Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» (ГБПОУ ИО ИРКПО)
|
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 02 Организация различных видов деятельности
и общения детей
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Студента (ки) группы __ Специальность__Дошкольное образование_____ Фамилия________Имя___ Отчество___ ______ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики___ Учебный год 20___20___
|
План производственной практики
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
5 семестр – 36 часов
Дата |
Виды работ на практике |
Объем часов |
|
I. Подготовительный этап |
|
|
Знакомство студента-практиканта с целями и задачами практики, программным содержанием, методическими рекомендациями по выполнению заданий по музыкально-художественному развитию детей и заполнению отчётной документацией; прохождение инструктажа и проверки знаний по охране труда |
1 |
|
II. Основной этап |
|
|
Анализ музыкальной предметно-развивающей среды дошкольной организации как средства развития музыкальных способностей детей разных возрастных групп. Анализ планов работы воспитателя по подготовке к праздникам и развлечениям. |
5 |
|
Наблюдение и анализ деятельности музыкального руководителя дошкольной организации по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников. Диагностика в системе работы музыкального руководителя образовательного учреждения. |
6 |
|
Наблюдение и анализ проведения музыкального развлечения в разных возрастных группах с привлечением родителей. |
6 |
|
Самостоятельное проведение музыкального развлечения в разных возрастных группах. |
6 |
|
Участие в организации и проведении праздника для детей разных возрастных групп. Самоанализ и анализ деятельности педагогов на праздниках. |
6 |
|
III. Заключительный этап |
|
|
Отчётное выступление на итоговом заседании по практике. |
6 |
Выход 1
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Анализ музыкальной предметно-развивающей среды дошкольной организации как средства развития музыкальных способностей детей разных возрастных групп.
В музыкальной гостиной создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным и индивидуальным особенностям детей. Среда является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, информативной, насыщенной и безопасной.
Музыкальная комната оснащена игрушками; шапочками животных; игрушками бибабо; костюмами сказочных героев, овощей и фруктов, животных; ширмой, альбомами с иллюстрациями музыкальных произведений, дидактическими играми.
Широко представлены детские ударные и шумовые инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, румбы, барабаны, колокольчики, маракасы и др.
Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.). Для закрепления знаний о музыкальных инструментах в музыкальный руководитель оформляет выставки «Ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты» и др.
Также дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Музыкальным руководителем записаны музыкальные диски со звучанием различных музыкальных инструментов, а также разработаны электронные обучающие презентации по данной теме. Закрепить соответствующие знания помогают детям дидактические пособия «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр».
На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада.
В процессе музыкального воспитания дети получают элементарные знания по теории музыки. Они знакомятся с основными понятиями и учатся различать на слух различные музыкальные жанры, музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, куплетная, музыкальные фразы, низкие и высокие звуки, вступление и проигрыш в песнях и т. д.) Заинтересовать детей, облегчить усвоение материала помогают музыкально-дидактические игры. Например, различение на слух высоких и низких звуков легко усваивается детьми в процессе таких игр, как «Мама и детки», «Гномик идет по лесенке», «Какой колокольчик звучит», «Какая птичка поет», «Кто в теремочке живет» и др. Наблюдение и анализ деятельности детей разных возрастных групп в музыкальной предметно-развивающей среде дошкольной организации.
В музыкальном зале широко представлена литература, содержащая информацию об организации коммуникативных игр, игр с пением, игр-драматизаций: М. Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников», О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения», Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2–3 лет», С. Г. Насауленко «Музыкальные игры и новые песни» и др.
Музыкальным руководителем собрана картотека методической литературы, картотека дидактических игр, картотека музыкальных игр и упражнений, картотека казачьих песен и игр.
Методическая копилка включает в себя богатейшую фонотеку как классики, так и современных композиторов, народной музыки, песен для детей, видеотеку балетов-сказок, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.
Музыкальная комната оборудована фортепиано, музыкальным центром и компьютером.
Организована и оформлена предметно-развивающая среда для театральной деятельности: разнообразные виды театров: би-ба-бо, театр, ростовых кукол, пальчиковый театр, варежкин театр, театр масок, театр мягкой игрушки, театральные атрибуты, видеозаписи детских спектаклей.
Для полноценного музыкального развития ребенка музыкальные уголки организованы в групповых комнатах. Они соответствуют следующим требованиям: насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, эстетичность, соответствие возрасту детей группы. Это дает возможность детям самостоятельно играть на музыкальных инструментах, закреплять интерес к музыке с помощью музыкальных игр, атрибутов, альбомов с иллюстрациями к выученным песням и другим музыкальным произведениям. Для каждой возрастной группы рекомендован необходимый список оборудования музыкального уголка.
Каждая групповая комната оборудована фортепиано, музыкальным центром, микрофоном, телевизором. В ДОУ имеется проектор с экраном.
Для проведения музыкальных праздников меняется оформление групповой комнаты в соответствии с тематикой праздника.
Наблюдение и анализ деятельности детей разных возрастных групп в музыкальной предметно-развивающей среде дошкольной организации.
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Дети младшей группы активно взаимодействуют с различными музыкальными игрушками (озвученными и не озвученными). Такие игрушки привлекают их больше, чем музыкальные инструменты. Также детям нравится рассматривать иллюстрации по сюжетам знакомых песен, играть с игрушечным проигрывателем и пластинками из картона.
|
В средней группе дети активно играют на деревянных палочках, ложках, металлофоне. Помимо этого, на фоне самостоятельной деятельности детей используется слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок. |
В старшей и подготовительной группах дети больше играют с музыкальными инструментами, дирижерской палочкой, в музыкальное лото, рассматривают альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, играют с музыкальной лесенкой т. п. Интерьер старших групп отгорожен декоративной ширмой, которая также активно используется в самостоятельной музыкальной деятельности детей. |
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Задание 2. Анализ планов работы воспитателя по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников.
План ДОУ по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников, в которой активно принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, и родители.
Планирование работы |
Вид деятельности |
Возраст |
Сроки проведения |
«День знаний» |
тематическое развлечение |
старшие, подготовительные группы |
сентябрь |
«День воспитателя» |
праздничный концерт |
старшие, подготовительные группы |
сентябрь |
«Осень в гости к нам пришла» |
тематическое развлечение |
все возрастные группы |
октябрь |
«Посвящение в дошколята» |
развлечение |
I младшая группа |
ноябрь |
«Все сказки в гости к нам» |
театрализованное представление |
Старшие группы |
ноябрь |
Роль воспитателя в организации музыкально-художественной деятельности дошкольников заключается в организации работы с детьми и их родителями.
Формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность, направленная на развитие у детей музыкальных и эстетических чувств;
- драматизация сказок;
- развлечения по темам недели;
- участие в праздничных концертах, подготовка детей (заучивание песен, стихов);
- тематические беседы;
- организация и подготовка детей к праздникам;
- театрализованные представления.
Важной составляющей является работа с родителями, потому как в сотрудничестве с семьей можно достичь наиболее лучших результатов в музыкальном воспитании детей.
Формы работы с родителями:
- выступления на родительских собраниях;
- лекции, консультации, беседы;
- стенд с рекомендациями, пожеланиями, статьями и т.д.;
- практическая работа: совместное изготовление костюмов, атрибутов, оформления к праздникам зала и т. д.;
- индивидуальная работа;
- привлечение родителей для участия в праздниках, спектаклях, досугах.
Задание 3
Беседа со старшим воспитателем по организации музыкально-художественной деятельности. Знакомство с опытом работы педагогов по эстетическому воспитанию детей.
В области художественно-эстетического воспитания особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).
Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народному искусству. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное художественно-эстетическое воспитание.
«В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия из городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому очень важно уделять внимание данному направлению» - музыкальный руководитель ДОУ.
Домашнее задание
1. Заполнить схему «Направления работы дошкольного образовательного учреждения по музыкально-художественному воспитанию дошкольников».
