Звуки и буквы. Звуко - буквенный анализ слов
Русский язык 1 класс
Тема: Звуки и буквы. Звуко - буквенный анализ слов.
Ход урока
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять, грамотно писать.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Ноги прямо я поставлю, локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь.
II этап. Внедрение в учебную деятельность.
1)Работа в тетрадях. Минутка чистописания. Стр 18 -Для чего это нужно? - чтобы научиться правильно и аккуратно писать.
А) данные букв: Г, П, Т, Р необходимо написать до конца строки , вспоминая имена близких, знакомых вам людей, чьи имена начинаются с этих букв.
Б) написать по образцу слова ПОПОВ ТИТОВ, почему написаны с большой буквы? Подчеркнуть орфограмму.
(Какие орфограммы вы знаете? (Безударная гласная, удвоенная согласная, сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ., большая буква в именах собственных, , разделительные ь и ъ знаки.)
в слове ГАЗЕТА найти графические ошибки
III этап. Сообщение темы урока
Отгадайте загадки.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук.)
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят. (Буквы.)
Как различать звуки и буквы?
Постараемся на уроке ответить на этот вопрос.
За горами, за долами, за широкими морями,
Не на небе – на земле
Есть страна, в ней звуки все:
Звонкие, согласные, мягкие и гласные
Дружно в городе живут
Город «Звукоград» зовут.
Приглашаю вас в увлекательное путешествие по городам Звукоград и Буквоград, чтобы повторить и обобщить ваши знания о звуках и буквах.
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий
Посмотрим упр 1 стр 18
Что мы знаем о звуках и буквах?
В общении мы используем слова
Слова состоят из звуков и записываются с помощью букв.
Буквы – это знаки письма.
Буквы мы видим, ~ пишем, ~ читаем, ~ называем.
Звуки мы слышим и произносим.
В русском языке звуков больше, чем букв
В русском языке букв – 33. Каждая буква имеет своё место в алфавите и своё название.
На какие две группы мы делим все звуки? (Гласные и согласные.)
Чем гласные звуки отличаются от согласных? (При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.)
согласных (21 буква, но 37 звуков)
количество гласных (10 букв, но 6 звуков)
Какие буквы звуков не обозначают? (ъ и ь)
Посмотрим упр 1 стр 18 (устно)
Что ты знаешь о буквах е, ё, ю, я?
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях:
1)в начале слова, например: юла, ёж, Егор, яхта
2) после разделительного ь, например: вьюга, обезьяна, пьеса, польёт
3)после разделительного ъ, например: съезд, подъём, объяснить
4) после гласной: каюта, поела
Прочитаем двустишие
Посмотрите-ка, ребятки: Раки выросли на грядке.
Под берёзами, где тень, Притаился старый день.
Что заметил при чтении двустиший?
Прочитай их правильно, какие буквы заблудились?
Найди слова из четырёх букв. Раки, тень, пень
Упр 2 стр 18 (устно)
Прочитать слова, назвать в них буквы и звуки.
Рысь, ёлка, лес
Правило!!! Запомни! Звуки на письме обозначаются буквами.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
V этап. Актуализация знаний
Спишите слова в упр 3 стр 18 и подчеркни буквы, которыми различаются эти пары слов.
Свечка-овечка
Букет-буфет
Луна- лужа
Мельница- мыльница
упр 4 стр 18
замените в предложенных словах одну из букв, запишите полученные слов. Подчеркните слова где звуков меньше, чем букв.
Лак-мак-бак
Торт-сорт –спорт- курорт
Лень-пень-день-ступень- ремень –мигрень-ячмень
Прежде чем приступить к следующему заданию 1 на стр 18 в рабочей тетради, сделаем Физминутку
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
задание 1 на стр 18
прочитайте слова, подчеркнуть слова, где количество звуков не совподает с количеством букв, а чтобы это сделать нужно выполнить звукобуквенный анализ
учитель 7 букв, 6 звуков
алфавит 7. букв, 7 звуков
яблоко 6 букв, 7 звуков
ель 3 буквы, 3 звука
задание 2 на стр 18
Сумеете ли вы зачеркнуть в каждом слове по одной букве так, чтобы получилось другое слово.
Ябеда Склон Гореть Залп Экран Полк Тепло Волк (бык, используемый в сельскохозяйственных работах)
задание 3 на стр 18
Выполните звукобуквенный анализ
Колечко
Транскрипция слова: [кал’эч’ка]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко), шипящий
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
В слове 7 букв и 7 звуков.
Цветовая схема на доске: колечко
Работа по учебнику стр 19 с лентой букв
Какае буквы пропущены? Н Ф
Какие это буквы? Согласные
Какие звуки они обозначают? Буква Н обозначает зв. Согл. Н, Н/, буква Ф обозначает глухой Согл. Ф, Ф/
Физкультминутка
Прохлопайте столько раз,
сколько гласных звуков в словах:
Портфель 2
карандаши 4
учительница 5
Потопайте, столько раз,
сколько гласных звуков в словах
урок 2
тетрадь 2
звонок 2
Прыгните столько раз,
сколько гласных звуков в словах
пень 1
карась 2
весна 2
задание 5 на стр 19
Загадка
Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает
БУК / ВЫ 5 б, 5 зв.
Напиши отгадку. Сколько в этом слове букв, звуков? Разделить на слоги, поставить ударение.
задание 6 на стр 19
а) выписать слова в которых 4 буквы стол, мель, змей
б) выписать слова в которых 4 буквы и 4 звука стол, змей
в) выписать слова в которых 4 звука стол, ям, змей подчеркни буквы, которые указывают количество слогов в слове
г) запиши 2 слова, где звуков больше, чем букв юла, ёж, ель, яма
задание 7 на стр 19(устно)
прочитайте и найдите ошибки
Я СИЖУ У ПЕЧКИ И ЛОВЛЮ РЫБУ
МНЕ НА УТОЧКУ ПОПАЛСЯ (КАРАСЬ)
В каком слове букв больше, чем звуков?
задание 8 на стр 19
Знакомство со словарным словом
Берёза, берёзонька, подберёзовик.
VI этап. Итог. Рефлексия
Закончите предложения:
Звуки на письме …… обозначаются буквами
Звуки мы……. слышим и произносим
Буквы мы… …видим и пишем
Учитель:
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть.
Всё дело в том лишь, где и как,
Поставлен в слове каждый знак.
МОЛОДЦЫ!