободы.
Для подтверждения вышестоящего утверждения, автор данного диплома обратился к официальным данным предоставляемые НИИ ФСИН России[1], а именно к разделу №2 «состояние преступности и профилактика преступлений», из анализа данного раздела видно, что общее число преступлений, совершенных в местах лишения свободы в 2021 году составило 1271 из них СИЗО – 251, ЛИУ – 41, ПФРСИ – 16, ЛПУ – 10, тюрьма – 6, ВК -3, наибольшая часть преступлений совершена в ИК – 944. Средний уровень преступлений лиц, содержащихся в ИК в расчете на 1000 человек, составил 2,770. И как верно отмечается в научных кругах, этот показатель значительно увеличился в сравнении с 2010 годом (тогда он составлял 1,34). Данная статистика подтверждает гипотезу о том, что качественное ухудшение лиц, содержащихся в местах лишения свободы, прямо пропорционально показателю совершаемых преступлений.
Безусловно, обеспечение безопасности лежит в рамках компетенции всех сотрудников уголовно-исполнительной системы, но основная нагрузка ложится на отдел охраны исправительных учреждений.
Исходя из понятия обеспечения безопасности исправительного учреждения, можно выделить три основных блока задач:
1. Задачи, решаемые оперативно-режимными службами и службой охраны: в этот блок будут входить осуществление надлежащей охраны периметра учреждения, с целью недопущения побегов; качественное осуществление контрольно-пропускного режима, для недопущения проноса запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения; обеспечение соблюдения всех требований режима; осуществление профилактики правонарушений всеми доступными (законными) способами и методами; осуществление постоянного надзора; оборудование периметра современными инженерно-техническими средствами охраны и надзора; содействие в раскрытии преступлений и другие.
2. Задачи, решаемые иными службами учреждений: в этот блок будет входить помощь в психологической адаптации лицам как попавшим в места лишения свободы, так и сотрудникам, осуществляющим свою деятельность, коррекция их поведения, рекомендации по общению с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми с учетом личностных особенностей; создание и поддержание минимально необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий в ИУ; обеспечение социальными гарантиями; оказание различной помощи в сфере здоровья и медицинского обеспечения; обеспечение рабочих мест с соблюдением требований безопасности.
3. Задачи, решаемые взаимодействующими органами: в этот блок включены задачи исходя из последнего из представленных выше принципов осуществления деятельности. В основном, в задачи данного блока будет входить оказание взаимодействующими органами различного вида помощи и содействия в деятельности исправительных учреждений, для поддержания нормального функционирования последних. Для соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений существуют органы, главной задачей которых будет являться осуществление контрольно-надзорных функций (в первую очередь к данному органу отнесем прокуратуру Российской Федерации).
Рассмотренные выше задачи не являются исчерпывающими, а также представляется, что могут быть предложены и иные основание для классификации решаемых задач с целью обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Основанием для реализации средств обеспечение безопасности зачастую является факт совершения того или иного опасного действия. Но при этом, некоторые средства применяются и в обычной/повседневной деятельности. Таким образом, первую классификацию средств обеспечения безопасности можно обозначить как: повседневные и экстренные. Также средства необходимо различать в зависимости от наступаемых правовых последствий: несущие правовые последствия для участников уголовно-исполнительных правоотношений и не несущие.
Основными средствами обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе будут выступать:
1. Осуществление режима и надзора в учреждениях и органах УИС;
2. осуществление охраны учреждений и органов УИС;
3. применение инженерно-технических средств охраны и надзора в учреждениях УИС;
4. осуществление оперативной деятельности;
5. применение физической силы, специальных средств и оружия для предотвращения правонарушений, и преступлений.
Все эти средства могут быть направлены как на предотвращение, профилактику опасностей и угроз, так и на пресечение. В свою очередь эти понятия можно разграничить в зависимости от времени предотвращения негативных последствий.
