Либеральная модель социального государства
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Понятие либеральной модели социального государства
3. Достоинства и недостатки либеральной модели социального государства
Введение
Главный акцент либеральной модели социального государства делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества.
Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия.
Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности.
Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья.
Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д.
Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.
1. Социальное государство
Социальное государство – это характеристика демократического правового государства, которая отражает центральное место личности в системе государственного и правового управления и стремление государства обеспечить права и свободы личности, достойное ее существование, свободное развитие и благополучие.
Социальное государство представляет собой качественную характеристику современного типа правового демократического государства, где одной из важнейших задач публичного управления является обеспечение высокого уровня социальной защищенности личности. В качестве ключевых характеристик социального государства можно назвать следующие:
• провозглашение в государстве приоритета прав личности, утверждение общечеловеческих ценностей, принципа социальной справедливости, социальную ориентированность внутренней политики государства, гарантирующую каждому члену общества достойные условия существования и развития, социальную защищенность и равные возможности для реализации;
• приверженность большей части населения высоким морально-нравственным ориентирам, в том числе и среди лиц, замещающих должности в системе публичного управления;
• наличие развитых институтов гражданского общества;
• широкое распространение и высокий уровень развития демократических институтов в обществе;
• развитие экономической системы, что позволяет эффективно распределять доходы населения для обеспечения потребностей социально уязвимых слоев населения;
• подчинение государства праву, утверждение принципа законности как базового принципа организации и реализации публичного управления;
• наличие представительного законодательного органа, который объединяет представителей разных социальных групп и выступает инструментом координации, согласования и реализации их интересов в законотворческой деятельности и др.[1]
Поскольку социальное государство выступает характеристикой правового демократического современного государства, то ему присущи все основные функции такого государства, при этом у него наличествуют и специфические черты, отражающие именно социальный характер государства. К таким специальным чертам относятся следующие:
• поддержка социально уязвимых слоев населения;
• применение механизма перераспределения доходов между разными социальными группами посредством разработки и реализации специальных социальных программ для поддержки социального уязвимых слоев населения;
• обеспечение охраны труда и здоровье работников;
• поддержка семьи, материнства, детства;
• направление финансовых ресурсов государства в научную сферу и культурное развитие;
• обеспечение занятости населения;
• обеспечение баланс между невмешательством государства в свободный рыночные отношения и реализацией мероприятий государственной экономической политики в случае «провалов рынка»;
• взаимодействие с международными партнерами для решения глобальных экологических, культурных, социальных проблем;
• стремление к сохранению мира согласия в обществе.
2. Понятие либеральной модели социального государства
Исходя из доминирования в системе публичного управления тех или иных взглядов формируются разные модели социального государства, одной из таких моделей является либеральная модель социального государства. В самом общем виде либеральное политическое устройство можно характеризовать через базовый принцип такого устройства, который провозглашает личную ответственность каждого гражданина за свою судьбу и судьбу лиц, зависящих от него.
Иными словами, либеральная модель ограничивает значение государства в жизни социума, социальные функции государства в этой системе перекладываются на институты гражданского общества, граждан непосредственно, финансирование социальных программ реализуется прежде всего за счет частных финансовых ресурсов, частного страхования. Государство, в свою очередь, направляет свои усилия на формирование благоприятной среды для роста доходов населения, на стимулирование такого роста.
При либеральной модели социального государства ведущую роль играют рыночные механизмы. Социальная помощь оказывается наиболее уязвимым слоям населения, которые не могут обеспечить собственное существование. Помощь предоставляется только после проверки нуждаемости.[2]
Таким образом, государство все же принимает на себя ответственность за социальное обеспечение граждан, которые не способны самостоятельно себя обеспечить.
3. Достоинства и недостатки либеральной модели социального государства
В качестве положительных характеристик либеральной модели социального государства можно выделить следующие:
• государство создает необходимые условия и стимул для реализации предпринимательской инициативы и развития бизнеса. Представители бизнеса в такой системе государственного управления более свободны, что ведет к активному развитию бизнеса, как следствие, и к повышению доходов бюджета, и к обеспечению за счет собственных доходов потребностей населения;
• в области поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья используются меры, гарантирующие равные с иными гражданами права и возможности для реализации и развития. Это обеспечивается преимущественно за счет антидискриминационного законодательства. Иными словами, государство создает возможность для социально уязвимых представителей населения самостоятельно заботиться о себе, обеспечивать собственные потребности и др.
В последние десятилетия политика по сокращению объема социальных благ водится в практику большого количества государства, активно поддерживается населением. К числу недостатков либеральной модели социального государства относятся:
• стимулирование деления общества на бедных и богатых, то есть на лиц, потребности которых покрываются минимально возможными государственными социальными услугами, и лиц, способных на рынке получить услуги высокого качества;
• исключение большей части граждан из государственной системы предоставления социальных услуг, поскольку эта система в долгосрочной перспективе нестабильна, предоставляет услуги невысокого качества для социально уязвимых слоев и др.
Заключение
Либеральная модель, основанная на социальной поддержке уязвимых слоев общества, которая реализуется посредством института социальной помощи; государственные меры сводятся к установлению невысоких единых тарифных ставок в области пенсионного страхования; распределение материальных благ близко к тому, что обеспечивает рынок.
Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной, по крайней мета в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной неформальной помощи.
Сильная сторона приведенного состоит в макроэкономических и политических способах оценки характера социальной политики; слабая - в известной условности применяемых методов оценки. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.
Список литературы
- Мананникова М. В., Балахонцева И. Г., Лутцев М. В. Социально-философский анализ кризиса либеральной демократии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №1. С. 66-73
- Тарабан Н.А. Консенсус либеральных и социальных идей в Конституции Российской Федерации как политическом кодексе и общественном договоре // История государства и права. 2020. №1. С. 45-51
[1] Тарабан Н.А. Консенсус либеральных и социальных идей в Конституции Российской Федерации как политическом кодексе и общественном договоре // История государства и права. 2020. №1. С. 45-51
[2] Мананникова М. В., Балахонцева И. Г., Лутцев М. В. Социально-философский анализ кризиса либеральной демократии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №1. С. 66-73