Логика
Тема № 2. Понятия: виды и способы логического оперирования с
ними
Å Задание 1
Сформулируйте определения:
положительное понятие – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный человек», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.
отрицательное понятие – это понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», а в словах иностранного происхождения - чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агностицизм», «аноним», «аморальный»
Найдите для отрицательного понятия тождественное ему положительное:
«некоммерческое учебное заведение» –государственное учебное заведение
«все, что не запрещено законом»– все, что разрешено законом
не верящий в Бога человек» – атеист
Приведите два своих примера:
1.незлой человек- добрый человек
2.неглупый человек – умный человек
Å Задание 2
Определите: объем понятия – это совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.
Уточните все возможные элементы объема понятия, скрывающиеся за словом «иное»:
«Угон – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, трактора, самоходные машины, транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, а также маломерные катера, моторные лодки и суда
Задание 3. Сформулируйте определения:
Общее понятие - это понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации.
Единичное понятие – это понятие, в котором мыслится один предмет.
Регистрирующее понятие – это понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л.Н.Толстого»
Нерегистрирующее понятие – это понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеют бесконечный объем
Из ниже приведенного списка определите общие и единичные, регистрирующие и не регистрирующие понятия.
1. Физическое лицо - общее, не регистрирующее
2. Перспектива – общее, не регистрирующее
3. Нормативно-правовой акт - общее, не регистрирующее
4. Наказуемость – общее, не регистрирующее
5. Гражданин Франции - общее, регистрирующее
6. Девиантное поведение - общее, не регистрирующее
7. Гражданский кодекс РФ - общее, регистрирующее
8. Субъективизм личности - общее, не регистрирующее
9. Свидетель преступления Ковалев - единоличное
10. Демократия – общее, не регистрирующее
Приведите по два примера общих и единичных понятий и определите, являются они регистрирующими или не регистрирующими
судимость - общее, не регистрирующее
министр РФ – общее, регистрирующее
Задание 4. Сформулируйте определения:
Конкретное понятие – это понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, самостоятельно существующие сущности
Абстрактное понятие – это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета
Из ниже приведенного списка определите конкретные и абстрактные понятия.
Кража, преступное поведение, красота, государство, должностное лицо, мораль, вина, адвокат, ребенок, криминализация, неосторожность, ответственность, юрисдикция, судебный иск, полиция, свобода, мораторий на смертную казнь.
Конкретные: Кража, государство, должностное лицо, адвокат, ребенок, судебный иск, полиция, мораторий на смертную казнь.
Абстрактные: преступное поведение, красота, мораль, вина, криминализация, неосторожность, ответственность, свобода, юрисдикция,
Приведите по два примера конкретных и абстрактных понятий
Конкретные: гражданин, работник, заработная плата
Абстрактные: занятость, социальная обеспеченность
Задание 5. Сформулируйте определения:
положительное понятие – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный человек», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.
отрицательное понятие – это понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств.
Определите из предложенного списка положительные и отрицательные понятия.
Невиновность, независимость, гуманизм, антипод, дееспособность, неосторожность, неоконченное преступление, злоупотребление, жестокость, безнравственность, терроризм, бессовестный, профессионализм, бездельник.
Положительные: гуманизм, антипод, дееспособность, злоупотребление, жестокость, терроризм, профессионализм
Отрицательные: Невиновность, независимость, неосторожность, неоконченное преступление, безнравственность, бессовестный, бездельник
Приведите по два примера положительных и отрицательных понятий
Положительные: отстающий ученик, красивый поступок
Отрицательные: некрасивый поступок, ненормальный режим
Задание 6. Сформулируйте определения:
Соотносительное понятие – это понятия, содержащие признаки, которые указывают на отношение одного понятия к другому понятию.
Безотносительное понятие – это понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения с другими предметами
Определите из предложенного списка соотносительные и безотносительные понятия.
Ответчик, политик, копия, случайность, подлинник, опекун, суд, процесс, закономерность, хаос, причина, государство, теория, обвиняемый, приговор, экспертиза.
