Упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза слов
Раздел 1. Слоговой анализ слов без учета места ударения
1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).
Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.
2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
Кабина, батон, туфли, пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни; сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее).
Халат, кот, хитрый, голубь, муха, пеликан.
4. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спина, панама, кабина, находка.
5. Разложить картинки в "домики" или "вагончики" в зависимости от количества слогов в их названии.
Например, детям даются следующие картинки: лес, слива, собака, муха, дом, паста, помидор. и три картинки, на каждой из которых изображён домик: первый - с одним окошком (для слов, состоящих из одного слога), второй - с двумя окошками (для двухсложных слов), третий - с тремя окошками (для трёхсложных слов).
6. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.
Например: "Бел__, пу__вицы, __га, Бура__но, те__фон, __ро, ве__ка. "
7. Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.
Например, 3 слога. "Кругом летают бабочки и пчёлы. " - "ба-боч-ки, ле-та-ют"
8. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3) .
9. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
10. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) ---- ---- ---- ---- --- ----
11. «Найди вкусное слово»
Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, булка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.
Раздел 2. Слоговой анализ слов с учетом места ударения
1. Графический диктант. Коварный Буквоежка очень любит согласные. Ваша задача – спрятать согласные от Буквоежки, записать слова, используя только гласные и поставить ударения. Например, корова – _ о _ о _ а .
Предъявляются картинки: ботинки, автобус, кубики, пирамидка, бабочка, телефон.
2. «Определи порядковый номер ударного слова». Задача данного упражнения: формировать умение определять порядковый номер ударного слога в словах.
В данном задании предлагается 10 слов, сопровождающихся изображениями. На слайде помещено изображение предмета, под изображением написано слово, а под словом находятся цифры. Учащемуся необходимо поставить ударение в слове устно и выбрать соответствующий номер ударного слога. Если учащийся выбирает правильный ответ, то появляется ответ в виде схемы, в которой поставлено ударение, если дан неверный ответ, то учащемуся предлагается подумать еще и найти правильный ответ.
3. «Расставь ударение в словах». Задача данного упражнения: формировать умение определять ударный слог в слове.
В данном задании предлагается 10 слов, которые сопровождаются изображениями. На слайде представлено изображение, под изображением написано слово, а под словом находится схема слова. Учащемуся необходимо поставить ударение в схеме слова. Если учащийся осуществляет выбор правильно, то появляется ударный значок, если неверно, то учащемуся предлагается подумать еще и найти правильный ответ.
4. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …
5. «Мой ударный слог» (в кругу с мячом) — назвать свое имя, разделить его на слоги, определить ударный слог.
6. «Кто больше?» - придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.
7. «Почтальон принес письмо» — по заданию отобрать конверты с картинками, в названиях которых ударение падает на первый слог, затем на второй.
8. «Похлопайте» — отхлопать громче ударные слоги, а тише безударные.
9. «Скажи правильно» — взрослый произносит двух- или трехсложные слова, выделяя в них ударный слог. Ребенок называет безударные слоги.
Раздел 3. Слоговой синтез слов и слоговой синтез через анализ
1. Придумать слова со слогом (по, ва, му и т.д.)
2. Придумать слова, состоящие из 1 (2, 3) слога.
3. Сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности: ха, му; в качестве опоры предъявляется картинка.
4. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта).
5. Добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова по показанной картинке (машина-шина, латка-палатка).
6. "Путаница" Педагог произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. Слоги: та-пас, дух-воз, тик-лас, ши-у, ля-ко, ка-сум, ламет, па-ли....
7. "Перевёртыши" Логопед называет по отдельности 2 слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, второе. Выигрывают те, кто ответит, какие 2 слова получились (сос-на, ка-бан, ка-мыш).
8. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,;СА: …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.
9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:
МА |
РА |
НА |
ША |
У |
ЛА |
ШИ |
ПА |
11. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна- насос, мышка- камыш, банка-кабан.