Теория и методика математического развития
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК.03.04 Теория и методика математического развития
Студента (ки) группы________________ Специальность__________________________________ Фамилия_______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год__________________
|
План производственной практики
Дата |
Содержание выхода |
Колич часов |
11.09.23 |
Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы. |
7,2 |
12.09.23 |
Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
13.09.23 |
Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр. |
7,2 |
14.09.23 |
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками. |
7,2 |
15.09.23 |
Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников. |
7,2 |
Всего |
36 |
|
18.09.23 |
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (1 подгруппа) |
7,2 |
19.09.23 |
Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями (2 подгруппа). |
7,2 |
20.09.23 |
Самостоятельная организация, проведение и анализ математического развлечения в ДОУ. |
7,2 |
21.09.23 |
Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение игровой деятельности по математическому развитию. |
7,2 |
22.09.23 |
Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). Презентация материалов профессионального портфолио. |
7,2 |
Всего |
36 |
Математика – это цепь понятий:
выпадет одно звёнышко, и не
понятно станет дальнейшее.
Н.К.Крупская
I. Этап активного наблюдения, сравнительного анализа и деятельности
Дата – начало 11.09.23 окончание 12.09.2023
Задание 1. Анализ развивающей предметной среды ДОУ как средства развития математических представлений. Наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста в пространстве группы.
Обратите внимание на следующее:
I. Характеристика учебного центра:
1) центр математического развития, мастерская, лаборатория, центр книги
2) заполните таблицу: какие математические и логические игры находятся в центре математического развития; наличие предметов и игрового материала (комплекты цифр, знаков, счетных палочек; наборы геометрических фигур и тел); магнитные доски, фланелеграф, коврограф и другое оборудование
3) учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в обучении
4) оборудование мастерской и лаборатории (материалы для экспериментирования, измерений)
5) энциклопедии, книги математического содержания в центре книги
Заполнить таблицу
Оборудование центра математического развития |
Оборудование |
Оборудование центра книги |
|
мастерской |
лаборатории |
||
Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры: «Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д. Раздаточный материал: Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки. Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям: «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д. Всего в группе 37 дидактических игр. Материалы для индивидуального развития: карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, паззлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы. Демонстрационный материал: 1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы. 2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д. 3)Различные математические плакаты. 4)Книги для детей по математике; 5)Иллюстрации, картинки.
|
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, разные виды конструкторов. |
- Материалы и оборудование для проведения экспериментов, картотека экспериментов по возрастам.
|
Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.
Настольно-печатные и развивающие игры: «Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару). Раскраски: «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски. Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки. Литература для детей математического содержания: математические сказки, словесные задания. Картотека игр (с описанием), консультации для родителей.
|
II. Наблюдение деятельности детей в пространстве группы
Параметр |
Содержание |
1. Все ли зоны и центры математического содержания удовлетворяют потребностям детей? В чем причины неудовлетворения? |
Все зоны и центры математического развития удовлетворяют потребностям детей, соответствуют их возрасту и содержанию рабочей программы.
|
2. Как предметно-развивающая математическая среда влияет на развитие самостоятельности и самодеятельности детей? Приведите пример |
Развивающая среда формирует у дошкольников самостоятельность, способствует его самообучению, стимулирует становление как личности. Она оказывает сильное влияние на развитие и воспитание детей. Развивающая предметная среда по математике формируется с учётом требований ФГОС, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Предметно-развивающая среда – это один из элементов формирования элементарных математических представлений. Она стимулирует развитие у детей новых впечатлений и знаний, даёт толчок к активной творческой деятельности, способствует развитию интеллекта. Если ребенка окружает правильно сформированная развивающая среда, то дети получают начальные знания о математике, которые упрощают знакомство с предметов в начальной школе. Многие родители недооценивают значимость математики для ребенка. Если в дошкольном возрасте дети не получают необходимые знания, то им труднее осваивать школьный материал, наблюдается снижение интеллекта по сравнению с детьми, знающими математику. Чтобы компенсировать отсутствие знаний, в детских садах формируются математические уголки в рамках формирования развивающей среды. В процессе математического развития и усвоения математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. У него формируются представления об транзитивности, относительности, дискретности, непрерывности величины. Развивающая среда способствует полноценному формированию представлений о математике. Она обеспечивает сочетание нескольких видов деятельности: игры, обучение и развитие. |
3. Длительность деятельности детей в центрах математики. Характер общения и взаимодействия в данных центрах. |
Дети находятся в центре математического развития не только во время образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, но и во время самостоятельной игровой деятельности. Дошкольники активно играют в развивающие игры, конструируют, проводят опыты и т.д. В целом, это занимает большую часть времяпрепровождения детей в ДОУ. |
4. Сколько детей в группе? Сколько детей были заняты в центре математики (книги, учебном центре)? |
В группе 27 детей. Как правило, дети находятся в центре математического развития в подгруппах по 2-3 человека. |
III. Знакомство с литературой математического содержания для детей
Познавательные книги (название, автор, цель) |
Рабочие тетради (название, автор, цель) |
«Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Генриха Сапгира Цель: знакомство с понятиями "меньше" и "больше", "длиннее" и "короче", "один" и «много» и т.д. |
«Математика. Тетрадь для рисования. Солнечные ступеньки». Цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
|
«Веселый Считарь: Числа, счет, сложение» Андрея Усачева Цель: обучение порядковому счету и простым математическим операциям с числами. |
«Игралочка. Математика для детей 4-5 лет» Петерсон Людмила Георгиевна, Кочемасова Елена Евгеньевна Цель: развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
|
«Математика вприпрыжку. Варианты логических заданий для детей 4-6 лет» Кац Евгения Марковна Цель: развитие логического мышления, элементарных математических представлений. |
«Учимся писать цифры. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» Бортникова Елена Федоровна Цель: овладение навыком каллиграфически верного написания цифр |
«Математика. Считаем уверенно» Соболева Александра Евгеньевна, Печак Екатерина Евгеньевна Цель: учить цифры, развивать абстрактное мышление и способность принимать нестандартные решения.
