ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
обучающийся 3 курса Тульского института (филиала) Всероссийского государственного
университета юстиции (РПА Минюста России),
г. Тула, e-mail: petrov@mail.ru
Научный руководитель:
Иванов Иван Иванович,
заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Тульского института (филиала) Всероссийского государственного
университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент, г. Тула,
e-mail: ivanovii@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аннотация: в наши дни социальная защита населения очень важна, она является главной общественной функцией для всех государственных органов и социальных институтов. В связи с определенными причинами социально-экономического характера, организационно-правовая форма социального обеспечения тщательно изменяется. Также органы, которые обеспечивают социальную защиту должны функционировать в полной мере, чтобы помочь нуждающимся субъектам государства. Существуют общеобязательные виды страхование и добровольные. К общеобязательным относят такие виды страхования, как государственное пенсионное, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальное страхование от несчастных случаев на производстве и заболеваний, полученных в ходе работы, государственное медицинское страхование.
Ключевые слова: организационно-правовые формы социального обеспечения, обязательное социальное страхование, добровольное социальное страхование, государственное социальное обеспечение.
Artem Jafarov,
3rd year student of the Tula Institute (branch)
of the All-Russian State University of Justice
(RLA of the Ministry of Justice of Russia),
Tula, e-mail: petrov@mail.ru
Scientific supervisor:
Ivanov Ivan Ivanovich,
Head of the Department of Civil law disciplines
of the Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Tula, e-mail: ivanovii@mail.ru
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF SOCIAL SECURITY
Abstract: Nowadays, social protection of the population is very important, it is the main public function for all state bodies and social institutions. Due to certain socio-economic reasons, the organizational and legal form of social security is being carefully changed. Also, the bodies that provide social protection should function fully to help the needy subjects of the state. There are compulsory and voluntary types of insurance. Compulsory insurance includes such types of insurance as state pension, social insurance in case of temporary disability and in connection with maternity, social insurance against accidents at work and diseases received in the course of work, and state health insurance.
Keywords: organizational and legal forms of social security, compulsory social insurance, voluntary social insurance, state social security.
Исходя из прагматических, а также гуманистических соображений, государство в определенной степени несет ответственность за наступление социальных рисков информирует такую государственную систему социального обеспечения, которая предоставит возможность реализовать право человека на социальное обеспечение (в частности, подразумевается предоставление пенсий, пособий и других выплат, а также бесплатных медицинских и прочих социальных услуг).
Аналогичного мнения придерживается также М.Г. Седельникова, замечая: “способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест. [8, с. 135]
Первоначальным источником организационно-правовых форм социального обеспечения является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а именно статья 22, которая содержит в себе сведения о том, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Декларация говорит о границах: «структура и ресурсы государства». Исходя из этого, можно сказать, что эффективность предоставляемого социального обеспечения находится в прямой зависимости от финансов государства.
И если финансов будет недостаточно, то данная система не сможет в полной мере функционировать. Можно рассмотреть одну ситуацию в качестве примера.
Так, одно государство имеет нужное количество финансовых ресурсов, но из-за того, что она не эффективно функционирует, материальная помощь не доходит до нужных субъектов.
И такую ситуацию можно будет исправить только такими мерами, которые будут направлены на внедрение обязательной всеобщей декларации материального состояния и внедрения информационных систем администрирования.
Такое декларирование материального положения индивида раскроет государству проблему его жизнеобеспечения, не соответствия его материального положения прожиточному минимуму, на которое компетентные государственные и муниципальные органы, в рамках своих полномочий, должны отреагировать точечным финансовым влиянием, либо иным образом, предусмотренным исполнительной властью.
Информационные системы администрирования также позволят решить проблему адресности получателей социальной помощи и проблему отслеживания своего заявления, что в свою очередь позволит субъекту отследить или не потерять свое заявление в многоуровневых инстанциях.
Положение части 1 статьи 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социально обеспечение со стороны государственных органов: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». [1]
По своему содержанию указанное право – это система мер, предоставляемых государством с целью защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда граждане не могут использовать собственный труд для получения вознаграждения за их труд. [5, с. 148]
Реализация закрепленного основополагающим законом страны права осуществляется в разных формах, которые зависят от:
- круга лиц, подлежащих социальному обеспечению со стороны государства;
- источников и способов формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
- видов обеспечения;
- условий и размеров обеспечения;
- органов, предоставляющих такое обеспечение.
Законодатель выделяет три организационно-правовые формы социального обеспечения:
- государственное (обязательное) социальное страхование;
- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
- государственная социальная помощь.
Данные формы социального обеспечения создаются для того, чтобы защитить население страны от такого явления, как социальный риск, под которым в статье 3 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» понимается «предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование». [4]
Государственное (обязательное) социальное страхование – это главная организационно-правовая форма социального обеспечения граждан в Российской Федерации, целью которой является, прежде всего, разделение социального риска потери заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других услугах социального характера, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному государственному страхованию подлежат следующие лица:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. [3]
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суть обязательного социального страхования – это распределение социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, которые непосредственно подлежат обязательному социальному страхованию, и самим государством.
Утрата заработка, которая может быть вызвана различными причинами – безработицей, временной нетрудоспособностью, инвалидность, и другими обстоятельства, связанными с наступлением страхового случая, подпадают под категорию социального (массового) риска в случае признания их государством уважительными или иными словами – социально значимыми причинами. Стихийные бедствия, потребность в получении медицинской помощи, наличие несовершеннолетних и совершеннолетних иждивенцев являются частью дополнительных расходов.
С целью финансирования государственного (обязательно) страхования создаются фонды общегосударственного и местного характеров, функционирующие как внебюджетные финансовые системы.
К фондам общегосударственного характера законодатель относит Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, образующиеся посредством внесения в них работодателями страховых взносов и дотациями со стороны государства.
Главной целью фондов общегосударственного характера – это сбор денежных средств, которые в последующем будут инвестированы в государственные проекты, вложены в приобретение ценных бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующих получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других выплат социально-страхового характера.
С полной уверенностью можно утверждать, что государственное (обязательное) социальное страхование представляет собой форму организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в результате наступления страхового случая.
В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» называет еще одну организационно-правовую форму социального обеспечения осуществления каждым его конституционного права на получение денежных выплат и социальных услуг – социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета.
Государственные служащие, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности также охватываются рассматриваемой организационно-правовой формой.
Социальная помощь – третья организационно-правовая форма осуществления социального обеспечения.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущие граждане и семьи выступают субъектами социальной помощи. Основанием такой помощи является размер отдельного дохода гражданина или среднего душевого дохода семьи. [2]
Если этот показатель меньше прожиточного минимума, то семья или одиноко проживающий гражданин подпадают под категорию малоимущих и имеют право на получение государственной социальной помощи.
Отсюда следует, что право на получение социальной помощи со стороны государства зависит от размера дохода лица, а не от участия его в трудовой деятельности или уплате страховых взносов.
Государственная помощь представляет собой одну из форм осуществления права гражданином на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи их с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.
Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Разные виды социального обеспечения предоставляются в рамках различных организационно-правовых форм.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации реализация конституционного права на социальное обеспечение осуществляется в зависимости от круга обеспечиваемых лиц; источников и способов формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; видов обеспечения; условий и размеров обеспечения; органов, которые предоставляют обеспечение.
Законодатель выделяет следующие организационно-правовые формы социального обеспечения – государственное (обязательное) социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и государственная социальная помощь.
Денежные выплаты по указанным формам зависят от определенных условий:
- для государственного (обязательного) социального страхования необходимо наступление страхового случая;
- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета осуществляется в отношение определенной в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» категории лиц;
- выплата социальной помощи зависит от величины прожиточного минимума гражданина.
Библиографический список
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 25.02.2022) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 25.02.2022) "Об основах обязательного социального страхования"
- Арутюнян Д. Г. Организационно-правовая форма социального обеспечения как обязательный атрибут социального государства // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. №11-7. С. 48-53
- Димашова У.В. Государственная социальная помощь как организационно- правовая форма социального обеспечения // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: статья в сборнике трудов конференции. – Благовещенск. 2021. С. 383-384
- Капинос Е.Т. Организационно-правовые формы социального обеспечения в России // Современная наука: теория и практика: статья в сборнике трудов конференции. – Нефтекамск. 2018. С. 227-230
- Седельникова Марина Геннадьевна Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2018. №1 (54). С. 135-138