ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Аннотация. Настоящая работа представляет собой рассмотрение специфических особенностей формирования института местного самоуправления в странах постсоветского пространства. Исследование направлено на определение векторов современного развития указанного института в государствах с общей историей, а также на прослеживание схожих характеристик. Кроме того, данная статья направлена на установление влияния исторической общности на развитие исследуемого института в настоящем на примере постсоветских государств. Статья содержит в себе сведения о действующих правовых источниках, регулирующих систему местного самоуправления на территории России и на территории стран, ранее входящих в СССР. Рассматривается опыт государств, входящих в состав СССР, существующие спорные вопросы, неурегулированные на настоящий момент, порядок организации взаимодействия государственной и муниципальной власти в указанных государствах.
Ключевые слова: СССР, местное самоуправление, государства – участники СССР, постсоветское пространство, постсоветское государство, органы местного управления, муниципальные органы власти, публичная власть, правовое регулирование, источник права.
LEGAL REGULATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE POST-SOVIET STATES
Author:
Place of work/study:
Annotation. This work is a consideration of the specific features of the formation of the institution of local self-government in the countries of the post-Soviet space. The study is aimed at determining the vectors of the modern development of this institution in states with a common history, as well as tracing similar characteristics. In addition, this article is aimed at establishing the influence of the historical community on the development of the institution under study in the present on the example of the post-Soviet states. The article contains information about the current legal sources that regulate the system of local self-government in Russia and in the countries that were previously part of the USSR. The experience of the states that are part of the USSR, the existing controversial issues that have not been settled at the moment, the procedure for organizing interaction between state and municipal authorities in these states are considered.
Key words: USSR, local self-government, member states of the USSR, post-Soviet space, post-Soviet state, local governments, municipal authorities, public authorities, legal regulation, source of law.
Влияние исторического развития какого-либо государства несомненно оставляет большой отпечаток на становление всех важнейших политических, социальных, экономических и культурных институтов. Процесс перенятия определенных моделей поведения, организации каких-либо систем и механизмов происходит повсеместно. Соответственно, становление и преобразование системы местного самоуправления происходит в прямой зависимости от происходящих внутригосударственных изменений, что делает задачу по разработке эффективного института взаимоотношений между публичной властью государственного уровня и уровня местного управления одной из важнейших задач, стоящих перед государствами всего мира, в том числе, стран – бывших участниц Союза Советских Социалистических Республик.[1]
Проблема вырабатывания действительной работающего аппарата местного самоуправления – одна из актуальных проблем во всех государствах, во все времена, что объясняется, в том числе, с активными изменениями, происходящими как внутри любого государства, так и в его внешней среде. Мировые тенденции имеют немаловажное значение, а тенденции развития в странах, которые ранее составляли единое целое, коме всего прочего, могут помочь выявить наиболее позитивные и наиболее негативные влияния.
После распада СССР в государствах – бывших участниках произошло сильное послабление, появление автономии и децентрализация между государственной властью и властью на местах. Государственным деятелям предстояло обозначить тенденции на объединение под своей эгидой непосредственного государственного управление и администрирования на местах. В связи с преобладанием государственного влияния на систему самоуправления, вынужденного усиления зависимости механизмов управления местной властью от государства, происходит полное смешение указанных двух институтов, что безусловно имеет сильное влияние на различные сферы жизни общества.
Само по себе местное самоуправление является одной из основополагающих гарантий суверенного демократического государства, без которого не представляется возможным становление гражданского общества и сохранение целостности самого государства. Обеспечение деятельности местного самоуправления базируется на принципах, заложенных действующим политическим режимом. Страны-бывшие участники СССР в большинстве своем – государства с национально-демократическим устроем. Право на местное самоуправление закреплено, как правило, в главном законе страны и обеспечено государством. Так, например, в Конституции Республики Эстонии закреплено: «Все вопросы местного значения решаются и регулируются органами местного самоуправления, которые действуют независимо в соответствии с законом»[2]. А в статье 89 Конституции Республики Казахстан закреплено признание под местным самоуправлением обеспечение самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением[3].
Распад СССР привел к неизбежным государственным реформам, произведенным как на государственном, так и на местном уровне среди всех государств постсоветского пространства. Указанные реформы привели к существованию двухполярной системы местного управления, что выражается в мирном сосуществовании на местах самоуправления и местного государственного управления в пределах переданных полномочий. Спецификой современных систем муниципального управления в постсоветских государствах является попытка урегулирования влияния на органы местного самоуправления посредствам распределения полномочий, то есть предоставление права на определенной степени самостоятельность, обозначенной рамками самого государства. Помимо прочего, на конституционном уровне в постсоветских государствах находит закрепление порядок выстраиваемых отношений между центральными и местными органами власти, закладываются основные принципы, к которым относятся:
- четкое разграничение полномочий органов государственной власти на местах и органов местного самоуправления;
- целостность и неделимость территории государства;
- конкретно обозначенная граница самостоятельности местного самоуправления посредствам определения предметов их ведения;
- дуализм в осуществлении государственной власти;
- контроль в отношении представителей власти, установление санкций в ответ на совершение ими правонарушений.