Соотносительные: копия, подлинник, обвиняемый, приговор, Ответчик, опекун
Безотносительные: хаос, причина, теория, экспертиза, процесс, суд, политик, государство, случайность, закономерность,
Приведите по два примера соотносительных и безотносительных понятий
Соотносительные: родители, дети, начальник, подчиненный
Безотносительные: студент, государство
Задание 7. Дайте полную логическую характеристику нижеприведенным понятиям
1. Простота- общее, абстрактное, положительное, безотносительное
2. МГУ имени М.В. Ломоносова- единичное, конкретное, безотносительное, положительное
3. Трудоголизм- общее, абстрактное, положительное, безотносительное
4. Декларация о независимости - общее, конкретное, безотносительное, положительное
5. Совершенство- общее, абстрактное, положительное, безотносительное
6. Частная собственность - общее, конкретное, безотносительное, положительное
7. Конституция РФ - единичное, конкретное, безотносительное, положительное
8. Правонарушение - общее, конкретное, положительное, безотносительное
9. Рабство - общее, конкретное, положительное, безотносительное
10. Якутия - единичное, конкретное, безотносительное, положительное
Задание 8
Определите вид логических отношений между понятиями, обозначив их буквами А, В и т.д. Изобразите его на схеме с помощью кругов Эйлера. Для удобства воспользуйтесь Приложением 2.
- Студент, волонтер
А |
В |
2. Преступление, грабеж, убийство
С |
А |
В |
3. Дееспособность, недееспособность
4. Врач, народный заседатель - несравнимые
5. Начальник отдела, начальник, начальник отдела кадров
С |
А |
В |
6. Орган управления, орган государственного управления, орган местного самоуправления
А |
В |
7. Межрайонный отдел вневедомственной охраны, МВД, управление уголовного розыска
В |
А |
8. Правда, ложь –
А не А |
9. Наказание, лишение свободы, штраф
В |
А |
10. Наказание, оправдание
А не А |
Задание 9. Дайте определение:
Несовместимые понятия – это понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Это происходит в результате того, что в содержании данных понятий присутствуют признаки, которые полностью исключают совпадение их объемов
Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, из предложенного списка. Изобразите его с помощью круговых схем.
1. Преступление, преступление в сфере экономики, преступление против личности.
В |
А |
- Известность, неизвестность.
3. Прямая линия, кривая линия.
- Партийность, беспартийность.
- Правоохранительные органы, суд, прокуратура
В |
А |
- Виновность, невиновность.
- Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение.
В |
А |
- Правонарушение, преступление, преступление в сфере экономики.
А |
В |
9. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание.
А |
В |
10. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.
Задание 10. Обобщите понятия
1. Семейное право - семейные отношения
2. Закон - действующий закон
3. Подросток - трудный подросток
4. Областной суд- суд
5. Терроризм - акт терроризма
6. Исправительные работы- исправление при назначении наказания
7. Право на жизнь – дарование жизни
8. Обвиняемый- подозреваемый
9. Мораль - нравственность
10. Контракт- договор
11. Федерация - Российская Федерация
12. Премьер-министр - правительство
13. Обычай- традиция
14. Журнал – печатное издание
15. Курсант – военный курсант
16. Капитализм – свободное общество
17. Мошенничество – обман, мошеннические действия
18. Умозаключение- рассуждение-заключение
19. Осень – золотая осень
20. Амнезия – потеря памяти
Задание 11. Дайте определение:
Логическая операция деления понятия – это то логическая операция, которая раскрывает его объем. Укажите структуру, вид и правильность деления понятия.
- Преступления бывают тяжкие, средней тяжести и убийства. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - преступление
члены деления: тяжкие, средней тяжести
основание деления - категория преступления
2. Определите вид деления
Несовместимые
В |
А |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: категория и подкатегория. Убийство относится к категории особо тяжких
2 правило: Деление должно быть полным
Неполное т.к. не достает понятий: небольшой тяжести, и особо тяжкие преступления.
- правило: Результаты деления не должны пересекаться
Убийство относится к категории особо тяжких, следовательно, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит понятие Убийство
4. Устанавите имена (имя) ошибок – Убийство
5. Дайте правильное деление. Преступления бывают небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
- Сделки могут быть долгосрочные, действительные и недействительные, а недействительные в свою очередь делятся на мнимые, притворные и ничтожные. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - сделки
члены деления: действительные и недействительные
основание деления - признаки сделок
2. Определите вид деления
Несовместимые
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: сделки и недействительные сделки.
2 правило: Деление должно быть полным
полное
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. мнимые, притворные и ничтожные., члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит понятие мнимые, притворные, долгосрочные
4. Устанавите имена (имя) ошибок – мнимые, притворные, долгосрочные
5. Дайте правильное деление. Сделки могут быть действительные и недействительные, а недействительные в свою очередь делятся оспаримые и ничтожные.
- Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, твердые, мягкие и в виде порошка. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - лекарственные формы
члены деления: жидкие, твердые, мягкие
основание деления - формы
2. Определите вид деления
Несовместимые
Д |
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
1 правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: форма и проформа.
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное. Не достает газообразных
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
В виде порошка относится к твердой форме, следовательно, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит в виде порошка
4. Устанавите имена (имя) ошибок – в виде порошка
5. Дайте правильное деление
Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, твердые, мягкие, газообразные.
4. Тип лица бывает европейский, кавказский, монгольский, азиатский. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - тип лица
члены деления: европейский, кавказский, монгольский, азиатский. основание деления - сравнительное определение типа лица
2. Определите вид деления
Несовместимые
Д |
Е |
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
1 основание: тип лица
2 правило: Деление должно быть полным
полное
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. европейский, кавказский., члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Соответствует
4. Устанавите имена (имя) ошибок – нет
5. Дайте правильное деление. Тип лица бывает европейский, кавказский, монгольский, азиатский
5. «Люди делятся на тех, кто держит револьвер, и тех, кто копает» (братья Вайнеры). Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - люди
члены деления: кто держит револьвер, и тех, кто копает
основание деления - оружие
2. Определите вид деления
Несовместимые
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
1правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: орудие огнестрельное и орудие труда.
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. орудие труда может быть орудием причинения вреда, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Взаимно исключают друг друга
4. Установите имена (имя) ошибок – револьвер
5. Дайте правильное деление
Люди делятся на тех, кто воюет, и тех, кто копает.
6. Население Брянска в 19 веке состояло в основном из ремесленников и евреев. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - население Брянска
члены деления: ремесленники и купцы, евреи и русские
основание деления - занятнациональностьие,
2. Определите вид деления
Несовместимые
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: национальность, занятие.
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное Население Брянска в 19 веке состояло в основном из ремесленников и купцов и евреев, и русских.
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. евреи могли быть ремесленниками, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
4 правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит понятие евреи
4. Установите имена (имя) ошибок – евреи
5. Дайте правильное деление
Население Брянска в 19 веке состояло в основном из ремесленников и купцов
7. Всех следователей можно разделить на опытных, молодых, не имеющих юридического образования и уволенных в связи с достижением пенсионного возраста. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - следователи
члены деления: на опытных, молодых, не имеющих юридического образования и уволенных в связи с достижением пенсионного возраста
основание деления -
1) по возрасту: молодые; среднего возраста и пожилые;
2) наличие Юр образования: с юробразование и без юробразование;
3) наличие опыта: опытные и неопытные;
4) уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста.
2. Определите вид деления
Несовместимые
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
4 основания: по возрасту: молодые; среднего возраста и пожилые; наличие Юр образования: с юробразование и без юробразование; наличие опыта: опытные и неопытные; уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста.