|
«Готовимся к школе. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2-х частях» Шевелев Константин Валерьевич Цель: подготовки детей 5 – 6 лет к школе по математике в дошкольных образовательных учреждениях, а также в домашних условиях. |
Д\З
1.Дополнить содержание центра математического развития.
2. Дополнить список литературы для детей дошкольного возраста по математике (2- 3 источника)
3.Подготовить дидактическую игру для детей дошкольного возраста по разделу «Количество».
Название игры «Правильный счет».
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование: мяч.
Методические приемы: работа в парах.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 12.09.23 окончание 13.09.23
Задание 2. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в группе ДОУ. Разработка диагностического материала по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста. Планирование математической деятельности в группе ДОУ.
I. Наблюдение и анализ математической деятельности детей в пространстве группы
(Вид деятельности, интеграция с другими видами деятельности, форма организации, длительность, цель деятельности, результат)
Заполнить таблицу
Деятельность, организованная воспитателем |
Самостоятельная деятельность детей |
Воспитатель включала в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планировала наблюдения, подводящие к теме занятия, читала художественную литературу для введения в тему занятия. |
Дети играли с конструкторами, счетным материалом, в логические игры, игры для упражнения в сравнении, познании величины, количества; ориентировки в пространстве и времени; элементарного экспериментирования с жидкими и сыпучими веществами. |
II. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план проводимой воспитателем математической деятельности в соответствии с его структурой |
1. Орг. Момент. Педагог: - «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». (Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.) 1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика». Педагог: - «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?» Дети: «Да, да, поможем!» 2. Основная часть. Педагог: - А как же попасть в это царство? Я кажется знаю…. 1. - Но это совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Царица Математики. - Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы. (Педагог. Бросает мяч – дети отвечают на вопросы) 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). (В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами) Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числ. ряд) - А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»). Педагог: «Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране.А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Хулиган разрушил дом Царицы, который состоит из геометрических фигур. Царица Математики прислала нам схему, по которой мы должны восстановить её дом в математическом царстве. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит дом». Дети: «Из квадратов, треугольников, прямоугольников…». 2. Задание «Построй дом из геометрических фигур» (Дети собирают дома из геометрических фигур по схеме) Педагог: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!». 3. Следующее задание «Решение задач» - Посмотрите, какие деревья выросли около дома Царицы Математики? (На доске 7 картинок дубов и 3 картинки сосен.) Педагог читает задачу: «Вот 6 дубков и 3 сосны Как зелены они, стройны! Деревьев сколько тут? Узнайте И хорошенько посчитайте.» - Да это же задача! - Какое условие в этой задаче? - Какой вопрос? - Сколько дубков выросло? (реб. Ставит цифру) - Сколько сосен? (ставит цифру) - Назовите арифметическое действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. (сложение) - Какой знак мы поставим? (+) - Какое же решение получилось? (6+3) - Какой ответ в задаче? (Всего росло 9 деревьев) 4. Физминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место сесть. 5. (На доске картинка - шестиглавый змей) - Посмотрите в царство математики прилетел змей Горыныч, он хочет сжечь дом и деревья. Поможем богатырю одолеть его. «Был бой отчаянно суров У змея было 6 голов. - Возьмите счет. палочки и выложите столько, сколько голов было у змея. Но богатырь срубает 3… (закрываю 3 головы) Осталось сколько, посмотри.» - Отсекаем 3 головы. Сколько голов у змея Горыныча осталось? (У змея Горыныча осталось 3 головы) повтори…. - Какое условие в этой задаче? - Какой вопрос? - Назовите арифм. действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. - С помощью счетных палочек решите эту задачу и назовите ответ. 6. Опыт. «Молодцы, ребята,вы прекрасно справились со всеми заданиями: поставили числа по порядку, восстановили разрушенный дом, посчитали деревья у дома, помогли богатырю. Ну, а теперь нам пора возвращаться из математической страны. А для того, чтобы мы нашли дорогу домой, Царица Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндер – сюрпризе. Но вот беда, киндер-сюрприз попал в воду, и мы должны его достать.Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать? (ответы детей). - Я помогу вам. Для того, чтобы справиться с заданием нам понадобятся вот такие пластилиновые шарики. Я буду опускать их в воду, а вы называйте какой по счету шарик я опускаю. (Первый, второй….) - Правильно. Посмотрите, что произошло: с помощью шариков уровень воды поднялся, и мы смогли достать капсулу, на опуская руку в кувшин. - Нам осталось только нарисовать маршрут. У вас на столах листочки, красной точкой обозначено наше местоположение, а это наш д/сад. Если вы правильно будете выполнять все мои указания, то мы доберемся до нашего Д. сада. Поставьте карандаш в красную точку и в путь… (Графический диктант)
3. Рефлексия. Окончание занятия. Педагог: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!» Входит пом. воспитателя и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?» Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасные дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок». (Педагог зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь.) Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
|
2. С какими видами деятельности интегрировалась математическая деятельность? |
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
|
3. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
Воспитывать любовь к математике; Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке Развивать логическое мышление детей; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости. |
4. Какая наглядность использовалась для решения математических задач? |
2 письма Царицы Математики, геометрические фигуры разных форм и размеров; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10. |
5. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
Дидактические игры. |
6. Как осуществлялась смена деятельности и разнообразие выполняемых заданий? |
Смена видов деятельности осуществлялась последовательно, в соответствии с разворачиваемым сюжетом занятия. |
7. Какие условия использовала воспитатель для поддержания интереса и работоспособности детей? |
Сюрпризный момент, включение персонажей в занятие. |
8. Все ли дети активно и успешно участвовали в математической деятельности? |
Почти все дети активно и успешно участвовали в математической деятельности. |
9. Причины невыполнения заданий (выясните у воспитателя) |
В группе есть дети, имеющие нарушения внимания, что мешало им сосредотачиваться на заданиях. |
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
Занятие было интересным, практически все дети были включены в активную деятельность и успешно справлялись с предложенными заданиями. |
III. Знакомство с планированием непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Виды планирования
- Содержание планирования
- Интеграция математической деятельности с другими видами деятельности
Календарно-тематический план |
Перспективный план |
Счёт в пределах 5, образование числа 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Шар, куб, цилиндр. Части суток. |
Закреплять навыки счёта в пределах 5, умение образовывать число 5; совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры; уточнить представление о последовательности частей суток. |
Счёт предметов в пределах 5 на ощупь и слух. Сравнение двух предметов по длине и ширине. Ориентировка в пространстве. |
Упражнять в счёте и отсчитывании предметов в пределах 5 (на ощупь, на слух); закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина, ширина); совершенствовать умение двигаться в заданном направлении. |
Счёт в пределах 5 – независимость результата счёта от цвета, формы и величины предметов. Сравнение 5 предметов по длине. Значение слов вчера, сегодня, завтра. |
Совершенствовать навыки счёта в пределах 5, учить понимать независимость результата счёта от качественных признаков предметов; упражнять сравнении 5 предметов по длине; уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. |
Образование множеств из разных элементов. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. |
Учить составлять множество из разных элементов; закреплять представления знакомых плоских геометрических фигурах; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя. |
Счёт в пределах 6, образование числа 6. Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры. |
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов; продолжать развивать умение сравнивать предметы в пределах 6; закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах. |
Счёт в пределах 7. Образование числа 7. Сравнение 6 предметов по длине. Ориентировка в пространстве. |
Учить считать в пределах 7, показать образования числа 7 на основе сравнения двух групп предметов; продолжать учить определять место положения предметов относительно себя. |
Порядковый счёт в пределах 6 – 7. Сравнение предметов по высоте. Части суток. |
Продолжать учить считать в пределах 6 – 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 – 7; расширять представление о последовательности частей суток. |
Счёт в пределах 10. сравнение предметов по высоте. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. |
Совершенствовать навыки счёта по образцу и на слух в пределах 10; закреплять умение сравнивать предметы по высоте; закреплять представления о геометрических фигурах; продолжать учить в ориентировке в пространстве. |
Счёт в пределах10, независимость результата счёта от величины предметов и расстояния между ними. Знакомство с четырёхугольником. Ориентировка относительно другого лица. |
Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от величины предметов и расстояния между ними; дать представление о четырёхугольнике; закреплять умение ориентировке в пространстве. |
Счёт в пределах 10. Знакомство с цифрами 1и2. Дни недели. Свойства и виды треугольников и четырехугольников. |
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах; совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью анализаторов; знакомство с цифрами 1 и 2; продолжать знакомить с названиями дней недели. |
Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10. Цифра 3. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
Учить сравнивать рядом стоящие числа; познакомить с цифрой 3; закреплять умение ориентироваться в пространстве. |
Образование числа 8. Счёт предметов по образцу и на слух в пределах 7. Ориентировка в пространстве. |
Показать образования числа 8; упражнять в счёте и отчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. |
Образование числа 9. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. |
Показать образование числа 9; закреплять представления о геометрических фигурах; продолжать учить ориентировке в пространстве. |
Порядковый счёт чисел 8 – 9. Сравнение предметов по величине. Игра «Найди отличия». |
Познакомить с порядковым значением чисел 8 – 9; упражнять в умении сравнивать предметы по величине; упражнять умении находить отличия. |
IV. Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности
Дидактическая игра «Кому сколько?»
Цель: Усвоить понятие «сколько»
Содержание: Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками.
Оценка методики проведения:
Игра интересная, программное содержание материала соответствует возрасту. Цель игры продумана, обоснована. Учтены особенности подбора материала, уровень подготовки детей и навыков учебной деятельности детей высокий. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике. Структура дидактической игры соответствует поставленным целям и задачам. Прослеживается воспитательная направленность в данном виде работы.
Значение данной игры в развитии ребенка: игра способствует закреплению у детей математических знаний, она служит одним из средств реализации программных задач по формированию математических представлений.
V. Разработка диагностического материала по разделу «Количество и счет» (3-4 ребенка) (таблица для детей средней, старшей группы)
Имя, фамилия ребенка |
Сравнение групп предметов |
счет |
Уровни усвоения программы (см приложение №1) |
|||||||
наложением |
приложением |
на основе сравнения 2х групп |
по образцу |
по названному числу |
на слух |
на ощупь |
высокий |
средний |
низкий |
|
Настя Ж. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
+ |
Саша П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
|
Алина Х. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
+ |
|
Выводы: диагностика выявила следующие уровни сформированности математических представлений у детей:
-Настя Ж. – низкий уровень.
- Саша П. – высокий уровень.
- Алина Х. – средний уровень.
Затруднения у детей вызывали задания на счет на основе сравнения 2х групп, по названному числу, на слух и наощупь.
Д\З
1. Подготовиться к проведению диагностики по разделу «Количество».
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 13.09.23 окончание 14.09.23
Задание 3. Диагностика усвоения математических представлений по разделу «Количество». Самостоятельное проведение дидактических игр по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Самостоятельное проведение диагностики усвоения математических представлений по разделу «Количество» (3-4 ребенка). Анализ полученных результатов (таблица для подготовительной к школе группы)
Имя, фамилия ребенка |
Последовательность чисел |
счет |
Усвоение числа |
Вычислительная деят-ть |
Уровни усвоения программы |
||||||||
В прямом порядке |
В обратном порядке |
количественный |
порядковый |
по названному числу |
Образование числа |
Сравнение чисел |
Состав чисел |
Составление задач |
Знание структуры задач, их решение |
высокий |
средний |
низкий |
|
Ваня Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
+ |
|
Полина А. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
+ |
|
Артем С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
+ |
|
Выводы: у всех детей выявлен средний уровень сформированности математических представлений. Затруднения вызвали задания на счет в обратном порядке, счет по названному числу, усвоение состава числа. Также ни один ребенок не усвоил структуру задачи, способы решения.
Разработайте план коррекционной работы по разделу «Количество и счет» (по материалам диагностики)
Цель: продолжать учить пересчитывать предметы в пределах 7.
Оборудование:
Для воспитателя:
Картинки с цветами, бабочками, облаками, цифровые карточки, картинки с предметами.
Для детей:
Картинки с цветами без лепестков, карточки с шариками.
- Методические приемы: объяснение, художественное слово, дидактические игры «Учимся считать», «Посчитай бабочек», «Сколько шариков?».
Самостоятельное проведение и анализ игровой деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру из частей»
Задача: упражнять в составлении геометрической фигуры из частей.
Материал: деревянная платформа с рамками разной формы, детали – вкладыши.
Оценка методики проведения:
Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
Особенности самостоятельного проведения игр с детьми
Схемы для конструирования следует подбирать в соответствии с возрастом детей, их познавательными возможностями и целями программы.
Д\З
1. Изучить особенности экспериментальной деятельности и моделирования, как средства логико-математического развития детей
2. Подготовить дидактическую игру с включением моделирования (экспериментирования) для детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 13.09.23 окончание 14.09.23
Задание 4.. Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Наблюдение и анализ экспериментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
Организационный этап –привлечение внимания детей, организация занятия Проблемная ситуация: Педагог спрашивает у детей о том, что тут произошло? Почему тут лежат книги-сказки «Колобок», «Теремок», «Царевна Лягушка», «Три медведя» и некоторые другие? Да и не только книги, а ещё лист какой - то. Что это? Ничего непонятно и ничего не видно. Пальцами можно почувствовать не ровную поверхность листа. Как же нам поступить, чтобы понять, что тут написано? Можно взять лупы и рассмотреть листок получше. Может быть, она написана какими-то светлыми чернилами? Может быть, поднести письмо ближе к окну? Может быть, возле настольной лампы будет лучше видно? Педагог вспоминает, что однажды с другими детьми выполняли похожее задание. Они капали в стакан с водой несколько капель йода, потом этим раствором смазывали наше послание. Педагог предлагает попробовать такой же способ. Смазываем лист раствором йода и записи проявляются. Мы получили изображение дома, круга, стрелы, лапы и в середине листа овала. Педагог спрашивает у детей, что бы это могло означать. Основной этап: Картинка с домом. Педагог спрашивает в какой сказке был дом. («Теремок») Педагог вывешивает на доску картинку с Теремком.