Осуществление охраны на объектах УИС – как средство обеспечения безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы решат такие задачи, как пресечение поступление запрещенных вещей и предметов на территорию исправительного учреждения, как и выявление каналов их поступления, контроль за пропускных режимом людей и транспортных средств, контроль за состояние ограждений и заграждений, коммуникаций и т.д.
Сотрудники отдела охраны обеспечивают надлежащий пропускной режим в учреждении УИС; принимают меры, исключающие возможность совершения лицами, содержащимися в учреждении УИС, правонарушений при конвоировании по маршрутам передвижения, а также на охраняемых объектах; через сотрудников оперативных и режимных подразделений ежедневно уточняют список лиц, склонных к побегу, обновляют соответствующие информационные стенды и планшеты на контрольно-пропускных пунктах и в классах по служебной подготовке , своевременно доводят изменения в оперативной обстановке до сотрудников, входящих в состав караулов, принимают меры по предотвращению побегов.
Условно функции охраны в рамках рассмотрения обеспечения безопасности можно классифицировать на охрану от внутренних опасностей (например, побег из мест лишения свободы) и внешних опасностей, под которым можно понимать проникновение запрещенных предметов для использования осужденными через контрольно-пропускные пункты для людей и автотранспорта, а также другими способами доставки (например, «переброс»). Ненадлежащее выполнение своих функций повлечет проникновение запрещенных предметов, что, в свою очередь, может повлечь совершение новых правонарушений и тем самым нарушив безопасность объектов УИС. Таким образом можно сказать, что осуществление мероприятий по охране учреждений будет являться средством обеспечения безопасности УИС. Таким образом функции охраны в рамках обеспечения безопасности выражаются в решении следующих задач:
- обеспечение изоляции осужденных, подозреваемых, обвиняемых;
- недопущение проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений;
- недопущение несанкционированного вывоза ценностей с территории объектов УИС;
- недопущение побегов из мест лишения свободы.
На международном уровне был принят целый ряд деклараций и конвенций, которые закрепляли права и свободы человека. Нормативно-правовые акты обращения с заключенными, носят общий характер по отношению к вопросам обеспечения безопасности деятельности учреждений УИС, но при этом их рассмотрение обязательно, так как без них не будет общего понимания.
Наиболее значимым в международном праве выступает Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций № 217 А. В последующем на международном уровне был принят целый ряд норм, регулирующих порядок защиты и обращения с людьми, отбывающими наказание в виде лишения свободы: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила; Международный пакт о гражданских и политических правах; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
В отдельный блок международных документов, направленных на обеспечение безопасности персонала отдела охраны учреждений УИС и лиц, содержащихся в этих учреждениях, составляют международные документы, запрещающие пытки. В свете последних событий и обнародованных данных различными средствами массовой информации, данные документы приобретают особенную важность. К данным документам можно отнести Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[2]. Именно в данном документе введено понятие «пытка». А также определяет, что любая ситуация, складывающая в учреждениях пенитенциарной системы, не может служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и поэтому должны приниматься любые эффективные меры для недопущения таких деяний. Помимо данного документа в этот блок можно отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания[3].
Представленные выше международные нормативно-правовые акты представляют собой модель обеспечения безопасности личности в пенитенциарной системе и выступают основой для усовершенствования национального законодательства в данной сфере, с целью применения именно тех средств обеспечения безопасности, которые не будут противоправными по отношению к осужденным, в том числе и охраны исправительных учреждений.
В национальном закреплении вопросов обеспечения охраны исправительных учреждений большое количество НПА, которые формируют единое Российское законодательство: Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ряд нормативно-правовых актов с грифом ограниченного доступа к документу, Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указ Президента РФ №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др.