2. Изучить содержания журналов «Дошкольное воспитание» и «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду» и др. за последние два года с целью составления перечня статей по музыкально-художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Название журнала |
Автор |
Краткое содержание статьи |
Дошкольное воспитание |
Ярославцева, И. Б. |
Статья посвящена опыту организации и проведения музыкального праздника «Здравствуй, масленица» , его роли в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста. |
Дошкольная педагогика |
Морозова, С. С. |
В статье описан сценарий музыкального маминого праздника "Мама-кошка в гостях у ребят" в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). |
Дошкольная педагогика. |
Дружинина, Е. Ю. |
В статье раскрываются методы и приемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС на музыкальных занятиях |
Дошкольная педагогика. |
Ю. Ю. Грамотнева, А. Г. Айдабекова |
В статье описан опыт реализации технологий здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с РАС и умственной отсталостью. |
Дошкольная педагогика |
Е. Г. Упорова |
В статье описаны методы и приемы, направленные на формирование детско-взрослой общности средствами традиционных народных праздников. |
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 2
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1.
Наблюдение и анализ деятельности музыкального руководителя дошкольной организации по организации музыкально-художественной деятельности дошкольников. Диагностика в системе работы музыкального руководителя образовательного учреждения.
Анализ деятельности музыкального руководителя по созданию условий по формированию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством.
Задачи работы:
1. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (Матрешки — Городецкая, Богородская; Бирюльки);
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства в детской деятельности (рисование, лепке, аппликации);
4. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Основная задача по данной теме, – показать разнообразие и традиции вида декоративной росписи: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях:
• Закрепление знаний и расширение представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное восприятие детей, умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном;
• Обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания;
• Формирование детского декоративного творчества, умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения.
В работе используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Для достижения поставленной цели и задач был разработан план работы по данной теме.
Для начала была изучена методическая литература по данной проблеме.
После изучения литературы музыкальный руководитель начала оформлять предметно – развивающую среду.
В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, уголка творчества.
В оформлении использовались индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства, детские работы.
Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, для начала дети предварительно хорошо с ним знакомятся, запоминают его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. О многом дети узнали из рассказов воспитателя, из художественной литературы, наглядных иллюстраций.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством началось с различных видов детской деятельности:
Для этого была составлена картотека дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
На занятии и в свободной деятельности читали вместе с детьми легенды и сказки: «Путешествие на родину хохломы», «Филимоновская игрушка», «История Городецкой росписи», «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника». Художественную литературу: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», П. Синявский «Хохломская роспись».
На занятиях слушали аудио записи пьесы «Как мужик на гармошке играл», песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова, «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова «Барабаны».
Всю работу с детьми музыкальный руководитель строила так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различные виды изобразительной деятельности.
В целях эмоционального восприятия знакомства с декоративно-прикладным искусством, так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, со звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.
Проводилась не только коллективная, но и индивидуальная работа с детьми. После занятий анализировали выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.
Учебный материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно усложнялся.
Для успешной реализации поставленных задач, музыкальный руководитель тесно взаимодействую с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Информацию родители получали на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Задание 2. Наблюдение музыкально-образовательной деятельности. Изучение особенностей проведения музыкально-образовательной деятельности в разных возрастных группах.
Для выполнения данного задания необходимо организовать наблюдение и анализ музыкально-образовательной деятельности в группах младшего и старшего дошкольного возраста.
При анализе ответить на следующие вопросы:
Анализ музыкально-образовательной деятельности
№ п/п |
Вопросы для анализа |
Анализ |
1. |
Схема построения музыкально-образовательной деятельности. Выдержана ли с учетом возраста и музыкального развития детей? |
1. Приветствие В самом начале занятия музыкальный руководитель поет "здравствуйте, ребята". Дети отвечают: "Здравствуйте" (по звукам Т53 вниз) 2. Музыкально- ритмические движения. Педагог учит детей шагать под "Марш" Н. Богословского в колонне по одному друг за другом в соответствии с энергичным характером музыки. Идти нужно бодро, ритмично, следить за осанкой. Далее педагог предлагает детям побегать на носочках под польку, где тоже есть необходимость следить за осанкой. После чего дети под польку М. Глинки пробуют скакать с ноги на ногу. 3. Распевание, пение: 3. Изложение материала Музыкальный руководитель излагал материал чётко, ясно, однако было представлено всего два музыкальных инструмента, и они не дали полную картину для расширения знаний по теме "Музыкальные инструменты" и накопления словаря детей. Однако запланированные руководителем задания были отработаны на высшем уровне, и дети остались довольны. 4. Установление обратной связи и учёт на занятии Руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий. 5. Итог занятия Подводя итоги, музыкальный руководитель обобщил всё изученное на занятии, попросил детей рассказать о том, что им больше всего понравилось.
|
2. |
Приёмы работы в каждом виде музыкальной деятельности.
|
На занятии музыкального руководителя были использованы словесные и наглядные методы обучения. Руководитель умело вёл беседу с воспитанниками, опирался на знания |
3. |
Какие воспитательные задачи решаются? |
Воспитывать целостное и дифференцированное восприятие музыки; Воспитывать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски; -Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать передавать характер музыки в движении, в пении; |
4. |
Развитие слуха и голоса детей на музыкальном занятии. |
Развитие слуха и голоса детей на музыкальном занятии происходило посредством распевания и пения песен. |
5. |
Интерес детей к занятию. Качество пения и движения под музыку. |
Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом. Музыкальный руководитель контролировал, чтобы дети выполняли правильно все упражнения.
|
6. |
Роль воспитателя в организации и проведении музыкально-образовательной деятельности |
Музыкальный руководитель ответственно подошёл к подготовке занятия. Были изготовлены ноты, что позволило наглядно понять и закрепить детям их расположение на нотном стане. Использовались характерные для музыкального занятия распевки и песни. Дети с удовольствием участвовали во всей предложенной педагогом деятельности и с охотой выполняли задания. Занятие было проведено педагогом с учетом поставленных целей и задач, однако был использован минимальный материал, касаемо инструментов, что являлось единственным минусом занятия. Само занятие прошло с интересом для детей и педагога, были усвоены данные понятия, изучен весь представленный педагогом материал. Дети с интересом ждали следующего занятия.
|
Домашнее задание:
Пополнить портфолио следующими материалами: фотографиями музыкальной-предметно-развивающей среды группы; фотографиями музыкального зала; конспектами тематического и комплексного занятия.
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Выход 3
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Наблюдение и анализ проведения музыкального развлечения в разных возрастных группах с привлечением родителей.
При анализе ответить на следующие вопросы:
№ п/п |
Вопросы для анализа |
Анализ |
1. |
Вид, форма проведения, тематика развлечения. |
Музыкальное развлечение в подготовительной группе. Тема: «Праздник Русского валенка».
|
2. |
Какие воспитательно-образовательные задачи решаются в ходе развлечения?
|
1.Обучающая задача:
3. Воспитательная задача.
|
3. |
Принципы объединения различных видов искусств (музыка, живопись, литература и др.) Занимательность, новизна содержания развлечения. |
Содержание праздника разработано на основе требований комплексной программы под редакцией М.А Васильевой, программы «Ладушки» И. Каплуновой, Праздник строился с учётом интеграции трёх образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация». Он соответствует годовым темам: «Приобщение детей к народному искусству, народным традициям и обрядам, как перспективный компонент в подготовке и проведению праздников в дошкольном учреждении», «Использование современных технологий, технических средств в музыкальном воспитании дошкольников», взятых на методическом объединении музыкальных руководителей. Использованный материал данного праздника доступен и посилен детям. Содержание праздника соответствует требованиям программы под редакцией М.А. Васильевой, программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и возрасту детей (подготовительная группа). На празднике прослеживалась связь с ранее изученным материалом. Содержание праздника было объединено единым сюжетом. |
4. |
Эстетическая и педагогическая целесообразность оформления музыкального зала, декораций, костюмов и т.д. |
Для проведения развлечения был выбран музыкальный зал, время проведения – утро. То есть был использован принцип рациональности и системности. Перед проведением развлечения была проведена большая предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное исполнение. Зал был украшен эстетично и красочно, что играет большую роль в эстетическом воспитании. Зал был украшен в соответствии с темой развлечения и возрастными особенностями детей, подбирались яркие материалы, приближенные к реальным. Костюмы также были подготовлены заранее, родители принимали активное участие в их подготовке. |
5. |
Интерес и эмоциональный настрой детей к развлечению. Направленность педагогического руководства на развитие активности, любознательности, музыкально-творческих проявлений, инициативы дошкольников. |
Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом. Дети с большим желанием и интересом наблюдали за действиями героев. Они с удовольствием участвовали в этих сценках. Развлечение прошло весело, эмоционально. Дети не устали, были очень активны, у всех было хорошее настроение. Воспитатель и музыкальный руководитель достигли поставленной цели. На празднике использовались разнообразные методы и приёмы, их чередование. Активно использовался на празднике игровой метод («Скакалочка», «В одном валенке»). Сюрпризный момент- появление Самовара. Данные методы соответствовали намеченным целям и задачам праздника. В процессе праздника использовались разнообразные словесные методы, художественное слово (стихи и частушки про валенки, песенки, пословицы, поговорки, исторические факты о валенках, театрализация). Поддерживая положительный, эмоциональный фон праздника, предупреждая появление утомления, чередовались различные виды деятельности образовательных областей.
|
6. |
Роль воспитателя в организации и проведения развлечения. Участие родителей в развлечении. |
В ходе развлечения воспитатель не оставалась в стороне, она помогала в необходимых моментах, организовывала детей, направляла на нужную деятельность. Родители присутствовали на празднике в качестве гостей, однако многие принимали участие в различных играх вместе с детьми, помогали в организационных моментах. |
7. |
Содержание сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой развлечения. Длительность развлечения, его динамичность и насыщенность. Общая оценка развлечения, предложения и пожелания воспитателю и музыкальному руководителю.
|
Праздник проходил с использованием слайдов. Открывали праздничную программу Скоморох и дети с хореографической композицией «Коляда». В сценарий праздника были включены: исторические факты, стихи современных поэтов о валенках, частушки, песни, танцы, игры. В заключении был использован сюрпризный момент. Это выход Самовара с висящими на нём валенками. Все части развлечения взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания. Развлечение длилось 30 минут. Музыкальное развлечение прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне. |
Домашнее задание:
- Составить сценарий музыкального развлечения для самостоятельного проведения.
- Изготовить элементы костюмов, декорации, пособий к играм и сюрпризным моментам.
- Пополнить портфолио следующими материалами: сценариями музыкальных развлечений для разных возрастных групп.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 4
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Самостоятельное проведение музыкального развлечения в разных возрастных группах.
Проанализируйте проведенное музыкальное развлечение по примерной схеме.
№ п/п |
Вопросы анализа |
Анализ |
1. |
Тематика развлечения
|
Осенний праздник «Заяц-огородник» |
2. |
Структура (последовательность разделов, видов деятельности)
|
1. Подготовительный этап: небольшой по времени, включает торжественный вход нарядно одетых детей, чтение стихотворений; |
3. |
Организация развлечения:
|
Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем младшей группы был составлен сценарий мероприятия, распределены роли, определено оформление актового зала, выбраны костюмы.
|
4. |
Подготовка педагога к проведению развлечения: |
Заранее был украшен актовый зал. Зал представлял лесную поляну. На заднем плане-дом зайца, перед которым огород с морковкой и капустой. Действующие лица на празднике: играл взрослый, в данном случае воспитатель и ребёнок заяц-огородник. Дети заранее учили стихи, песни и танцы. Заранее был подготовлен весь необходимый инвентарь для праздника, приглашены родители.
|
5. |
Использование наглядных средств и музыкальных инструментов (в том числе ТСО) |
На празднике использовались современные ТСО (мультимедиа музыкальный центр), фонограммы, иллюстрации. Зал был эстетично оформлен. Объем материала был достаточен и разнообразен. |
6. |
Доступность сценария возрасту детей. |
Использованный материал данного праздника доступен и посилен детям. Содержание праздника соответствует требованиям программ: под редакцией М.А. Васильевой, программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и возрасту детей (подготовительная группа). На празднике прослеживалась связь с ранее изученным материалом. Содержание праздника было объединено единым сюжетом.
|
7. |
Умение ведущего наладить контакт с детьми удерживать их внимание, поддерживать интерес. |
В ходе праздника использовались разнообразные словесные методы, художественное слово, театрализация). Поддерживая положительный, эмоциональный фон праздника, предупреждая появление утомления, чередовались различные виды деятельности образовательных областей.
|
8. |
Стиль общения ведущего с детьми
|
Я старалась излагать материал чётко, ясно, постоянно опиралась на знания детей, поясняла спорные вопросы, разъяснял каждое из заданий, фиксировала детское внимание на появлении новых персонажей, позволяла хорошо рассмотреть их, затем приступала к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. |
9. |
Активность, заинтересованность детей во время развлечения
|
Дети были активными, бодрыми, радостными. Все высказали мнение, что праздник удался.
|
10. |
Наличие музыкально - творческих проявлений детей. |
На празднике дети исполняли танцы: «Пляска с ленточками» (муз. А. Филипенко); «Маленький танец». Пели песни: «Лесная песенка» (сл. П. Кагановой, муз. В. Витилина); «Дождик»; играли на бубнах и ложках пьесу «Хоровод Сатулиной»; играли в игру «Зайчики и лисичка»; «Солнышко и дождик». |
11. |
Итог развлечения. |
Анализируя проведенное мероприятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно реализованы. Считаю, что мероприятие построено логично, а этапы мероприятия взаимосвязаны. |
Домашнее задание:
Пополнить портфолио следующими материалами: комплексом музыкально-дидактических игр (4 игры) с пособиями к ним на 5-ых играющих; сценарием музыкального праздника; планом включения музыки в повседневную жизнь ДОУ в течение недели.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Выход 5
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Участие в организации и проведении праздника для детей разных возрастных групп.
Самоанализ и анализ деятельности педагогов на праздниках.
Проанализируйте проведенный праздник по схеме.
№ п/п |
Вопросы анализа |
Анализ |
1. |
Тематика праздника
|
Тема: Здравствуй, осень! Форма проведения – праздник.
|
2. |
Структура праздника
|
1. Подготовительный этап: небольшой по времени, включает торжественный вход нарядно одетых детей, чтение стихотворений; 2.Основной этап: более продолжительный. Он состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных сюрпризных моментов. Особое место здесь занимают игры, танцы. Все выступления проходят в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, объединенные одной темой. 3.Заключительный этап: сюрпризный момент – угощение для детей. |
3. |
Оформление музыкального зала
|
Зал был украшен эстетично и красочно, что играет большую роль в эстетическом воспитании. Использовались осенние декорации и атрибуты. |
4. |
Роль ведущего в разных структурных моментах праздника |
Самой ответственной была роль ведущего (воспитатель Евтушенко М.Б.; пом. воспитателя Мельник Д.П.). Их эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой темп ведения праздника. Ведущие знали программу праздника, быстро реагировали на неожиданные случайные изменения. |
5. |
Роль музыки в процессе проведения праздника.
|
Осенний праздник отличался песнями: «Осень в золотой косынке» (Н. Бобковой); «Пёстрый колпачок» (Г. Струве); «Белочка»; Хороводная песня-игра «грибочки».; дети исполняли танцы: «Золотая осень», «Озорной дождик», «Полька», Листопад»; играли на инструментах «Полька Анна» (муз. И. Штраус); играли в игры «Ты катись, весёлый мячик», «Гном и грибы».
|
6. |
Активность, заинтересованность и проявление эмоций детей в ходе праздника.
|
На протяжении всего праздника дети были активны, проявили самостоятельность и творческий интерес. На празднике использовались формы работы: коллективная (песни, танцы, игры); индивидуальная (сольное пение, театрализация). Выбранные формы работы показали свою эффективность. Дети во время праздника были организованы, заинтересованы. Воспитанники и их родители получили удовольствие от участия в празднике, положительный и эмоциональный настрой. |
7. |
Итог праздника. |
На празднике дети получили определённый объём информации, навыков, и умений с учётом поставленных задач. Дети закрепили знания об осени в сочетании с музыкальным материалом (музыка, песни, танцы, игры). Дети были положительно настроены на восприятие праздника, сотрудничали с персонажами и друг с другом, эмоционально исполняли музыкальные номера, принимали активное участие в играх, были доброжелательными, инициативными, уверенными в себе. Результаты показали — детям на празднике было интересно. |
Пополнить портфолио следующими материалами: сценарием праздников, праздничных дат, событий, отмечаемых в стране, дошкольной организации, семье.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике
|
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З
|
|
|
Интеграция различных видов музыкальной деятельности в музыкально-образовательной области в разных возрастных группах ДО
|
|||||
|
|||||
V.Рефлексия собственной деятельности
II. Этап подведения итогов. Рефлексия.
1. Составить общие выводы по проведению музыкальной деятельности, заполнив анкеты, таблицы:
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями музыкального развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документации, обеспечивающей музыкально-образовательную деятельность детей в условиях дошкольной организации; |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определяет цели, задачи, планирует индивидуальную деятельность по музыкальному развитию дошкольников; |
|
|
5 |
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по музыкальному развитию детей дошкольного возраста; |
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за музыкальным развитием и воспитанием дошкольников; |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной музыкально-образовательной деятельности условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
25 |
|
|
|
|
Итог 5 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
в объеме 36 часов с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации
_____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 2.
|
Организовывать музыкальные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 6.
|
- участие в подготовке и проведении праздников и развлечений в ДОУ; -уверенность владения организацией и проведением разных видов развлечений в разных возрастных группах -активность участия в организации и проведении праздников в ДОУ -использование наблюдений для оценки развития творческих музыкальных способностей детей, выявления эффективных форм и методов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 9. |
Создание в группе музыкальной предметно-развивающей среды. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 6. |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
|
|
|
5 |
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
35 |
|
|
|
Дата «___»._______.20___
Руководитель практики ______________/ _________________________
подпись ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность
Приложение
Диагностика музыкального развития детей
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных особенностей и начал музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной деятельности в одной из возрастных групп ДОУ.
Для определения уровня развития музыкальных способностей детей предлагаются варианты проведения диагностики: на музыкальном занятии (групповая форма) и в индивидуальной работе (или с подгруппой детей). Студенты наблюдают 3 – 5 детей одной возрастной группы. Для индивидуального обследования необходимо подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
При проведении диагностики в условиях музыкального занятия рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Дети 3–4 лет
Ладовое чувство: внимание, внешнее проявление (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки), высказывание о характере музыки (двухчастная форма), узнавание знакомой мелодии по фрагментам.
Музыкально-слуховые представления: пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением.
Чувство ритма: воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки.
Дети 5–7 лет
Ладовое чувство: внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями.
Музыкально-слуховые представления: пение знакомой мелодии с сопровождением и без, узнавание мелодии по фрагменту, определение окончания мелодии, окончание на тонике начатой мелодии.
Чувство ритма: воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах), выразительность движений в соответствии их характеру музыки с малоконтрастными частями, соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Полученные результаты необходимо занести в протокол обследования.
Ф.И. ребёнка |
Ладовое чувство Задания. Оценка |
Музыкально-слуховое представление Задания. Оценка. |
Чувство ритма Задание. Оценка |
Катя Х. |
внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями. 2 б. |
пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением. 3 б. |
воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки. 2 б. |
Кирилл С. |
внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями. 2 б. |
пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением. 2 б. |
воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки. 2 б. |
Алиса С. |
внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями. 3 б. |
пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением. 3 б. |
воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки. 2 б. |
Медэя Г. |
внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями. 2 б. |
пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением. 1 б. |
воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки. 2 б. |
Артем З. |
внимание, внешнее проявление (эмоциональные), узнавание музыки с конкретными частями. 1 б. |
пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением. 2 б. |
воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с конкретными частями, соответствие ритма движений ритму музыки. 2 б. |
Диагностика музыкальных способностей
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по 3-х бальной системе: 3 балла – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием), 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого), 1 балл – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием)