Теория и методика математического развития
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК.03.04 Теория и методика математического развития
Студента (ки) группы________________ Специальность__________________________________ Фамилия_______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год__________________
|
План производственной практики
Дата |
Содержание выхода |
Колич часов |
|
Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы. |
7,2 |
|
Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
|
Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
|
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками. |
7,2 |
|
Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников. |
7,2 |
Всего |
36 |
|
|
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (1 подгруппа) |
7,2 |
|
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (2 подгруппа). |
7,2 |
|
Самостоятельная организация, проведение и анализ математического развлечения в ДОУ. |
7,2 |
|
Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение игровой деятельности по математическому развитию. |
7,2 |
|
Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). Презентация материалов профессионального портфолио. |
7,2 |
Всего |
36 |
Математика – это цепь понятий:
выпадет одно звёнышко, и не
понятно станет дальнейшее.
Н.К.Крупская
I. Этап активного наблюдения, сравнительного анализа и деятельности
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1. Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы.
Обратите внимание на следующее:
I. Характеристика учебного центра:
1) центр математического развития, мастерская, лаборатория, центр книги
2) заполните таблицу: какие математические и логические игры находятся в центре математического развития; наличие предметов и игрового материала (комплекты цифр, знаков, счетных палочек; наборы геометрических фигур и тел); магнитные доски, фланелеграф, коврограф и другое оборудование
3) учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в обучении
4) оборудование мастерской и лаборатории (материалы для экспериментирования, измерений)
5) энциклопедии, книги математического содержания в центре книги
Заполнить таблицу
Оборудование центра математического развития |
Оборудование |
Оборудование центра книги |
|
мастерской |
лаборатории |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Наблюдение деятельности детей в пространстве группы
Параметр |
Содержание |
1. Все ли зоны и центры математического содержания удовлетворяют потребностям детей? В чем причины неудовлетворения? |
|
2. Как предметно – развивающая математическая среда влияет на развитие самостоятельности и самодеятельности детей? Приведите пример |
|
3. Длительность деятельности детей в центрах математики. Характер общения и взаимодействия в данных центрах. |
|
4. Сколько детей в группе? Сколько детей были заняты в центре математики (книги, учебном центре)? |
|
III. Знакомство с литературой математического содержания для детей
Познавательные книги (название, автор, цель) |
Рабочие тетради (название, автор, цель) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д\З
1.Дополнить содержание центра математического развития.
2. Дополнить список литературы для детей дошкольного возраста по математике (2- 3 источника)
3.Подготовить дидактическую игру для детей дошкольного возраста по разделу «Количество».
Название игры_______________________________________________________________
Цель_______________________________________________________________________
Оборудование_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методические приемы________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 2. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста. Планирование математической деятельности в группе ДОУ.
I. Наблюдение и анализ математической деятельности детей в пространстве группы
(Вид деятельности, интеграция с другими видами деятельности, форма организации, длительность, цель деятельности, результат) Заполнить таблицу
Деятельность, организованная воспитателем |
Самостоятельная деятельность детей |
|
|
II. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план проводимой воспитателем математической деятельности в соответствии с его структурой |
|
2. С какими видами деятельности интегрировалась математическая деятельность? |
|
3. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
|
4. Какая наглядность использовалась для решения математических задач? |
|
5. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
|
6. Как осуществлялась смена деятельности и разнообразие выполняемых заданий? |
|
7. Какие условия использовала воспитатель для поддержания интереса и работоспособности детей? |
|
8. Все ли дети активно и успешно участвовали в математической деятельности? |
|
9. Причины невыполнения заданий (выясните у воспитателя) |
|
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
|
III. Знакомство с планированием непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Виды планирования
- Содержание планирования
- Интеграция математической деятельности с другими видами деятельности
Календарно-тематический план |
Перспективный план |
|
|
IV. Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности
Название игры_____________________________________________________________
Цель______________________________________________________________________
Оценка методики проведения_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение данной игры в развитии ребенка______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Разработка диагностического материала по разделу «Количество и счет» (3-4 ребенка) (таблица для детей средней, старшей группы)
Имя, фамилия ребенка |
Сравнение групп предметов |
счет |
Уровни усвоения программы (см приложение №1) |
|||||||
наложением |
приложением |
на основе сравнения 2х групп |
по образцу |
по названному числу |
на слух |
на ощупь |
высокий |
средний |
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель_______________________________________________________________________
Методические приемы________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д\З
1. Подготовиться к проведению диагностики по разделу «Количество».
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 3. Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Самостоятельное проведение диагностики усвоения математических представлений по разделу «Количество» (3-4 ребенка). Анализ полученных результатов (таблица для подготовительной к школе группы)
Имя, фамилия ребенка |
Последовательность чисел |
счет |
Усвоение числа |
Вычислительная деят-ть |
Уровни усвоения программы |
||||||||
В прямом порядке |
В обратном порядке |
количественный |
порядковый |
по названному числу |
Образование числа |
Сравнение чисел |
Состав чисел |
Составление задач |
Знание структуры задач, их решение |
высокий |
средний |
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разработайте план коррекционной работы по разделу «Количество и счет» (по материалам диагностики)
Цель____________________________________________________________________________
Оборудование___________________________________________________________________
Методические приемы____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Название игры___________________________________________________________________
Цель____________________________________________________________________________
Оценка методики проведения______________________________________________________
Значение данной игры в развитии ребенка___________________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности самостоятельного проведения игр с детьми
________________________________________________________________________________
Д\З
1. Изучить особенности экспериментальной деятельности и моделирования, как средства логико-математического развития детей
2. Подготовить дидактическую игру с включением моделирования (экспериментирования) для детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 4.. Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
|
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
|
3. Как формулировалась гипотеза? (какие предложения выдвигали дети по формулировке и проверки) |
|
4. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
|
5. Как фиксировались результаты? |
|
6. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
|
7. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
|
Планирование экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Тема:______________________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________________
Оборудование:______________________________________________________________
Наглядный материал:________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы |
Анализ |
|
|
Подготовка дидактического материала к проведению экспериментальной деятельности
Демонстрационный материал:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздаточный материал:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д\З.
1. Подготовится к проведению экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (обе подгруппы)- написать конспект
2. Подготовить дидактическую игру для детей старшего дошкольного возраста по математическому развитию детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 5. Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников.
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
|
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
|
3.Как формулировалась гипотеза? |
|
4. Какие предложения выдвигали дети по формулировке гипотезы? |
|
5. Какие предложения выдвигали дети по проверке гипотезы? |
|
6. Выпишите методические приемы проверки гипотезы |
|
7. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
|
8. Как фиксировались результаты? |
|
9. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
|
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
|
11.Предложения и замечания
|
|
II. Самостоятельное проведение игровой деятельности (обе подгруппы)
Название игры_______________________________________________________________
Цель_______________________________________________________________________
Оценка методики проведения_________________________________________________
Значение данной игры в развитии ребенка______________________________________
___________________________________________________________________________
Анализ проведения:__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Рефлексия собственной деятельности
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документации, обеспечивающей математическую деятельность детей |
|
|
|
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности |
|
|
|
|
|
|
3 |
Наблюдение и анализ мероприятий по математическому развитию дошкольников |
|
|
|
|
|
|
4 |
Определение способов контроля за математическим развитием ребенка |
|
|
|
|
|
|
5 |
Анализ проведения собственной математической деятельности в условиях образовательного учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
|
|
|
|
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось? Что получается? В чем трудности? Отметьте свои сильные и слабые стороны в организации математической деятельности)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 1, 2 Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями.
Режимный момент |
Методы, приемы, виды математической деятельности |
Анализ и результаты собственной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Например: Прогулка. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: Уточнить знания сезонов, их последовательности.
Мет. приемы: 1. Загадка. Тает снежок, ожил лужок, день пребывает, когда это бывает? Какое сейчас время года? Сколько всего времен года? За каким временем года следует весна? Назовите все времена года.
План-конспект организации
непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ проведения непосредственной математической деятельности
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план математической деятельности в соответствии с его структурой |
|
2. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
|
3. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
|
4. Какой способ организации деятельности использовали? |
|
5. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
|
Подготовка консультаций для родителей (конспект)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Д/З
1. Подготовка к проведению развлечения (в форме КВН, соревнований, конкурса игр, составления проектов и др.).
2. Подготовка к проведению математической деятельности на прогулке (математическое содержание включить в наблюдения, игры, эксперименты и др).
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 3. Самостоятельная организация, проведение и анализ развлечения математического содержания. Самостоятельное проведение непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ (прогулка).
- Разработанный конспект развлечения приложить в портфолио. При анализе развлечения заполнить таблицу:
Что получилось удачно |
В чем возникли затруднения |
Причины затруднений |
Приемы преодоления затруднений |
|
|
|
|
2. Самостоятельное проведение математической деятельности на прогулке
Цель деятельности_____________________________________________________________
Методические приемы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д\З
- Подготовиться к организации и проведению индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников.
- Пополнить портфолио материалами.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 4. Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы и игровой деятельности по математическому развитию.
Планирование коррекционной(индивидуальной) работы по математическому развитию
(по результатам диагностики, анализа самостоятельной деятельности составить план коррекционной работы)
№ п/п |
Программные задачи |
Индивидуальная работа |
Результат |
|||||
При проведении коррекционной работы в ячейке каждого ребенка знаком -, + отмечать количество проведенных индивидуальных занятий |
Отметь детей, не усвоивших задачу |
|||||||
Имя ребенка |
Имя ребенка |
Имя ребенка |
Имя ребенка |
Имя ребенка |
Имя ребенка |
|||
1 |
Знание состава числа из единиц |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа (с кем)_____________________________________________________
Цель:___________________________________________________________________________
Метод .приемы __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная работа (с кем)_____________________________________________________
Цель:___________________________________________________________________________
Метод .приемы __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата______________начало_______________окончание________________
Задание 5. Этап подведения итогов. Рефлексия.
1. Составить общие выводы по проведению математической деятельности, заполнив анкеты, таблицы:
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документацией, обеспечивающей математическую деятельность детей; |
|
|
|
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности; |
|
|
|
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по математическому развитию; |
|
|
|
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за математическим развитием; |
|
|
|
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной математической деятельности условиях образовательного учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
|
|
|
|
|
Итог 5 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Мои особенности |
Особенности деятельности |
Что получается |
В чем трудности |
Мое самое большое дело на будущее |
Мои «слабые» стороны |
|
|||
|
|
|
|
|
Мои «сильные» стороны |
||||
|
|
|
|
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
по МДК 03.04. Теория и методика математического развития
в объеме 72 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г.в организации
_____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 3.4
|
Осуществляет педагогическое наблюдение за математическим развитием ребенка. |
|
|
|
|
|
|
ПК 5.1 |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников |
|
|
|
|
|
|
ПК 5.3
|
Систематизирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
|
|
|
|
|
|
ПК 5.4 |
Оформляет педагогические разработки в виде отчетов, занятий, выступлений |
|
|
|
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
|
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
|
|
|
|
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Дата «___»._______.20___
мп
Подпись руководителя практики ______________/ _________________________
ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность
Приложение 1
Уровни освоения программы
2 младшая группа
Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос, заданный после изменения расположения 3—4 предметов: «Их столько же или стало больше?» — не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их по признакам. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.
Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется соответствующей терминологией (больше чем..., короче чем...). Видит неизменность количества на группах в 3—4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами «сначала»; «потом»; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Средняя группа
Низкий. Ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами в пределе 3—5, допускает ошибки.
Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру,устанавливает неравенство. Считает в пределе 4—7.
Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины; отвечает на вопросы: «Что изменилось и почему?», «Что осталось таким же и почему?»; поясняет порядок действий.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы в пределе 10—15.
Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д..
Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..»
Самостоятельно действует с целью определения неизменности количества и величины, объясняет связи изменения или неизменности количества (добавили — стало больше, ничего не добавили — не изменилось), успешно выполняет действия по линейному алгоритму, поясняет ход и развитие действия.
Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Старшая группа
Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон.
На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа.
С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин.
Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение.
Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Подготовительная к школе группа
Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки.
Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в компьютерных играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.