Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
Актуальность изучения – землям сельскохозяйственного назначения в России всегда выделялось особенное место, а их приоритетное значение обусловлено их социально-экономической значимостью. Важное значение также имеют ограничения в обороте земель, оно обуславливается: введением санкций странами Европейского союза и направленность на импортозамещение, точной определенностью и необходимостью обеспечения рациональной структуры земель и использование их с приоритетом на эффективность.
Земли, расположенные за пределами городской или поселковой черты, подразделяются на две части: одна используется для хозяйств, предоставленных в собственность, либо пользование, другая в дальнейшем может быть использована для этих целей. Рассматриваемая категория земель относится к важным, оберегаемым государством землям, поскольку именно они обеспечивают продовольственную безопасность нашей страны. Статья 77 Земельного Кодекса РФ определяет земли сельскохозяйственного назначения, как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Состав земель сельскохозяйственного назначения включает в себя:
- сельскохозяйственные угодья (сенокосы, пастбища, пашни, луга, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями) являются наиболее плодородной частью земель, поэтому им принадлежит первенство при использовании, и они подлежат обязательной охране;
- земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникационными конструкциями. Следовательно, это территории, которые заняты обслуживанием сельскохозяйственного производства, на них, непосредственно, сама продукция не реализуется.
- земли, занятые лесными насаждениями, кустарниковой и древесной растительностью предназначены для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных воздействий.
На землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться водные ресурсы и объекты (в том числе пруды, образованные водоподпорные сооружениями на водотоках и используемые для целей осуществления прудовой аквакультуры), выполняющие своеобразную функция обслуживания сельскохозяйственных производств для орошения, потребления в животноводческих хозяйствах и прочих нужд.
Участки, включающие в себя здания, сооружения, постройки, иные вспомогательные объекты, которые используются для с\х производства, для хранения и первичной обработки любых видов продукции. Без них не сможет существовать и активно развиваться сельскохозяйственная деятельность.
Земли, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, рассматриваются как особо значимые, продуктивные, поэтому правовой режим, прежде всего, определяет два вида земель:
- особо ценные (сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району);
- иные с\х земли.
Полный перечень ценных сельскохозяйственных угодий определяется законодательством РФ из её субъектов, применительно к их конкретным территориям. То есть, каждый субъект Российской Федерации вправе утвердить для своей территории перечень тех земель, которые относятся к особо ценным. По мнению, доктора юридических наук, профессора, Чубунова Г. В., смысл выделения в составе сельскохозяйственных земель особо ценных угодий, заключается в том, что этот перечень служит основанием для неприкосновенности и охраны земель.
Таким образом, сберегается общее число этих земель и обеспечивается продовольственная безопасность РФ.
Земельный кодекс содержит в себе лишь основные положения правового статуса земель. В статье 7 законодатель отсылает к Федеральному закону: «оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Поэтому наибольшее значение для определения статуса имеет указанный нормативно-правовой акт. Статья 1 Федерального закона четко определяет сферу деятельности. Можно сказать, что он регулирует отношения по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, а также определяет условия предоставления таких земельных участков. Регулируют правовой статус оборота и другие Федеральные законы, а именно: ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Правовой статус регулируется не только указанными законами. Так, в Конституции отмечается, что земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Часть 3 статьи 129 ГК РФ позволяет сделать вывод об общем характере гражданского законодательства, а также специальном характере норм земельного законодательства для регулирования правоотношений по обороту земельных участков. Субъекты Российской Федерации также обладают значительными полномочиями, но в только соответствии с положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».