Теория и методика музыкального воспитания
- Кому принадлежит идея использования музыкально-ритмического движения как средства формирования музыкальности детей?
Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому учёному, основоположнику ритмики Э. Жаку-Далькрозу (1865 - 1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. На занятиях по ритмике Далькроз стремился создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. Необходимым условием музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей.
- В чём заключается значение и цель музыкально-ритмической деятельности младших школьников на уроке?
Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в развитии и способности выражать их соответствующими ритмическими движениями. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), её образов; на этой основе формируются навыки выразительного движения. Применение музыкально-ритмических занятий в школьной практике помогает решению таких важных эстетико-художественных задач, как:
- образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов, навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; уметь отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;
- воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, ответственность за коллективно выполняемые упражнения, игры, танцы;
- развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений), свободу движений посредством снятия мышечной заторможенности, чувство пространства.
- Перечислите все виды музыкально-ритмических движений.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в упражнениях, играх, плясках и танцах.
4. Перечислите поэтапность работы в музыкально-ритмической деятельности.
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
5. В чём заключается развивающее значение игры на простейших музыкальных инструментах?
Полученные навыки игры на детских музыкальных инструментах позволяют импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы. Игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. При этом решаются следующие конкретные задачи:
- образовательные: формируются навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;
- воспитательные: пробуждается интерес к инструментальному творчеству и музицированию детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время, воспитывается чувство единения;
- развивающие: развиваются музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух).
6. Каким образом вводятся детские музыкальные инструменты в урок музыки?
С первых занятий целесообразно использовать инструменты всех типов – мелодические (звуковысотные) и немелодические (ритмические, шумовые).
7. В чём заключаются особенности аранжировки пьес для детского исполнительства на школьном уроке?
На начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные). Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты.
8. Укажите особенности работы в использовании детских музыкальных инструментов на уроках музыки.
Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:
- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);
- с сопровождением и без него;
- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;
- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;
- с остановкой на трудном месте;
- с «перестановкой мотивов»;
- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»).
При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону.