Основы учебно-исследовательской деятельности
государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Иркутский региональный колледж
педагогического образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине
Основы учебно-исследовательской деятельности
2021 г.
Данные методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности разработаны для студентов заочной формы обучения по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, для оказания помощи в выполнении студентами самостоятельной работы.
Организация разработчик: ГБПОУ ИО ИРКПО
Разработчик:
Грешилова Анна Вячеславовна, преподаватель
Утверждена на заседании научно-методического совета
Протокол № 1 от «30 » августа 2021 г.
Заместитель директора по УР
______________ Романова И.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
стр.
4 |
2. Материалы по организации внеаудиторной работы
|
6 |
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник заданий для самостоятельных работ по ОП.12 «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», создан в помощь студентам заочной формы обучения при выполнении самостоятельной работы.
Цель: повышение эффективности результатов выполненных самостоятельных работ студентов, овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Целевая аудитория: студенты ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» первого и второго курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование заочной формы обучения.
Приступая к работе по данному сборнику, Вы должны внимательно изучить рекомендованные задания для СРС, инструкцию к каждому заданию и список рекомендуемой литературы.
Работа выполняется студентом самостоятельно во внеаудиторное время в рамках обязательных часов в количестве 84 часа, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине.
Преподаватель проверяет выполнение работы, и студент получает соответствующую оценку (на основе определенных критериев оценки к каждому заданию СРС).
Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Студентам рекомендуется перед выполнением каждой самостоятельной работы изучить теоретические сведения по тематике работы, с целью закрепления понятийного аппарата и методологических основ УД.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
– выбирать тему и определять проблему исследования,
– формулировать научный аппарат исследования;
– работать с психолого-педагогической, методической, нормативной литературой по проблеме исследования;
– организовать эксперимент;
- обобщать и анализировать результаты исследования;
- использовать приемы защиты результатов исследования.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- о науке и научном познании;
- об особенностях и видах исследовательской деятельности студентов;
- о методологии выполнения психолого-педагогического исследования;
- о требованиях к оформлению работы.
Материалы по организации внеаудиторной работы
Тема 2.1. Логика психолого-педагогического исследования
Задание 1. Дать характеристику основным научно-исследовательским работам: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Подобрать методы к теме исследовательской работе «Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными» – (15 часов)
Реферат – это работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Реферат представляет собой основные сведения по теме и краткое точное изложение содержания первоисточника (документа).
Реферат обязательно должен содержать творческое или критическое осмысление реферируемого источника автором реферата. Объем реферата обычно 10-20 страниц. Сюда не включаются титульный лист и приложения. Структура реферата
По структуре реферат должен иметь:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение;
- несколько глав (от 2 до 5);
- заключение;
- список литературы (или библиографический список).
Каждая из этих частей начинается с новой страницы.
Курсовая работа студента является самостоятельным научным исследованием, в котором на предложенную тему необходимо провести исследование, выявить закономерности, причины возникновения проблемной ситуации и рекомендовать пути развития объекта исследования.
Курсовая работа является обязательным элементом учебного процесса и выполняется с целью проверки полученных знаний студентами и способности применять их на практике. Понятно, что работа должна выполняться самостоятельно с имеющимся индивидуальным стилем изложения информации.
Курсовая работа предполагает соблюдение последовательности при написании:
Титульный лист. Представляет собой первую страницу курсовой, выполняется по определенным правилам, которые существуют в вузе.
Содержание. Включает все элементы курсовой работы с обязательным проставлением страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки разделов и параграфов должны быть точно соблюдены в оглавлении. Сокращения, перенос слов не допускается.
Введение. Представляет собой одну из главных частей курсовой, поскольку именно здесь формулируются основные цели и задачи выполнения работы, конкретизируется объект исследования и предмет.
Актуальность темы содержит основные доказательства и доводы, относящиеся к определению практической значимости проблемы, которая подвергается исследованию в курсовой работе.
Формулировка цели и задач предполагает определение цели исследования, собственно, чему и будет посвящена работа. Учитывая поставленную цель, формируются задачи исследования. Как правило, каждой задаче соответствует один из пунктов курсового проекта.
Объект исследования является областью, в рамках которой осуществляется выполнение анализа.
Предмет исследования обычно находится в рамках объекта и на него ориентируется выполнение курсовой работы.
Определение методологии исследования – обычно имеет классическое определение, которое сводится к утверждению, что подобный способ применяли ученые из области проведения исследования. Среди методов чаще всего в курсовой работе используются системный анализ, статистические, аналитические методы, обобщений, экспертных оценок, сравнений.
Научная новизна должна обязательно присутствовать в курсовой работе, потому как это научный труд, исследования и предполагают собой какую-либо разработку.
Очень часто введение используется в качестве вступительной речи на защите курсовой работы, только необходимо добавить результаты анализа и практические рекомендации.
Теоретический раздел. Предполагает исследование методик изучения проблемы, применяющихся в отечественной и зарубежной практике. Здесь рассматриваются основные понятия проблемы, причины возникновения.
Аналитический раздел. Характеризируется анализом объекта исследования, выявлением «слабых мест», математическим просчетом основных параметров и показателей.
Практический раздел. Выполняется на основе аналитического раздела. После проведенного анализа, разрабатываются основные мероприятия по улучшению деятельности объекта исследования и пути его дальнейшего развития.
