Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» (ГБПОУ ИО ИРКПО)
|
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 02 Организация различных видов деятельности
и общения детей
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Студента (ки) группы __ Специальность__Дошкольное образование_____ Фамилия________Имя___ Отчество___ ______ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики___ Учебный год 20___20___
|
План производственной практики
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
5 семестр – 36 часов
Дата |
Виды работ на практике |
Объем часов |
|
I. Подготовительный этап |
|
|
Знакомство студента-практиканта с целями и задачами практики, программным содержанием, методическими рекомендациями по выполнению заданий по музыкально-художественному развитию детей и заполнению отчётной документацией; прохождение инструктажа и проверки знаний по охране труда |
1 |
|
II. Основной этап |
|
|
Анализ музыкальной предметно-развивающей среды дошкольной организации как средства развития музыкальных способностей детей разных возрастных групп. Анализ планов работы воспитателя по подготовке к праздникам и развлечениям. |
5 |
|
Наблюдение и анализ деятельности музыкального руководителя дошкольной организации по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников. Диагностика в системе работы музыкального руководителя образовательного учреждения. |
6 |
|
Наблюдение и анализ проведения музыкального развлечения в разных возрастных группах с привлечением родителей. |
6 |
|
Самостоятельное проведение музыкального развлечения в разных возрастных группах. |
6 |
|
Участие в организации и проведении праздника для детей разных возрастных групп. Самоанализ и анализ деятельности педагогов на праздниках. |
6 |
|
III. Заключительный этап |
|
|
Отчётное выступление на итоговом заседании по практике. |
6 |
Выход 1
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Анализ музыкальной предметно-развивающей среды дошкольной организации как средства развития музыкальных способностей детей разных возрастных групп.
Для успешного музыкального воспитания ребенка в ДОУ созданы все условия. Для работы по развитию музыкальных способностей, навыков, накапливанию багажа знаний в детском саду имеется следующее:
-магнитофон
-Диски, флэш - накопитель: классическая музыка по программе
-О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Народная музыка, музыкальные игры-сказки, Детские песни. Звуки природы. Театральные шумы.
Детские музыкальные инструменты: металлофоны (3, ксилофон (1, триолы (2, свирели (3, дудочки, цимбалы, румба, бубны, барабаны, набор треугольников).
-Русские народные музыкальные инструменты: трещотки (2);
-деревянные ложки, бубенцы, колокольчики, хлопушки,
-коробочки самодельные (2).
-Озвученные музыкальные игрушки: волчок, музыкальные молоточки, погремушки, гитара, металлофон, бубны.
-Неозвученные музыкальные инструменты: балалайки, домры,
скрипка бутафорская, гитара, флейта, кларнет, барабаны, баян, аккардеоны.
Предметы-заместители: маракасы, шуршалки, ритмические палочки, кубики, пластмассовые бутылочки с разными наполнителями, самодельные погремушки, «палочка дождя».
Пособия для музыкально-дидактических игр: 8-ми ступенчатая лесенка, 5-ти и 3-х ступенчатые лесенки, немая клавиатура. Пособие «Удивительный ритм» по программе «Ладушки». Нотный стан с нотами.
-Портреты русских и зарубежных композиторов.
-Подборка иллюстраций к песням, музыкальным произведениям.
-Картотека пальчиковых игр, стихов и загадок, поговорок.
-Фланелеграф.
-Ширмы напольная, настольная.
Театр: куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки, теневой театр,
пальчиковый театр, картонный театр, театр для фланелеграфа, ложковый театр, театр на рукавичках, конусный театр
Атрибуты для танцев, упражнений: цветные ленты на кольцах и палочках, цветные платочки, газовые платочки, шарфики. Искусственные цветы, листочки, султанчики, салютики, ленты на карусели, звездочки на палочках, фонарики, листочки, снежинки.
Маски, декорации для инсценировок: домики, елочки, русская печь, теремок.
Театральные костюмы: лиса, медведь, волк, козлик, котик, обезьянка птички, детские сарафаны, юбки.
-Альбомы с рисунками и фотографиями музыкальных инструментов
-Альбом времена года
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ
Дидактические игры и пособия
Для развития звуковысотного слуха:
- «Музыкальное лото»
- «Ступеньки»
- «Угадай колокольчик»
Для развития чувства ритма:
- «Определи по ритму»
Для развития тембрового и динамического слуха»:
- «Определи инструмент
- «На чем играю»
- «Слушаем внимательно»
- «Музыкальные загадки»
Развивающие игры и материалы развивающих технологий
- «Звучащий мир вокруг нас»: игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.)