Проблема организации охраны учреждения уголовно-исполнительной системе, в современном мире распространена и крайне важна, необходимость исследования вопросов охраны учреждения не вызовет сомнения, так как прежде всего служба охраны обеспечивает как внутреннюю, так и внешнюю безопасность учреждений, так например И.Ц. Цаплин описывал охрану учреждений как совокупность организационных, инженерно-технических, кадровых, правовых и прогностических мероприятий, проводимые совместно с другими отделами и службами учреждения, в целях обеспечение общей безопасности учреждения, недопущения и пресечение побегов, осуществление контрольно-пропускного пункта, контроль за сохранность материальных ценностей исправительного учреждения[4].
Сотрудники службы охраны – это наиболее динамичная с точки зрения штатного обеспечения подразделение, высока вероятность частой смены сотрудников, что приводит к постоянному снижению эффективности их работы из-за недостатка опыта работы. Указанное выступает причиной е достаточного внимания к выполнению своих обязанностей сотрудниками отдела охраны. Согласно официальным данным ФСИН России, отраженным как на сайте ФСИН России, так и в ежегодных отчетах о деятельности УИС России, более 54% побегов стали возможны по причине формального подхода к проведению мероприятий, направленных на охрану учреждений, исполняющих уголовные наказания. При этом необходим комплексный подход к организации и проведению переходного периода[5]. Основными функциями отделов организации службы охраны являются:
– подразделения охраны призваны решать практические задачи, направленные на оказание помощи в обеспечении исполнения наказания территориальным органом УИС России;
– осуществление контроля за организацией служебной деятельности в отделах охраны учреждений области, организацией охраны объектов, конвоированием осужденных и лиц, заключенных под стражу, автодорожными маршрутами, выполнением установленных приказами и указаниями требований, оказание практической и методической помощи в устранении выявленных недостатков[6];
– анализ информационного обеспечения также не обходиться без деятельности подразделений охраны, которые в свою очередь собирают информацию об оперативной обстановке в учреждениях;
– формировать планы организации охраны в учреждениях УИС России, а также планы расчета штатной численности сотрудников подразделений охраны в каждом конкретном учреждении для оптимизации работы;
– мониторинг положительного опыта осуществления охраны в учреждениях, где проводятся наиболее успешно мероприятия по охране учреждений;
– формирование плана и проведение мероприятий в рамках учебно-методических сборов, подготовка проекта приказа начальника территориального органа о допуске их к самостоятельному несению службы;
– разработка планов совместной работы с оперативным управлением, отделом безопасности, отделом следственных изоляторов и пр. для проведения комплексных мероприятий по предупреждению побеговой активности спецконтингента на территории конкретных исправительных учреждений;
– обмен опытом, в том числе тем, который в последующем можно использовать в качестве передового для апробирования и повышения эффективности несения службы в подразделениях охраны, в рамках совещаний, семинаров и различного рода сборов;
– разработка и направление в учреждения территориального органа «Плана служебной подготовки сотрудников службы охраны» (на год), тематики для проведения инструктивных занятий с личным составом караулов по охране объектов и учреждений;
– осуществление еженедельного, ежемесячного, ежеквартального анализа проделанной работы отделами охраны[7].
С целью выполнения служебных задач по охране спецконтингента в каждом исправительном учреждении и следственном изоляторе УИС России создаются подразделения охраны. Ключевым аспектом деятельности подразделений охраны, имеющим исторические корни, является недопущение к охране спецконтингента лиц, не являющихся сотрудниками УИС, а также не прошедших специальную подготовку, кроме того, нельзя допускать к этой деятельности непосредственно осужденных, подозреваемых и обвиняемых, вне зависимости от их криминальной направленности[8].
Обеспечение безопасности объектов УИС невозможна без соблюдения требований предъявляемые к организации охраны, а также полного и точного выполнения служебных задач, от сотрудников отдела охраны находящихся на службе требуется внимательность, знание своего дела, своих обязанностей, а также действий при происшествии , техники безопасности при обращении с оружием, формирование навыков и умений способствующим быстрому и эффективному выполнению поставленной задачи все это ложится на сотрудников подразделении охраны. В обязанности сотрудников УИС России, осуществляющих служебные задачи в подразделениях охраны, входит соблюдение всего российского законодательства, обладать высоким уровнем морально-волевых и физических сил. Помимо этого, каждый сотрудник охраны должен быть стойким, мужественным, смелым. Иными словами, каждый сотрудник – лицо УИС России. К иным важнейшим условиям достижения поставленных служебных задач перед подразделениями по охране учреждений УИС, относится сознательность, бдительность, профессионализм и дисциплина.
Благодаря совершенствованию нормативно правового регулирования ввиду активного реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации в новых условиях (современных реалиях) основными задачами служб охраны пенитенциарных учреждений станут охрана периметра как самого учреждения, так и расположенных на нём объектов, осуществление пропускного режима. А дополнительными (вспомогательными) будут по-прежнему относить: встречное конвоирование на обменные пункт и обратно, экстренное и плановое конвоирование в медицинские учреждения здравоохранения и охрана их на месте[9].
Таким образом, мы выяснили, что служебные задачи осуществляются за счет сил и средств подразделений охраны УИС России. В целях улучшения практической деятельности подразделений охраны учреждений УИС России, необходимо выделить то, что важно рациональное использование указанных выше средств при выполнении поставленных задач, ввиду их ограниченного количества, связанного зачастую со слабым финансированием УИС, а также иными проблемами (например, некомплект штатной численности, непрестижность профессии и другое).
Исходя из вышеизложенного, большое внимание требуется уделять организации деятельности охраны, основной задачей которых будут являться обеспечение надежной охраны объектов уголовно-исполнительной системы. Для выполнения этой задачи необходимо уделить внимание ее основным элементам:
1) моделирование и анализ различных уровней опасностей, представляющие угрозу для обеспечения нормальной деятельности объектов УИС;
2) в процессе организации охраны уделить большое внимание на стратегическое планирование и развитие всей деятельности службы охраны;
3) изучение и разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность организации охраны;
4) исследование внутренних и внешних угроз учреждения на стадии планирования для разработки системы по выявлению и устранению всех видов опасностей.
Служебные задачи осуществляются за счет сил и средств подразделений охраны УИС России. В целях улучшения практической деятельности подразделений охраны учреждений УИС России необходимо выделить то, что важно рациональное использование указанных выше средств при выполнении поставленных задач, ввиду их ограниченного количества, связанного зачастую со слабым финансированием УИС, а также иными проблемами (например, некомплект штатной численности, непрестижность профессии и другое).
ИТСОН разделяются в зависимости от объекта, на котором они располагаются: некоторые из них предназначены для охраны периметра исправительного учреждения и следственных изоляторов, а также прилегающих к ним территорий, а другие, в свою очередь, используются на внутренней территории для охраны зданий, помещений и других сооружений.
Самой распространенной классификацией, которая закреплена как в нормативно-правовых актах, так и отражается в научных трудах, является разделение ИТСОН на инженерные средства охраны и надзора (далее ИСОН) и технические средства охраны и надзора (далее ТСОН). Комплекс ИСОН состоит из двух составляющих: инженерные ограждения и инженерные заграждения. Первые, в свою очередь, служат для определения границ охраняемой территории, обеспечения ее охраны, а также отображение линии охраны.
В зависимости от своего функционального назначения ограждения делятся на: основное ограждение, запретную зону (внутреннюю и внешнюю), экранное ограждение, площадок для построения караула, контрольных площадок для досмотра транспорта, просматриваемых и выводных коридоров, изолированных участков[10].
