Теоретические основы социокультурной компетенции на уроках английского языка
Глава I. Теоретические основы социокультурной компетенции на уроках английского языка
1.1. Социокультурная компетенция обучающихся старших классов: понятие и функции
Современную жизнь невозможно представить без знания хотя бы одного иностранного языка, поскольку язык является одним из ключевых инструментов познания мира, открывает возможности для осуществления коммуникации с представителями других культур. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Без социокультурных знаний нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Исходя из концепции преподавания иностранного языка учебные цели должны формироваться как конкретные коммуникативные задачи, решаемые при помощи соответствующих языковых средств. Прагматическая направленность программы выражает выбор контекстно-ситуативного метода презентации явлений языка, при этом коммуникативные и языковые навыки формируются одновременно. Важна не только передача понятий о языке и признанных учебных норм, но и свободное понимание, переживание определенной реальности. Введение в педагогику и методику понятий межкультурной коммуникации и компетенции кардинально меняет сущность и содержание целей обучения иностранному языку в школе [Иващенко И.А. Методы повышения мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – №2. – С. 29 – 32.]
На сегодняшний день одной из главных целей обучения иностранным языкам является формирование у обучающихся социокультурной компетенции. Овладевая данной компетенцией, обучающиеся уже не просто говорят на иностранном языке, а используют полученные знания, касающиеся особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их обычаев, этикета, правил, социальных стереотипов), в процессе общения. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту среднего (полного) общего образования основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарата среднего (полного) общего образования». – Москва: 17 мая 2012. – 83 с.].
Центральное место в педагогическом процессе должно занять соизучение языка и культуры. Язык является одним из средств формирования картины мира, поэтому владение социокультурной компетенцией дает возможность чувствовать себя увереннее, а в отношении культуры быть практически на равных с носителями языка. Кроме того, овладевая социокультурной компетенцией на уроке иностранного языка, обучающиеся получают возможность сравнить свою культуру с культурой страны того языка, который они изучают, а также ознакомиться с общечеловеческими ценностями.
В условиях модернизации современного образования выдвигаются новые требования к личности обучающегося, основным достоянием которой становится мобильность, способность и желание самостоятельно совершенствоваться в своей деятельности и участвовать в формировании и развитии социокультурной компетенции.
Углубленное рассмотрение социокультурных процессов, протекающих в современном поликультурном обществе, способствует поиску новых подходов и методов обучения иностранному языку, введению нового подхода к изучению социолингвистической/социокультурной ситуации и, следовательно, социокультурной компетенции, «теоретической и практической готовности коммуниканта к социокультурной деятельности» [Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2007. - 23 c. с. 7].
Основоположник социокультурного подхода в отечественной методике В.В. Сафонова определяет социокультурную компетенцию как «знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, умение осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с. с. 142].
По мнению В.В. Сафоновой, «ученик должен уметь адекватно реагировать и рефлексировать, исходя из культурных, социальных, политических, межличностных событий» [Сафонова B.B. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высш. шк., Амскорт интернейшнл, 1991. - 325 с. с. 32].
Вслед за В. В. Сафоновой и И. Э. Риске, мы понимаем социокультурную компетенцию как совокупность социокультурных знаний о родной и иноязычной культуре, умений и навыков обучающихся понимать, интерпретировать и применять социокультурную информацию в разнонаправленных ситуациях общения и способности участвовать в эффективном межкультурном взаимодействии [Риске И.Э. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: РГПУ, 2000. – 259 с.].
Согласно П. В. Сысоеву, в содержании социокультурной компетенции можно выделить четыре составляющих:
а) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, о духовных ценностях культурных традиций, в том числе у представителей разных этнических групп, знания об особенностях национальной ментальности поведения);
6) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);
в) личностное отношение к фактам культуры (в том числе способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление национально- маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям международным и иноязычным социокультурными полями) [Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. – Тамбов: ТБУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 145 с.].
По мнению П.В. Сысоева, «социокультурная компетенция - это, в первую очередь, уровень знаний социокультурных особенностей при использовании иностранного языка в различных ситуациях» [Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика. - М.: Глосса-Пресс, 2008. - 385 с. с. 45].
Коммуникативная компетенция является ключевой и включает в себя не только владение иностранным языком, но и навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, владение различными социальными функциями в коллективе.
Коммуникативная компетенция, по мнению Е.Н. Солововой, является «сложной структурой, которая предполагает подчинение одних составляющих ее аспектов другим. Нельзя отрицать связь между социокультурной и лингвистической компетенциями, поскольку в том случае, если коммуниканты не обладают достаточными знаниями о системе языка и не могут корректно их использовать, об акте коммуникации не может быть и речи. Не обязательно виртуозно владеть теоретическими знаниями структуры языка для высокого уровня социокультурной компетенции и наоборот» [Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с., c. 65].
По мнению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, социокультурная компетенция – это «не только общие сведения о стране изучаемого языка, но и знание, и принятие национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, согласно обычаям, правилам этикета, социальным особенностям и стереотипам поведения носителей языка» [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Теория и практика преподавания языков. - СПб.: Златоуст, 2008. - 448 с. с. 286].
Говоря о современных исследованиях в области педагогики, можно увидеть следующую трактовку социокультурной компетенции. Например, С.Г. Муравьева утверждает: «Социокультурная компетенция – это интегративная личностная характеристика, предполагающая наличие знаний о различных культурных и социальных сферах. Социокультурная компетенция включает готовность и способность взаимодействовать с другими людьми, опираясь на свой опыт, а также обеспечивает способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [Муравьева С.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовании // Вестник Тюменского государственного университета. Педагогика. Психология. - 2011. - № 9. - С. 136-143. с. 143].
Г. А. Козберг рассматривает данные понятия следующим образом: «компетенция – что-то отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его успешной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетенция – это обладание учеником необходимой компетенцией» [Козберг Г.А. Учитель на пути реформирования современной школы. – М.: Просвещение. – 2010. – 53 с. с. 29].
Таким образом, несмотря на тот факт, что зарубежные ученые отождествляют понятия «компетенция» и «компетентность», в свою очередь в отечественной педагогике видна тенденция разделения данных понятий. Исходя из итогов проведённого анализа педагогической литературы необходимо сделать вывод о том, что компетенция является результатом образования, который отражает совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, позволяющей успешно и результативно, что самое главное, реализовывать деятельность в определённой сфере. Более того, реализация данной системы говорит о готовность к активации внутренних и внешних возможностей потенциала для успешной деятельности в разного рода ситуациях.
Компетентность является уровнем образованности индивида, что в свою очередь содержит в себе сугубо субъективное отношение к деятельности, ценностным ориентациям, а также включает в себя определённые личностные характеристики, подразумевающие эффективное выполнение необходимых функций. Исходя и того, что компетенция является результатом образования, то необходимо сказать о том, что она является и еще нормой образовательной подготовки, а компетентность – это характеристика определенной личности, которая обладает нужной компетенцией [Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение. – 2007. – 132 с. с. 83].
Таким образом, в настоящем исследовании социокультурная компетенция рассматривается как совокупность конкретных знаний, умений и навыков, а также качеств, которые формируются у обучающихся при подготовке к межкультурному общению. Наличие у обучающегося сформированной на должном уровне социокультурной компетенции позволяет ему не только владеть различными языковыми знаниями и умениями и успешно применять их в межличностном общении, но толерантно воспринимать другие культуры и лучше узнать родную культуру, сопоставляя различные явления и реалии. Кроме того, формирование социокультурной компетенции способствует воспитанию готовности к межкультурному общению.
Проведенный анализ понятия «социокультурная компетенция» позволяет определить ее аспектный состав:
- Аксиологический (ценностная позиция в вопросах культуры, толерантность и мотивация);
- Информационный (теоретические знания о культуре своей страны и о стране изучаемого языка);
- Деятельностный (умение на практике использовать полученную информацию, социальная гибкость, мобильность, креативность).
В данной структуре социокультурной компетенции прослеживается, что ее формирование происходит только в том случае, если обучающийся при получении материала может оценить его относительно собственных норм и ценностей, умея рефлексировать.
Считаем необходимым определить уровни, отражающие сформированность социокультурной компетенции у старшеклассников, и критерии, на основе которых выделяются данные уровни. Мы предлагаем выделить три уровня (критический, адаптивный и продуктивный, соответственно) сформированности социокультурной компетенции, основывающиеся на следующих критериях: мотивации, когнитивности, функциональности и поведения. Рассмотрим содержание этих критериев:
- Мотивационный критерий состоит из имеющихся у обучающихся мотивов для изучения языка;
- Когнитивный критерий включает имеющиеся знания социокультурного плана присущих данной культуре традиций, тактики и стратегии коммуникации;
- Функциональный критерий подразумевает под собой знания и умения выбора различных стилей поведения (как речевого, так и неречевого), адекватных ситуаций, которые приняты в этой культуре;
- Поведенческий критерий соотносится с уважением и принятием чужой культуры, эмпатией и отсутствием категоричности и предвзятости к представителям страны изучаемого языка [Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 11-15].
Анализ литературы позволяет определить следующие показатели сформированности социокультурной компетенции: знания, умения и навыки, личностные качества и стратегии. Знания состоят из следующих элементов:
– знание языка;
– знание фактов о родной и изучаемой культуре;
– знание норм социального и личностного взаимодействия;
– знание паралингвистических средств общения;
–знание культурных ценностей, присущих своей и изучаемой культурам.
Умения включают в себя:
– интерпретацию культурных фактов;
– соотнесение событий в родной и изучаемой культуре;
– извлечение и усвоение новых знаний о культуре;
– применение знаний в практических ситуациях общения;
– критическую оценку своей и иной культур [Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение. – 2008. – 73 с. с. 63].
Личностные качества включают открытость, любознательность, готовность отказаться от предубеждений, принятие культуры изучаемого языка. Гармоничное сочетание этих компонентов позволяет сформировать социокультурную компетенцию [Баранова К.М. Startlight10. – М.: Титул. – 2008. – С. 24–31. с. 20].
Таким образом, современное состояние учебного процесса также, как и все сферы жизни, претерпевает определенные изменения, связанные не только с вновь вступившими образовательными стандартами, но и с современными тенденциями образования в мире в целом. На сегодня обучающийся старших классов общеобразовательной школы обладает рядом компетенций, способствующих осуществлению определенной деятельности. Исходя из того, что стратегической целью обучения иностранному языку является формирование языковой личности, то развитие социокультурной компетенции у обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса относительно учебного предмета «Иностранный язык».