Теория и методика математического развития
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК.03.04 Теория и методика математического развития
Студента (ки) группы________________ Специальность__________________________________ Фамилия_______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год__________________
|
План производственной практики
Дата |
Содержание выхода |
Колич часов |
11.09.23 |
Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы. |
7,2 |
12.09.23 |
Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
13.09.23 |
Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
14.09.23 |
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками. |
7,2 |
15.09.23 |
Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников. |
7,2 |
Всего |
36 |
|
18.09.23 |
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (1 подгруппа) |
7,2 |
19.09.23 |
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (2 подгруппа). |
7,2 |
20.09.23 |
Самостоятельная организация, проведение и анализ математического развлечения в ДОУ. |
7,2 |
21.09.23 |
Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение игровой деятельности по математическому развитию. |
7,2 |
22.09.23 |
Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). Презентация материалов профессионального портфолио. |
7,2 |
Всего |
36 |
Математика – это цепь понятий:
выпадет одно звёнышко, и не
понятно станет дальнейшее.
Н.К.Крупская
I. Этап активного наблюдения, сравнительного анализа и деятельности
Дата – начало 11.09.23 окончание 12.09.2023
Задание 1. Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы.
Обратите внимание на следующее:
I. Характеристика учебного центра:
1) центр математического развития, мастерская, лаборатория, центр книги
2) заполните таблицу: какие математические и логические игры находятся в центре математического развития; наличие предметов и игрового материала (комплекты цифр, знаков, счетных палочек; наборы геометрических фигур и тел); магнитные доски, фланелеграф, коврограф и другое оборудование
3) учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в обучении
4) оборудование мастерской и лаборатории (материалы для экспериментирования, измерений)
5) энциклопедии, книги математического содержания в центре книги
Заполнить таблицу
Оборудование центра математического развития |
Оборудование |
Оборудование центра книги |
|
мастерской |
лаборатории |
||
- Пирамидки, имеющие разные габариты, с кольцами. - Матрёшки. - Игры со втулками, вкладышами (пластиковые и деревянные). - Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. - Конструкторы пластиковые и деревянные с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. - Мозаики и пазлы. - Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой», модели, связанные с числовой лесенкой, рядом величин, спиралевидными моделями на познание временных отношений, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор», игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п. - Игры на смекалку: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?». - Комплекты цифр: набор цифр для демонстрации, набор «Найди цифру», Набор «Учимся считать», индивидуальные карточки цифр, магнитная доска с комплектом цифр. |
- Наборы объемных геометрических фигур для строительных игр и конструирования, машины и мелкие игрушки для обыгрывания построек. - Материалы по конструированию, ориентировке в пространстве (различные строительные наборы, конструкторы разных видов, заместители, схемы построек, планы помещений и территории детского сада, макет детского сада, карты, наборы открыток с видами городов, наборы иллюстраций с разнообразными видами зданий и сооружений, игрушки и машины для обыгрывания построек, и др.
|
- Материалы и оборудование для проведения экспериментов, картотека экспериментов по возрастам.
|
- Детская художественная и познавательная литература разных жанров по возрастам. - Энциклопедические издания для детей. - Тетради с заданиями. - Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания. Раскраски: «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски. -Демонстрационный материал: - часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками, песочные часы; - различные математические плакаты; - книги для детей по математике; - иллюстрации, картинки. |
II. Наблюдение деятельности детей в пространстве группы
Параметр |
Содержание |
1. Все ли зоны и центры математического содержания удовлетворяют потребностям детей? В чем причины неудовлетворения? |
Все зоны и центры математического развития удовлетворяют потребностям детей, соответствуют их возрасту и содержанию рабочей программы.
|
2. Как предметно-развивающая математическая среда влияет на развитие самостоятельности и самодеятельности детей? Приведите пример |
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к школьной жизни. |
3. Длительность деятельности детей в центрах математики. Характер общения и взаимодействия в данных центрах. |
Наблюдение за деятельностью детей в группе помогло понять, что дошкольники проводят в центрах математического развития достаточно много времени. Детей привлекают, в основном, различные конструкторы, из которых они создают совместные и индивидуальные постройки, а также наборы для проведения экспериментов. Во время игр в уголке математического развития дети активно общаются друг с другом, обсуждают планы построек или правила игры. |
4. Сколько детей в группе? Сколько детей были заняты в центре математики (книги, учебном центре)? |
В группе 23 ребенка. Как правило, одновременно в центре математического развития находятся 5-7 детей. Но состав детей в течение дня меняется так, что практически каждый ребенок хотя бы раз в день вовремя свободной игровой деятельности выбирает игры из математического центра. |
III. Знакомство с литературой математического содержания для детей
Познавательные книги (название, автор, цель) |
Рабочие тетради (название, автор, цель) |
«Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Генриха Сапгира Цель: знакомство с понятиями "меньше" и "больше", "длиннее" и "короче", "один" и «много» и т.д. |
«Математика. Тетрадь для рисования. Солнечные ступеньки». Цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
|
«Веселый Считарь: Числа, счет, сложение» Андрея Усачева Цель: обучение порядковому счету и простым математическим операциям с числами. |
«Игралочка. Математика для детей 4-5 лет» Петерсон Людмила Георгиевна, Кочемасова Елена Евгеньевна Цель: развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
|
«Математика вприпрыжку. Варианты логических заданий для детей 4-6 лет» Кац Евгения Марковна Цель: развитие логического мышления, элементарных математических представлений. |
«Учимся писать цифры. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» Бортникова Елена Федоровна Цель: овладение навыком каллиграфически верного написания цифр |
«Математика. Считаем уверенно» Соболева Александра Евгеньевна, Печак Екатерина Евгеньевна Цель: учить цифры, развивать абстрактное мышление и способность принимать нестандартные решения.
|
«Готовимся к школе. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2-х частях» Шевелев Константин Валерьевич Цель: подготовки детей 5 – 6 лет к школе по математике в дошкольных образовательных учреждениях, а также в домашних условиях. |
Д\З
1.Дополнить содержание центра математического развития.
2. Дополнить список литературы для детей дошкольного возраста по математике (2- 3 источника)
3.Подготовить дидактическую игру для детей дошкольного возраста по разделу «Количество».
Название игры «Правильный счет».
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование: мяч.
Методические приемы: работа в парах.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 12.09.23 окончание 13.09.23
Задание 2. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста. Планирование математической деятельности в группе ДОУ.
I. Наблюдение и анализ математической деятельности детей в пространстве группы
(Вид деятельности, интеграция с другими видами деятельности, форма организации, длительность, цель деятельности, результат)
Заполнить таблицу
Деятельность, организованная воспитателем |
Самостоятельная деятельность детей |
Организация работы по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием математических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
|
Конструирование. Дети знакомились со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводили к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводили к тому, что постепенно количество проб сокращалось. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивали способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата).
|
II. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план проводимой воспитателем математической деятельности в соответствии с его структурой |
1. Орг. Момент. 2. Мотивация к деятельности. Объявление темы. 3. Отгадывание загадок. 4. Беседа. 5. Дидактические игры «положи в ряд», «Домик для мишки», «Больше-меньше», «Найди похожий». 6. Рефлексия. Окончание занятия. |
2. С какими видами деятельности интегрировалась математическая деятельность? |
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
|
3. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
Закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры (кубы и треугольные призмы) и их свойства; ориентировка во времени; закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), развитие пространственного воображения, смекалки; развитие внимания, наблюдательности; учить устанавливать сходства и отличия; развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с заданными свойствами. |
4. Какая наглядность использовалась для решения математических задач? |
Мишка по имени Почемучка, конверт с загадками, геометрические фигуры (красные и синие кубы, по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток. |
5. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
Дидактические игры. |
6. Как осуществлялась смена деятельности и разнообразие выполняемых заданий? |
Переход от одного упражнения к другому проходил плавно и логично. Введение в занятие героя помогало сгладить границы между разными видами деятельности. |
7. Какие условия использовала воспитатель для поддержания интереса и работоспособности детей? |
Загадки, введение героя, словесные поощрения. |
8. Все ли дети активно и успешно участвовали в математической деятельности? |
Большинство детей активно участвовали в беседе и выполнении заданий, однако небольшая часть детей была не столь активна. В основном, это дети стеснительные или имеющие трудности в обучении. |
9. Причины невыполнения заданий (выясните у воспитателя) |
Некоторые дети имеют особенности поведения и/или познавательной деятельности, что сказывается на их участии в групповых занятиях. |
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
Занятие было интересным и динамичным. |
III. Знакомство с планированием непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Виды планирования
- Содержание планирования
- Интеграция математической деятельности с другими видами деятельности
Период |
Календарно-тематический план |
Перспективный план |
|
Сентябрь 1 неделя |
«Наш детский сад» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст») |
Закреплять знания детей о названиях ге-ометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника). |
|
2 неделя |
«Сравнение предметов» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.8) |
Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения; находить одинаковые предметы; ориентироваться в пространстве.
|
|
3 неделя |
«Число 1, 2» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст»с.10)
|
Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1и 2; учить сравнивать две гру-ппы предметов, устанавливая соотноше-ния: больше – меньше, поровну; нахо-дить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. |
|
4 неделя |
«Геометрические фигуры» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст»с.12) |
Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путём приложения, опреде-лять, каких предметов больше (меньше) без счёта |
|
Октябрь 1 неделя |
«Ориентировка в пространстве» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст»с.14)
|
Развивать умение ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; продолжать учить различать части суток; учить называть предметы квадратной и круглой формы |
|
2 неделя |
Число 3. (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.17)
|
Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу |
|
3 неделя |
Сравнение по высоте. (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.19) |
Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость. |
|
4 неделя |
Треугольник. (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.21)
|
Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять предмет из треугольников; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
|
Ноябрь 1 неделя |
«Куб, шар». (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.24)
|
Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их ося-зательно-двигательным способом; дать пре-дставление об устойчивости и неустойчи-вости, наличии или отсутствии углов; пока-зать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить предс-тавление о временах суток. Развивать осяза-ние, логическое мышление. Воспитывать исполнительность. |
|
2 неделя |
«Порядковый счет». (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.26)
|
Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. |
|
3 неделя |
«Число 4» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.28)
|
Познакомить с образованием числа 4 и циф-рой 4; учить порядковому счету (до 4); соот-носить числительное с каждым из предме-тов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать береж-ное отношение к раздаточному материалу. |
|
4 неделя |
«Прямоугольник.» (Новикова В.П.«Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст» с.30)
|
Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость. |
|
Дебарь 1 неделя
|
«Геометрические фигуры» В.П.Новикова «Математика в детском саду» с. 33 |
Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление.
|
|
2 неделя |
«Больше-меньше» В.П.Новикова «Математика в детском саду» с. 35
|
Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из пред-метов; раскладывать предметы правой ру-кой слева направо, закреплять умение отли-чать количественный счет от порядкового. |
|
3 неделя |
«Счет в пределах 4» В.П.Новикова «Математика в детском саду» с. 37 |
Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
|
4 неделя
|
«Геометрические фигуры» В.П.Новикова «Математика в детском саду» с. 39 |
Упражнять в счете в пределах 4; учить составлять узор из геометрических фигур, закреплять названия геометрических фигур, развивать логическое мышление, воображение.
|
|
Январь 1 неделя |
«Сравнение пред-метов по величине» В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 42 |
Учить сравнивать предметы по величине, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность.
|
|
3 неделя |
«Сравнение пред-метов по высоте» В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 44 |
Учить сравнивать предметы по высоте, ус-танавливать равенство между двумя груп-пами предметов, различать количественный и порядковый счет, счет по осязанию; учить отвечать на вопросы: который, сколько.
|
|
4 неделя
|
«Ориентировка во времени» В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 46 |
Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете в пределах 4; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать исполнительность. |
|
Февраль 1 неделя |
«Число 5» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» Стр. 48 |
Познакомить с образованием числа 5 и циф-рой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость.
|
|
2 неделя |
«Счет в пределах 5» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» Стр. 50 |
Упражнять детей в счете в пределах 5; укре-плять знания цифр от 1 до 5, умение соот-носить количество с цифрой; учить класси-фицировать предметы по признаку цвета, величины. Развивать память, внимание. Воспитывать исполнительность. |
|
3 неделя |
«Измерение предметов» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» Стр. 52 |
Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. |
|
4 неделя |
«Измерение предметов» (продолжение) В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» Стр. 55 |
Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Развивать логи-ческое мышление, координацию движений. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца |
|
Март 1 неделя |
«Сравнение предметов по высоте» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» с.57 |
Упражнять в сравнении предметов по высо-те с помощью условной мерки и обозначе-нии словами результата сравнения (выше – ниже); учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный временный отрезок. Развивать ориентацию во времени, память. Воспитывать устойчивый интерес к математике.
|
|
2 неделя |
«Порядковый счет» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.59 |
Упражнять в счете в пределах 5; продол-жать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспиты-вать усидчивость.
|
|
3 неделя |
«Ориентирование в пространстве» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.62)
|
Продолжать развивать умения ориентирова-ться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении коли-чественного и порядкового счета; учить пра-вильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? Развивать координацию движений. Воспитывать исполнительность.
|
|
4 неделя |
«Величина» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.65)
|
Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
|
|
Апрель 1 неделя |
«Ориентировка во времени» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.67)
|
Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (треугольник). Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость. |
|
2 неделя |
«Геометрические фигур» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.68)
|
Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счете; уметь ориентироваться в пространстве. Развивать память, осязание, мелкую моторику. Воспитывать исполнительность. |
|
3 неделя |
«Сравнение пред-метов по величине» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.71)
|
Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького, упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «над», «перед», «под». Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. |
|
4 неделя |
«Повторение материала» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.73) |
Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность |
|
Май 1 неделя |
«Счет в пределах 5» В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду» Стр. 50 |
Упражнять детей в счете в пределах 5; укре-плять знания цифр от 1 до 5, умение соот-носить количество с цифрой; учить класси-фицировать предметы по признаку цвета, величины. Развивать память, внимание. Воспитывать исполнительность.
|
|
2 неделя |
«Больше-меньше» В.П.Новикова «Математика в детском саду» с. 35
|
Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из пред-метов; раскладывать предметы правой ру-кой слева направо, закреплять умение отли-чать количественный счет от порядкового. |
|
3 неделя |
«Повторение материала» (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.73)
|
Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность |
|
4 неделя |
Диагностическая НОД (В.П.Новикова «Математика в дет-ском саду»с.75)
|
Диагностическая НОД |
|
IV. Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности
Название игры: Дидактическая игра «Числа-соседи»
Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях;
Оценка методики проведения:
«Следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки». Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.
Дидактическая игра была интересна детям.
Значение данной игры в развитии ребенка: игра способствует развитию навыков устного счета в пределах 10 в разных направлениях, умению решать логические упражнения на внимательность; умению ориентироваться в пространстве, развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки, а также воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.
V. Разработка диагностического материала по разделу «Количество и счет» (3-4 ребенка) (таблица для детей средней, старшей группы)
Имя, фамилия ребенка |
Сравнение групп предметов |
счет |
Уровни усвоения программы (см приложение №1) |
|||||||
наложением |
приложением |
на основе сравнения 2х групп |
по образцу |
по названному числу |
на слух |
на ощупь |
высокий |
средний |
низкий |
|
Кирилл С. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|
+ |
|
Вика М. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Кристина Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
|
Выводы: двое из трех детей имеют высокий уровень математического развития, один ребенок – средней, что говорит об эффективности работы воспитателя группы по ФЭМП. Основные трудности у детей возникают при счете предметов по образцу и наощупь.
Д\З
1. Подготовиться к проведению диагностики по разделу «Количество».
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 13.09.23 окончание 14.09.23
Задание 3. Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Самостоятельное проведение диагностики усвоения математических представлений по разделу «Количество» (3-4 ребенка). Анализ полученных результатов (таблица для подготовительной к школе группы)
Имя, фамилия ребенка |
Последовательность чисел |
счет |
Усвоение числа |
Вычислительная деят-ть |
Уровни усвоения программы |
||||||||
В прямом порядке |
В обратном порядке |
количественный |
порядковый |
по названному числу |
Образование числа |
Сравнение чисел |
Состав чисел |
Составление задач |
Знание структуры задач, их решение |
высокий |
средний |
низкий |
|
Аня Б |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Глеб Д. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
+ |
|
Алина Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
+ |
|
Выводы: результаты диагностики показали, что 1 ребенок средней группы имеет высокий уровень развития математических представлений, а 2 ребенка имеют средний уровень. Также, из результатов диагностики видно, что все дети испытывают трудности в образовании чисел, и 2 из 3 детей – в определении состава числа и знании структуры задач, что может свидетельствовать о недостаточном внимании воспитателя на занятиях данным темам.
Разработайте план коррекционной работы по разделу «Количество и счет» (по материалам диагностики)
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета, способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти, учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера, учить определять состав числа и структуру задач.
Оборудование: мяч, счетные палочки, фигурки зверей.
Методические приемы: дидактические игры, «Правильный счет», «Отгадай число», «Хватит ли», беседа, демонстрация способа действия, сравнение.
Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Название игры: «На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах 10, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Оценка методики проведения: Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
Значение данной игры в развитии ребенка: игра может помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого счета, видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Особенности самостоятельного проведения игр с детьми
Для игры лучше использовать реальные фигурки курицы и цыплят (или других птиц, животных и т.д.), а не предметные картинки. Так детям будет проще понять правила игры.
Д\З
1. Изучить особенности экспериментальной деятельности и моделирования, как средства логико-математического развития детей
2. Подготовить дидактическую игру с включением моделирования (экспериментирования) для детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 13.09.23 окончание 14.09.23
Задание 4.. Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
Сюрпризный момент. Введение персонажа. Объявление темы занятия Беседа Повторение правил поведения в лаборатории Демонстрация притяжения металлических предметов к магниту. Игра «Помоги Незнайке достать предметы с помощью магнита» Отгадывание загадок Ответы на вопросы Эксперименты с водой. Выполнение действий по инструкции воспитателя Физминутка Отгадывание загадок Игра «Электрический шарик» Подведение итогов занятия, рефлексия
|
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10, пространственной ориентировке. Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определённого размера и цвета, умение сравнивать их по свойствам (цвету, форме и величине). Познакомить детей с проявлениями статического электричества черев опытно-экспериментальную деятельность. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
|
3. Как формулировалась гипотеза? (какие предложения выдвигали дети по формулировке и проверки) |
Магниты притягивают только металлические предметы. Если положить в воду несколько ложек соли или сахара, то объем воды увеличится. Электричество живет вокруг нас (в трубочке и в мехе). |
4. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
Дети вспоминали работу на занятии и активно озвучивали результаты, полученные в ходе экспериментирования. |
5. Как фиксировались результаты? |
Результаты фиксировались методом сравнения. |
6. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
Почему магнит притягивает только металлические предметы? Почему сахар растворяется в воде? Почему трубочка остается «намагниченной» ограниченное время? |
7. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
Занятие было динамичным и интересным. Все дети принимали активное участие в экспериментировании и обсуждении результатов. Была частая смена деятельности, что не давало детям заскучать и поддерживало их внимание на занятии. |
Планирование экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Тема: «Волшебная лаборатория»
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10, пространственной ориентировке.
Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определённого размера и цвета, умение сравнивать их по свойствам (цвету, форме и величине).
Познакомить детей с проявлениями статического электричества черев опытно-экспериментальную деятельность.
Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Продолжать формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов.
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Развивающие:
Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.
Формировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, уверенности в своих силах.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: Специальная посуда, мерные стаканы, сахар, соль, речной песок, магниты, металлические и неметаллические предметы, столовые и чайные ложки, воздушные шары, конфетти, трубочки для коктейля.
Наглядный материал: Иллюстрации, костюм Незнайки, портфель, подносы, таз, игрушка на батарейках.
Методические приемы |
Анализ |
Игровой (использование сюрпризных моментов).
|
В начале занятия был использован сюрпризный момент, который помог привлечь внимание детей, создать положительный настрой на занятие. |
Наглядный (использование иллюстраций).
|
Использовались яркие, понятные детям иллюстрации. Использование наглядности было уместным и логичным, она дополняла содержание занятия, глубже погружала в игровую ситуацию. |
Словесный (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрения, анализ занятия. |
Воспитатель подробно объясняла все происходящее на занятии, вела активную беседу с воспитанниками, задавала вопросы, уточняла ответы детей, использовала словесные поощрения. |
Подготовка дидактического материала к проведению экспериментальной деятельности
Демонстрационный материал: аудиозапись «Звонок от доктора Айболита», картинка «кодовый замок», карточки с изображением цифр от 1 до 3 для кодового замка, блоки Дьенеша, иллюстрации с изображение различных частей суток, 4 сосуда: один сосуд с окрашенной водой, второй – с ароматизированной водой, третий – со сладкой водой, четвертый – с чистой водой.
Раздаточный материал: карточки-схемы с зашифрованным кодом геометрической фигуры на каждого ребенка, карточки с заданием на соотношение количества предметов с цифрой на каждого ребенка, карандаши по количеству детей по 1 шт. на каждого ребенка.
Д\З.
1. Подготовится к проведению экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (обе подгруппы)- написать конспект
2. Подготовить дидактическую игру для детей старшего дошкольного возраста по математическому развитию детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 14.09.23 окончание 15.09.23
Задание 5. Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников.
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
Орг. Момент. Объявление темы занятия. Беседа Создание игровой ситуации Игра «Расшифруй код геометрической фигуры» Игра «Посчитай и обведи» Физ. минутка Игра «Путаница» Экспериментирование с водой Формулировка выводов Итог занятия. Рефлексия
|
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность.
|
3.Как формулировалась гипотеза? |
Чистая вода – это прозрачная вода, без вкуса и запаха. |
4. Какие предложения выдвигали дети по формулировке гипотезы? |
Чистая вода – голубая. Чистая вода – кипяченая. Чистая вода – в стакане.
|
5. Какие предложения выдвигали дети по проверке гипотезы? |
Попробовать воду, понюхать, посмотреть на наличие инородных предметов, определить, откуда вода. |
6. Выпишите методические приемы проверки гипотезы |
Сравнение, наблюдение, эксперимент |
7. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
Дети вспоминали работу на занятии и активно озвучивали результаты, полученные в ходе экспериментирования. |
8. Как фиксировались результаты? |
Результаты фиксировались методом сравнения. |
9. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
Почему голубая вода не чистая? Почему вода не имеет вкуса и запаха? |
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
Занятие было динамичным и интересным. Все дети принимали активное участие в экспериментировании и обсуждении результатов. Была частая смена деятельности, что не давало детям заскучать и поддерживало их внимание на занятии. |
11.Предложения и замечания
|
Можно было раздать материалы для эксперимента всем детям и предложить каждому ребенку провести эксперимент. |
II. Самостоятельное проведение игровой деятельности (обе подгруппы)
Название игры: Постройся по порядку.
Цель: Закреплять навыки порядкового счета
Оценка методики проведения
В игре участвуют до 10 детей.
На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.
Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.
– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.
– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.
– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое
место.
– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.
– Назовите цифры по порядку.
Значение данной игры в развитии ребенка: игра помогает закрепить знание детей о порядковых числительных, учит определять цифры-соседи.
Анализ проведения: Игра была интересна детям. В игре может принимать участие большее количество детей. В этом случае потребуется второй комплект цифр. Играют две команды.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Рефлексия собственной деятельности
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документации, обеспечивающей математическую деятельность детей |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности |
|
|
6 |
|
|
|
3 |
Наблюдение и анализ мероприятий по математическому развитию дошкольников |
|
|
6 |
|
|
|
4 |
Определение способов контроля за математическим развитием ребенка |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализ проведения собственной математической деятельности в условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
27 |
|
|
|
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось? Что получается? В чем трудности? Отметьте свои сильные и слабые стороны в организации математической деятельности)
Организация деятельности по математическому развитию является важной частью познавательного развития детей. Данная деятельность требует тщательного планирования, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, рабочей программы и календарно-перспективного планирования. Однако, существует большое количество пособий, которые содержат примерные планы занятий по ФЭМП с детьми разного возраста. Такие пособия очень помогают воспитателю в планировании образовательной деятельности.
В период прохождения практики мне удалось понаблюдать и проанализировать занятия по ФЭМП от опытных педагогов ДОУ, а также самой спланировать и провести несколько занятий и игр. В ходе данной деятельности я научилась составлять план и подбирать содержание занятий по ФЭМП, проводить данные занятия с группой детей. Однако, возникали и трудности. Например, не всегда на занятии все дети были внимательны, приходилось искать новые методы и приемы удержания внимания детей на протяжении всего занятия.
Дата – начало 18.09.23 окончание 19.09.23
Задание 1, 2 Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями.
Режимный момент |
Методы, приемы, виды математической деятельности |
Анализ и результаты собственной деятельности |
Во время умывания, посещения туалета
|
Приучали детей заходить в туалетную комнату по 2 человека, объясняли :в туалетной комнате 2 унитаза, значит нужно заходить по 2 человека, к 1 раковине можно подходить по 2, чтобы было удобно. |
В процессе данной деятельности происходило бучение детей цифрам, счету. |
Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
|
Сравниваем , какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем , много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание , как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные, рукава на этой рубашке короткие, а на этой длинные. |
Происходило формирование умений сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, величине, форме, цвету. |
Гимнастика пробуждения
|
Кладём массажные коврики, определяем количество, цвет, форму; работа с массажными мячиками: кладём мячик на правую ладошку, сверху левую ладошку и проговариваем «Я круги мячом катаю. Взад вперёд его гоняю» |
Дети усваивали количественный и порядковый счет, повторяли цвета и формы. |
Прогулка:
|
Собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц, |
Дети сравнивали предметы по величине, форме, закрепляли навыки порядкового счета, знания цветов и форм. |
План-конспект организации
непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников
Тема: Закрепление пройденного. Совершенствование умения считать в пределах 10.
Цель занятия: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.
Задачи:
1. Образовательные: продолжать учить называть дни недели; соотносить цифры с количеством предметов; продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу); упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
2. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитывать навык культуры поведения и слушать друг друга.
Тип занятия: занятие на повторение усвоенных знаний.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.
Оборудование и материалы: геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами, листы бумаги, карандаш.
Предварительная подготовка: повторение счета от 1 до 10.
Методы и приемы работы с детьми: наглядные и словесные методы.
Структура занятия:
Этап занятия |
Содержание |
Время |
Организационный момент |
- Сегодня к нам в гости придет один сказочный герой. А вот какой герой вы сейчас узнаете. - Перед вами листок бумаги, а на нем, точки с цифрами. Соединив по порядку точки, вы узнаете, кто к нам пришел. - Это кот-ученый. Он приготовил для вас конверты с заданиями. |
3 мин |
Основной этап |
- Открываем первый конверт. Перед вами карта с геометрическими фигурами, посмотрите на нее внимательно и запомните расположение фигур. (после того как воспитатель дал детям запомнить расположение фигур, он закрывает картинку) - Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу? - Где расположен зеленый треугольник? - Где расположены прямоугольники? - Какие геометрические фигуры расположены в правом нижнем углу? - Сколько геометрических фигур на карте? - Молодцы. Теперь открываем второй конверт. - Смотрите, что это за волшебный поезд? (дни недели) - Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем их. - Сегодня у нас второй день недели. Назовите и скажите, какого он цвета. (Второй день недели вторник, он зеленого цвета). - А какой будет завтра? Какого он цвета? - А вчера, какой был день недели? Какого цвета? - Молодцы, ребята. Откроем третий конверт. - Кот-ученый предлагает вам поиграть. Игра «Назови лишнее слово» 1.плюс, минус, пятница, равно, (пятница). 2. Круг, квадрат, февраль, овал (декабрь). 3. Утро, день, зима, ночь, вечер (зима). И т д Игра «Молчанка». - Я вам буду задавать вопросы, а ответ на них вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку. 1. Сколько пальцев на правой руке? 2. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок, Прибежал еще один. И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? 3. Сколько ушей у двух мышей? 4. Сколько раз в году бывает День Рождения? 5. Сколько углов в треугольнике? - Все верно, показали. Молодцы. Открываем четвертый конверт. - Кот-ученый просит вас выложить из счетных палочек два домика. Маленький для мышки и большой для кошки. (Образец на экране). - Сколько палочек использовали для домика мышки? - Сколько палочек использовали для домика кошки? - Какие красивые домики у вас получились. - Перед тем как открыть последний конверт, я предлагаю вам немного размяться. Физминутка: Утром кошечка проснулась. Улыбнулась, подтянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре и на пять стала спинку выгибать. - Открываем последний конверт. А в нем задание: «Реши задачу» Задача 1: «Медвежонку подарили 6 воздушных шарика, пока он шел домой, 1 шарик у него улетел. Сколько шариков у него осталось? Задача 2: «В магазине игрушек на полке стояло 3 мышонка и 2 неваляшки. Сколько всего игрушек стояло на полке? - Но вот и пришло время прощаться с нашим гостем. |
24 мин |
Итог занятия |
- А кто помнит, кто был у нас в гостях? - Что мы делали сегодня на занятии? - Все вы молодцы, справились с заданиями кота-ученого. |
3 мин |
Анализ проведения непосредственной математической деятельности
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план математической деятельности в соответствии с его структурой |
Сюрпризный момент Первый конверт. Повторение геометрических фигур. Второй конверт. Повторение дней недели. Третий конверт. Игры с заданиями. Четвертый конверт. Счетные палочки. Физминутка. Пятый конверт. Задачи. Итог. |
2. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
Продолжать учить называть дни недели; соотносить цифры с количеством предметов; продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу); упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
|
3. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
Создание игровой ситуации |
4. Какой способ организации деятельности использовали? |
Непосредственно образовательная деятельность – фронтальное занятие по развитию элементарных математических представлений |
5. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
Занятие было интересно детям. Создание игровой ситуации помогало удерживать внимание воспитанников долгое время. |
Подготовка консультаций для родителей (конспект)
Консультация для родителей «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
«Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т.д. Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнит что-либо и с 14 большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т.е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.
Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым 15 содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка. В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Д/З
1. Подготовка к проведению развлечения (в форме КВН, соревнований, конкурса игр, составления проектов и др.).
2. Подготовка к проведению математической деятельности на прогулке (математическое содержание включить в наблюдения, игры, эксперименты и др).
Дата – начало 19.09.23 окончание 20.09.23
Задание 3. Самостоятельная организация, проведение и анализ развлечения математического содержания. Самостоятельное проведение непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ (прогулка).
- Разработанный конспект развлечения приложить в портфолио. При анализе развлечения заполнить таблицу:
Что получилось удачно |
В чем возникли затруднения |
Причины затруднений |
Приемы преодоления затруднений |
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. Для решения поставленных задач задействовала все рабочее пространство группы: учебную и игровую зоны. Мною были подобраны необходимые наглядные пособия и раздаточный материал.
При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно брались за выполнение заданий. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.
Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям. |
Некоторые дети затруднялись при выполнении заданий, стеснялись проявлять активность. |
Низкий уровень развития познавательной деятельности, математических представлений, проблемы с самооценкой, нет поддержки сверстников. |
Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в помощи выполнения заданий, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. |
2. Самостоятельное проведение математической деятельности на прогулке
Цель деятельности: Развитие двигательной деятельности детей через математические задания.
Методические приемы: художественное слово, загадки, беседа, вопросы к детям, игровые приёмы, подвижные игры, напоминание, поощрение, дидактическая игра «Найди пару», подвижные игры «К дереву беги», «Будь внимателен», «Правильно пойдёшь – секрет найдёшь».
Д\З
- Подготовиться к организации и проведению индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников.
- Пополнить портфолио материалами.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 20.09.23 окончание 21.09.23
Задание 4. Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы и игровой деятельности по математическому развитию.
Планирование коррекционной(индивидуальной) работы по математическому развитию
(по результатам диагностики, анализа самостоятельной деятельности составить план коррекционной работы)
№ п/п |
Программные задачи |
Индивидуальная работа |
Результат |
|||||
При проведении коррекционной работы в ячейке каждого ребенка знаком -, + отмечать количество проведенных индивидуальных занятий |
Отметь детей, не усвоивших задачу |
|||||||
Катя Х. |
Саша К. |
Настя Ж. |
Яна М. |
Алина Х. |
Илья П. |
|||
1 |
Знание состава числа из единиц |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Не усвоили: Настя Ж., Илья П. |
2 |
Увеличение числа на одну единицу |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Не усвоили: Настя Ж., Илья П. |
3 |
Усвоение обратного счета |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Не усвоили: Илья П. |
4 |
Усвоение порядка следования чисел натурального ряда
|
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Не усвоили: Яна М. |
5 |
Умение считать предметы наощупь
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Умение сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Индивидуальная работа (с кем) Катя Х.
Цель: упражнять в счете на ощупь
Метод. приемы: Беседа, объяснение, дидактические игры «Сколько?», «Чудесный мешочек», «У кого столько же?».
Индивидуальная работа (с кем) Саша К.
Цель: упражнять в прямом и обратном счете
Метод. приемы: беседа, объяснение, дидактические игры «Дома зверей», «Считай, не ошибись»
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 21.09.23 окончание 22.09.23
Задание 5. Этап подведения итогов. Рефлексия.
1. Составить общие выводы по проведению математической деятельности, заполнив анкеты, таблицы:
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документацией, обеспечивающей математическую деятельность детей; |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности; |
|
|
6 |
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по математическому развитию; |
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за математическим развитием; |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной математической деятельности условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
26 |
|
|
|
|
Итог 5 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Мои особенности |
Особенности деятельности |
Что получается |
В чем трудности |
Мое самое большое дело на будущее |
Мои «слабые» стороны |
Получение профессии, реализация профессионального потенциала. |
|||
Часто приходится опираться на методическую литературу, авторские конспекты и разработки по организации образовательной деятельности по ФЭМП. |
Часто занятие может пойти не по плану, приходится на ходу придумывать новые методы и приемы организации деятельности. |
Не всегда сразу получается найти подход к детям. |
Не всегда на занятии все дети были внимательны, приходилось искать новые методы и приемы удержания внимания детей на протяжении всего занятия. |
|
Мои «сильные» стороны |
||||
Ответственность, способность доводить начатое до конца, адекватное отношение к критике. |
Стараюсь всегда следовать намеченному плану, давать материал в полном объеме, проводить все запланированные мероприятия. |
Планировать содержание занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
|
Старюсь находить индивидуальный подход к детям, которые не могут или не хотят принимать активное участие в групповых занятиях. |
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось?)
Организация деятельности по математическому развитию является важной частью познавательного развития детей. Данная деятельность требует тщательного планирования, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, рабочей программы и календарно-перспективного планирования. Однако, существует большое количество пособий, которые содержат примерные планы занятий по ФЭМП с детьми разного возраста. Такие пособия очень помогают воспитателю в планировании образовательной деятельности.
В период прохождения практики мне удалось понаблюдать и проанализировать занятия по ФЭМП от опытных педагогов ДОУ, а также самой спланировать и провести несколько занятий и игр. В ходе данной деятельности я научилась составлять план и подбирать содержание занятий по ФЭМП, проводить данные занятия с группой детей. Однако, возникали и трудности. Например, не всегда на занятии все дети были внимательны, приходилось искать новые методы и приемы удержания внимания детей на протяжении всего занятия.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
по МДК 03.04. Теория и методика математического развития
в объеме 72 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г.в организации
_____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 3.4
|
Осуществляет педагогическое наблюдение за математическим развитием ребенка. |
|
|
6 |
|
|
|
ПК 5.1 |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 5.3
|
Систематизирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 5.4 |
Оформляет педагогические разработки в виде отчетов, занятий, выступлений |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
6 |
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
|
|
|
6 |
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
6 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
39 |
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Дата «___»._______.20___
мп
Подпись руководителя практики ______________/ _________________________
ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность
Приложение 1
Уровни освоения программы
2 младшая группа
Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос, заданный после изменения расположения 3—4 предметов: «Их столько же или стало больше?» — не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их по признакам. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.
Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется соответствующей терминологией (больше чем..., короче чем...). Видит неизменность количества на группах в 3—4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами «сначала»; «потом»; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Средняя группа
Низкий. Ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами в пределе 3—5, допускает ошибки.
Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру,устанавливает неравенство. Считает в пределе 4—7.
Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины; отвечает на вопросы: «Что изменилось и почему?», «Что осталось таким же и почему?»; поясняет порядок действий.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы в пределе 10—15.
Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д..
Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..»
Самостоятельно действует с целью определения неизменности количества и величины, объясняет связи изменения или неизменности количества (добавили — стало больше, ничего не добавили — не изменилось), успешно выполняет действия по линейному алгоритму, поясняет ход и развитие действия.
Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Старшая группа
Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон.
На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа.
С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин.
Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение.
Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Подготовительная к школе группа
Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки.
Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в компьютерных играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.