Педагог спрашивает у детей о том, что делать в данной ситуации: карточек 10, а ребят только 8. Педагог предлагает детям присесть за столы.
На крыше стоит число, которое вам надо составить из двух меньших чисел. Педагог предлагает детям проверить выполнение задания друг у друга Картинка с кругом. Педагог спрашивает о том, какой сказочный персонаж похож на круг. («Колобок») Педагог вывешивает на доску картинку с Колобком.
Педагог напоминает правила обращения с ножницами. Ножницы нельзя поднимать выше уровня груди. Нельзя ими размахивать из стороны в сторону.
Динамическая пауза: Физкультминутка «Верно – неверно». Картинка со стрелой. Педагог спрашивает про сказку, в которой была использована стрела. («Царевна - Лягушка») Педагог вывешивает на доску картинку с Лягушкой.
Картинка с лапой. Педагог спрашивает у детей о том, чьи это могут быть следы и как называется сказка. («Три медведя») Педагог вывешивает на доску картинку с Медведями. Педагог задаёт вопрос о том, чем отличаются все три медведя отличались друг от друга. Делимся на три команды.
Заключительный этап: Картинка с овалом. Педагог напоминает о таинственном овале в записке и сообщает, что ещё одна сказочная героиня направляется к своей бабушке с пирожками и зашла к ребятам оставить сюрприз. Педагог вывешивает картину с Красной Шапочкой на доску и показывает детям сюрприз от Красной Шапочки. Это лента Мёбиуса, с которой мы будем проводить эксперименты уже в следующий раз. Рефлексия: Педагог подводит итог ООД. |
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
Цель: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Задачи: • упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; •закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел, о последовательности дней недели, о геометрических фигурах и их свойствах, знания о русских народных сказках; • закреплять умение делить целое на равные части; • развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, интерес к математическим занятиям к совместной поисковой деятельности, экспериментированию; • активизировать речь.
|
3. Как формулировалась гипотеза? (какие предложения выдвигали дети по формулировке и проверки) |
Гипотеза: Металлические предметы можно вытащить из воды, не намочив руки. Предложения: -Вылить воду; -Позвать волшебника; -Надеть перчатки; -Использовать магнит. |
4. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
Дети вспоминали работу на занятии и активно озвучивали результаты, полученные в ходе экспериментирования. |
5. Как фиксировались результаты? |
Результаты фиксировались методом наблюдения. |
6. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
Почему магнит притягивает металлические предметы? Почему магниты отталкивают друг друга? |
7. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
Занятие проходило в интересной форме, использовать различные приемы, в т. ч. и игровые, что позволяло удерживать внимание детей на ходе занятия. |
Планирование экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Тема: «Кот-учёный и занимательная математика»
Задачи:
Образовательные:
Закреплять прямой счёт в пределах десяти, обратный счёт в пределах пяти.
Упражнять в ориентировании на плоскости (вверху, внизу, левый угол, правый угол);
Закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках: цвет, форма, размер, толщина;
Формировать умение работать в команде;
Закреплять знания о свойствах магнита, воды, воска;
Организовать практические действия детей по отработке умения «читать» схемы, карточки – символы блоков, подбирать в соответствии с ними необходимый блок;
Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание, а также логические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, познавательный интерес;
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
Воспитывать командный дух и дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки, пульт, презентация, столы 6 шт, стулья 11 шт, блоки Дьенеша 50+11+50+2, обручи – 2 шт, сундук - 1 шт, коробка с сюрпризом – 1 шт, заводная мышь – 1 шт, волшебный мешочек – 1 шт, подложки – 10 шт, палитра на тарелках – 5 шт, кисти большие – 10 шт , подставки для кистей – 10 шт, поля с котом – 10 шт, поля с нарисованными воском фигурами – 10 шт , бумажные салфетки – 10 шт, емкости/стаканы для лишних фигур – 4 шт, баночки – 11 шт, стаканы с водой – 11 шт, блоки с магнитной лентой – 11 шт, магниты – 11 шт, металлические болты – 11 шт, камни – 10 шт, бумажные полотенца – 2 рулона, тарелочки для камней – 10 шт, фигуры котят – 2 шт, карт-схемы – 3 шт, тарелки для блоков Дьенеша – 10 шт, картонный лист для выкладывания фигуры мышонка из блоков – 1 шт.