Кроме конституционных источников, правовыми регуляторами, основоположниками принципов местного самоуправления, можно назвать международные правовые акты, которые так или иначе, красной нитью прошли в законодательной системе государств – бывших участников СССР. Так, Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года закреплена автономия местного самоуправления, а также утверждена роль местного управления как неизменного атрибута государства, выстроенного на демократических основах[4]. Кроме того, для части государств постсоветского пространства, а в частности, для государств, входящих в Содружество независимых государств (далее - СНГ), юридическую силу имеет Постановление Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ от 28.10.1994 года «О принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества» [5], провозгласившее Декларацию о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества.
Общая тенденция для всех действующих систем местного самоуправления на постсоветском пространстве – наличие сильного государственного влияния на регламент управления на местах и установление государством границ полномочий местного самоуправления. Как правило, это выражается в построении четкой системы органов, осуществляющих власть на местном уровне[5]. Регулирование указанного вопроса производится на государственном уровне, посредством издания соответствующих законов.
Так, например, в Республике Беларусь управление на местах осуществляется как населением административно-территориальных единиц самостоятельно, так и уполномоченными представителями государственной власти – специально назначенными чиновниками, действующими на местном уровне. Заложена данная система Законом Республики Беларусь №108-З от 04.01.2010г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»[6]. Местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.
По-настоящему действенное местное самоуправление, воплощающее в себе принцип демократического государства, в идеальном его представлении, должно быть построено как независимая система и быть в состоянии отвечать ха эффективное разрешение вопросов местного значения, аккумулировать финансирование, в целях экономического обеспечения. Местное самоуправление для государств постсоветского пространства – выраженная установка на развитие и становление как демократического государства, цель которой – формирование населения, как надежной опоры государства[7].
Кроме того, важно отметить, что само по себе построение демократического общества, а значит и построение отлаженной системы местного самоуправления возможно только в случае наличия в государстве сильного гражданского общества. Для функционирования гражданского общества необходима свобода мысли граждан, которая может быть обеспечена только в случае его самодостаточности и экономической стабильности, благоприятных политических и экономических условиях, выстроенных в государстве. Переходный период в экономике, настигнувший все страны постсоветского пространства после распада СССР, оказал весомое значение на уровень развития демократического государства, а значит и на процесс становления местного самоуправления, темп его дальнейшего развития в условиях современности[8].
Нацеленность властных институтов на уравновешивание, поиск баланса между эффективной рыночной экономикой и социальной ориентации властных структур четко прослеживается в работе законодателей постсоветских государств, однако наличие весомого значения государства на местном уровне еще долгое время будет присутствовать отголоском при формировании и преобразовании систем местного самоуправления.
Список используемой литературы:
- Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции / С.А. Авакьян // Юридический мир. - 2020. - № 1. - С. 15-20
- Вульфович Р. М. Проблемы и противоречия в процессе становления местного самоуправления на постсоветском пространстве (на примере стран Центральной Азии) //Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 2. С. 97–106.
- Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 года. URL: https://rm.coe.int/
- Закон Республики Беларусь №108-З от 04.01.2010г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции от 31.12 2021 г.). Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11000108
- Кожевников О. А. Местное самоуправление в системе публичной власти: новое конституционное измерение / О. А. Кожевников // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 10. – С. 23–26.
- Конституция (Основной закон) Республики Казахстан от 30.08.1995г. (в редакции от 17.09.2022 г). URL: https://constitution.kz/
- Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (в редакции от 14 марта 1990 г). URL: https://www.hist.msu.ru/
- Конституция (Основной закон) Эстонской Республики от 28.06.1992г. (в редакции от 13.04.2011 г). URL: https://www.riigikogu.ee/
- Постановление Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ от 28.10.1994 года «О принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества». URL: https://docs.cntd.ru/document/901880427/
[1] [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (в редакции от 14 марта 1990 г)]
[2] [Конституция (Основной закон) Эстонской Республики от 28.06.1992г. (в редакции от 13.04.2011 г)]
[3] [Конституция (Основной закон) Республики Казахстан от 30.08.1995г. (в редакции от 17.09.2022 г)]
[4] [Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 года.]
[5] [Кожевников О. А. Местное самоуправление в системе публичной власти: новое конституционное измерение / О. А. Кожевников // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 10. – С. 23–26]
[6] [Закон Республики Беларусь №108-З от 04.01.2010г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции от 31.12 2021 г.). Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь]
[7] [2. Вульфович Р. М. Проблемы и противоречия в процессе становления местного самоуправления на постсоветском пространстве (на примере стран Центральной Азии) //Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 2. С. 97–106]
[8] [Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции / С.А. Авакьян // Юридический мир. - 2020. - № 1. - С. 15-20]