Сооружения и конструкции, устанавливаемые на постах: наблюдательные вышки, площадки, постовые грибы; постовые будки; посты караульных собак; контрольно-следовые полосы; оборонительные сооружения; тропы нарядов и специалистов инженерно-технического обеспечения; предупредительные, контрольные и разграничительные знаки. Наряду с инженерными средствами охраны и надзора, которые имеют важное значение в обеспечении основных требований режима, организации охраны территории исправительного учреждения, существуют технические средства охраны и надзора. Эффективная работа исправительного учреждения не может обойтись без применения в совокупности технических и инженерных средств охраны и надзора. В настоящее время развития пенитенциарной системы в России для повышения уровня правопорядка в местах лишения свободы рекомендуется использовать передовые технические средства, разработанные по новейшим технологиям. В учреждениях уголовно-исполнительной системы технические средства охраны и надзора успешно применяются в целях создания необходимых условий для предупреждения, пресечения и профилактики преступлений и других правонарушений, нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, повышения эффективности надзора за данными категориями, а также для получения сведений об их поведении и выполнении иных задач, возложенных на отделы и службы учреждения УИС[11]. На законодательном уровне классификация ТСОН закреплена в Наставлении по оборудованию ИТСОН объектов УИС технические средства охраны и надзора по назначению следующим образом:
1. технические средства и системы сбора и обработки информации (далее–ССОИ);
2. технические средства (охранные извещатели) и системы (подсистемы) охранно-тревожной сигнализации;
3. технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения;
4. технические средства и системы (подсистемы) контроля и управления доступом;
5. технические средства и системы (подсистемы) оперативной связи и оповещения; приборы контроля и досмотра[12].
Важную роль в деятельности исправительных учреждений играют подразделения охраны, которые относятся к разряду администрация исправительного учреждения. Главенствующая роль здесь принадлежит территориальным органам управления ФСИН России. Одной из основных задач территориального органа ФСИН России является организация охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, обеспечения безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи. Указанные цели и формируют необходимость создания отдельных подразделений охраны в учреждениях. Контрольные мероприятия не проводятся только в целях выявления виновных и их соответствующего наказания, но и для того, чтобы организовать процесс управления ими с точки зрения наиболее эффективного исполнения закона в отношении осужденных, исполнения приказов, постановлений, распоряжений. Как и любые контрольные мероприятия территориальные органы УИС России обязаны выполнять в рамках двух форм: плановые и внеплановые, однако цель всегда одна – проверка качества исполняемых задач по охране исправительных учреждений и СИЗО. Функция контроля в таком случае возлагается на начальника отдела организации службы охраны (далее - ООСО), который в свою очередь обязан взаимодействовать с заместителем начальника территориального органа УИС, в обязанности которого входит курирование службы охраны.
В качестве основной цели контроля можно выделить своевременность получения, доведения до исполнителей и организация исполнения нормативных правовых документов, которые определяют порядок и методы охраны соответствующих объектов охраны, а также качество выполнения служебных задач; готовность караулов к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств; содействие в исполнении управленческих задач. Под контролем за выполнением служебных задач по охране учреждений УИС следует понимать комплекс мероприятий, проводимых в целях проверки качества работы сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО УИС, со стороны территориальных органов ФСИН России. Сущность такого рода контроля заключается в том, чтобы своевременно предотвращать нарушения организации охраны ИУ и СИЗО УИС и обеспечить соблюдение прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также самих сотрудников отдела охраны. Кроме того, в рамках контрольных мероприятий осуществляется мониторинг оперативной ситуации в конкретном учреждении УИС и оценка состояния преступности в местах лишения свободы и заключения под стражу.
Охрана учреждений и их объектов представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны, совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, содержащимися под стражей лицами, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения[13]. В сфере применения ИТСОН в ИУ существует ряд проблем:
- отставание темпов поставки новых технических средств вместо устаревших, находящихся в эксплуатации ИУ;
- низкая эффективность применения технических средств из-за неудовлетворительного состояния инженерных заграждений и их низкой задерживающей способности;
- низкая эффективность применения средств видеонаблюдения без научно обоснованной и четко сформулированной тактики их применения;
- нехватка квалифицированных специалистов по эксплуатации и ремонту имеющихся в исправительных колониях технических средств, а также поступающей современной аппаратуры[14].
