Теория и методика музыкального воспитания
Практическая работа №5
по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
для самостоятельной работы студентов 4 курса заочной формы обучения
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
на зимнюю экзаменационную сессию с 01.10.2021-16.10.2021
- Подготовить сообщение на тему «Подготовка учителя к работе над песней (вступительное слово, выразительное исполнение, выявление вокально-хоровых трудностей, определение путей их преодоления)»
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Главное требование к певческому репертуару – его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Намечая песню для разучивания, он должен провести большую и трудоёмкую предварительную работу: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, наметить методы и приёмы в работе, составить её исполнительский план, а также подобрать распевки на материале песни. Анализируя песню, учитель должен учитывать певческие возможности учеников, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления. Всё это – подготовительная работа учителя музыки.
Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.
Вокальные навыки формируются комплексно. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности поставленных задач является отношение к певческой деятельности.
Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:
- краткое вступительное слово педагога;
- исполнение (показ) песни учителем;
- беседа с детьми о песне, анализ текста и музыки;
- разучивание мелодии;
- исполнительский план песни в создание музыкального образа;
- концертное исполнение песни;
И так, разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В кратком вступительном слове учителю следует сообщить название песни, рассказать о том, кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели. Далее следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. Показ песни может быть: исполнение самим учителем, подготовленными одним или несколькими хорошо поющими учениками, прослушивание грамзаписи, которую можно дать после исполнения учителя. Если показывают два варианта исполнения, дети могут их сравнить. Во время прослушивания песни должна быть тишина и не должно быть посторонних впечатлений. Песня должна быть исполнена учителем полностью, наизусть.
Важным моментом в работе над песней является беседа о ней. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. Всё это подготавливает учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.
Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. Главное требование к разучиванию – соблюдение принципа единства художественного и технического. Главной задачей является раскрытие образа песни и подчинения ему вокально-технических приёмов исполнения. Главная цель – это эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства. Известные педагоги-музыканты Ю.Алиев и Н.Орлова отмечали: «Разучивание песни на уроке – процесс музыкально-художественный, где сочетаются буквально с первого момента эмоциональность и логика, сознательность и художественность. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения». Обычно песня разучивается по частям – отдельными фразами, фрагментами, имеющими относительную законченность. При этом желательно использовать нотную запись, которая, как известно, помогает более быстрому усвоению мелодии. Общими приёмами разучивания песни являются:
- показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению (обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные слова);
- выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;
- разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.
В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением её ритмического рисунка. Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля. Затем куплет исполняется полностью. Важно уделять внимание и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические вершины в тексте, проводится работа над его ясным и чётким произношением. После запоминания песни необходимо продумать с учащимися её исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа. Свои особенности имеет разучивание песни с младшими школьниками. С первоклассниками песню обычно разучивают на слух. При разучивании песни используется метод наглядности (изображение на доске направления движения мелодии, показ её рукой и т.д.).
Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен. Её диктуют особенности каждой песни. Но есть и общие правила с которыми мы познакомились. В процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные, творческие способности учащихся, формирует их вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа. В заключение отметим ещё раз, что хоровое пение – самый доступный вид коллективного исполнительства. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Краткий план разучивания песни.
1.Подготовка учителя к уроку: проводит тщательный разбор её идейно-художественной основы, содержания, образы, продумывает трудные места, намечает методы и приёмы работы.
2.Содержание и характер вступительного слова. Использование смежных видов искусства, наглядности, словаря эстетических эмоций. Раскрыть основное содержание песни, рассказать об авторах песни.
3. Показ (исполнение) песни. Исполняет сам учитель или использует грамзапись. Исполняется весь текст песни. Во время прослушивания должна быть тишина. Песня должна быть исполнена ярко, эмоционально.
4.Анализ текста и музыки. Беседа учителя об отношении учащихся к произведению, их впечатлений об услышанной песне. Характер песни, какие средства музыкальной выразительности помогли созданию данного характера (движение мелодии, ритм, темп, динамика, регистры), использовать наглядный материал, словарь эстетических эмоций. Вопросы и ответы направлять на раскрытие темы урока.
5.Разучивание песни. Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен, но следует руководствоваться общими приёмами разучивания.
6.Применение различных методов и приёмов (активизация внимания).
7.Работа над техническими трудностями.
8.Исполнительский план в создание музыкального образа.
9.Концертное исполнение песни.
2.Ответьте письменно на вопросы:
А) Чем объяснить преимущество хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников?\
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации. Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Б) Каковы цель и задачи хорового воспитания младших школьников? Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства. Задачи:
– образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
– воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
– развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
В) Каковы особенности голосового аппарата младших школьников? Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослого, и менее совершенен. Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся изучения детского голоса, гортань восьмилетнего ребенка в 1,5 раза короче, чем у взрослого, и расположена несколько выше уровня, обычного для взрослого человека.
Г) В чём суть охраны и гигиены детского голоса? Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни общегигиеническими правилами.
Д) Каковы основные вокально-хоровые навыки? Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
Ж) Назовите способы разучивания песни. Примерные образцы учебных заданий при разучивании песни:
· прослушайте первый куплет песни, первую фразу;
· прослушайте, как фраза звучит на инструменте, когда учитель споет ее;
· кто запомнил фразу, подпевайте на слог "ле";
· поем вместе на слог "ле";
· показывайте рукой направление мелодии;
· поем как один человек (решается задача - достижение унисона);
· спойте на слог "та", точно интонируя мелодию;
· медленно поем со словами;
· прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;
· округлите звук, дыхание берем через нос и т.д. Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Формулируя задания, учитель должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание - это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приемом это устранить.
З) Раскройте этапы работы над песней с младшими школьниками.
1) краткое вступительное слово педагога;
2) исполнение (показ) песни учителем;
3) беседа с детьми о песне;
4) чтение поэтического текста песни;
5) разучивание песни (репетиционный план).
3. Подготовить план-конспект по разучиванию песни для учащихся 1-4 классов (по выбору) с выделением задач обучения пению, методов и приёмов коллективной и индивидуальной работы с детьми с точки зрения формирования у младших школьников УУД.
Тема урока: «Основные этапы работы над произведением»
Тип: комбинированный
Вид: Открытый урок
Цель: формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задачи:
Воспитывающие: мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность
Развивающие: добиваться кантиленного звучания, правильной фразировки, выравнивания регистров.
Обучающие: учиться понимать и осмысливать художественный образ исполняемых произведений
Форма работы: индивидуальная
Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», карточки формирования гласных
Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц
Методы обучения: наглядный (слуховой, зрительный), словесный (объяснения, диалог), иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником), эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов
Оборудование: программа «Музыка», 1-4 кл.; звукозаписи, ТСО; хрестоматии, 1-4 кл.; схемы для анализа и самоанализа деятельности.
Структура урока:
I. Организационный момент (10мин)
II. Практическая часть. Распевание: (10 мин)
Вокальные упражнения: закрепление высокой позиции звука, округлости гласных, опорного дыхания, осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
Работа над закреплением вокально – технических навыков и раскрытием художественного образа в произведении «Песня Вольки» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина(30мин). План анализа произведения:
- озвучивание названия произведения, знакомство с его авторами;
- прослушивание произведения;
- разбор и разучивание вокальной партии;
- работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией;
- определение формы произведения, нахождение смысловой и
динамической кульминации.
III. Заключительный этап. Подведение итогов (5мин)
Литература:
1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 100-123
2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 231-246.