Заключение. Содержит общие выводы по курсовой работе. Должно быть выполнено последовательно, исходя из поставленных задач во введении. Также может содержать оценку, удалось ли достичь поставленной цели или нет.
Список используемых источников. Должен содержать библиографию, которая использовалась при написании работы и имеет сноски на конкретный источник. Вписывать источники информации, которые не были использованы в курсовой, только чтобы добавить объем, не стоит.
Приложения. Содержит иллюстративные материалы, которые позволяют визуально воспринять результаты работы.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся письменную работу, содержащую решение задачи либо результаты анализа проблемы, имеющей значение для соответствующей области профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа, подготовленная для публичной защиты показывает уровень профессиональной подготовки студента, умение самостоятельно вести научный поиск и решать практические задачи в сфере профессиональной деятельности в зависимости от направления подготовки.
ВКР является квалификационной работой, на основании которой государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия определяет уровень теоретической подготовки выпускника, его готовность к самостоятельной работе по видам профессиональной деятельности и принимает решение о присвоении соответствующей квалификации.
Выпускная квалификационная работа должна иметь завершенный характер, тщательную проработку исследуемой научно-прикладной проблемы, глубокие и обоснованные выводы, обобщения и предложения, демонстрировать способность студента самостоятельно проводить научные исследования и анализировать полученные результаты.
Методы исследования к исследовательской работе «Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными»: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, наблюдение за деятельностью младших дошкольников.
Цель: закрепление умений студентов давать характеристику основным научно-исследовательским работам
Форма СРС: внеаудиторная, работа в рабочей тетради
Инструкция по выполнению СРС:
1. Студентам предоставляется рабочая тетрадь, в которой им необходимо письменно выполнить задание
Критерии оценки СРС:
Оценка «отлично» - задание выполнено полностью и качественно, в срок, все требования соблюдены.
Оценка «хорошо» - задание выполнено полностью, в срок, но не в полном объеме, составленное содержание не полностью отражает содержание работ.
Оценка «удовлетворительно» - задание выполнено частично, но в срок, составленное содержание содержит недочёты.
Оценка «неудовлетворительно» - задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками, составленное содержание имеет недочёты с точки зрения содержания.
Литература:
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с. : табл. (не переиздавалась)
3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Академия, 2012. - 496 с. (не переиздавалась)
Дополнительные источники:
1. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
2. Новожилова, М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование. [Текст] / М.М. Новожилова и др. – М.: 5 Знания, 2008. (не переиздавалась)
3. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
4. Подласый, И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый. – М.: 2009. (не переиздавалась)
Форма контроля: представление записи в тетради
Задание 2. Сравнить учебно-исследовательскую работу (УИР) и проектную работу (ПР). Распределить понятия в два столбика: те, которые относятся к УИД в первый столбик, к ПД – во второй – (10 часов).
Цель: закрепление умений студентов работать с периодической литературой и составлять диаграммы
Форма СРС: внеаудиторная, работа периодической литературой, работа в рабочей тетради.
Инструкция по выполнению
1. Сравнить учебно-исследовательскую работу (УИР) и проектную работу (ПР).
2. Распределить понятия в два столбика: те, которые относятся к УИД в первый столбик, к ПД – во второй
Критерии оценки:
«Отлично» – все требования к составлению диаграммы соблюдены. Подобранный материал полностью соответствует теории, несёт научное обоснование и интересен для восприятия.
«Хорошо» – составленная диаграмма содержит недочёты, частично не соблюдены требования. Подобранный материал соответствует, но содержит факты, не достаточно обоснованные научно. В целом материал интересен для восприятия.
«Удовлетворительно» – составленная диаграмма имеет недочёты с точки зрения теории; не соблюдены требования к оформлению. Подобранный материал соответствует теме, но носит не научно обоснованный характер.
«Неудовлетворительно» – задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками.
Литература:
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с.: табл. (не переиздавалась)
Дополнительные источники:
1. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
2. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
Форма контроля: представление записи в тетради.
Задание 3. Разработка требований к написанию различных видов учебно-исследовательской работы и отдельных его частей.
Составление тезисов исследования (проекта) защита результатов студентов (подготовка защитного слова, статьи, презентации) на основе литературных источников – (20 часов.)
Запишите цель, и содержание каждой части исследовательской работы
Титульный лист — это первая страница научной работы. На титульном листе должны быть отражены данные автора курсовой работы, университет, тема исследования, научный руководитель, город и год исследования.
Титульный лист необходим для быстрой идентификации курсовой работы.
Оформление титульного листа жёстко регламентировано ГОСТом.
Содержание - по сути, план — это разработка мероприятий, которые планируется осуществить в ходе работы над курсовым проектом. Он предложил собой краткое описание его логической структуры, которая включает основные и малозначительные вопросы, разнообразные классификации. Поэтому в нём необходимо чётко выделить основные разделы, определить подразделы, делящиеся на другие более мелкие части.
Введение - во введении показывается актуальность рассматриваемой темы, указывается степень разработанности в науке, обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи и задачи, перечисляются основные источники, историография проблемы, характеризуются методы исследования.
Глава 1 - в первой главе курсовой работы необходимо описать теоретическую часть выбранных технологий для реализации курсовой работы. В первой главе, как правило, отводится место только теории и фактам.
Глава 2 - содержит описание экспериментального исследования, которое проводится в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе студент констатирует состояние дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. На формирующем этапе разрабатывается гипотеза исследования, т.е. теоретическая основа и конкретные методические меры решения исследуемой проблемы. На контрольном этапе проводится проверка полученных результатов и разработанной методики.
Заключение - дается краткое изложение сущности результатов курсовой работы. Как правило, заключение содержит 3–5 крупных обобщений, которые должны быть краткими и четкими. При этом, важно чтобы в заключении отражалась решенность всех задач исследования и обоснованность выводов и рекомендаций.
Список источников и литературы - содержит перечень источников информации, использованных при написании курсовой работы студентом, и ссылки на которые приводятся в исследуемой работе. Если один и тот же материал переиздавался неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствие с требованиями.
Приложение - включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и результатов исследования, оценки его научной и практической значимости. Число приложений определяется автором работы.
Требования к написанию различных видов учебно-исследовательской работы и отдельных его частей.
Учебно-исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами научно – исследовательской работы являются:
- развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
- проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
- демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
- привитие интереса к научной деятельности.
Приступая к учебно-исследовательской работе необходимо начать с общей концепции, т.е. с разработки структуры работы. В формализованном виде структура курсовой работы – это план. Структурно любая курсовая работа должна содержать: введение, несколько глав, заключение, список литературы, приложения (если необходимо). Это самые общие требования к структуре курсовой работы.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей учебно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.
Содержание (план).
Обязательная часть работы. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Введение.
- Обоснование актуальности темы работы (или её научного интереса).
- Определение цели, задач, которые следует решить для достижения заявленной цели работы.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Описание краткой характеристики структуры учебно-исследовательской работы.
- Краткий анализ использованной при написании работы литературы (встречающиеся в литературе различные взгляды на заявленную в работе проблему).
- Краткое перечисление методов работы.
Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Основная часть.
Самая важная часть в структуре учебно-исследовательской работы – главы .Обычно их количество – от двух до четырех, однако глав может быть и больше. Обычно каждая глава решает одну из поставленных во введении задач, т. е. количество глав равно количеству задач. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Главы могут быть разбиты на параграфы, если этого требует логика изложения материала. Параграфы с новой страницы не набираются. Если задач во введении поставлено много, то иногда на них ориентированы не главы целиком, а параграфы, в этом случае количество параграфов соответствует количеству задач.
Раскрывать тему учебно-исследовательской работы можно по-разному: в историческом плане (от прошлого к настоящему), актуалистическом плане (от настоящего, через призму его, к прошлому и о прошлом), в логическом плане (по главным, существенным, «узловым» моментам). Однако ни в коем случае не должна пострадать целостность исследования.
Первая глава курсовой работы обычно чисто теоретическая. В ней даются определения понятий и общая картина проблемы. А вот вторая, третья и последующие главы бывают разными. В чисто теоретической работе эти главы все более сужают области рассмотрения, предметно разбирая отдельные элементы темы курсовой. В целом в основной части работы должна быть раскрыта сама тема, т. е. не только освещены её проблемы и возможные (или имеющиеся уже) их решения, но также проведено сопоставление этих путей, при возможности должна быть приведена собственная интерпретация их, высказана своя точка зрения, можно даже предложить собственное решение обнаруженных проблем.
Если работа предполагает наличие практической части, то вторая и последующие главы её раскрывают практическую суть работы. В этом случае вторая глава обычно является аналитической (общий обзор, характеристика, при необходимости – специальный анализ (финансовый анализ, анализ юридических источников по проблеме, анализ археологических материалов и т. п.), выявление проблемы). Также приводится обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, сведения о процедуре и этапах исследования, а также предлагается характеристика групп исследования. После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков, схем и т. д.
Третья глава в таких работах обычно является проектной (в ней предлагается решение найденной проблемы). Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
- выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Заключение.
Обязательная часть структуры курсовой работы, представляет собой краткий обзор выполненного исследования. Здесь автор может вновь обратиться к актуальности изучения темы в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
Список использованной литературы.
Обязательная часть работы. В список заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения учебно-исследовательской работы.
Приложения.
Приложения не являются обязательной частью курсовой работы, т. е. в работе их может и не быть. Обычно в приложения выносятся таблицы, карты, схемы, иллюстративный материал, ссылки на электронные носители информации и т. п.
Справочный аппарат.
Курсовая работа обязательно должна иметь правильно оформленный научный аппарат, т.е. сноски, ссылки, цитирования и пр. Их можно делать двумя путями:
- в тексте в верхнем регистре ставится номер ссылки, а внизу страницы после отчерка – соответствующее ему полное описание источника;
- прямо в тексте в квадратных скобках указывается номер источника по списку использованной литературы с указанием страницы, откуда взята информация.
Редактирование собственного исследования (проекта).
Цель: закрепление умений студентов самостоятельно составлять требования к написанию различных видов учебно-исследовательской работы, защита результатов студентов (подготовка защитного слова, статьи, презентации) на основе литературных источников
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, материалами Интернет, работа в рабочей тетради.
Инструкция по выполнению
1. Составить требования к написанию различных видов учебно-исследовательской работы, защита результатов студентов (подготовка защитного слова, статьи, презентации) на основе литературных источников
Критерии оценки:
«Отлично» – все требования к составлению требований соблюдены. Подобранный материал полностью соответствует теоретическому материалу, несёт научное обоснование.