Также на данный момент правовое регулирование в области применения технических средств охраны и надзора нуждается в значительной переработке, в частности, устранения несоответствия в федеральном и ведомственном законодательствах, а также принятия новых нормативно‑правовых актов, более полно регламентирующих использование данных средств в учреждениях УИС.
В настоящее время имеют место быть серьезные противоречия и недостатки в нормативных правовых актах всех уровней правового регулирования, которые требуют своего разрешения, и эта задача представляется весьма актуальной. На сегодняшний день одним из важных направлений повышения уровня безопасности на объектах учреждений УИС является оснащение исправительных колоний, следственных изоляторов и тюрем интегрированными системами безопасности, приборами поиска и обнаружения запрещенных предметов и вещей, а также приборами по обнаружению скрываемых в автотранспортных средствах людей. Все перечисленные технические средства должны обеспечить предотвращение на территории учреждений УИС возможных угроз в обеспечении правопорядка в условиях правоохранительной деятельности УИС[15].
В заключении хочется сказать, что главное проблемой совершенствования не только уголовно-исполнительной сферы, но и многих областей в целом, является ограниченный бюджет.
[1] Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2021 г.) // информационно-аналитический сборник. Тверь, 2022. С.23-39.
[2] Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: Резолюция 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, ООН; Нью-Йорк, 1992.
[3] Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР №45, 1987.
[4] Барабанов Н.П., Масленников Е.Е., Акчурин А.В. Организационно-правовые основы деятельности подразделений охраны в территориальном органе уголовно-исполнительной системы: монография. Рязань, 2019. С. 28.
[5] Голубцов В.А., Мачехин М.С., Мисюрев А.С. Организация и выполнение мероприятий по подготовке сил и средств учреждений уголовно-исполнительной системы к выполнению задач по охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей в переходный период (летний, зимний) / Учебное пособие. Пермь, 2017. С. 7.
[6] Лопина М.В., Щигрев Г.Э. Некоторые аспекты деятельности отделов охраны учреждений УИС в целях выполнения служебных задач // В сборнике: Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 467-468.
[7] Кулакова С.В. Формирование профессиональных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, состоящих в резерве кадров на руководящую должность // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 2. С. 29.
[8] Обеспечение безопасности и охраны объектов УИС [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://i№fopedia.su/5x5d1c.html (дата обращения: 18.02.2023).
[9] Дурновцев Д.И. Проблема кадрового обеспечения отделов охраны учреждений УИС России // В сборнике: Развитие уголовно-исполнительной системы: организационные, правовые и экономические аспекты. Сборник материалов международной научно-практической конференции, в рамках международного юридического форума «Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития». Новосибирск, Новокузнецк, 2021. С. 59-63.
[10] Филипьев Р.А. Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора учреждений УИС: учебное пособие: в 2-х частях. Часть 1. Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. С. 9.
[11] Бабкин А.А. Назначение и классификация инженерно-технических средств охраны и надзора // В книге: Профессиональное обучение граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. учебное пособие: в двух томах. Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. Вологда, 2021. С. 180-199.
[12] Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 (ред. от 17.06.2013). URL: СПС Консультант плюс (дата обращения: 18.02.2023).
[13] Попов И.В. Правовые, организационные и технические аспекты повышения надежности комплекса ИТСОН учреждений УИС // В сборнике: пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежных опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самарский юридический институт ФСИН России. Самара, 2021. С. 172-174.
[14] Кутукова Т.Т., Худадатов Э.А. Об оценке эффективности системы ИТСОН учреждений УИС // Информационные технологии в УИС. 2021. № 2. С. 23-31.
[15] Озёрский С.В., Попов И.В. Совершенствование инженерно-технических средств охраны и надзора: современные тенденции // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10 (161). С. 346–347.