Особенности нормативных актов государственного и муниципального управления в современных условиях
Аннотация. В статье раскрываются проблемы государственного и муниципального управления. Раскрыто несовершенство основных понятий нормативных актов.
Актуальность статьи заключается в том, что произошли изменения в широком спектре нормативных актов, касающихся структуры и руководства органами местного самоуправления, а также того, как политические решения передаются на административный уровень. В целом законы о местном самоуправлении регулируют организацию и управление органами местного самоуправления. Собственные или исключительные полномочия местных органов власти в значительной степени закреплены в Конституции и/или в небольшом числе основных законов о самоуправлении. Таким образом, правовая основа для этих функций относительно ясна и хорошо зарекомендовала себя [1].
Однако большое количество делегированных полномочий регулируется многочисленными и разрозненными законами и подзаконными актами, за которые отвечают несколько министерств, что затрудняет получение четкой картины всего спектра задач местных органов власти (а также затрудняет оценку целесообразности финансирования для выполнения этих задач). В более общем плане информация о качестве государственных услуг, предоставляемых местными органами власти, ограничена. Учитывая постепенный, продолжающийся процесс децентрализации, дублирование полномочий между государственной администрацией и местными органами власти является важным вопросом. Хотя многие задачи были делегированы с центрального уровня местным органам власти, в дополнение к первоначальным компетенциям местного уровня, многие из них также остаются в компетенции центральной администрации.
Ключевой вопрос заключается в том, как обеспечить, чтобы в этой сложной системе делегированных центром и собственных компетенций всем было ясно, кто что делает. Аналогичный подход был бы полезен и в других местах. Внутренняя структура муниципальной администрации варьируется и в основном устанавливается местными органами власти на основе внутренних правил. В частности, должность и компетенция городского или муниципального управляющего/администратора, по-видимому, регулируются по-разному как в разных странах, так и внутри них, и координация/подотчетность между управляющим и выборным исполнительным органом не всегда четко определены. Системы управления человеческими ресурсами на местном уровне различаются между теми, которые связаны с законом о всеобщей гражданской службе, и теми, которые определяются на местном уровне (хотя обычно соответствуют руководящим указаниям или ограничениям, установленным на центральном уровне). В обоих случаях ограниченный потенциал на местном уровне может затруднить последовательное применение ключевых идей центральных правил или руководящих указаний на практике [2].
Правовая основа для прозрачного набора персонала, основанного на заслугах, существует во всех странах, однако информация по странам свидетельствует о том, что на практике внедрение является сложной задачей. В целом, данные о практике управления человеческими ресурсами и результатах их деятельности ограничены или не дают четкого представления о том, как на самом деле применяются правила. Методика оценки индекса цифровой зрелости в регионах России после корректировки приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, позволяющего регионам включать дополнительные области и направления в дополнение к пяти ключевым секторам и показателям, если они того пожелают. Это является частью комплекса мер по оценке деятельности губернаторов и инструментом повышения эффективности их политики в области цифровой трансформации таких секторов, как образование, здравоохранение, городской транспорт, городская экономика и государственное и муниципальное управление. Отдельно стоит отметить, что квалифицированный анализ деятельности органов власти позволяет сформировать значимые приоритеты, цели, мероприятия и стратегии в области регионального развития [3].
Основываясь на этих законах, органы местного самоуправления более конкретно определяют организацию своего управления. Мэр является исполнительным органом, руководит муниципальной администрацией и вместе с муниципальной администрацией несет ответственность за выполнение полномочий местного самоуправления. Ключевую роль играет муниципальный управляющий или администратор, который обычно является главой администрации и несет ответственность перед муниципальным советом за деятельность администрации. Однако масштабы и роль муниципальных управляющих различаются и часто кажутся относительно слабыми [4].
В этом отношении конкретная роль администратора, муниципального менеджера или главы муниципальной администрации предлагает интересные примеры: в России глава муниципальной администрации несет ответственность перед муниципальным советом за свою работу и работу администрации в соответствии с уставом муниципалитета и законом об организации муниципальной администрации. Муниципальная администрация формируется как единый орган, но для определенных тематических областей в муниципалитетах с населением более 50 000 человек может быть сформировано более одной муниципальной администрации. Муниципальная администрация, как единый орган, управляется главой муниципальной администрации. В большинстве экономик вопросы, касающиеся работников на уровне местных органов власти, регулируются законами о государственных должностных лицах и гражданской службе, конкретными законами о местном самоуправлении или, во многих случаях, обоими. В России закон о служащих в автономных провинциях и единицах местного самоуправления был принят в 2016 году и имеет большое значение для модернизации государственного управления. Это вводит новый подход к управлению человеческими ресурсами.
Одним из наиболее важных достижений этого закона является внедрение стандартизированной системы и процедур приема на работу во всех органах местного самоуправления и, таким образом, приближение статуса наемных работников в органах местного самоуправления к статусу государственных служащих. Это нашло отражение в гармонизации названий должностных лиц на государственном и местном уровнях, а также в возможности перевода сотрудников из местных органов власти в государственную администрацию и наоборот [5].
Выводы. Таким образом, анализ ряда вопросов по государственному и муниципальному управлению позволяет сделать следующие выводы:
- муниципалитеты во всех регионах России имеют право сотрудничать друг с другом с целью совместного выполнения задач, представляющих общий интерес, в пределах их компетенции;
- степень регламентации варьируется.
Литература
1. Попова Н., Ручкина Г. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов. – Юрайт, 2023. 241 с.
2. Оробец В. М., Амиантов А. А., Амиантова И. С. Система государственного и муниципального управления. – Кнорус. 2023. 311 с.
3. Паланчук Д. П., Плотников В. А. Изменения в работе органов государственного и муниципального управления в условиях турбулентности. – СПбУТУиЭ. 2023. С. 58.
4. Кучина А. В., Воробьёв С. В. Содержание стратегического государственного и муниципального управления: цели, задачи, функции, компоненты // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 96-4. С. 95-99.
5. Маслова Е. Л., Гоголева Г. С. Совершенствование подготовки и переподготовки кадров государственного и муниципального управления // Базис. 2023. №. 1 (13). С. 101-106.