Методические приемы |
Анализ |
Игровая ситуация
|
Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, целесообразно проводить занятие именно в игровой форме |
Наглядный
|
Использовались различные виды наглядности: изображения предметов, геометрические фигуры и другие объемные предметы. |
Словесный
|
Объяснение воспитателя, вопросы сопровождали детей на протяжении всего занятия. |
Подготовка дидактического материала к проведению экспериментальной деятельности
Бумажные салфетки – 10 шт, емкости/стаканы для лишних фигур – 4 шт, баночки – 11 шт, стаканы с водой – 11 шт, блоки с магнитной лентой – 11 шт, магниты – 11 шт, металлические болты – 11 шт, камни – 10 шт, бумажные полотенца – 2 рулона, тарелочки для камней – 10 шт,
Д\З.
1. Подготовится к проведению экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (обе подгруппы)- написать конспект
2. Подготовить дидактическую игру для детей старшего дошкольного возраста по математическому развитию детей дошкольного возраста
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 14.09.23 окончание 15.09.23
Задание 5. Проведение и анализ самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности по математическому развитию дошкольников.
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план экспериментальной деятельности в соответствии с его структурой |
Орг. Момент. Объявление темы занятия. Беседа Создание проблемной ситуации Игра «Веселая ориентировка» Игра «Фокусники» (экспериментирование) Физ. минутка «Мышата на Луне» Игра «Конфеты для котят» Игра «Найди фигуру» Экспериментирование с водой Итог занятия. Рефлексия
|
2. Какие задачи решались в экспериментальной деятельности? |
Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
|
3.Как формулировалась гипотеза? |
Можно достать геометрические фигуры из воды, не опуская руки в воду. Чтобы достать фигуры, нужно будет использовать свойства объектов, лежащих на столе. |
4. Какие предложения выдвигали дети по формулировке гипотезы? |
Можно достать предметы из воды, не намочив руки. Чтобы достать металлические фигуры из воды, можно использовать магнит. |
5. Какие предложения выдвигали дети по проверке гипотезы? |
- вылить воду - использовать магнит - положить камней, чтобы вся вода вылилась |
6. Выпишите методические приемы проверки гипотезы |
Эксперимент, наблюдение. |
7. Какое участие принимали дети при подведении итогов и выводов? |
Дети вспоминали работу на занятии и активно озвучивали результаты, полученные в ходе экспериментирования. |
8. Как фиксировались результаты? |
Результаты фиксировались методом наблюдения. |
9. Какие вопросы задавали дети в ходе деятельности? |
Почему магнит притягивает предметы? Почему нельзя просто вылить воду? Кто положил фигуры в воду? |
10. Ваше впечатление о проведенной деятельности |
В ходе занятия дети проявляли познавательный интерес, задавали вопросы, учились экспериментированию. У детей развивалось логическое и критическое мышление, способность анализировать ситуацию, искать выходы из нее. |
11.Предложения и замечания
|
Особое внимание стоило уделить обсуждению правил поведения в лаборатории. |
II. Самостоятельное проведение игровой деятельности (обе подгруппы)
«Найди пару»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, большой, маленький.
Оценка методики проведения
Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару - маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладонях большую или маленькую шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой. (Большая шишка больше маленькой шишки)
Значение данной игры в развитии ребенка: игра помогает закрепить умение детей сравнивать два предмета по величине.
Анализ проведения: Детям игра была интересна, все активно в ней участвовали.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Рефлексия собственной деятельности
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документации, обеспечивающей математическую деятельность детей |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности |
|
|
5 |
|
|
|
3 |
Наблюдение и анализ мероприятий по математическому развитию дошкольников |
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Определение способов контроля за математическим развитием ребенка |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализ проведения собственной математической деятельности в условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
25 |
|
|
|
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось? Что получается? В чем трудности? Отметьте свои сильные и слабые стороны в организации математической деятельности)
В рамках организованной деятельности по ознакомлению детей с математическими представлениями я научилась планировать содержание и проводить занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования у детей разных возрастных групп. Я научилась формулировать задачи занятия в соответствии с рабочей программой, подбирать необходимый наглядный и раздаточный материал, применять приемы удержания внимания детей на содержании занятия.
Дата – начало 18.09.23 окончание 19.09.23
Задание 1, 2 Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ. Самостоятельная организация, проведение и анализ непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в ДОУ. Организация работы с родителями.
Режимный момент |
Методы, приемы, виды математической деятельности |
Анализ и результаты собственной деятельности |
Утро, до завтрака
|
Закрепление счетных умений в чувашской народной игре «Садовники» Игровые упражнения «Сосчитай фигуры»; «Дорисуй недостающую фигуру» |
В процессе данной деятельности происходило закрепление навыков счета в пределах 5, умения образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовались умения различать и называть плоские объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр)
|
Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
|
-Дид. игра «Кто больше назовет?» -Дид. игра «Что, где?» |
Дети усваивали понятия «больше меньше», ориентировку в пространстве относительно других предметов, порядковый счет. |
Гимнастика пробуждения
|
П/и игра «Дни недели, стройтесь» |
Закрепляли у детей знания дней недели, порядковый счет. |
Прогулка:
|
Игра «Магазин игрушек» - Игра «Разложи по полочкам» |
Происходило обучение детей навыкам классификации. |
План-конспект организации
непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников
Тема: Порядковый счет до 10Ц
Цель занятия: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Тип занятия: закрепление усвоенных знаний.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами. Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.
Оборудование и материалы
Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни».
Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями,
Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.
Предварительная подготовка: повторение счета от 1 до 10.
Методы и приемы работы с детьми: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Структура занятия:
Этап занятия |
Содержание |
Время |
Организационный момент |
– Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил! – Ребята, вы любите слушать сказки? – А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? -Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. -А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова «1, 2, 3 обернись, в сказке окажись» Открываем глаза. Сказка начинается. Дети входят в группу под музыку. -Да -Да |
2 мин |
Основной этап |
– Жил-был царь. И была у него дочь – красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы. – Среда – Вторник Графический диктант Дети выполняют диктант – Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. Какие фигуры мы не нарисовали? -Зеленый квадрат – Сколько животиков у 5 бегемотиков? – Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? – Сколько домишек у 100 муравьишек? – 4 У одной мышки два уха -3 Щука не птица – Самое большое – Назовите соседей числа 6 – Назовите соседей числа 9 Дети проходят за столы – три – шесть – 4 Дети из палочек выкладывают ключик из палочек Кюизенера |
20 мин |
Итог занятия |
– А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5. – Где мы сегодня путешествовали, ребята? – Что вам понравилось? – Что бы вы хотели пожелать нашим гостям? Дети считают хором |
3 мин |
Анализ проведения непосредственной математической деятельности
Параметр |
Содержание |
1.Запишите план математической деятельности в соответствии с его структурой |
Орг. Момент. Объявление темы занятия. Беседа Ответы на вопросы Графический диктант Ответы на вопросы Физ. минутка Д/и «Назови число» Конструирование из палочек Итог занятия. Рефлексия. |
2. Какие математические задачи решались в данном виде деятельности? |
способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
|
3. Какие общедидактические методы использовались наиболее эффективно? |
Создание игровой ситуации |
4. Какой способ организации деятельности использовали? |
Непосредственно образовательная деятельность – фронтальное занятие по развитию элементарных математических представлений |
5. Ваше впечатление о проведенной деятельности
|
Дети были организованны и заинтересованы на занятии, с интересом выполняли задания и упражнения. |
Подготовка консультаций для родителей (конспект)
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»
Только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.
Поэтому развитие у дошкольника интереса к
математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.
Играйте с ребенком с удовольствием!
Стоит до школы научить ребенка различать:
— пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
— узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
— величину предметов;
— понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».
Игры для формирования элементарных математических представлений
- Игра «Подбери колеса к вагончикам»
Ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
- Игра "Какое число пропущено?"
Называется пропущенное число. Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»
Взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. Игра «Собери бусы» Для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы. Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками").
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»
Предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
6. Счет на кухне
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
7.«Мячи»
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед — назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Д/З
1. Подготовка к проведению развлечения (в форме КВН, соревнований, конкурса игр, составления проектов и др.).
2. Подготовка к проведению математической деятельности на прогулке (математическое содержание включить в наблюдения, игры, эксперименты и др).
Дата – начало 19.09.23 окончание 20.09.23
Задание 3. Самостоятельная организация, проведение и анализ развлечения математического содержания. Самостоятельное проведение непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников в режимных процессах ДОУ (прогулка).
- Разработанный конспект развлечения приложить в портфолио. При анализе развлечения заполнить таблицу:
Что получилось удачно |
В чем возникли затруднения |
Причины затруднений |
Приемы преодоления затруднений |
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия и дидактический материал, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное, перемещения по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. В заключительной части закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением и медалькой. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, используя современную образовательную личностно-ориентированную технологию сотрудничества. Поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени, используя технологию решения изобретательских задач. Использовала нетрадиционные формы работы.
|
опасалась, что дети замкнуться, так как встречаются с незнакомыми людьми и большой аудиторией, в начале занятия это прослеживалось. В связи с тем, что было много времени уделено индивидуальной работе с каждым ребёнком занятие затянулось, структура выдержана, осуществлялось чередование видов деятельности.
|
Новый незнакомый педагог, слишком много времени на индивидуальную работу. |
Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в помощи выполнения заданий, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. |
2. Самостоятельное проведение математической деятельности на прогулке
Цель деятельности: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.
Методические приемы: художественное слово, загадки, беседа, вопросы к детям, подвижные игры «Солнечные зайчики», «Форма-движение», «Фигурные кочки».
Д\З
- Подготовиться к организации и проведению индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников.
- Пополнить портфолио материалами.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 20.09.23 окончание 21.09.23
Задание 4. Разработка плана коррекционной работы по математическому развитию дошкольников. Самостоятельное проведение индивидуальной работы и игровой деятельности по математическому развитию.