«Хорошо» – составленные требования содержат методические недочёты, частично не соблюдены требования к оформлению. Подобранный материал содержит факты, не достаточно обоснованные научно.
«Удовлетворительно» – составленные требования имеют недочёты с точки зрения теории; не соблюдены требования к оформлению. Подобранный материал носит не научно обоснованный характер.
«Неудовлетворительно» – задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками.
Литература:
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с. : табл. (не переиздавалась)
Дополнительные источники:
1. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
2. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
Форма контроля: представление записи в тетради.
Задание 4. Составление списка литературных источников для собственного исследования (проекта) в соответствии с требованиями ГОСТ (15 источников литературных, 10 - Интернет-источников) – (10 часов)
Цель: закрепление умений студентов составлять список литературных источников для собственного исследования (проекта) в соответствии с требованиями ГОСТ (15 источников литературных, 10 - Интернет-источников)
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, материалами Интернет, работа в тетради.
Список литературных источников для исследования на тему «Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало . — М . : Педагогика, 1977. — 248 с.
2. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 – 43
3. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М. : Просвещение,1984. - 335 с.
4. Дубинчук Е. С., Нестеренко Т. Я., Тесленко И. Ф. О преподавании математики в связи с трудовым и производственным обучением. Под общ.ред. И. Ф. Тесленко. - М. : Учпедгиз, 1962. - 107 с
5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 2010.
6. Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». – 2006.
7. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н. Б. Истомина. - 2-е изд., - Смоленск: Издательство Ассоциация с, 2009. - 288 с.
8. Кузнецов В. И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1986. - № 2. - С. 36 – 38
9. Лавлинская, Е. Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л. В. – В. : Панорама, 2006. - с.176
10. Менчинская, Н. А. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах. - М. : Просвещение, 1965. - 224 с.
11. Минаева С. С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1983. – 128 с.
12. Моро, М. И. Математика: 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы / М.И. Моро, С.В. Степанова. - М. : Машиностроение, 2015. - 128 c.
13. Стефанова, Н. Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / Н. Л. Стефанова. - М. : Дрофа, 2008. - 416 c.
14. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М : Просвещение, 1988.
15. Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. — 2003. — № 10
Интернет-источники:
1. Каменкова Н.Г. О формировании вычислительных умений младших школьников на основе моделирования / Н.Г. Каменкова, С.А. Некрасова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2019. - Т. 10. № 1. - С. 136-145. - https://elibrary.ru/item.asp?id=37199951
2. Ковтуняк Н.Б. Индивидуальный подход в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников / Н.Б. Ковтуняк // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2019. - № 3 (18). - С. 46-48. - https://elibrary.ru/item.asp?id=41451755
3. Ковтуняк Н.Б. Теоретические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников в процессе учебной деятельности / Н.Б. Ковтуняк // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2019. - № 3 (19). - С. 48-49. - https://elibrary.ru/item.asp?id=41217191
4. Кокорева В.В. Формирование вычислительных приёмов на уроках математики в начальной школе / В.В. Кокорева , Е.В. Коваль // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-2. - С. 196-200. - https://elibrary.ru/item.asp?id=42781512
5. Кутузова Е.И. Формирование вычислительных умений и навыков младших школьников / Е.И. Кутузова, В.Н. Зиновьева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов психолого-пед. секций регион. университет. науч.-практ. конф. Сер. "Психологопедагогические науки" (Калуга, 16 янв.-16 апр. 2017 г.) – Калуга, 2017. - С. 56-61. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29789262
6. Меджидова А.А. Актуальность вычислительных умений и навыков младших школьников / А.А. Меджидова // Математика и математическое образование: сб. трудов по материалам VIII междунар. науч. конф. "Математика. Образование. Культура" (Тольятти, 26-29 апр. 2017 г.) - Тольятти, 2017. - С. 268-270. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29363576
7. Потапова Н.В. Роль современных технологий в усовершенствовании вычислительных умений и навыков младших школьников / Н.В. Потапова, Л.Ф. Кравцова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2018. - № 4 (15). - С. 22-26. - https://elibrary.ru/item.asp?id=36993172
8. Федоренко О.О. Условия формирования вычислительных умений младших школьников / О.О. Федоренко, Т.В. Неженская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т29. - С. 436-438. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29113210
9. Федорова А.С. Формирование вычислительных навыков в процессе работы с математическими тренажерами / А.С. Федорова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т32. С. - 124-125. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29072884
10. Фролова А.И. Развитие навыков устного счёта у младшего школьника с использованием ИКТ технологий на уроках математики / А.И. Фролова // Инновационные и традиционные технологии обучения и развития обучающихся средствами математики и информатики материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей общеобразовательной школы. - Ульяновск, 2020. - С. 93-96. - https://elibrary.ru/item.asp?id=42696304
Инструкция по выполнению СРС:
1. Выписать в рабочую тетрадь основные технические требования к оформлению исследования и отдельных его частей. Составить тезисы исследования (проекта): Записать цель и содержание каждой части исследовательской работы в рабочую тетрадь
Основные технические требования к оформлению исследования
- Разделы обозначаются арабскими цифрами сквозной нумерацией.
- Раздел разбивают на подразделы, с соответствующим цифровым обозначением.
- Рисунки, графики, диаграммы и схемы небольшого размера располагаются непосредственно после их первого упоминания в тексте и имеют также сквозную нумерацию, соответствующую разделам.
- Крупные рисунки и большие схемы, а также прочие изображения выносятся в приложения. Необходимо учитывать, что по тексту на такой рисунок дается ссылка с указанием приложения.
- Само приложение нумеруется буквенным рядом.
- Таблицы, формулы и рисунки имеют свое обозначение, которое оформляется в соответствии с вышеуказанным стандартом.
При оформлении НИР используют стандартный лист формата А4, на котором набирают текст:
- Используя одностраничную печать.
- Шрифт – Times New Roman 14 кегля.
- Между строками выдерживается 1,5 интервал.
- Поля: правое – 10 мм, все остальные – по 20 мм.
Необходимо обратить внимание, что никакие исправления в тексте НИР не допускаются. Поэтому если автор допустил ошибку, то этот лист необходимо будет перепечатать.
Что касается требований к объему, то тут все зависит от того, кто и для каких целей пишет данный труд:
- Так, для курсовых работ он может составлять 20-30 листов.
- Для магистерских диссертаций – порядка 80-90 листов.
- Для кандидатских диссертаций – 100-150 листов.
- Для докторских – около 300.
Критерии оценки:
«Отлично» – все технические требования соблюдены. Тезисы несут научное обоснование и интересны для восприятия. Цели и содержание каждой части исследовательской работы соответствует теме и задачам.
«Хорошо» – не все технические требования соблюдены. Тезисы содержат факты, не достаточно обоснованные научно, но интересны для восприятия. Цели и содержание каждой части исследовательской работы соответствует теме и задачам.
«Удовлетворительно» – много технических ошибок. Тезисы содержат факты, не обоснованные научно. Цели и содержание каждой части исследовательской работы не всегда соответствует теме и задачам.
«Неудовлетворительно» – задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками.
Литература:
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с. : табл. (не переиздавалась)
Дополнительные источники:
1. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
2. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
Форма контроля: представление записи в тетради.
Задание 5 . Провести экспериментальную часть исследования с описанием его результатов. / Подобрать содержание и оформить продукт проекта (на выбор студента). – (10 часов)
Цель: закрепление умений студентов самостоятельно проводить экспериментальную часть исследования с описанием его результатов. / Подобрать содержание и оформить продукт проекта (на выбор студента)
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, материалами Интернет, работа в тетради.
Инструкция по выполнению СРС:
1. Провести экспериментальную часть исследования с описанием его результатов. / Подобрать содержание и оформить продукт проекта (на выбор студента) в соответствии с ранее изученными требованиями
Экспериментальная часть исследования «Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
Для того, чтобы диагностировать уровень сформированности вычислительных навыков у младших школьников, необходимо определить критерии сформированности навыков, а также их показатели.
Для нашей работы в качестве таких критериев мы взяли объем (количество) и качество. Рассмотрим эти критерии и их показатели.
Таблица1 - Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности вычислительных навыков
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Объем (количество) |
Количество усвоенных вычислительных приемов |
Самостоятельная работа; наблюдение |
Качество |
а) осознанность выполнения операций б) правильность (соответствие сформированных навыков учащихся требуемым нормам |
Наблюдение
Самостоятельная работа |
Диагностируются следующие вычислительные приемы:
- сложение двузначных чисел без перехода через разряд;
- вычитание двузначных чисел без перехода через разряд;
- сложение двузначных чисел с переходом через разряд;
- вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;
- сложение трехзначных чисел без перехода через разряд;
- вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.
Характеристика уровней:
Низкий уровень (0 – 13) – обучающийся часто неверно находит результат арифметических действий, неправильно отбирает и осуществляет операции; ребенок не понимает порядок выполнения действий; количество усвоенных приемов – менее трех.
Средний уровень (14 – 21) – обучающийся иногда допускает ошибки в промежуточных действиях; понимает, на основе каких знаний выбраны действия, но не может без помощи учителя объяснить, почему решал так, а не иначе; количество усвоенных приемов – 3 – 4.
Высокий уровень (22 – 25) – обучающийся верно находит результат арифметического действия над данными числами; понимает, на основе каких знаний выбраны действия, может сам объяснить решение примера. Количество усвоенных приемов – 5 – 6.
Для определения уровня сформированности у обучающихся вычислительных навыков можно использовать методы исследования, выбор которых обусловлен поставленными задачами. Нами была разработана самостоятельная работа, направленная на выявление уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников.
Таблица 2 - Примеры заданий для самостоятельной работы
Задания |
Проверяемый вычислительный навык или прием |
54 + 2 … 48 + 2 89 – 9 …. 89 – 1 234 + 48 … 48 + 234 |
Осознанность вычислительных действий (могут ли не вычисляя значение выражений дать верный ответ) |
45 – 28 27 + 39 67 – 29 45 + 47 |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
89 – 18 81 + 26 385 – 314 884 + 111 |
Сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд; |
4. От крышки стола отпилили угол. Сколько осталось углов? |
Осознанность вычислительных действий |
За задание №1 обучающиеся могут получить 3 балла (по 1 баллу за каждый пример). Задание №2 оценивается в 8 баллов (по 2 балла за правильно решенное выражение). За задание №3 обучающиеся могут получить всего 8 баллов (2 балла за каждое решенное выражение). За задание №4 дети получают максимально 2 балла. Таким образом, всего обучающиеся могут получить 21 балл. За вычислительные ошибки вычитается по 1 баллу.
Полученные результаты оцениваются по трем уровням: высокий (19 – 21 баллов), средний (11 – 18 баллов), низкий (0-10 баллов).
Реализация заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников
В рамка данного исследования мы разработали совокупность заданий, которые направленные на улучшение качества сформированных знаний и увеличение количества усвоенных вычислительных приемов. Задания можно проводить в рамках уроков математики на различных этапах их проведения.
Таблица 3 - Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики
Тема урока |
Вид задания |
Формируемый вычислительный прием |
Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд |
Нахождение значений выражений. Задания на классификацию |
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом |
Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд |
Нахождение значений выражений и сравнений этих значений |
Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом. |
Обратные операции |
Нахождение значения выражений Многовариантные задания |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода |
Длина ломаной. Периметр |
Сравнение выражений с переменной. Нахождение значения выражений по цепочке. |
Осознанность вычислительных действий. Сложение с переходом через разряд и без перехода. |
Порядок выполнения действий в выражениях |
Нахождение значения выражений |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
Виды алгоритмов. |
Нахождение значения выражений (по алгоритму) |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода |
Угол. Прямой угол. |
Нахождение значений выражений с элементом занимательности |
Сложение и вычитание с переходом через разряд |
Свойства сложения |
Нахождение значений выражений с элементом занимательности |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Сложение двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд |
Вычитание суммы из числа |
Нахождение значения выражений |
Вычитание двузначных чисел из трехзначных с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд |
Вычитание числа из суммы. |
Задания с многовариантными решениями с элементом занимательности |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
Примеры включения заданий в уроки математики:
На уроке по теме «Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд» на этапе актуализации знаний учитель может дать обучающимся задание:
Найдите значение выражений:
34 + 12 84 + 15 56 + 27 67 + 32
48 – 29 23 – 14 92 – 35 75 - 38
Разделите данные выражения на две группы. По какому признаку вы разделили данные выражения?
При разделении данных выражений, обучающиеся будут выделять вычислительные приемы, на которых они основаны. При этом они повторяют приемы сложения и вычитания с переходом через разряд и без перехода и понимают правила, на которых они основаны. При выполнении таких заданий обучающиеся решают, какие из них относятся к группе вычислений с переходом через разряд, а какие без перехода. Подобные задания готовят школьников к более сложной работе (сложение трехзначных чисел с переходом через разряд).
На уроке по теме «Обратные операции» на этапе закрепления учитель может предложить обучающимся выполнить следующее задание:
Найдите значение выражений.
42 + 30 57 + 12 67 + 19 24 + 78
К каждому равенству напишите все возможные равенства с обратным действием. Какое это действие?
При выполнении такого задания, обучающиеся закрепляют вычислительный навык сложения с переходом через разряд и без перехода.
На уроке по теме «Виды алгоритмов» на этапе изучения нового материала учитель может включить следующие задания:
Пользуясь алгоритмом сложения двузначных чисел, вычисли суммы:
25 + 32 + 14 16 + 28 + 50
43 + 34 + 70 81 + 39 + 87
При выполнении такого задания обучающиеся закрепляют прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода. Четко соблюдая алгоритм, ученики более прочно усваивают данные приемы, т.к. неправильные вычисления ведут к неправильному решению алгоритма, и значит нужно будет решать пример заново. Многократное повторение вычислительных действий способствует более прочному усвоению вычислительного приема.
На уроке по теме «Свойства сложения» на этапе работы по новой теме учитель предлагает детям найти равные выражения и вычислить их значение удобным способом (рис. 1).
Рисунок 1 – Задание по теме «Свойства сложения»
Какие свойства сложения были использованы для упрощения вычислений?
Выполняя такое задание, обучающиеся не только должны вычислить значение выражений, но и упростить процесс вычислений, используя свойства сложений, на которых базируются вычислительные приемы сложения с переходом через разряд и без перехода. Дети повторяют и закрепляют эти приемы. В результате многократного использования данных приемов, обучающиеся более прочно и осознано усваивают их.
На уроке по теме «Вычитание числа из суммы» на этапе закрепления учитель может предложить ученикам выполнить задание в «Лабиринт» (рис. 2). Обучающимся предлагается найти все возможные выходы из лабиринта.
Рисунок 2 – Задание по теме «Вычитание числа из суммы»
При выполнении данного задания обучающиеся должны производить вычисления внимательно и осознанно, потому что решений может быть несколько, ученикам предстоит не один раз пройти «лабиринты», находя то правильные, то непрвильные пути, что приводит к закреплению приемов сложения и вычитания с переходом через разряд и без перехода.
Применение разнообразных видов заданий на уроках математики в начальной школе, на разных этапах их проведения, дает возможность сформировать у обучающихся более прочные и осознанные вычислительные навыки. Частое повторение одного и того же вычислительного приема значительно улучшает качество и количество сформированных вычислительных приемов.
Критерии оценки СРС:
Оценка «отлично» - задание выполнено полностью и качественно, в срок, все требования к составлению и к оформлению соблюдены.
Оценка «хорошо» - задание выполнено полностью, в срок, но не в полном объеме, составленный материал содержит недочёты, частично не соблюдены требования к оформлению.
