Российская муниципальная служба на современном этапе
Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния муниципальной службы в Российской Федерации. Муниципальная служба как правовой институт существует в нашей стране уже довольно давно. Однако после того, как местное самоуправление было включено в единую систему публичной власти, вопросы муниципальной службы вновь приобрели актуальность как для теоретических исследований, так и для практической деятельности. Автор уделяет внимание проблемам муниципальной службы, в особенности вопросам кадрового обеспечения, а также предлагает ряд мер по его совершенствованию.
Российская Федерация, будучи федеративным государством, имеет сложную, трехуровневую систему управления – публичной власти. И если раньше публичная власть как термин и правовая категория существовала лишь в теории, то конституционная реформа 2020 года закрепила это понятие на уровне Основного закона и внесла существенные изменения в его понимание и значение.
Как следует из ст. 132 Конституции Российской Федерации, систему публичной власти составляют органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти.[1] При этом конституционным смыслом существования единой системы публичной власти является взаимодействие ее уровней в целях наиболее эффективного управления в интересах населения, проживающего на конкретной территории.
Местное самоуправление по своему характеру и назначению и призвано проводить в жизнь самые насущные запросы граждан, причем с опорой на людей, наиболее заинтересованных в достижении поставленных целей, а также наиболее разбирающихся в тех или иных особенностях конкретной территории.
Реализация целей местного самоуправления, осуществление функций муниципального уровня власти и управления территориями – все это осуществляется посредством муниципальной службы.
Муниципальная служба как самостоятельный вид профессиональной деятельности составляет ядро местного самоуправления. Все решения, принимаемые по вопросам местного значения, фактически исполняются и реализуются на практике муниципальными служащими, чья компетентность и заинтересованность в высоких результатах работы напрямую влияет на эффективность управления и на темпы развития территории.
Все это обусловливает актуальность исследования современного состояния муниципальной службы.
В настоящее время муниципальная служба как практическая форма реализации местного самоуправления находится в фокусе внимания со стороны государства. Постоянно идет поиск новых возможностей местного самоуправления и муниципальной службы в социально-экономическом развитии территорий, новых принципов взаимодействия с органами государственной власти, что находит свое отражение и в изменяющемся законодательстве.
Вместе с этим, следует признать и ряд проблем, существующих в системе муниципальной службы.
- Основой для выполнения управленческих функций, безусловно, является кадровый потенциал муниципальной службы. И в этом аспекте кроется целый комплекс задач, которые необходимо решать для успешного развития института муниципальной службы. Во-первых, в настоящее время можно констатировать, что уровень образования муниципальных служащих не всегда отвечает современным требованиям и запросам. Причем речь идет далеко не только о наличии профессиональных знаний и навыков в сфере экономики, управления, юриспруденции и иных отраслях, в которых осуществляется непосредственная деятельность муниципальных служащих. Помимо уровня образования в настоящее время на передний план выходит и такая характеристика муниципального служащего, как управленческие компетенции, которые предполагают способность нестандартно мыслить, не бояться проявлять инициативу при решении управленческих задач, нести ответственность за принятые решения, а также более гибко реагировать на изменяющиеся запросы общества.
Очевидно, что вышеперечисленным требованиям отвечают далеко не все чиновники, замещающие муниципальные должности. Симптоматично в данной связи то, что на протяжении нескольких лет, согласно данным Росстата, неуклонно снижается число муниципальных служащих молодого возраста, и при этом одновременно растет численность муниципальных служащих в возрасте старше 60 лет.[2]
Указанные проблемы обусловлены несколькими причинами. Уровень материального обеспечения муниципальных служащих значительно уступает и государственной службе, и тем более уровню доходов в коммерческой сфере. Кроме того, муниципальная служба не предоставляет реальных возможностей карьерного роста. И в довершение этого также необходимо отметить крайнюю степень неповоротливости системы муниципальной службы, где в принципе могут быть совершенно не востребованы перечисленные навыки муниципального служащего. Все это приводит к тому, что молодые, инициативные, компетентные профессионалы попросту не рассматривают для себя муниципальную службу как сферу профессиональных интересов.
Решение данного комплекса проблем должно быть так же комплексно. В частности, необходимы меры по выравниванию финансирования государственной и муниципальной службы, как это, собственно, и декларировано ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Также необходимо и повышение материальной и технической обеспеченности конкретных органов местного самоуправления, в особенности в сельских поселениях. Также очень эффективным было бы создание единой, интегрированной системы кадрового отбора, когда должности государственной службы могут замещать лишь те, кто прошел имеет определенный опыт на муниципальной службе.
- Еще одной проблемой муниципальной службы современные исследователи называют систему кадрового отбора на основе существующего внешнего конкурса. Исследователи полагают, что данная конкурсная система крайне несовершенна и не в состоянии оценить истинный профессиональный уровень кандидата. В этой связи заслуживает внимание предложение о внедрении системы внутренних конкурсов в зависимости от потребностей конкретного органа местного самоуправления.[3] Также доступ к муниципальной службе должен получить неограниченный круг кандидатов, для чего в последние годы проводятся различные проекты, такие, как «Лидеры России», а также Всероссийский конкурс Роструда, направленный на поиск лучших специалистов в области государственного и муниципального управления.
- Кроме того, муниципальная служба в настоящее время так же, как и другие отрасли профессиональной деятельности, для своего развития должна внедрять новейшие информационные технологии. Эта существенная проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, это и уровень технического обеспечения органов местного самоуправления. Особенно остро эта проблема стоит в сельских населенных пунктах, отдаленных районах нашей страны. Необходимо участие региональной и даже федеральной власти в устранении данного дисбаланса. Несоответствие технического оснащения органов местного самоуправления даже в рамках одного региона приводит к несогласованным действиям и, как следствие, к снижению эффективности управления.
Кроме того, необходимо и наличие определенных навыков работы в цифровой среде у муниципальных служащих, поскольку на передний план в настоящее время выходит в том числе и степень открытости деятельности местного самоуправления, а также уровень взаимодействия муниципальных служащих с гражданским обществом.[4] И это на данном этапе действительно важнейшая задача, решение которой позволит существенно повысить доверие к институту муниципальной службы.
Подводя итог настоящему краткому исследованию, следует отметить, что в последние годы проблема развития и совершенствования муниципальной службы входит в сферу особого внимания государства, о чем свидетельствует включение органов местного самоуправления в систему публичной власти. Вместе с тем еще необходим ряд преобразований в системе муниципальной службы, в особенности поиск баланса между делегированными полномочиями и финансовыми возможностями муниципальных образований. Реформы местного самоуправления и соответственно муниципальной службы преследуют цель сделать этот институт наиболее эффективным способом решения вопросов местного значения, поскольку именно этот уровень власти самым тесным образом связан с населением и представляет собой высшее проявление демократии.
Список использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.06.2023).
- Журавлев Д.Ю. К вопросу об инновационных решениях в развитии муниципальной службы / Журавлев Д.Ю. – Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2022. - № 1(92)-1. – С. 422 – 428.
- Сидорова О.В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития муниципальной службы в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 54-56.
- Спиридонов К.В. Проблемы и пути совершенствования системы управления кадрами на муниципальной службе / Спиридонов К.В.- Текст: непосредственный // Вопросы российской юстиции. – 2022. - № 24. – С. 67 – 74.
- Шамарина Г.М. Современные тенденции развития муниципальной службы /Шамарина Г.М. – Текст: непосредственной // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2021. - № 3. – С. 229 – 239.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.06.2023).
[2] Шамарина Г.М. Современные тенденции развития муниципальной службы /Шамарина Г.М. – Текст: непосредственной // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2021. - № 3. – С. 229 – 239.
[3] Спиридонов К.В. Проблемы и пути совершенствования системы управления кадрами на муниципальной службе / Спиридонов К.В.- Текст: непосредственный // Вопросы российской юстиции. – 2022. - № 24. – С. 67 – 74.
[4] Сидорова О.В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития муниципальной службы в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 54-56.