- «Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.»
- Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука.
Иллюстративный материал:
- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные)
- Картинки с изображением музыкальных инструментов
- Портреты композиторов: русских, зарубежных.
- Иллюстрации с изображением разных музыкальных жанров
- Картинки с изображением поющих, играющих на разных музыкальных инструментах людей
Продукты детского творчества
-Рисунки к знакомым музыкальным произведениям
- Аудиозаписи: песенки в исполнении детей
- Фотоальбомы: детское музыкальное творчество
Детская литература
- Книжки с песенками и потешками
- «Бременские музыканты»
- Детская энциклопедия «Музыка вокруг нас» и др.
Наблюдение и анализ деятельности детей разных возрастных групп в музыкальной предметно-развивающей среде дошкольной организации.
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
В младшей группе дети играют в музыкальном уголке, в основном, в такие игрушки, как бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки.
|
В средней группе дети играют в музыкальном уголке, в основном, в такие игрушки, как деревянные палочки, ложки, металлофон. |
В старшей и подготовительной к школе группах дети играют в музыкальном уголке, в основном, в такие игрушки, как треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др. |
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ созданы все необходимые условия.
Задание 2. Анализ планов работы воспитателя по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников.
Период |
Содержание работы |
Сентябрь Октябрь |
Изучение методики музыкального воспитания, организация музыкального процесса в группе, поддержание и введение традиций детского сада. Подготовка и участие в проведении осенних утренников, продумывание эстетики внешнего вида детей на праздничных мероприятиях.
|
Октябрь Ноябрь |
Обсуждение сценария утренника, посвященного празднику «День Матери», распределение музыкального материала между группами, дата, время проведение, оформление музыкального зала. |
Ноябрь Декабрь |
Обсуждение сценария новогоднего утренника, распределение музыкального материала между группами, дата, время проведение, оформление музыкального зала. |
Декабрь |
Подбор костюмов. Обсуждение характеров персонажей, разучивание ролей, мизансцен. |
Январь |
Обсуждение сценария утренника, посвященного празднику «День Защитника Отечества». |
Январь |
Разучивание песенного материала для проведения тематического занятия. |
Февраль |
Беседа о предстоящем выпускном утреннике. |
Март |
Обсуждение сценария утренника, посвященного празднику «Мамочка милая я тебя люблю!», распределение музыкального материала между группами, дата, время проведение, оформление музыкального зала. |
Апрель |
Обсуждение сценария утренника, взаимодействие всех членов коллектива в подготовке Выпускного бала; подготовка песенного и ритмического материала для заучивания с детьми |
Май |
Анализ мониторинга музыкальных способностей и творческой активности детей, знакомство с планом мероприятий на лето. |
Июнь |
Разучивание песенного материала для проведения занятия в форме игры - развлечения. |
Июнь |
Изучение предложений музыкального руководителя по планированию музыкально-художественного развития с учетом материально - технической и методической базы, уровня возможностей детей, программы музыкального воспитания и плана учебно-воспитательной работы детского сада. |
Задание 3
Беседа со старшим воспитателем по организации музыкально-художественной деятельности. Знакомство с опытом работы педагогов по эстетическому воспитанию детей.
Обучение и воспитание детей в ДОУ организовано в соответствии с образовательной программой, разработанной на основе примерной образовательной программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» и в соответствии с ФГОС ДО. Применяются прогрессивные педагогические технологии, используются авторские программы А. И. Бурениной; Са-Фи-Дансе; Е. В. Горшковой; Н. В. Зарецкой; З. Я. Роот; Е. П. Раевской.
При составлении НОД используются нетрадиционные формы и методы оздоровления. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Задачи ДОУ по организации музыкально-художественного развития дошкольников:
- Создание музыкальной- развивающей среды в дошкольном учреждении;
- Разработка тематического планирования, конспектов и проведение НОД, праздников и вечеров развлечения, используя интеграцию областей;
- Изготовление музыкально - дидактических игр;
- Разработка критериев оценки педагогической диагностики по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальное развитие».
- Разработка тематических бесед для родителей и воспитателей.
Практика использования музыкально-художественной деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Задачи обучения и воспитания детей:
Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
-развитие ловкости, точности, координации движений;
-развитие гибкости и пластичности;
-воспитание выносливости, развитие силы;
-формирование правильной осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащения двигательного опыта, разнообразными видами движений.
Развития творческого воображения и фантазии:
-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности и слове.
Развитие психических процессов:
-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике.
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
-воспитания умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:
-воспитание любви и интереса к музыке,
-обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
-знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
-развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
-обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
-содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении
-Беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие.
Домашнее задание
1. Заполнить схему «Направления работы дошкольного образовательного учреждения по музыкально-художественному воспитанию дошкольников».
2. Изучить содержания журналов «Дошкольное воспитание» и «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду» и др. за последние два года с целью составления перечня статей по музыкально-художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Название журнала |
Автор |
Краткое содержание статьи |
Научный лидер |
М. С. Воскресенская |
Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Цель данной статьи рассказать об особенностях музыкально-эстетического воспитания дошкольников. |
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021 |
Е. В. Скорых |
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем, поэтому работа с одаренными детьми актуальна для государства, задачей которого является поддержка одаренных детей. |
Дошкольное детство |
А. О. Гуляева |
Проведен анализ проблемы формирования готовности педагогов к музыкальному развитию дошкольников на материале теоретического обобщения психолого-педагогических трудов и по итогам экспериментального исследования музыкально-художественной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в компонентах: музыкальная эрудиция, художественно-образное мышление, художественные ценности, потребность в общении с музыкой. |
Дошкольная педагогика |
И. Б. Ярославцева |
Сценарий и опыт проведения кукольного спектакля "Снегурочка" для детей старшего дошкольного возраста. |
Дошкольное воспитание |
Антипина Е.А. |
Роль сказок в формировании музыкальных представлений у дошкольников, содержание музыкального мероприятия по сказке для детей подготовительной группы. |
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 2
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1.
Наблюдение и анализ деятельности музыкального руководителя дошкольной организации по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников. Диагностика в системе работы музыкального руководителя образовательного учреждения.
Наблюдение за деятельностью музыкального руководителя в ДОУ позволило сделать вывод о том, какие задачи он выполняет ежедневно в процессе своей работы:
- Воспитывает любовь и интерес детей к музыке.
- Обогащает впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщает детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
- Знакомит с начальными элементами музыкальной грамоты.
- Развивает общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формирует певческий голос и выразительность движений.
- Содействует первоначальному развитию музыкального вкуса.
- Развивает творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применяет новые сочетания знакомых танцевальных движений, импровизирует попевки.
Одной из основных задач музыкального руководителя является диагностика музыкального развития детей.
В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников выделяются два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Для диагностики музыкальный руководитель использует музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 — 4 человека).
Результаты диагностики позволяют воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.
Задание 2. Наблюдение музыкально-образовательной деятельности. Изучение особенностей проведения музыкально-образовательной деятельности в разных возрастных группах.
Для выполнения данного задания необходимо организовать наблюдение и анализ музыкально-образовательной деятельности в группах младшего и старшего дошкольного возраста.
При анализе ответить на следующие вопросы:
Анализ музыкально-образовательной деятельности
№ п/п |
Вопросы для анализа |
Анализ |
1. |
Схема построения музыкально-образовательной деятельности. Выдержана ли с учетом возраста и музыкального развития детей? |
1.Приветствие Простукивание детьми различных ритмических рисунков. Валеологическая распевка «Доброе утро!» 2.Музыкально- ритмические движения «Пружинка» (полуприседания) Русская народная мелодия обр. Т. Ломовой «Бег врассыпную и ходьба по кругу» Т. Ломовой Соответствует требованиям Программы. Педагог контролирует качество выполнения движений детьми; Следит за осанкой. 3.Слушали: Произведение «Полька» М.Глинки Музыкальный руководитель формирует навыки культуры слушания музыки. Материал излагает четко, ясно. Продолжает учить определять характер музыки, мотивировать свое определение. 4.Упражнение для слуха и голоса Попевка «Зайчик» Г. Лобачева Попевка «Солнышко» в пределах квинты. Пение Работа над песнями: «День сегодня необычный» М. Еремивой «Будь здорова, бабушка» Н. Куликовой Проведена работа над чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения. 5.Танец Хоровод «Встречаем весну» С. Науменко Музыкальный руководитель учил узнавать произведение по сопровождению. Закрепил движения первой фигуры хоровода, разучил движения второй фигуры. 6.Игра «Зайцы и волк» Развитие навыков ритмичного движения в соответствии с текстом и характером музыки.
Все части занятия взаимосвязаны между собой и сменяли плавно различные виды музыкальной деятельности. Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объёме.
|
2. |
Приёмы работы в каждом виде музыкальной деятельности.
|
Использованы словесные, наглядные и игровые методы. Музыкальный руководитель умело построил мотивационный (сюрпризный) момент, опирался на знания, умения и навыки, приобретенные детьми ранее. Игровые методы обучения были задействованы в ходе почти всех заданий, однако была задействована тактильная сторона, ладошки, колени, массаж ушей. |
3. |
Какие воспитательные задачи решаются? |
Задачи: -учить ритмично двигаться под музыку, слышать двухчастную форму произведения и самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки; - развивать детское творчество через согласование движений с эмоциональным характером музыки; -развивать навыки выразительной передачи игрового образа; - воспитывать произвольное внимание и выдержку в игровом взаимодействии; - способствовать развитию речи детей. |
4. |
Развитие слуха и голоса детей на музыкальном занятии. |
Для развития слуха и голоса на занятии использовались следующие упражнения: Попевка «Зайчик» Г. Лобачева Попевка «Солнышко» в пределах квинты. |
5. |
Интерес детей к занятию. Качество пения и движения под музыку. |
Дети вели себя раскованно, дружелюбно. Интерес сохранялся на протяжении всего занятия. Все задания выполнялись охотно и с интересом. |
6. |
Роль воспитателя в организации и проведении музыкально-образовательной деятельности |
Музыкальный руководитель ответственно подошел к подготовке и проведению образовательной деятельности. Соблюдены все санитарно-гигиенические требования. Использовались традиционные и нетрадиционные (валеологические) распевки, песни. Дети с удовольствием участвовали во всей предложенной педагогом деятельности, с охотой выполняли задания. |
Домашнее задание:
Пополнить портфолио следующими материалами: фотографиями музыкальной-предметно-развивающей среды группы; фотографиями музыкального зала; конспектами тематического и комплексного занятия.
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Выход 3
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Наблюдение и анализ проведения музыкального развлечения в разных возрастных группах с привлечением родителей.
При анализе ответить на следующие вопросы:
№ п/п |
Вопросы для анализа |
Анализ |
1. |
Вид, форма проведения, тематика развлечения. |
Развлечение было проведено в игровой форме. Тип занятия: доминантное. Форма занятия: подгрупповое. Тема «Музыкальные ложки» |
2. |
Какие воспитательно-образовательные задачи решаются в ходе развлечения?
|
Образовательные: -Обогащать духовную культуру детей через игру на ложках. Формировать умение правильно называть музыкальные инструменты, ритмично играть на них. Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Развивающие: -Развивать речедвигательную сферу детей. -развивать фонематический слух. -развивать чувство ритма, музыкальную память. -развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой. Воспитательные: -Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений. Вызвать желание и интерес к игре на музыкальных инструментах.
|
3. |
Принципы объединения различных видов искусств (музыка, живопись, литература и др.) Занимательность, новизна содержания развлечения. |
Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы и приёмы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. В музыкальном развлечении были использованы следующие группы методов и приемов. Наглядный (презентация, музыкальные инструменты). Практический (игра на ложках, исполнение песни, игра с музыкальными инструментами). Игровой (использование музыкально-дидактических игр). Как методический прием были использованы сюрпризные моменты, такие как «Три шкатулки», «Приход домовенка Кузи», «Превращение маленькой ложки в большую».
|
4. |
Эстетическая и педагогическая целесообразность оформления музыкального зала, декораций, костюмов и т.д. |
Для проведения развлечения был выбран музыкальный зал, время проведения – утро. То есть был использован принцип рациональности и системности. Музыкальный зал был заранее проветрен и украшен необходимыми атрибутами, подготовлены костюмы. Были подготовлены необходимые материалы для проведения развлечения: музыкальный центр, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты: ложки, треугольники, колокольчики, коробочка, бубенцы, три шкатулки, большая деревянная ложка. |
5. |
Интерес и эмоциональный настрой детей к развлечению. Направленность педагогического руководства на развитие активности, любознательности, музыкально-творческих проявлений, инициативы дошкольников. |
Дети с увлечением выполняли все задания. На занятии были активны, и эмоциональны. Им было интересно угадывать мелодии, отвечать на вопросы, оценить товарищей, которые выполняли музыкально-ритмические движения, исполнить выразительно и радостно песню, импровизировать и играть на музыкальных инструментах.
|
6. |
Роль воспитателя в организации и проведения развлечения. Участие родителей в развлечении. |
Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы. В ходе развлечения воспитатель не оставалась в стороне, чувствовалась ее помощь и поддержка.
|
7. |
Содержание сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой развлечения. Длительность развлечения, его динамичность и насыщенность. Общая оценка развлечения, предложения и пожелания воспитателю и музыкальному руководителю.
|
Все части развлечения взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания. |
Домашнее задание:
- Составить сценарий музыкального развлечения для самостоятельного проведения.
- Изготовить элементы костюмов, декорации, пособий к играм и сюрпризным моментам.
- Пополнить портфолио следующими материалами: сценариями музыкальных развлечений для разных возрастных групп.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 4
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Самостоятельное проведение музыкального развлечения в разных возрастных группах.
Проанализируйте проведенное музыкальное развлечение по примерной схеме.
№ п/п |
Вопросы анализа |
Анализ |
1. |
Тематика развлечения
|
Тема «Спасите голос феи Песни» |
2. |
Структура (последовательность разделов, видов деятельности)
|
1. Подготовительный этап: небольшой по времени, включает торжественный вход нарядно одетых детей, чтение стихотворений; |
3. |
Организация развлечения:
|
Для организации развлечения мною был написан конспект и согласован с музыкальным руководителем. При выборе темы для развлечения, мною были учтены возрастные особенности детей, а также умственная, физическая и эмоциональная нагрузки. Развлечение было проведено в игровой форме. Тип занятия: доминантное. Форма занятия: подгрупповое. |
4. |
Подготовка педагога к проведению развлечения: |
Для проведения развлечения были подготовлены следующие материалы: музыкальный центр, фортепьяно, волшебный диск, бант, пиктограммы цветов, разноцветные верёвочки, музыкальные инструменты, карточки с изображением шумящих предметов и музыкальных инструментов Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и на индивидуальное исполнение. На занятии была использована музыка различных композиторов Чайковского, Грига, Свиридова, Рахманинова, Баха. Отличалась она и по жанрам (полька, вальс, марш, песня).
|
5. |
Использование наглядных средств и музыкальных инструментов (в том числе ТСО) |
Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы и приёмы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. |
6. |
Доступность сценария возрасту детей. |
При разработке сценария развлечения были учтены возрастные особенности детей, а также умственная, физическая и эмоциональная нагрузки. |
7. |
Умение ведущего наладить контакт с детьми удерживать их внимание, поддерживать интерес. |
Роль ведущего исполняла педагог. Подсказывала и подбадривала детей, (если это было нужно). Смогла выразительно и эмоционально передать весеннее настроение. Говорила грамотно, выдерживала паузы, искала элементы эффективности праздничного общения в игре.
|
8. |
Стиль общения ведущего с детьми
|
Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы. |
9. |
Активность, заинтересованность детей во время развлечения
|
Дети были активны, с удовольствием отвечали на вопросы ведущего и героев. Все дети были задействованы, и нагрузка была распределена равномерно |
10. |
Наличие музыкально - творческих проявлений детей. |
Дети громко и с выражением читали стихи, активно участвовали в играх, проявляли элементы творчества.
|
11. |
Итог развлечения. |
Музыкальное развлечение прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне. |
Домашнее задание:
Пополнить портфолио следующими материалами: комплексом музыкально-дидактических игр (4 игры) с пособиями к ним на 5-ых играющих; сценарием музыкального праздника; планом включения музыки в повседневную жизнь ДОУ в течение недели.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 5
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Участие в организации и проведении праздника для детей разных возрастных групп.
Самоанализ и анализ деятельности педагогов на праздниках.
Проанализируйте проведенный праздник по схеме.
№ п/п |
Вопросы анализа |
Анализ |
1. |
Тематика праздника
|
Праздник, посвященный дню матери |
2. |
Структура праздника
|
Краткое содержание праздника: рассматривание зала с использованием стихотворений ведущего и детей, игра-танец «Танец маленьких утят»; рассказывание стихотворений про маму, бабушку, песня «Ах, какая мама», «Мамочка милая»,», «танец маленьких утят», танец – игра «Шёл король по лесу», «Шляпа» игры с родителями «Повтори звук», «Подуй на шарик», «Музыкальная шляпа», «Повтори как на фото». Шумовой оркестр ига на ложках. |
3. |
Оформление музыкального зала
|
Зал был оформлен красиво и ярко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступности и вариативности. Музыкальный руководитель и педагоги заранее оформили зал красивыми декорациями, шарами. Подготовили нужную атрибутику и костюмы. Все дети были нарядными и опрятно одеты, но к сожалению не все мамы были одеты празднично. Музыкально – литературный материал был подобран в соответствии с возрастными особенностями детей, не перегружен и не сложен, доступен по объему. |
4. |
Роль ведущего в разных структурных моментах праздника |
Роль ведущего исполняла педагог. Подсказывала и подбадривала детей, (если это было нужно). Смогла выразительно и эмоционально передать весеннее настроение. Говорила грамотно, выдерживала паузы, искала элементы эффективности праздничного общения в игре. |
5. |
Роль музыки в процессе проведения праздника. Стиль общения ведущего с детьми
|
Дети хорошо были подготовлены и полностью усвоили песенный материал, поэтому качество пения было высоким. Дети громко и с выражением читали стихи, активно участвовали в играх, проявляли элементы творчества. |
6. |
Активность, заинтересованность и проявление эмоций детей в ходе праздника.
|
Дети были активны, с удовольствием отвечали на вопросы ведущего и героев. Все дети были задействованы, и нагрузка была распределена равномерно. Правильно чередовались смена деятельности детей и отдых. Распределение ролей осуществлялось по заранее подготовленному плану. Дети вели себя естественно, не стеснялись, испытывали чувство радости и восторга. Охотно общались со сказочными героями, отвечали на их вопросы, играли и пели с ними. |
7. |
Итог праздника. |
Праздник длился 30 – 35 минут. Дети и взрослые были эмоционально заряжены, заинтересованы. На протяжении всего праздника прослеживалась динамика, (смена деятельности перетекали одна в другую). |
Пополнить портфолио следующими материалами: сценарием праздников, праздничных дат, событий, отмечаемых в стране, дошкольной организации, семье.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Интеграция различных видов музыкальной деятельности в музыкально-образовательной области в разных возрастных групп ДО
V.Рефлексия собственной деятельности
II. Этап подведения итогов. Рефлексия.
1. Составить общие выводы по проведению музыкальной деятельности, заполнив анкеты, таблицы:
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями музыкального развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документации, обеспечивающей музыкально-образовательную деятельность детей в условиях дошкольной организации; |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определяет цели, задачи, планирует индивидуальную деятельность по музыкальному развитию дошкольников; |
|
|
5 |
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по музыкальному развитию детей дошкольного возраста; |
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за музыкальным развитием и воспитанием дошкольников; |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной музыкально-образовательной деятельности условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
25 |
|
|
|
|
Итог 5 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
в объеме 36 часов с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации
_____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 2.
|
Организовывать музыкальные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 6.
|
- участие в подготовке и проведении праздников и развлечений в ДОУ; -уверенность владения организацией и проведением разных видов развлечений в разных возрастных группах -активность участия в организации и проведении праздников в ДОУ -использование наблюдений для оценки развития творческих музыкальных способностей детей, выявления эффективных форм и методов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 9. |
Создание в группе музыкальной предметно-развивающей среды. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 6. |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
|
|
|
5 |
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
35 |
|
|
|
Дата «___»._______.20___
Руководитель практики ______________/ _________________________
подпись ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность
Приложение
Диагностика музыкального развития детей
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных особенностей и начал музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной деятельности в одной из возрастных групп ДОУ.
Для определения уровня развития музыкальных способностей детей предлагаются варианты проведения диагностики: на музыкальном занятии (групповая форма) и в индивидуальной работе (или с подгруппой детей). Студенты наблюдают 3 – 5 детей одной возрастной группы. Для индивидуального обследования необходимо подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
При проведении диагностики в условиях музыкального занятия рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Дети 3–4 лет
Ладовое чувство: внимание, внешнее проявление (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки), высказывание о характере музыки (двухчастная форма), узнавание знакомой мелодии по фрагментам.
Музыкально-слуховые представления: пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением.
Чувство ритма: воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки.
Дети 5–7 лет
Ладовое чувство: внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями.
Музыкально-слуховые представления: пение знакомой мелодии с сопровождением и без, узнавание мелодии по фрагменту, определение окончания мелодии, окончание на тонике начатой мелодии.
Чувство ритма: воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах), выразительность движений в соответствии их характеру музыки с малоконтрастными частями, соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Полученные результаты необходимо занести в протокол обследования.
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Ладовое чувство
|
Музыкально-слуховое представление
|
Чувство ритма |
1 |
Ребенок 1 |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
2 |
Ребенок 2 |
Средний уровень |
Средний уровень |
Низки уровень |
3 |
Ребенок 3 |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Диагностика музыкальных способностей
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по 3-х бальной системе: 3 балла – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием), 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого), 1 балл – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием)