Влияние Постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2021 года на местное самоуправление и муниципальные выборы
Местное самоуправление относится к одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации. В условиях федеративного устройства нашего государства система местного самоуправления является наивысшей формой демократии и выражением народовластия. Граждане Российской Федерации именно посредством системы местного самоуправления принимают участие в управлении делами муниципальных образований. Высшим проявлением демократии являются референдум и свободные выборы.
Местное самоуправление существует на основе действующего федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, а также муниципальных нормативных актов.
Основу нормативной базы местного самоуправления составляют Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О муниципальной службе», Конституция (Устав) субъекта РФ.
Однако в системе нормативно-правового регулирования в Российской Федерации особое место занимают постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ имеют юридическую силу и являются обязательными для всех органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и граждан. Конституционный смысл конкретных норм, определенный Конституционным Судом РФ, является обязательным направлением правоприменения. Это означает, что норма закона должна применяться исключительно в том конституционном смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ.
Применительно к организации местного самоуправления и муниципальным выборам 2021 год стал знаковым.
Конституционным Судом Российской Федерации принято сразу три постановления, так или иначе затрагивающих принципы организации местного самоуправления и муниципальных выборов.
Постановлением от 12 марта 2021 года № 6-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 11 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанная норма была признана не противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в указанных случаях извещать кандидатов об установленных недостатках.[1] Также определен конституционный смысл данного положения закона для случаев, когда кандидатом при регистрации на выборах изначально предоставлены недостоверные сведения. Если избирательная комиссия не известит заинтересованных лиц, это обстоятельство исключает отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Постановлением от 27 мая 2021 года № 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положения пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования служат нормативным основанием для решения вопроса об официальном опубликовании (обнародовании) в установленном порядке муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, как условии вступления указанных актов в силу. Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования они, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) таких актов, не предполагают их вступления в силу без официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования. Отдельно отмечены некоторые особенности порядка исполнения данного решения. В частности, Конституционный Суд указал, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу данного Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. [2]
Ключевым для реформирования местного самоуправления стало Постановление от 23 ноября 2021 года № 50-П. Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная норма являлась предметом рассмотрения в той части, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования определяются полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению уставом муниципального образования нормы голосования для избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, составляющей две трети от общего (установленного) числа депутатов. Оспоренная норма в указанной части признана соответствующей Конституции Российской Федерации в качестве одного из оснований для населения определять структуру органов местного самоуправления в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Оспоренная норма признана также не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой, не исключая наличия в уставе муниципального образования положения об избрании главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования квалифицированным большинством голосов, не сопровождается в системе действующего правового регулирования правилами, позволяющими определить лицо, осуществляющее полномочия главы 28 муниципального образования на основании волеизъявления действующего состава представительного органа муниципального образования, при невозможности избрать главу муниципального образования на основе такой нормы голосования в разумный срок, и (или) положениями, предусматривающими правотворческие полномочия представительных органов муниципальных образований по разрешению такой ситуации. Конституционный Суд также постановил, что федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки - исходя из требований Конституции Российской Федерации и принимая во внимание правовые позиции, выраженные в настоящем Постановлении, - внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
Таким образом, Конституционный Суд РФ выявил в положениях данной статьи конституционный смысл и пришел к выводу о том, что на данный момент в нормативно-правовых актах, действующих на территории Российской Федерации, нет необходимой и достаточной регламентации передачи полномочий от предыдущего выборного должностного лица следующему. Это приводит к неопределенности в вопросе сменяемости выборных должностных лиц.
Однако на данный момент, спустя полтора года после принятия данного постановления, предписанные поправки в законодательство до настоящего времени не осуществлены.
Вместе с тем, это обстоятельство не влияет на правоприменительную практику, поскольку Постановления Конституционного Суда РФ обладают юридической силой и прямым действием, независимо от последующего утверждения.
Рассмотренные Постановления Конституционного Суда РФ, вынесенные в 2021 году, имеют непосредственное отношение к муниципальным выборам и частично устранили имеющиеся проблемы и неопределенности при организации муниципальных выборов.
[1] Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2021 год Секретариатом Конституционного подготовлен Суда Российской Федерации. – Текст: электронный // Конституционный Суд РФ : [офиц.сайт]. – Москва. – URL : https://ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx (Дата обращения : 21.05.2023 г.)
[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова" – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».