Оценка «удовлетворительно» - задание выполнено частично, но в срок, составленный материал содержит недочёты, частично не соблюдены требования к оформлению.
Оценка «неудовлетворительно» – задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками, составленный материал имеет недочёты с точки зрения содержания; не соблюдены требования к оформлению.
Литература:
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с. : табл. (не переиздавалась)
Дополнительные источники:
1. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
2. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
Форма контроля: представление записи в тетради.
Задание 6. Составление защитного слова, статьи, презентации исследования (проекта) (программа Power Point). – (19 часов)
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, лекционным материалом, материалами Интернет.
Вопросы и задания:
Составление защитного слова, статьи, презентации исследования (проекта) (программа Power Point).
Инструкция по выполнению СРС:
- Изучить рекомендуемую литературу по предмету, лекционный материал.
- Составить защитное слово собственного исследования (проекта).
- Написать статью на тему собственного исследования (проекта).
- Подготовить презентацию исследования (проекта) (программа Power Point).
Защитное слово
Добрый день. Хочу представить вам свое исследование на тему «Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе».
Актуальность исследования.
Учебники математики нацелены на развитие, в первую очередь, основных вычислительны навыков, и учитель может легко обучить порядку действий, необходимых для осуществления вычислительных операций, но в современные учебники не включена отработка частных способов вычислений, так же, как и общих.
Отмечается значительное снижение качества вычислительных операций у младших школьников, обучающихся и по обычным, и по развивающим учебникам. Особенно страдает устный счет. Желание учителей поменять ситуацию часто ведет к тому, что одни учителя используют в своей работе 2 учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) — нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя дают больше заданий на дом. Это ведет к тому, что обучающиеся перегружаются, испытывают стресс и даже теряют познавательный интерес.
Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, потому что формирование вычислительных навыков у обучающихся младшего школьного возраста часто является для педагогов одним из самых сложных разделов в работе по обучению математике, требующим большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
Объект исследования – математическое образование младших школьников.
Предмет исследования – задания, направленные на формирование и развитие у обучающихся младшего дошкольного возраста вычислительных навыков.
Цель исследования – разработать совокупность заданий, направленных на эффективное и осознанное формирование и развитие вычислительных навыков.
Исходя из цели исследования, нами были определены задачи:
- изучение и характеристика понятия «вычислительный навык», описание этапов его формирования;
- выбор типов заданий, способствующих формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста;
- определение критериев и показателей уровня сформированности вычислительных навыков у обучающихся, подбор диагностического инструментария;
- разработка заданий, направленных на эффективное и осознанное формирование и развитие вычислительных навыков.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме;
- эмпирический: анализ учебников и программ по математике.
Результаты исследования:
Формирование вычислительных навыков является важной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста. Эту задачу необходимо решить в ходе обучения детей в начальной школе, т.к. вычислительные навыки требуются при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла особое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, т.к. содержательную основу начального математического образования составляют понятия числа и четырех арифметический действий. Современные программы по математике для начальной школы включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему отдельные вопросы понимания и отработки вычислительного навыка являются для младших школьников довольно трудными.
В процессе исследования по теме «Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики» нами было охарактеризовано понятие «вычислительный навык» и определены этапы его формирования (подготовка к введению нового приема, ознакомление с вычислительным приемом, закрепление знаний приема и выработка вычислительного навыка). Также нами были определены и рассмотрены типы заданий, которые направлены на формирование и развитие вычислительных навыков (задания с использованием сравнений, задания на классификацию и систематизацию знаний, задания на выявление общего и различного, задания с многовариантными решениями, задания с элементами занимательности, комбинаторные задачи).
В ходе исследования мы определили критерии и показатели уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников, а также подобрали диагностический инструментарий. Нами была разработана самостоятельная работа, направленная на изучение уровня сформированности вычислительных навыков и на выявление количества усвоенных приемов.
Помимо этого, нами была разработана система заданий, способствующих совершенствованию вычислительных навыков и направленных на увеличение количества сформированных вычислительных приемов у детей младшего школьного возраста. Такие задания можно включать в уроки математики на различных этапах их проведения. Результатом подобной работы будет формирование у обучающихся прочных и осознанных вычислительных навыков. Такие задания будут способствовать увеличению количества сформированных вычислительных приемов.
Таким образом, в ходе данного исследования мы решили все поставленные задачи, а цель исследования, которая состояла в разработке заданий, способствующих эффективному и осознанному формированию вычислительных навыков, была достигнута.
Статья:
Важная задача обучения математике детей младшего школьного возраста - формирование у них вычислительных навыков, в основе которых лежит осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является той базой знаний и умений, которая находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других дисциплин.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования
А.А. Столяра, С.Е. Царевой, Е.С. Дубинчук, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, С.С. Минаевой и др.
Наиболее подробно вопросы совершенствования устных и письменных вычислений младших школьников изучались в 60-70 гг. ХХ века. В последующие годы, в основном, изучалась разработка качеств вычислительных навыков, рационализация вычислительных приемов, применение средств ТСО, дифференциация и индивидуализация процесса формирования вычислительных умений и навыков.
Каждое из вышеперечисленных исследований внесло большой вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения младших школьников, и нашло отражение в учебниках по математике.