2 правило: Деление должно быть полным. Не полное: молодые, среднего возраста и пожилые, с юробразование и без юробразование, опытные и неопытные, уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. Все члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Всех следователей можно разделить на Молодые, среднего возраста и пожилые, с юробразование и без юробразование, опытные и неопытные, уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста
4. Устанавите имена (имя) ошибок – Молодые, среднего возраста и пожилые, с юробразование и без юробразование, опытные и неопытные, уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста5. Дайте правильное деление
Всех следователей можно разделить на Молодые, среднего возраста и пожилые, с юробразование и без юробразование, опытные и неопытные, уволенные в связи с достижением пенсионного возраста и не уволенные (работающие) при достижении пенсионного возраста
8. Телосложение человека бывает слабое, среднее, плотное, атлетическое. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - телосложение
члены деления: среднее, плотное, атлетическое
основание деления - плотность тела
2. Определите вид деления
Несовместимые
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: плотность тела, физическая сила
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное: Телосложение человека бывает худощавое, среднее, плотное, атлетическое
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. слабое члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит слабое
Телосложение человека бывает худощавое, атлетическое, среднее, плотное
4. Устанавите имена (имя) ошибок – слабое
5. Дайте правильное деление
Телосложение человека бывает худощавое, атлетическое, среднее, плотное
9. Преступников по типам делят на корыстные, насильственные и мстительные. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - преступники
члены деления: корыстные, насильственные
основание деления - группы преступников
2. Определите вид деления
Несовместимые
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: группы преступников, мстительные входят в группу насильственных
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное Преступников по типам делят на корыстные, насильственные, корыстно-насильственные
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. мстительные, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит понятие мстительные
4. Устанавите имена (имя) ошибок – мстительные
5. Дайте правильное деление
Преступников по типам делят на корыстные, насильственные, корыстно-насильственные
10. Волосы могут быть прямыми, волнистыми, вьющимися, кудрявыми, курчавыми. Алгоритм решения:
1. Установите структурные элементы деления:
делимое понятие - волосы
члены деления: волнистыми, вьющимися, кудрявыми, курчавыми.
основание деления - степень завивки волос
2. Определите вид деления
Несовместимые
А |
В |
Сформулируйте правила деления. Проверьте соответствие деления данным правилам. Укажите причины несоответствия:
- правило: Деление должно проводиться по одному основанию
2 основания: прямые и вьющиеся и волнистыми, вьющимися, кудрявыми, курчавыми
2 правило: Деление должно быть полным
Не полное
Прямые и кудрявые
Вьющиеся и волнистыми, вьющимися, кудрявыми, курчавыми
3 правило: Результаты деления не должны пересекаться
2. прямые, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
- правило: Деление должно быть последовательным
Явно лишним здесь выглядит понятие прямые
4. Установите имена (имя) ошибок – прямые
5. Дайте правильное деление
Волосы могут быть волнистыми, вьющимися, кудрявыми, курчавыми.
Задание 12. Сформулируйте логические правила определения понятий:
1. Определение должно быть точным и ясным
2. Определение должно быть соразмерным.
3. Определение не должно быть тавтологичным (не должно образовывать круга).
4. Определение не должно быть отрицательным.
Укажите ошибки в определении понятий в соответствии с правилами.
1. Психология ‒ это наука. Нарушение правила 2 Определение должно быть более емким
2. Грабеж ‒ это преступление, представляющее собой ограбление человека. Определение не должно быть тавтологичным (не должно образовывать круга).
3. Анализ ‒ это научный метод. Определение должно быть более емким
4. Сравнение ‒ это не деление целого на части. Определение не должно быть отрицательным
5. Клевета ‒ это инсинуация в отношении какого–либо лица. Определение должно быть точным и ясным
6. Соучастник ‒ лицо, участвующее в подготовке, совершении преступления против жизни и здоровья и сокрытии его следов. Определение должно быть соразмерным
7. Иск ‒ юридическое средство защиты. Определение должно быть соразмерным
8. Правонарушение ‒ это противоправное деяние. Определение должно быть соразмерным
9. Взяточник ‒ человек, берущий взятки. Определение должно быть соразмерным
10. Проступок ‒ не преступление. Определение не должно быть отрицательным
Тема № 3. Суждения: виды, состав, логические отношения
Æ Задание 11. Сформулируйте определение: суждение – это мысль, содержащая в себе какую - либо информацию, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной либо ложной.
Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.
Определите вид суждения по содержанию предиката (категорическое, релятивное или экзистенциальное).
2. Сделка была заключена позднее намеченного срока- релятивное суждение
Задание 2. В предложенных простых атрибутивных суждениях определите субъект, предикат, связку, кванторное слово. Выразите суждение в явной логической форме и составьте формулу для категорических суждений
2. Договор, в котором не указана дата его совершения, не может считаться действительным.
1. Субъект - Договор в котором не указана дата его совершения
Предикат - может считаться действительным.
Связка – не может
Кванторное слово - в котором не указана дата его совершения
2. Определяем вид суждения:
по количеству – общее
по качеству – отрицательное
3. Выражаем мысль в явной логической форме – Договор, в котором не указана дата его совершения, считается не действительным
4. Записываем формулу суждения и его буквенное обозначение (А, I, Е, О) – Все S не есть Р (Е)
Задание 3. Приведите 4 примера простых суждений, определите их вид по объединенной классификации, обозначив с помощью А, I, Е, О (обозначения запишите перед примером суждения), определите термины, связку, квантор
1) А-Все города являются населенными пунктами (суждение вида А, субъект и предикат находятся в отношении подчинения; связка являются, квантор - все).
2) I-Некоторые знаменитые спортсмены – это россияне (суждение вида I, субъект и предикат находятся в отношении пересечения; связка тире, квантор - некоторые).
3)O- Некоторые числа не являются натуральными (суждение вида О, субъект и предикат находятся в отношении подчинения; связка – не являются, квантор - некоторые).
4) E-Ни одна комета – не звезда (суждение вида Е, субъект и предикат находятся в отношении несовместимости связка тире, квантор - ни).
Задание 4. Определите вид логической связи в суждении, сделайте его символическую запись, установите условия его истинности:
2. Данная улика не является ни необходимой, ни достаточной. Алгоритм решения:
1. Разбиваем сложное суждение на простые суждения и обозначаем их символами:
p – Данная улика не является ни необходимой
g – Данная улика не является ни достаточной
2. Находим логическую связку(связки), даем ей (им) имя и символическое обозначение: A ⋀ B логическое умножение
3. Записываем формулу суждения:
«А» и «В»
4. Даем ему наименование
логическое умножение
Задание 5. Преобразуйте категорическое суждение в импликативное или эквивалентное. Сделайте его символическую запись.
2. Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии или отсутствии в деянии состава преступления.
1. Находим все термины, используемые в структуре суждения:
субъекты объект посягательства
предикаты состав преступления
2. Определяем основания (условия):
находятся в отношении несовместимости
4. Записываем общую формулу
p q
5. Записываем суждение в форме импликации или эквиваленции
Если не установить объект посягательства, то нельзя утверждать о наличии или отсутствии в деянии состава преступления.
Тема № 5. Умозаключения как форма мышления. Особенности применения умозаключений в юридической деятельности
Задание 1. Произведите непосредственные умозаключения методами превращения, обращения, противопоставления предикату. Воспользуйтесь для этого Приложением 5:
2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
НИ ОДНО S НЕ ЕСТЬ Р
Превращения ВСЕ S ЕСТЬ НЕ-Р Все студенты нашей группы являются неуспевающими
Обращение НИ ОДНО Р НЕ ЕСТЬ S Ни один неуспевающий студент не является студентом нашей группы
Противопоставление НЕКОТОРЫЕ НЕ-Р ЕСТЬ S Некоторые преуспевающие студенты являются студентами нашей группы
Задание 2. Используя логические операции с суждениями, ответьте на вопросы, возникающие из следующих условий:
Для украшения зала было куплено множество воздушных шаров трех цветов: синие, красные, зеленые. Некоторые из них – круглые, а некоторые – овальные, но все зеленые шары – круглые, а все овальные – красные.
Были ли среди круглых шаров красные? Какой формы были синие шары?
Все овальные шары красные, следовательно, некоторые (а возможно, что и все) красные шары –
овальные. (обращение).
Следовательно, на вопрос «Были ли среди круглых шаров красные?» ответ дать невозможно.