Планирование коррекционной(индивидуальной) работы по математическому развитию
(по результатам диагностики, анализа самостоятельной деятельности составить план коррекционной работы)
№ п/п |
Программные задачи |
Индивидуальная работа |
Результат |
|||||
При проведении коррекционной работы в ячейке каждого ребенка знаком -, + отмечать количество проведенных индивидуальных занятий |
Отметь детей, не усвоивших задачу |
|||||||
Оля П. |
Денис Р. |
Марина Д. |
Костя П. |
Савелий Г. |
Вика М. |
|||
1 |
Знание состава числа из единиц |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Марина и Вика |
2 |
Увеличение числа на одну единицу |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Марина и Вика |
3 |
Усвоение обратного счета |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Вика |
4 |
Усвоение порядка следования чисел натурального ряда
|
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Костя |
5 |
Умение считать предметы наощупь
|
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Марина |
6 |
Умение сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Марина |
Индивидуальная работа (с кем) Марина.
Цель: развивать умение считать предметы на ощупь.
Метод. приемы: игра «Чудесный мешочек», «Эталоны», «Найди».
Индивидуальная работа (с кем) Вика
Цель: упражнять в обратном счете
Метод. приемы: игра «Наоборот», «Считай, не ошибись», «числа-соседи».
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Ведение документации |
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Дата – начало 21.09.23 окончание 22.09.23
Задание 5. Этап подведения итогов. Рефлексия.
1. Составить общие выводы по проведению математической деятельности, заполнив анкеты, таблицы:
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями математического развития детей
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение документацией, обеспечивающей математическую деятельность детей; |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определение целей, задач, планирование индивидуальной деятельности; |
|
|
5 |
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по математическому развитию; |
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за математическим развитием; |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной математической деятельности условиях образовательного учреждения |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
25 |
|
|
|
|
Итог 5 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу
Моя индивидуальная траектория профессионального и личностного развития
Мои особенности |
Особенности деятельности |
Что получается |
В чем трудности |
Мое самое большое дело на будущее |
Мои «слабые» стороны |
Стать хорошим педагогом, реализовать весь свой профессиональный потенциал, найти единомышленников в рабочем коллективе. |
|||
Возникают трудности с установлением дисциплины на занятии, не могу призвать некоторых детей вести себя хорошо. |
Иногда некоторые дети могут «сорвать» занятия из-за своего поведения. |
Из-за того, что я для детей незнакомый человек, возникают трудности с тем, что дети не могут в полной мере открыться на занятии. |
В удержании внимания детей на занятиях. |
|
Мои «сильные» стороны |
||||
Всегда стараюсь подбирать игры и упражнения, которые будут отвечать интересам конкретных детей. |
Тщательно готовлюсь к занятиям, заранее подбираю наглядность.
|
Интересно проводить занятия по формированию математических представлений у детей.
|
Когда возникают трудности, я прошу совета у опытных педагогов. |
Сделать вывод: (Чему научился? Что усвоил? Что не понял? Что понравилось?)
В рамках организованной деятельности по ознакомлению детей с математическими представлениями я научилась планировать содержание и проводить занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования у детей разных возрастных групп. Я научилась формулировать задачи занятия в соответствии с рабочей программой, подбирать необходимый наглядный и раздаточный материал, применять приемы удержания внимания детей на содержании занятия. Помимо этого, я наладила взаимодействие с опытными педагогами ДОУ, которые сильно помогли мне в организации и проведении собственных занятий.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
по МДК 03.04. Теория и методика математического развития
в объеме 72 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г.в организации
_____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 3.4
|
Осуществляет педагогическое наблюдение за математическим развитием ребенка. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 5.1 |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 5.3
|
Систематизирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 5.4 |
Оформляет педагогические разработки в виде отчетов, занятий, выступлений |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
|
|
|
5 |
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
35 |
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Дата «___»._______.20___
мп
Подпись руководителя практики ______________/ _________________________
ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность
Приложение 1
Уровни освоения программы
2 младшая группа
Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос, заданный после изменения расположения 3—4 предметов: «Их столько же или стало больше?» — не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их по признакам. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.
Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется соответствующей терминологией (больше чем..., короче чем...). Видит неизменность количества на группах в 3—4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами «сначала»; «потом»; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Средняя группа
Низкий. Ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами в пределе 3—5, допускает ошибки.
Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру,устанавливает неравенство. Считает в пределе 4—7.
Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины; отвечает на вопросы: «Что изменилось и почему?», «Что осталось таким же и почему?»; поясняет порядок действий.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы в пределе 10—15.
Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д..
Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..»
Самостоятельно действует с целью определения неизменности количества и величины, объясняет связи изменения или неизменности количества (добавили — стало больше, ничего не добавили — не изменилось), успешно выполняет действия по линейному алгоритму, поясняет ход и развитие действия.
Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Старшая группа
Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон.
На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа.
С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин.
Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение.
Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Подготовительная к школе группа
Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки.
Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в компьютерных играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.