Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для самостоятельной работы
Практическая работа №6
по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
для самостоятельной работы студентов 4 курса заочной формы обучения
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
на зимнюю экзаменационную сессию с 01.10.2021-16.10.2021
1. Ответьте письменно на вопросы:
1. Каково значение терминов восприятие, музыкальное восприятие?
Восприятие - это отражение в коре головного мозга явлений и вещей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Музыкальное восприятие - это процесс целостного, эмоционального, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
2. Назовите задачи учителя по развитию музыкального восприятия младших школьников.
1) усвоение различных видов музыкальной деятельности на уроках музыки;
2) знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей. До тех пор, пока педагог его трактует исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого.
3. Из каких этапов состоит процесс слушания музыки, и каковы особенности каждого из них?
Структура процесса организации слушания музыки представлена следующими этапами:
1) вступительное слово учителя,
2) собственно слушание произведения,
3) анализ-разбор прослушанного,
4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне,
5) подведение итога.
Вступительное слово учителя. Его задача: заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие; вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в редких случаях может даже отсутствовать; во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока, поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока; вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов, однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу; - содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной стороны произведения; обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с темой и целью урока; вступительное слово в целом и задача должны носить проблемно-поисковый характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.
2. Слушание произведения: музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи; в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно; необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится; учитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.
3. Анализ-разбор прослушанного: сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием; в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока; педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления; если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения; следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки; данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры; по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед учениками 2-3 вопросов; далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.
4. Повторное слушание: проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания; произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени; при необходимости повторное слушание может быть перенесено в одну из следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).
5. Подведение итога слушания: представляет собой ряд вопросов педагога к школьникам, которые позволяют акцентировать основные понятия, введенные в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания. По времени слушание музыки не должно занимать более половины урока, хотя могут быть и педагогически обоснованные исключения.
Предмет «Слушание музыки», как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
2. Составьте развёрнутый план работы по развитию восприятия музыкального произведения у младших школьников.
Урок № 6. 2 класс
Раздел: «День, полный событий» Тема урока: "Танцы, танцы, танцы…"
Цель урока: научить различать виды интонационно-образные особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки;
закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют.
Задачи урока:
- сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке; закрепление исполнительских и пластических навыков; формировать и развивать певческие навыки;
- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память.
- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Музыкальный материал: фрагменты произведений И. Штраус “Сказки Венского леса”, П.И. Чайковский «Детский альбом», М. Глинка “Детская полька”, “Камаринская” (рус. нар. танец), муз. С. Соснин, сл. П. Синявский «Начинаем перепляс» (из вокального цикла «Пять песен для детей»)
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Этап урока: Вокально-хоровая работа.
Цель этапа: способствовать творческой самореализации школьника посредством хорового исполнения.
Познавательные задачи: развитие музыкального слуха, музыкальности, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Развивающие задачи: формировать вокально-хоровые навыки; развить память, уровень исполнительского мастерства; развить умение применять на практике полученные знания; развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения.
Воспитательные задачи: формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; формирование эмоционально-целостного отношения к музыке; привитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный, метод движения под музыку - драматизация песни, игровая деятельность, отражение в движении ритма, характера песни.
План организации восприятия, разучивания вокально-хорового произведения.
Муз. С. Соснин, сл. П. Синявский «Начинаем перепляс» (из вокального цикла «Пять песен для детей»).
1. Исполнение песни учителем. Слайд 1. (танцующие дети) музыка. Учитель: Ребята, сейчас мы прослушаем музыку. Определите, какой это жанр? Что можно делать музыку? Какая она по характеру? Ребята, послушайте ещё раз эту музыку. Что бы вы делали под эту музыку?
Предполагаемые ответы детей: Это весёлая, задорная, бойкая песня, потому что вы её пели. Но под неё хочется пуститься в пляс.
2.Беседа с детьми о песне. Учитель: Сегодня на уроке мы будем разучивать песню Степана Михайловича Соснина «Начинаем перепляс». С одной из песен С.Соснина мы уже с вами знакомы, «Нотные бусинки» Эта песенка про ноты, её мы учили в 1 классе, когда говорили о музыкальной азбуке (исполнить 1 куплет).
- Выразительно чтение текста песни учителем. Смысл, идея песни. Объяснение непонятных слов.
- Чтение текста 1 куплета учащимися. (Текст на слайде 2). Учитель: Ребята, вам нужно прочитать текст так, чтобы настроение было такое же, как в песне (читают 2-3 учащихся). Ответы детей.
Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчётливо выговаривая слова. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально - смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.
1.Музыканты, веселей!
Барабанов не жалей!
Раз, два, три,
Три, два, раз,
Начинаем перепляс,
Начинаем перепляс!
Учитель: У кого совпали интонации текста с характером музыки больше? Разбор эмоционально-смыслового содержания 1 куплета песни, обращение к воображению детей.
Слайд 3. (Слова 2 куплета на фоне танцующих детей)
2.Собирайтесь плясуны,
Бегемоты и слоны.
Зайцы, ежики, еноты,
Всем, кому плясать охота,
Всем, кому плясать охота! Разбор эмоционально-смыслового содержания 2 куплета песни
Слайд 4. (Слова 3 куплета на фоне танцующих детей)
3.Музыканты, веселей!
Барабанов не жалей!
Раз, два, три,
Три, два, раз,
Мы кончаем перепляс,
Мы кончаем перепляс!
Учитель: Ребята, какое настроение, какие чувства - грусть или веселье передает мелодия песни? (учитель проигрывает мелодию песни)
Слайд 8 (Ноты мелодии песни).
Ответы детей.
Учитель: Какая мелодия, скачкообразная, плавная или отрывистая?
Ответы детей.
Учитель: Ребята, давайте проследим по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, на каких словах мелодия идет вверх, а где у мелодии нисходящее движение?
- Пластическое интонирование. Учитель играет мелодию 1 фразы, учащиеся руками показывают направление мелодии.
Учитель: Давайте, споем первую фразу вместе со мной. (Исполнение 1 фразы).
Учитель: Прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей.
- Средства музыкальной выразительности.
Слайд 9. (Цветик – семицветик)
Учитель: Ребята, а какие средства музыкальной выразительности, кроме мелодии, нам помогают охарактеризовать музыкальное произведение?
Ответы детей: Ритм, темп, динамика, тембр, лад, интонация.
Учитель: С какой интонацией разговаривает мелодия песни? Ответы детей: Интонация – радости.
Учитель: Ребята, дайте характеристику средствам музыкальной выразительности.
Ответы детей: Темп подвижный. Песня будет исполняться оживленно. Ритм четкий, отрывистый (равномерный, синкопированный)
Лад - мажорный, светлый, соответствует веселой, радостной, ясной музыке.
Учитель: Какими красками окрашивает музыку тембр? Ответы детей: музыка может характеризоваться как звонкая, светлая.
Учитель: Что означают буквы f и p?
Ответы детей: - f - громко, p - тихо.
Учитель: Ребята, а как звучит музыка, сопровождающая мелодию – аккомпанемент?
Ответы детей. Музыка немного скачущая, как у танца «Польки».
Учитель: Можно ли эту песню назвать танцевальной? Ответы детей: Да, музыка танцевальная.
- Разучивание песни (репетиционный план).
- Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.
- Разучивание песни по фразам, с многократными повторами по принципу игры «Эхо», с новыми заданиями, корректирующими характер звучания, обращая внимание на изменения и повторы, необычные интонации и ритмы, паузы и логические кульминации в каждом построении. Чтобы закрепить выученный первый куплет, повторяем его 2 - 3 раза, предлагая послушать, как споёт один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть учащихся оценивают пение поющих.
1 куплет: исполняет весь класс, без повторов.
2 куплет: выбрать солистов, повторы исполняет хор.
3 куплет: исполняет весь класс, на повторы – хлопки.
На проигрышах ребята предлагают сами какие-либо движения.
Для детей, которые слабо интонируют можно предложить играть аккомпонемент – ритмический, использовать ударные инструменты: бубны, маракасы и др.
I I I I - бубны;
П П П П - маракасы.
Анализ «впечатлений», корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворённости. Художественное исполнение песни.