Все зеленые шары – круглые, следовательно, некоторые круглые шары – зеленые. (обращение). Но поскольку
имеются и синие шары, значит, все синие шары – круглые.
Задание 3. Произведите полный разбор силлогизма, изобразите отношения между терминами в круговых схемах, постройте фигуру и определите модус. Воспользуйтесь для этого Приложением 6.
2. Ни один брак между родственниками не является действительным. Данный брак недействителен, так как заключен между родственниками.
М- брак заключенный между родственниками; Р- есть действительный.
S- данный брак.
Схема М =>P
S=> M
S=> P. Первая фигура силлогизма. Большая посылка - Общеотрицательное суждение. Ни один М не есть Р
Меньшая посылка: этот брак S есть М
Вывод: этот брак есть недействителен. Этот S не есть Р.
В данном суждении и субъект и предикат (1 суждение) взяты в полном объеме. Объем М полностью исключен из объема Р. Поэтому в Общеотрицательное суждении объем одного понятия несовместим с другим. Поэтому два круга равного диаметра просто рядом. Не пересекаются.
Задание 4. Достройте энтимему до полного умозаключения, запишите недостающую часть и проверьте правильность вывода.
1. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Т. осужден по приговору суда.
Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден
Т. осужден по приговору суда значит он виновный
2. А. не изучает логику, следовательно он не студент юридического вуза.
Если человек учится в юридическом вузе, то он изучает логику. А логику не изучает, следовательно он не учится в юридическом вузе
3. Эта сделка недействительна так как совершена несовершен- нолетними гражданами.
Сделка, совершенная несовершеннолетним гражданином является недействительной
4. Разбой является особо тяжким преступлением, так как за него несут ответственность несовершеннолетние.
Несовершеннолетние несут ответственность за разбой, как за особо тяжкое преступление
5. О. подделал документы, поэтому он привлекается к ответственности.
О привлекается к ответственности за подделку документов
6. Подозреваемый в совершении преступления обязан являться по вызову прокурора, следователя, дознавателя. Но Р. – не подозреваемый.
Подозреваемый в совершении преступления обязан являться по вызову прокурора, следователя, дознавателя.
Р. – не подозреваемый, а значит не обязан являться по вызову прокурора, следователя, дознавателя
7. Это умозаключение истинно, значит оно не ложно.
Оно не является ложным Значит, оно истинно
8. Н. – студент, поэтому он сдает экзамены.
Н - студент, поэтому он обязан сдавать экзамен»
9. Орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, конфискуются. Охотничье ружье и складной нож, принадлежащие М., – орудия преступление.
Орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, конфискуются.
Охотничье ружье и складной нож, принадлежащие М., – орудия преступление и поэтому конфискуется
10. Л. – объявлен судом безвестно отсутствующим, так как о месте его нахождения неизвестно более года.
Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, о котором нет никаких сведений в течение 1 года.
Задание 5. На основе имеющихся данных установите определенную закономерность и определите, следует ли она с логической необходимостью или является вероятной:
1) 4=3+1, 6=3+3, 8=3+5, 10=3+7, 12=3+9, 14=3+11
В каждом примере первым слагаемым является число 3. Является
2) В пяти поколениях предков Баха насчитывалось 18 музыкальных дарований. В роду Ч.Дарвина также было много талантливых людей.
Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки.
ÅЗадание 6. С помощью пирамид упорядочьте в определенной последовательности понятия, относящиеся к разным классам, найдите наименование каждого класса, его общие признаки и недостающие в нем элементы. Объясните, почему Вы выбрали именно такой порядок расположения понятий.
Æ –для четных вариантов.
Женатый, юноша, малыш, старик, пенсионер, разведенный, подросток, работающий, вдовец, учащийся, мальчик, курсант
1 класс 2 класс 3 класс
Æ– для нечетных вариантов.
«шестерка», правонарушитель, обвиняемый, заключенный, «пахан», подозреваемый, освободившийся из мест лишения свободы, осужденный, «опущенный»,
1 класс 2 класс