Программы по математике, которые сейчас используют в школах, обеспечивают необходимый уровень формирования вычислительных умений обучающихся. Изучение вычислительного приема происходит после того, как дети усвоят его теоретическую базу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них). Причем в каждом конкретном случае обучающиеся понимают сам факт применения соответствующих теоретических положений, которые положены в основу вычислительного приема, конструируют различные приемы для одного случая вычислений, применяя различные теоретические положения. В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, которые были изучены ранее, встраиваются в новые в качестве базовых операций.
Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, который характеризуется изменением образа деятельности обучающихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, в значительной степени ослабила внимание к развитию и формированию вычислительных навыков у школьников.
Учебники математики нацелены на развитие, в первую очередь, основных вычислительны навыков, и учитель может легко обучить порядку действий, необходимых для осуществления вычислительных операций, но в современные учебники не включена отработка частных способов вычислений, так же, как и общих.
Отмечается значительное снижение качества вычислительных операций у младших школьников, обучающихся и по обычным, и по развивающим учебникам. Особенно страдает устный счет. Желание учителей поменять ситуацию часто ведет к тому, что одни учителя используют в своей работе 2 учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) — нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя дают больше заданий на дом. Это ведет к тому, что обучающиеся перегружаются, испытывают стресс и даже теряют познавательный интерес.
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая решается в процессе обучения младших школьников. Такие умения должны формироваться осознанно и прочно, т.к. они выступают в качестве базы для всего начального курса обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного применения приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу добавлено знакомство с самыми важными свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями.
Выявлено, что теоретической базой вычислительных приемов являются определения арифметических действий, свойства действий и следствия, которые из них вытекают. В связи с этим выделяются несколько групп приемов в соответствии с их общей теоретической базой, которая предусмотрена настоящей программой по математике для начальных классов. Это дает возможность применять общие подходы в методике формирования соответствующих навыков.
На уроке математики формирование вычислительных навыков имеет большое значение. Одной из форм работы по формированию вычислительных навыков являются задания. Овладение вычислительными навыками имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:
- образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;
- воспитательное значение: устные вычисления развивают мышление, память, внимание, речь, математическую зоркость, наблюдательность и сообразительность;
- практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда нет возможности письменно выполнить действия.
Для того, чтобы диагностировать уровень сформированности вычислительных навыков у младших школьников, необходимо определить критерии сформированности навыков, а также их показатели.
Для нашей работы в качестве таких критериев мы взяли объем (количество) и качество.
Диагностируются следующие вычислительные приемы:
- сложение двузначных чисел без перехода через разряд;
- вычитание двузначных чисел без перехода через разряд;
- сложение двузначных чисел с переходом через разряд;
- вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;
- сложение трехзначных чисел без перехода через разряд;
- вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.
В рамка данного исследования мы разработали совокупность заданий, которые направленные на улучшение качества сформированных знаний и увеличение количества усвоенных вычислительных приемов. Задания можно проводить в рамках уроков математики на различных этапах их проведения.
Таблица 3 - Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики
Тема урока |
Вид задания |
Формируемый вычислительный прием |
Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд |
Нахождение значений выражений. Задания на классификацию |
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом |
Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд |
Нахождение значений выражений и сравнений этих значений |
Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом. |
Обратные операции |
Нахождение значения выражений Многовариантные задания |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода |
Длина ломаной. Периметр |
Сравнение выражений с переменной. Нахождение значения выражений по цепочке. |
Осознанность вычислительных действий. Сложение с переходом через разряд и без перехода. |
Порядок выполнения действий в выражениях |
Нахождение значения выражений |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
Виды алгоритмов. |
Нахождение значения выражений (по алгоритму) |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода |
Угол. Прямой угол. |
Нахождение значений выражений с элементом занимательности |
Сложение и вычитание с переходом через разряд |
Свойства сложения |
Нахождение значений выражений с элементом занимательности |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Сложение двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд |
Вычитание суммы из числа |
Нахождение значения выражений |
Вычитание двузначных чисел из трехзначных с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд |
Вычитание числа из суммы. |
Задания с многовариантными решениями с элементом занимательности |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд |
Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных видов заданий на уроках математики в начальной школе, на разных этапах их проведения, дает возможность сформировать у обучающихся более прочные и осознанные вычислительные навыки. Частое повторение одного и того же вычислительного приема значительно улучшает качество и количество сформированных вычислительных приемов.
Критерии оценки СРС:
Оценка «отлично» - задание выполнено полностью и качественно, в срок;
Оценка «хорошо» - задание выполнено полностью, в срок, но не в полном объеме;
Оценка «удовлетворительно» - задание выполнено частично, но в срок.
Оценка «неудовлетворительно» - задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками.
Литература::
1. Бережнова, Е.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010. - 128 с.: табл. (не переиздавалась)
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 176 с. : табл. (не переиздавалась)
3. Исследовательская деятельность студентов [Текст] / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (не переиздавалась)
4. Новожилова, М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование. [Текст] / М.М. Новожилова и др. – М.: 5 Знания, 2008. (не переиздавалась)
5. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: сборник заданий для практических и самостоятельных работ / сост.: Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. - Иркутск: ИГУ, 2009. - 75 с. - Библиогр.: с. 74. (не переиздавалась)
Форма контроля: готовое выполненное исследование (проекта) и его устная защита